НЕВРОЗ
НЕВРОЗ
от греч. neuron - нерв) - англ. neurosis; нем. Neurose. 1. Функциональное расстройство нервной системы, возникающее вследствие действия психотравмирующих факторов, эмоционального и умственного перенапряжения. Выделяют три основные формы Н.: истерию, неврастению, Н. навязчивых состояний. 2. В психоанализе - психогенный аффект или симптом расстройства личности, являющийся символическим проявлением конфликта, коренящегося в детской психике субъекта и представляющий собой компромисс между желанием и защитой от него.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
НЕВРОЗ
neurosis) — эмоциональное расстройство без основополагающей физической причины, вызывающей его. Невроз — это термин, охватывающий разнообразие эмоциональных расстройств: беспокойств, депрессий, состояний одержимости. Хотя нет никакой болезни, есть постоянное ощущение печали. Здоровье может быть восстановлено с помощью различных терапий, психоанализа, предназначенного, прежде всего для неврастеников, но подходит и клиентоцентристская терапия (см. Карл Роджерс) в пределах вырабатываемых рекомендаций, и когнитивная терапия поведения. Невроз следует отличать от психоза — намного более серьезного душевного заболевания, вроде шизофрении.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Неврозы
(от греч. neuron – нерв). Группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д. Это противоречие – невротический конфликт, закладывается преимущественно в детстве в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. Состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами, принято называть невротизмом.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Невроз
neurosis), психическое заболевание, при кром личность чрезмерно эмоционально реагирует на события и совершает неадекватные действия, осознавая иррациональность своего поведения. При психозах такое осознание отсутствует. Распространенный пример — фобии, гипертрофированное чувство страха, напр., в обществ, местах. В более сложных случаях периодически могут возникать депрессии, навязчивые идеи (мании), а также состояния, при к-рых больной сам себе наносит травмы, вплоть до суицида. Однако большинство Н. — следствие жизненных неурядиц, разнообразных неблагоприятных факторов (напр., потеря родителей или плохое обращение в семье) в сочетании со специфическими чертами личности, такими, как явная склонность к возбуждению, способствующих уязвимости в стрессовых ситуациях (стресс).
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
НЕВРОЗ
(новолат. neurosis от др.-греч. — нерв) — в клиническом понятии функциональные нарушения нервной деятельности, которые не сопровождаются грубыми органическими изменениями в структуре нервной ткани.
Н. — собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Синонимы: невротическое расстройство, психоневроз. При этих расстройствах происходят нарушения в общем состоянии организма, которые являются только фоном: истощение, малокровие, расстройства обмена веществ и др. Основной причиной Н. является психическая травма, а также личностная предрасположенность человека — наследственность, эмоциональная неустойчивость, ранимость психики. Н. — это результат перенапряжения нервной системы, который приводит к ее срыву.
К основным формам Н. обычно относят: истерию, неврастению, Н. навязчивых состояний и психастению. Считается, что невротический конфликт, обусловливающий возникновение и развитие Н., возникает главным образом в период детства в результате нарушений отношений ребенка с родителями и микросоциальным окружением н значительно активизируется в различных психотравмирующих ситуациях. Лечение Н. осуществляется посредством использования методов психоанализа, различных видов психотерапии, разнообразных методов психологической коррекции и пр.
И.П. Павлов в рамках физиологического учения определял Н. как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей.
Психоаналитические теории представляют Н. и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Предполагается, что такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть. Зигмунд Фрейд видел этот конфликт в базовом противоречии между инстинктивными влечениями Оно и запрещающим давлением Сверх-Я, представляющим собой мораль и нормы, существующие в обществе. Карен Хорни считала, что базовый конфликт Н. — результат противоречия между несовместимыми защитными тенденциями личности. Для защиты от таких неблагоприятных социальных факторов, как унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей, пренебрежительное и агрессивное отношение, ребенок формирует способы защиты, основанные на движении “к людям”, “против людей” и “от людей”. Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, любви, защите. Движение против людей — это потребность во власти над людьми, славе, признании, успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, уходе, изоляции от людей. Невротик подвержен сразу всем трем тенденциям, однако одна из них доминирует, и, таким образом, можно условно классифицировать невротиков на “подчиненных”, “агрессивных” и “обособленных”. Карен Хорни уделяла много внимания проблемам, порождаемым противоречиями между защитными тенденциями.
