НОРМА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Норма
социальное правило, указывающее на подобающее и неподобающее поведение в определенных ситуациях.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Норма
(лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – этическое понятие, фиксирующее наиболее простой элемент логической структуры морального сознания; узаконенное установление, признанный обязательный порядок.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

Норма
от лат. norma— «руководящее начало», «правило», «образец»). Норма выступает в форме правила или модели, воспринятых и разделяемых большинством, узаконенных ценностями и выступающих как коды или руководящие установки.

Источник: Глоссарий по социологии

Норма
минимальное или предельное количество чего-либо, допускаемое к использованию в процессе достижения целей, например, норма времени, норма ресурсов, в том числе не только природных, но и социальных, информационных, организационных и т. п. [18.– С.265].

Источник: Социология. Словарь.

НОРМА
от лат. погта - правило, образец) - англ. norm; нем. Norm. 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биол., техн., соц. системах.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Норма
norm, лат. norma — квадрат плотника, инструмент, задающий прямые углы), стандарт, общепринятый для членов социальной группы. Обществ. Н., как обязательные для всех, регулируют поведение членов об-ва. Нарушение соответствия обществ. Н. может привести к социальному или правовому наказанию. Члены об-ва обучаются социальным Н. в процессе социализации.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

норма
norm, standard лат. norma ‘правило’. - 1. Стандарт, требования, которым должно удовлетворять языковое произведение. норма устойчива и относительно стабильна, однако она подвержена изменениям в результате расширения узуса языковых вариантов (сравнительно недавно слово кофе считали существительным мужского рода, а теперь возможно употребление формы среднего рода: хороший / хорошее кофе). Ср. узус. 2. Общепринятая модель поведения. См. ненормативное поведение, ненормативный язык.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Норма
(от лат. norma – правило, образец). Норма. Norm. Стандарты и правила поведения, имеющие характер предписаний, отступление от которых считается асоциальным действием или отклоняющимся (девиантным) поведением, а в этике – дурным тоном. Н. не обязательно реально встречающийся образец поведения, а именно социально ожидаемое “надлежащее” поведение, эталон для измерения и оценки реального поведения. Нормы усваиваются в процессе социализации, отклонения от них сопровождаются социальными санкциями.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

НОРМА
NORM) Ожидания соответствующего поведения, служащие общими указаниями для социального действия. Человеческое поведение обнаруживает определенную упорядоченность, которая является результатом следования общим нормам. В этом смысле человеческое действие «подчинено правилам». Социальная норма — это не обязательно реальное поведение, а нормативное поведение — это не просто наиболее часто встречающийся образец. Поскольку данный термин обозначает социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения, нормы предполагают наличие легитимности, согласия и предписания. Приобретаются нормы посредством интернализации и социализации, тогда как отклонение от норм наказывается санкциями. Данное понятие является ключевым для теорий социального порядка. См. также: Институт; Консенсус; Парсонс; Роль; Ценность.

Источник: Социологический словарь

НОРМА
norm) — стандарт (правило), регулирующий поведение в социальной обстановке. Идея о том, что социальная жизнь как упорядоченный и непрерывный процесс зависит от оформленных ожиданий и обязательств, широко распространена в социологических подходах, хотя одни придают ей большее значение, чем другие. Ддя Дюркгейма общество теоретически осмысливалось с точки зрения нравственного порядка. Этот взгляд оказал влияние на развитие современного функционализма, особенно на творчество Парсонса, где понятие нормативного порядка выступает главным элементом социальной системы. Здесь идея относительно норм связана с социализацией и ролями, встречающимися на каждом уровне общества — от действий индивидуумов в повседневной жизни (например, в манерах поведения за столом или в классе) до формулировки правовых систем в развитых обществах. Понятие норм также подразумевает понятие социального контроля, то есть положительных или отрицательных средств обеспечения конформности и применения санкций к девиантному поведению (см. Девиация). В других социологических подходах выделяются скорее правила, чем нормы, либо власть и принуждение.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Норма
(поте). Уже у Цицерона латинское слово norma обозначает одновременно и инструмент (в данном случае угольник), служащий для определения прямого угла, и ведущий принцип (в данном случае линию поведения). С ним традиционно связаны три «класса»: логической мысли, волевого действия и представления или чувства. Как некогда заметил Уильям Самнер в работе Folkways (1906), нормы охватывают способы действия, обычаи, нравы и законы и при этом неотделимы от регулирующей деятельности, которая их создает и поддерживает. Свойственные некой группе (в рамках профессиональных поведения и этики) или определенному обществу (при этом целью становится «обеспечение общего благосостояния» при помощи официально определенных предписаний и запретов), они принимают формы правил или моделей, воспринятых и разделяемых большинством, легитимированных ценностями, организованных в системы, которые (системы) функционируют как коды или как руководства, и несоблюдение или нарушение которых является синонимом девиации и может повлечь за собой санкции либо спровоцировать проявления неодобрения и остракизма.
Усвоение норм, как показал Талкотт Парсонс, неотделимо от процесса социализации и включает в себя не только знание предписанных правил, но и информацию о возможностях маневра, поскольку принятые нами роли не сводятся к списку строго ограниченных процедур. Ослабление норм или их несогласованность может быть источником аномии, склонности к конформизму, с учетом таких факторов, как соотношение издержки/выгоды, моральный долг, потребность в идентификации или примере.

