ОБЩНОСТЬ
общность
community. - Объединение людей, связанных чувством идентичности, общими интересами, ценностями и т.д. тж. комьюнити, сообщество.
Общность
большое количество людей, взаимодействие между которыми может протекать вне традиционных и четко сформулированных норм.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Общность
совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной
идентичности (самопричислением) .
идентичности (самопричислением) .
ОБЩНОСТЬ
англ. community; нем. Gemeinsamkeit. 1. Общий характер, подобие, сходство. 2. Тип взаимоотношений между людьми, характеризующийся чувством идентичности, общими интересами и т. д. 3. Реально существующая совокупность индивидов, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми соц. связями и отношениями, отличающаяся относительной целостностью, обладающая рядом общих признаков, придающих ей своеобразие.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ОБЩНОСТЬ
Совокупность людей, объединяемых на основании общего признака: биологического, конфессионального, территориального, языкового, в рамках которого происходит социальное и языковое взаимодействие. В зависимости от вида социального взаимодействия выделяются: 1) массовые (аморфные) и 2) групповые (структурированные) общности, между которыми нет четкой, непреодолимой границы: как групповые, так и массовые общности могут быть различными по своей численности – от нескольких человек (семья, группа по интересам) до многих миллионов (нация).
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Общность
Совокупность людей, объединяемая на основании некоторого общего признака (биологического, конфессионального, культурного, социального, территориального, языкового), в рамках которой происходит социальное и языковое взаимодействие. Термин, заимствованный из социологии, используется при описании социолингвистических обследований различных совокупностей говорящих. В зависимости от вида социального взаимодействия выделяются массовые (аморфные) и групповые (структурированные) О., между которыми нет четкой, непреодолимой грани. Как групповые, так и массовые О. могут быть различными по своей численности - от нескольких человек (семья, туристическая группа) до многих миллионов (нация, прихожане англиканской церкви).
-массовые О. - аморфные, стихийно образующиеся механические совокупности людей, в основе которых не лежат важнейшие социальные характеристики. Напр., аудитория слушателей радиостанции «Серебряный дождь»;
-групповые О. (социальные группы) - включают в себя говорящих, обладающих общими социальными характеристиками; им присуща внутренняя структура, системность, напр., сотрудники железнодорожного ведомства, члены сборной по баскетболу.
См. также: Социальная группа, Языковая группа, Языковая общность, Языковой коллектив
-массовые О. - аморфные, стихийно образующиеся механические совокупности людей, в основе которых не лежат важнейшие социальные характеристики. Напр., аудитория слушателей радиостанции «Серебряный дождь»;
-групповые О. (социальные группы) - включают в себя говорящих, обладающих общими социальными характеристиками; им присуща внутренняя структура, системность, напр., сотрудники железнодорожного ведомства, члены сборной по баскетболу.
См. также: Социальная группа, Языковая группа, Языковая общность, Языковой коллектив
ОБЩНОСТЬ
совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, О. возникают естественно-исторически, т.е. с необходимостью, обусловленной потребностями общественного производства и общественного развития в целом. На ранних ступенях развития производительных сил существовали численно небольшие О., которые, однако, были весьма устойчивы и обеспечивали функционирование и развитие производства средств существования, воспроизводство самого человека, совместное противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими О. были род, племя, семья, община. Более развитое состояние производительных сил вызвало к жизни новую историческую О. — народность. Как правило, народности более многочисленны, чем предыдущие О., и обеспечивают более широкие возможности для развития общества. Формирование народностей связано с разложением родоплеменных О., остатки которых сохраняются как пережитки. Происходят также разложение и модификация общины, но во многих случаях она продолжает существовать и в рамках народности. Видоизменяется и получает дальнейшее развитие семья.
Капиталистический способ производства порождает современную форму исторической общности людей — нацию. Все прежние формы О., за исключением семьи, разлагаются и преобразуются под влиянием капиталистических отношений. Но эти формы О. продолжают существовать в странах, где сохраняются остатки прежних структур. Постиндустриальное общество создало новую экономическую и социальную основу для развития человеческих общностей. Получает дальнейшее развитие национальная форма общности. Экономическое и социальное развитие многонациональных, полиэтнических государств порождает потребность и создает условия для возникновения более широких, чем нация, межэтнических, межнациональных О. Подобной новой исторической О. был советский народ. Ныне такой общностью являются россияне, формирование ее продолжается. К новым, более широким, чем нации, общностям относятся: индийский народ, нигерийский народ, индонезийский народ и др. В качестве социальных О. можно также рассматривать классы, профессиональные группы, производственные коллективы и вообще все элементы социальной структуры общества.
Капиталистический способ производства порождает современную форму исторической общности людей — нацию. Все прежние формы О., за исключением семьи, разлагаются и преобразуются под влиянием капиталистических отношений. Но эти формы О. продолжают существовать в странах, где сохраняются остатки прежних структур. Постиндустриальное общество создало новую экономическую и социальную основу для развития человеческих общностей. Получает дальнейшее развитие национальная форма общности. Экономическое и социальное развитие многонациональных, полиэтнических государств порождает потребность и создает условия для возникновения более широких, чем нация, межэтнических, межнациональных О. Подобной новой исторической О. был советский народ. Ныне такой общностью являются россияне, формирование ее продолжается. К новым, более широким, чем нации, общностям относятся: индийский народ, нигерийский народ, индонезийский народ и др. В качестве социальных О. можно также рассматривать классы, профессиональные группы, производственные коллективы и вообще все элементы социальной структуры общества.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Общность
(communaute). Для Роберта Нисбета понятие «общности», новое открытие которого стало наиболее характерным феноменом социальной мысли XIX в., означает «самый важный из элементарных понятий социологии, чье значение наиболее широко», поскольку покрывает, помимо принуждений и ограничений, материального интереса и межличностных соглашений, все типы отношений, характеризующихся, с одной стороны, тесными, глубокими и длительными эмоциональными связями, моральными обязательствами и принадлежностью к группе, которая основана не только на «уме и сердце», но и на отношениях взаимности между правом и долгом. Эта концепция, высоко ставящая социальный обмен и традицию, предполагала, например для философов сократовской традиции, наличие стремления к добру, существование норм и участие свободных и равных граждан. В Средние века, с отказом от «нечистых земных» способов социализации первенство было предоставлено церковной власти, чья высокодуховная, универсальная, вечная природа считалась способствующей причастию к божественной сущности. В свою очередь, Новое время, от Томаса Гоббса до Иммануила Канта, делает акцент на контрактном отношении, которое устанавливает путем передачи полномочий или представления интересов, некоторых гарантий как на уровне личной безопасности, так и того, что касается обладания благами. Данная точка зрения претерпела изменения в работах Эдмунда Берка и Луиса де Бональда, выражающих свое сожаление по поводу замещения родственных связей, религии и социального статуса атомизацией и светскостью, демократическим уравниванием и прагматизмом. Эта ностальгия по органическому и священному единству, отныне смененному утилитарным индивидуализмом, культом разума и торжеством национального государства, также в чести в работах Отто фон Гирке, Генри Мэна и Нюма-Дени Фюстель де Куланжа. Но только Фердинанд Тённис вводит в 1887 г. знаменитое разграничение между Gemeinschaft и Gesellschaftx.
С одной стороны, семья и соседи, корпорации и товарищества, Церковь и духовные ордена; с другой — рынок или крупное предприятие, частное или государственное, основанное не на дружбе или спонтанном, имплицитном соглашении отдельных личностей, разделяющих одну и ту же систему правил, верований или ценностей, но на выработке формального соглашения участников, движимых расчетом и стремящихся к эффективности. В дальнейшем были предложены другие типологии и другие способы разграничения: Эмиль Дюркгейм говорит о механической и органической солидарности, Макс Вебер — о коммунализации ( Vergemeinschaffung) и социации ( Vergesellschajfung), Георг Зиммель — об общих и частных сходствах, Чарльз Кули — о первичных и вторичных ассоциациях... Все эти наименования, не являясь ни однозначными, ни «чистыми», не должны приниматься буквально, скорее должны интерпретироваться как эвристические.
Нужно отметить, что термин «общость» не так давно употреблялся в самых различных контекстах, шла ли речь о профессиональной идентичности (профессиональная общность, в терминологии Рено Сензолье), об организации исследования (научная общность, милая сердцу Томаса Куна), о публичном обсуждении и аргументации (коммуникационная общность, в терминологии Карла Отто Апеля и Юргена Хабермаса), о деятельности и образе жизни, характерных для определенного пространства (community studies1, например, в работах Питера Вильмота и Майкла Юнга, посвященных взаимоотношениям в лондонском предместье в 1950-х гг.).
С одной стороны, семья и соседи, корпорации и товарищества, Церковь и духовные ордена; с другой — рынок или крупное предприятие, частное или государственное, основанное не на дружбе или спонтанном, имплицитном соглашении отдельных личностей, разделяющих одну и ту же систему правил, верований или ценностей, но на выработке формального соглашения участников, движимых расчетом и стремящихся к эффективности. В дальнейшем были предложены другие типологии и другие способы разграничения: Эмиль Дюркгейм говорит о механической и органической солидарности, Макс Вебер — о коммунализации ( Vergemeinschaffung) и социации ( Vergesellschajfung), Георг Зиммель — об общих и частных сходствах, Чарльз Кули — о первичных и вторичных ассоциациях... Все эти наименования, не являясь ни однозначными, ни «чистыми», не должны приниматься буквально, скорее должны интерпретироваться как эвристические.
Нужно отметить, что термин «общость» не так давно употреблялся в самых различных контекстах, шла ли речь о профессиональной идентичности (профессиональная общность, в терминологии Рено Сензолье), об организации исследования (научная общность, милая сердцу Томаса Куна), о публичном обсуждении и аргументации (коммуникационная общность, в терминологии Карла Отто Апеля и Юргена Хабермаса), о деятельности и образе жизни, характерных для определенного пространства (community studies1, например, в работах Питера Вильмота и Майкла Юнга, посвященных взаимоотношениям в лондонском предместье в 1950-х гг.).
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.
ОБЩНОСТЬ
community) (в значении, используемом и социологами, и географами) — совокупность социальных связей, действующих внутри конкретных границ, местоположений или территорий. Термин имеет описательные и предписывающие оттенки, как в популярном, так и академическом смысле. Он может относиться к социальным связям в географически определенных областях или окрестностях либо существующим не на локальном, а на более абстрактном, идеологическом уровне. Например, термин «лесбийская общность» характеризует реальное поселение женщин ("лесбийское гетто", см. Э. Этторе, 1978), коллективное хозяйство женщин, разделяющих общие взгляды и стиль жизни, но не обязательно постоянно проживающих совместно на одном пространстве. Немало было сказано и о том, что данное понятие — одно из наиболее трудных и спорных в современном обществе. "В этом смысле оно сравнимо лишь с понятием класса" (Лоуи, 1986). Термин широко интерпретировался и употреблялся, что нанесло ему вред. В популярном смысле он часто имел положительный оттенок во фразах "чувство общности", "дух общности". Но он не только описательный, но также нормативный и идеологический. Социологические исследования часто укрепляли его предписывающее применение. Под влиянием традиции романтизма 19-го столетия некоторые ученые оценивали общность как обязательно полезную потребность человека и социальной интеракции. Эта традиция ни в коем случае не исчезла из социологической мысли XX в. В прошлом столетии немецкий социолог Теннис вывел различие между понятиями, названными им "гемайншафт" (Gemeinschaft — прил.) и "Гезелыиафт" (Gesellschaft — прил.). Первое обозначало общинные отношения, отличавшиеся близостью и устойчивостью: статус скорее приписанный, чем достигнутый, а родственные связи происходили от общей территории и имели значимость по причине общей культуры. Второе — это безличные, мимолетные и договорные связи, скорее рациональные и расчетливые, чем эмоциональные. Статус основан на личных качествах, а следовательно, является достигнутым, а отношения — на конкуренции и часто характеризуются отчуждением. По мнению Тенниса, процессы инициализации и урбанизации будут вызывать разрушение гемайншафтных отношений и посему расцвет гезельшафтных. Его беспокоил предстоявший крах традиционного общества, власти и коллективизма. В работах Тенниса прослеживаются высокая оценка, но он исподволь дает старому социальному порядку, и его двойственное отношение к индустриализации, а также к урбанизации (ср. Зиммель). Его подход к "традиционному обществу" вызывал ассоциацию понятия "общности" с идеями социальной поддержки, близости, защиты и поэтому часто отображал тесно сплоченных членов, занятых сотрудничеством и взаимопомощью. Напротив, процесс урбанизации определялся как разрушительный по отношению и к "общности", и к общинам. Однако исследования Янга и Уилмотта (1960), Канса (1962) выдвинули серьезные сомнения относительно таких простых ассоциаций между урбанизацией и "утратой общности". Социологи обычно занимались не столько выведением определений физических и географических характеристик общностей, сколько природой и качеством их социальных связей. Современная наука также анализирует общественные действия и коллективные преодоления социальных проблем (Кастельс, 1976). При всех указанных трудностях все общности — как реальные, так и символические — существуют и функционируют внутри границ или территорий, состоят из неких людей и социальных групп, исключающих других. В одних случаях границы жестко охраняются (например, в некоторых религиозных общинах), в других более подвижны и открыты. Согласно Уорсли (1987), невзирая на сложности теоретического обобщения "общности" и "общностей", в социологической литературе можно выявить три основных значения. Первое — "общность как местоположение", то есть интерпретация, наиболее близкая к географическому значению поселения людей внутри фиксированной и ограниченной территории. Второе — "сеть взаимоотношений", то есть связи характеризуются взаимностью и взаимодействием, а также конфликтом. Третье — "специфический тип социальной связи", обладающий определенными качествами и предполагающий наличие "духа общности" или "чувства общности". Последнее в наибольшей мере приближается к значению общего смысла и не обязательно подразумевает существование локальной географической области или окрестности. Общность остается важным, хотя и спорным понятием в социологии. См. Чикагская школа; Общественное изучение; Коммунитарное попечительство; Коммунитаризм.
Источник: Большой толковый социологический словарь