Т.А. Митина
Лит.: Неврозы // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В. Петровский. 3-е изд. Т. 16. М.: Сов. энцикл., 1981; Овчаренко И.И. Невроз // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1999; Хорни К. Наши внутренние конфликты // Хорни К. Самоанализ: Пер. с англ. А. Боковикова. М.: Акад. Проект, 2009.
Н. — собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Синонимы: невротическое расстройство, психоневроз. При этих расстройствах происходят нарушения в общем состоянии организма, которые являются только фоном: истощение, малокровие, расстройства обмена веществ и др. Основной причиной Н. является психическая травма, а также личностная предрасположенность человека — наследственность, эмоциональная неустойчивость, ранимость психики. Н. — это результат перенапряжения нервной системы, который приводит к ее срыву.
К основным формам Н. обычно относят: истерию, неврастению, Н. навязчивых состояний и психастению. Считается, что невротический конфликт, обусловливающий возникновение и развитие Н., возникает главным образом в период детства в результате нарушений отношений ребенка с родителями и микросоциальным окружением н значительно активизируется в различных психотравмирующих ситуациях. Лечение Н. осуществляется посредством использования методов психоанализа, различных видов психотерапии, разнообразных методов психологической коррекции и пр.
И.П. Павлов в рамках физиологического учения определял Н. как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей.
Психоаналитические теории представляют Н. и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Предполагается, что такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть. Зигмунд Фрейд видел этот конфликт в базовом противоречии между инстинктивными влечениями Оно и запрещающим давлением Сверх-Я, представляющим собой мораль и нормы, существующие в обществе. Карен Хорни считала, что базовый конфликт Н. — результат противоречия между несовместимыми защитными тенденциями личности. Для защиты от таких неблагоприятных социальных факторов, как унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей, пренебрежительное и агрессивное отношение, ребенок формирует способы защиты, основанные на движении “к людям”, “против людей” и “от людей”. Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, любви, защите. Движение против людей — это потребность во власти над людьми, славе, признании, успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, уходе, изоляции от людей. Невротик подвержен сразу всем трем тенденциям, однако одна из них доминирует, и, таким образом, можно условно классифицировать невротиков на “подчиненных”, “агрессивных” и “обособленных”. Карен Хорни уделяла много внимания проблемам, порождаемым противоречиями между защитными тенденциями.
Т.А. Митина
Лит.: Неврозы // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В. Петровский. 3-е изд. Т. 16. М.: Сов. энцикл., 1981; Овчаренко И.И. Невроз // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1999; Хорни К. Наши внутренние конфликты // Хорни К. Самоанализ: Пер. с англ. А. Боковикова. М.: Акад. Проект, 2009.
Неврозы
от греч. neuron – жила, нерв) – группа ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, характеризующихся длительной ТРЕВОГОЙ, раздражительностью и постоянным беспокойством о физическом здоровье при отсутствии психотических явлений.
Невротическое поведение весьма распространено. Большинство людей в тот или иной момент жизни чрезмерно тревожатся, нервничают, злятся и раздражаются, страдают бессонницей, подолгу размышляют на одну и ту же тему. Если человек ничего не предпринимает для разрешения своих проблем, все это служит проявлением невротического поведения. В этом смысле невротическое поведение неадаптивно, т. е. не является адекватным способом совладания со стрессом. Неврозы представляют собой крайнюю форму невротического поведения, этот диагноз ставится, когда человек утрачивает возможность вести нормальную жизнь, выполнять обязанности, получать удовольствие, утрачивает веру в себя, что приводит к самоизоляции и повторяющемуся поведению, мыслям. К наиболее распространенным неврозам относятся тревога и ДЕПРЕССИЯ, которые, как полагают, лежат в основе большинства других неврозов, таких как РАССТРОЙСТВА ПРИЕМА ПИЩИ, компульсивное поведение и ИСТЕРИЯ.
Неврозы имеют полифакторную природу. В этиологии неврозов определенную роль играют следующие факторы: биологические (наследственность и конституция, длительные соматические заболевания); социально-психологические (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание в семье); факторы, имеющие психологическую природу (преморбидные особенности личности, психические травмы и т. п.). Для клинической картины невроза характерно сочетание нарушений высшей нервной деятельности и соматовегетативных расстройств с субъективными переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др.).
Среди неврозов выделяют неврастению, невроз страха, истерический невроз и неврозы навязчивых состояний.
Неврастения является следствием перенапряжения, истощения нервной системы, переутомления. Клиническим проявлением неврастении является синдром раздражительной слабости (невыносливость к сильным раздражителям, подавленное настроение и т. п.). Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций на почве общей соматической слабости.
Чувство страха в клинической картине различных неврозов занимает большое место. Если синдром страха является ведущим, можно говорить о неврозе страха. Непосредственной причиной невроза страха могут стать остро и длительно действующие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и др.). Страх может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной тревожности и как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств и т. п.).
При истерическом неврозе клиническая симптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки, астазия-абазия), в виде сенсорных нарушений (истерические глухота, слепота, мутизм) и вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерной чертой указанных расстройств является, как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, заикание, анорексия.
Неврозы навязчивых состояний чаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечаются тревожность, повышенная ригидность, неуверенность в себе, мнительность. Нередко возникают навязчивые страхи (фобии) – кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты, закрытых дверей и т. п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны больного.
В лечении неврозов наряду с общеукрепляющими мероприятиями и медикаментозными воздействиями ведущая роль принадлежит психотерапии.
Негативизм (от лат. negation – отрицание) – лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие негативизма первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных негативизм может проявляться не только по отношению к воздействиям других людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).
В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования является способом выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего негативизм ветречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы.
Слабой формой негативизма является упрямство, имеющее тот же механизм, что и негативизм, и выполняющее ту же защитную функцию. Однако в отличие от негативизма упрямство часто возникает по мотивам самоутверждения. Нередки случаи, когда за упрямство принимают настойчивость. Между тем настойчивость обусловливается стремлением субъекта добиться поставленной цели даже вопреки препятствующим этому влияниям. В то же время негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают лишь на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей.
Существует две формы негативизма: пассивный, который выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требуемым. Негативизм может быть эпизодическим, ситуативным, но в определенных условиях он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.
Негативизм детский – форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как реальное неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых.
Негативизм может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрямстве, в замкнутости, отчужденности.
Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком каких-то чрезвычайно существенных для него потребностей социального характера: потребности в общении, в одобрении, в уважении, потребности в эмоциональном контакте – эмоциональном созвучии со значимым другим (сверстником или близким взрослым).
Блокирование потребности становится источником глубоких переживаний, которые по мере их осознания ребенком все более способствуют возникновению у него негативных тенденций в поведении.
Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку «выстоять» в трудной, конфликтной для него жизненной ситуации в одних случаях за счет внешнего обесценивания существенной для него потребности, в других – путем утверждения себя «любой ценой» – нарочитой недисциплинированностью, шутовством и т. п.