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

НОРМА
лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н. суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лотман). Сверхзадача Н. - удержать инвариантность через полагание пределов вариативности. Инвариативность в Н. - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности. Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом.
Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах), а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных практик. Принятие же означает ее постепенную стереотипизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового "снятия". Такого рода схема движения Н. может быть обозначена как нормацикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычивание ("хабитуализация"), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормацикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта).
Исторически Н. возникает из традиции как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах. Логически же сама традиция (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н. Основное отличие Н. от традиции усматривается в принципиальной "вписанности" последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и возможности (и преобладания) в Н. регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н. и задает соразмерность любым социокультурным проявлениям и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте).
Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях (2); традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н. - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования (3). Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе. Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, т.е. "о-естествленные" Н.). Две других - нормирование через Н. (собственно Н. - технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах; Н. как "о-искусствленные" традиции). Кроме того, традиция и Н. векторно разнонаправлены (4). Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. - реагирует на изменения, акцентирует момент креационности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего. Традиция непрерывна в своем действии, Н. - дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы. Во внутренней структуре Н. выделяются три составляющие: диспозиция Н. (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции - ее релятивность. В последнем случае в Н. явственнее проступает стоящая за ней ценность ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего… но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности и интересы. Тем не менее и ценностно-проявляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий характер (особенно "табу" культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения, в предельном случае - максима "что не запрещено, то разрешено"). Различают: неразвитые Н. (императив практически не прописан), "мертворожденные" Н. (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н. не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как и они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона кровной мести перед санкционируемым государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодействующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому источнику императива можно различать: Н. экстравертированные (внешний источник, власть), Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбоверты). Этим задается сила или слабость Н.
Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н. Дюркгейм предложил описывать как "аномию" . Нарушение Н. описывается в социологии как социальное отклонение (девиация). В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н. В социологических и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизненных ситуациях. В данном случае речь идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
98.20 кб

Социальная норма в традиционном и современном обществе

Добрин Кирилл Юрьевич
Рассматриваются исторические особенности понимания социальной нормы. Выявляются противоречия и девиации социальной нормы в современный период.
Читать PDF
174.18 кб

Социальная норма и девиация

Баширова Л. С.
Читать PDF
162.20 кб

Социальная справедливость как норма

Лексин В. Н.
Читать PDF
2.13 мб

Социальное самочувствие как норма и условие социального действия или бездействия

Надольная Алла Анатольевна
Рассматривается феномен социального самочувствия в референции к таким явлениям, как нормы и социальное действие или бездействие.
Читать PDF
263.29 кб

Необходимость девиантного опыта для одобряемой карьеры в граффити: социальная аномия или норма перех

Барсамов Сергей Александрович
В статье автор рассматривает противоречие в системе взаимоотношений общества и явления граффити: чтобы граффити одобряли и даже платили за это деньги, нужен опыт и признание, а опыт и признание можно получить, только рисуя на стен
Читать PDF
112.36 кб

2002. 04. 002. Терборн г. Глобализации: измерения, исто-рические волны, региональные эффекты, норма-

Фомичев П. Н.
Читать PDF
416.32 кб

Образовательный идеал и социализационная норма в контексте антропологического проектирования в услов

Залунин В. И.
Читать PDF
207.43 кб

Шпаковская Л. Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб. : норма, 2007. 328 с. ISBN 978

Зеликова Юлия Александровна
Читать PDF
222.23 кб

Чернова Ж. В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. СПб. : норма, 2008. 328 с. ISBN

Кукаренко Наталья Николаевна
Читать PDF
74.50 кб

Здоровье как культурная норма и современная Россия

Захарова Наталья Алексеевна
Читать PDF
396.62 кб

Коррупция как норма и патология (современное состояние исследования)

