Нормы
правила поведения в определенной ситуации.
Источник: Социология права словарь специальных терминов
Нормы
правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
Нормы
в социологии правила, которые формально или неформально приняты в группе или обществе.
Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге
Норма
социальное правило, указывающее на подобающее и неподобающее поведение в определенных ситуациях.
Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.
Нормы
правила, ожидания и предписания, благодаря которым общество руководит поведением своих членов.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
НОРМЫ
образцы, правила, принципы деятельности, признанные социальной системой и в той или иной мере обязательные для её членов.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Норма
(лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – этическое понятие, фиксирующее наиболее простой элемент логической структуры морального сознания; узаконенное установление, признанный обязательный порядок.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
Норма
от лат. norma— «руководящее начало», «правило», «образец»). Норма выступает в форме правила или модели, воспринятых и разделяемых большинством, узаконенных ценностями и выступающих как коды или руководящие установки.
Источник: Глоссарий по социологии
Норма
минимальное или предельное количество чего-либо, допускаемое к использованию в процессе достижения целей, например, норма времени, норма ресурсов, в том числе не только природных, но и социальных, информационных, организационных и т. п. [18.– С.265].
Источник: Социология. Словарь.
НОРМА
от лат. погта - правило, образец) - англ. norm; нем. Norm. 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биол., техн., соц. системах.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Нормы (norms)
Правила поведения, принятые в определенной социальной общности. Нормы предписывают или запрещают определенный тип поведения. Все социальные группы имеют свои нормы, которые всегда подкрепляются различными видами санкций, начиная от неформального неодобрения и заканчивая физическим наказанием или смертью.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Норма
norm, лат. norma — квадрат плотника, инструмент, задающий прямые углы), стандарт, общепринятый для членов социальной группы. Обществ. Н., как обязательные для всех, регулируют поведение членов об-ва. Нарушение соответствия обществ. Н. может привести к социальному или правовому наказанию. Члены об-ва обучаются социальным Н. в процессе социализации.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
норма
norm, standard лат. norma ‘правило’. - 1. Стандарт, требования, которым должно удовлетворять языковое произведение. норма устойчива и относительно стабильна, однако она подвержена изменениям в результате расширения узуса языковых вариантов (сравнительно недавно слово кофе считали существительным мужского рода, а теперь возможно употребление формы среднего рода: хороший / хорошее кофе). Ср. узус. 2. Общепринятая модель поведения. См. ненормативное поведение, ненормативный язык.
Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.
Норма
(от лат. norma – правило, образец). Норма. Norm. Стандарты и правила поведения, имеющие характер предписаний, отступление от которых считается асоциальным действием или отклоняющимся (девиантным) поведением, а в этике – дурным тоном. Н. не обязательно реально встречающийся образец поведения, а именно социально ожидаемое “надлежащее” поведение, эталон для измерения и оценки реального поведения. Нормы усваиваются в процессе социализации, отклонения от них сопровождаются социальными санкциями.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
НОРМА
NORM) Ожидания соответствующего поведения, служащие общими указаниями для социального действия. Человеческое поведение обнаруживает определенную упорядоченность, которая является результатом следования общим нормам. В этом смысле человеческое действие «подчинено правилам». Социальная норма — это не обязательно реальное поведение, а нормативное поведение — это не просто наиболее часто встречающийся образец. Поскольку данный термин обозначает социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения, нормы предполагают наличие легитимности, согласия и предписания. Приобретаются нормы посредством интернализации и социализации, тогда как отклонение от норм наказывается санкциями. Данное понятие является ключевым для теорий социального порядка. См. также: Институт; Консенсус; Парсонс; Роль; Ценность.