Невротическое поведение весьма распространено. Большинство людей в тот или иной момент жизни чрезмерно тревожатся, нервничают, злятся и раздражаются, страдают бессонницей, подолгу размышляют на одну и ту же тему. Если человек ничего не предпринимает для разрешения своих проблем, все это служит проявлением невротического поведения. В этом смысле невротическое поведение неадаптивно, т. е. не является адекватным способом совладания со стрессом. Неврозы представляют собой крайнюю форму невротического поведения, этот диагноз ставится, когда человек утрачивает возможность вести нормальную жизнь, выполнять обязанности, получать удовольствие, утрачивает веру в себя, что приводит к самоизоляции и повторяющемуся поведению, мыслям. К наиболее распространенным неврозам относятся тревога и ДЕПРЕССИЯ, которые, как полагают, лежат в основе большинства других неврозов, таких как РАССТРОЙСТВА ПРИЕМА ПИЩИ, компульсивное поведение и ИСТЕРИЯ.
Неврозы имеют полифакторную природу. В этиологии неврозов определенную роль играют следующие факторы: биологические (наследственность и конституция, длительные соматические заболевания); социально-психологические (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание в семье); факторы, имеющие психологическую природу (преморбидные особенности личности, психические травмы и т. п.). Для клинической картины невроза характерно сочетание нарушений высшей нервной деятельности и соматовегетативных расстройств с субъективными переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др.).
Среди неврозов выделяют неврастению, невроз страха, истерический невроз и неврозы навязчивых состояний.
Неврастения является следствием перенапряжения, истощения нервной системы, переутомления. Клиническим проявлением неврастении является синдром раздражительной слабости (невыносливость к сильным раздражителям, подавленное настроение и т. п.). Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций на почве общей соматической слабости.
Чувство страха в клинической картине различных неврозов занимает большое место. Если синдром страха является ведущим, можно говорить о неврозе страха. Непосредственной причиной невроза страха могут стать остро и длительно действующие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и др.). Страх может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной тревожности и как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств и т. п.).
При истерическом неврозе клиническая симптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки, астазия-абазия), в виде сенсорных нарушений (истерические глухота, слепота, мутизм) и вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерной чертой указанных расстройств является, как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, заикание, анорексия.
Неврозы навязчивых состояний чаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечаются тревожность, повышенная ригидность, неуверенность в себе, мнительность. Нередко возникают навязчивые страхи (фобии) – кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты, закрытых дверей и т. п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны больного.
В лечении неврозов наряду с общеукрепляющими мероприятиями и медикаментозными воздействиями ведущая роль принадлежит психотерапии.
Негативизм (от лат. negation – отрицание) – лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие негативизма первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных негативизм может проявляться не только по отношению к воздействиям других людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).
В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования является способом выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего негативизм ветречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы.
Слабой формой негативизма является упрямство, имеющее тот же механизм, что и негативизм, и выполняющее ту же защитную функцию. Однако в отличие от негативизма упрямство часто возникает по мотивам самоутверждения. Нередки случаи, когда за упрямство принимают настойчивость. Между тем настойчивость обусловливается стремлением субъекта добиться поставленной цели даже вопреки препятствующим этому влияниям. В то же время негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают лишь на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей.
Существует две формы негативизма: пассивный, который выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требуемым. Негативизм может быть эпизодическим, ситуативным, но в определенных условиях он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.
Негативизм детский – форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как реальное неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых.
Негативизм может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрямстве, в замкнутости, отчужденности.
Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком каких-то чрезвычайно существенных для него потребностей социального характера: потребности в общении, в одобрении, в уважении, потребности в эмоциональном контакте – эмоциональном созвучии со значимым другим (сверстником или близким взрослым).
Блокирование потребности становится источником глубоких переживаний, которые по мере их осознания ребенком все более способствуют возникновению у него негативных тенденций в поведении.
Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку «выстоять» в трудной, конфликтной для него жизненной ситуации в одних случаях за счет внешнего обесценивания существенной для него потребности, в других – путем утверждения себя «любой ценой» – нарочитой недисциплинированностью, шутовством и т. п.
Источник: Словарь справочник по социальной работе