Одинцов Александр Владимирович
В работе рассматриваются два подхода к изучению коррупции как социального феномена. В рамках политико-правого подхода коррупция изучается как социальная патология, которая является признаком нарушения социального порядка.
Читать PDF
384.65 кб

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАЩИТЕ (R2P): КОНЦЕПЦИЯ, ЖЕЛАТЕЛЬНАЯ НОРМА ИЛИ ПРИНЦИП? ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ АЛ

Профессор Алекс Дж.
Читать PDF
121.44 кб

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО КАК НОРМА

Игнатова Светлана Николаевна
Рост социального неравенства в мире, его воспроизводство во все более серьезных масштабах ставит изучение этого явления на уровне индивидуального сознания, обыденных представлений важнейшей исследовательской задачей.
Читать PDF
880.22 кб

Городская площадь. Основные стилевые этапы развития и архитектурно-ландшафтные приёмы как норма их э

Гончаров Михаил Николаевич
Раскрываются исторические этапы развития стилей на городских площадях Запада и современные архитектурно-ландшафтные характеристики открытых городских пространств.
Читать PDF
3.64 мб

Норма и девиация в сексологии: определение диапазона понятия

Холод Александр Михайлович
The article looks at the concepts 'norm' and 'deviation' in sexology and discusses different approaches to them.

Найдено книг по теме — 14

Похожие термины:

  • Языковая норма

    совокупность правил выбора и употребления языка (в данном обществе в данную эпоху). Понятие «норма» неразрывно связано с понятием «литературный язык». Литературный язык часто и называют языком но
  • Норма - лат. norma - Норма культурная

    стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социокультурным группам и выражающий их представление о прекрасном, желател
  • Норма обслуживания

    количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслуживать в единицу рабочего време
  • Норма права

    правовая норма) – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства и обеспечиваемое в случае необходимости мерами государственного принуждения или поощрения. Н.п. – один из видов со
  • НОРМА ПРИБЫЛИ

    rate of profit) (марксизм) — прибавочная стоимость, созданная в производстве, деленная - на сумму постоянного и переменного капитала, используемого в производстве (S/c + V). Поскольку ее можно рассчитать тол
  • Норма социальная

    средство социальной регуляции поведения индивидов и групп.
  • Социолингвистическая норма

    ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ). Совокупность правил, в соответствии с которыми говорящие осуществляют выбор языка, языковой подсистемы или их элементов для построения социально коррект
  • НОРМА СТАТИСТИЧЕСКАЯ

    англ. norm, statistical; нем. Norm, sta-tistiche. Математическая величина, измерение или ряд, используемые как стандарт для сопоставления.
  • Норма времени

    величина затрат рабочего времени на единицу работы, определяемая для одного или группы работников соответствующей квалификации в данных организационно- технических условиях.
  • Норма выработки

    объем работы (количество единицы продукции), которую работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организационно-техн
  • НОРМА ВЗАИМНОСТИ

    Норма взаємності. Norm of reciprocity. Социальный обмен, основанный на ожидании взаимности в понимании, дарении, услуге и т. д., имеющий место среди родственников и близких людей и не основанный на меркантил
  • Моральная норма для социального работника

    общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении с субъектом социальной работы, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.
  • Норма нравственная

    система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.
  • норма диспозитивная

    dispositive norm. - Рекомендательная норма (ко2мпас. Ср. ненормативное, но профессиональное употребление компа2с).
  • Норма групповая

    совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействи
  • норма императивная

    imperative norm. - Строго обязательные правила использования языка (хода2тайствовать, а не ходатайствовать). нарушение нормы сигнализирует о низком образовательном уровне говорящего.
  • норма культурная/коллективная

    cultural / collective norm. - Предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего общественно одобряемого поведения в контексте определенной ситуации. нормы можно легко вычленить на основе наблюд
  • норма национальная

    national norm. - Разновидность нормы, отражающая сущность специфики варьирования языка, осознаваемая и поддерживаемая в пределах каждой национальной общности. Является суверенной и самостоятельной.
  • норма перевода конвенциональная

    conventional translation norm. - требования, которым должен отвечать перевод в связи с общепринятыми в данный период взглядами на роль и задачи переводческой деятельности.
  • Норма управляемости

    предельное число работников, которыми в данных условиях можно эффективно руководить. Зависит от характера деятельности, уровня знаний и умений людей, их психологических и физических особенносте