Источник: Социологический словарь
НОРМА
norm) — стандарт (правило), регулирующий поведение в социальной обстановке. Идея о том, что социальная жизнь как упорядоченный и непрерывный процесс зависит от оформленных ожиданий и обязательств, широко распространена в социологических подходах, хотя одни придают ей большее значение, чем другие. Ддя Дюркгейма общество теоретически осмысливалось с точки зрения нравственного порядка. Этот взгляд оказал влияние на развитие современного функционализма, особенно на творчество Парсонса, где понятие нормативного порядка выступает главным элементом социальной системы. Здесь идея относительно норм связана с социализацией и ролями, встречающимися на каждом уровне общества — от действий индивидуумов в повседневной жизни (например, в манерах поведения за столом или в классе) до формулировки правовых систем в развитых обществах. Понятие норм также подразумевает понятие социального контроля, то есть положительных или отрицательных средств обеспечения конформности и применения санкций к девиантному поведению (см. Девиация). В других социологических подходах выделяются скорее правила, чем нормы, либо власть и принуждение.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Норма
(поте). Уже у Цицерона латинское слово norma обозначает одновременно и инструмент (в данном случае угольник), служащий для определения прямого угла, и ведущий принцип (в данном случае линию поведения). С ним традиционно связаны три «класса»: логической мысли, волевого действия и представления или чувства. Как некогда заметил Уильям Самнер в работе Folkways (1906), нормы охватывают способы действия, обычаи, нравы и законы и при этом неотделимы от регулирующей деятельности, которая их создает и поддерживает. Свойственные некой группе (в рамках профессиональных поведения и этики) или определенному обществу (при этом целью становится «обеспечение общего благосостояния» при помощи официально определенных предписаний и запретов), они принимают формы правил или моделей, воспринятых и разделяемых большинством, легитимированных ценностями, организованных в системы, которые (системы) функционируют как коды или как руководства, и несоблюдение или нарушение которых является синонимом девиации и может повлечь за собой санкции либо спровоцировать проявления неодобрения и остракизма.
Усвоение норм, как показал Талкотт Парсонс, неотделимо от процесса социализации и включает в себя не только знание предписанных правил, но и информацию о возможностях маневра, поскольку принятые нами роли не сводятся к списку строго ограниченных процедур. Ослабление норм или их несогласованность может быть источником аномии, склонности к конформизму, с учетом таких факторов, как соотношение издержки/выгоды, моральный долг, потребность в идентификации или примере.
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.
НОРМА
лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н. суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лотман). Сверхзадача Н. - удержать инвариантность через полагание пределов вариативности. Инвариативность в Н. - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности. Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом.
Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах), а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных практик. Принятие же означает ее постепенную стереотипизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового "снятия". Такого рода схема движения Н. может быть обозначена как нормацикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычивание ("хабитуализация"), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормацикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта).
Исторически Н. возникает из традиции как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах. Логически же сама традиция (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н. Основное отличие Н. от традиции усматривается в принципиальной "вписанности" последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и возможности (и преобладания) в Н. регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н. и задает соразмерность любым социокультурным проявлениям и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте).
Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях (2); традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н. - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования (3). Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе. Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, т.е. "о-естествленные" Н.). Две других - нормирование через Н. (собственно Н. - технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах; Н. как "о-искусствленные" традиции). Кроме того, традиция и Н. векторно разнонаправлены (4). Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. - реагирует на изменения, акцентирует момент креационности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего. Традиция непрерывна в своем действии, Н. - дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы. Во внутренней структуре Н. выделяются три составляющие: диспозиция Н. (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции - ее релятивность. В последнем случае в Н. явственнее проступает стоящая за ней ценность ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего… но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности и интересы. Тем не менее и ценностно-проявляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий характер (особенно "табу" культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения, в предельном случае - максима "что не запрещено, то разрешено"). Различают: неразвитые Н. (императив практически не прописан), "мертворожденные" Н. (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н. не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как и они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона кровной мести перед санкционируемым государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодействующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому источнику императива можно различать: Н. экстравертированные (внешний источник, власть), Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбоверты). Этим задается сила или слабость Н.
Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н. Дюркгейм предложил описывать как "аномию" . Нарушение Н. описывается в социологии как социальное отклонение (девиация). В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н. В социологических и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизненных ситуациях. В данном случае речь идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия