ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ СЕМЕЙ

Найдено 1 определение
ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ СЕМЕЙ
определение способности родителей удовлетворять потребности ребенка, наличие поддержки родственников и других членов ее окружения. Определение потребностей семьи непосредственно связано с определением потребностей ребенка, а именно: семья должна обеспечить не только базовый уход за ребенком, ее безопасность, эмоциональное тепло, а и стимулировать развитие ребенка, обеспечить стабильность взаимоотношений, устанавливать и сохранять определенные правила и традиции. Не менее значимыми в определении потребностей ребенка и семьи является знание истории семьи. Ее функционирование, определение отношений с «расширенной семьей», обеспеченность жильем, ее бюджет, социальные связи семьи и ее интеграция в общество. В основе диагностирования потребностей лежит теория мотивации американского социального психолога А. Маслоу. Он одним из первых сделал попытку построить систему потребностей личности, в основу которой был положен принцип иерархии, вследствие чего потребности личности предстали в виде пяти уровней: потребности в самоактуализации, эстетические и познавательные потребности, потребности в принадлежности и любви, потребности в безопасности, физиологические потребности. Современная диагностика семьи базируется на целом ряде теорий, среди которых теория коммуникаций Г.Бейтсона, семейная теория С.Менухина, теория объективных связей Дж.Фрамо, гуманистическая семейная терапия К.Роджерса и В.Сатир, системная семейная психотерапия М.Палацоли, Ж.Чекина, Г.Прата, Л.Босколо, позитивная семейная терапия Н.Пезешкиана, семейная онтотерапия А.Менегетти. Существуют разные методы диагностики семьи, семейных отношений, внутреннего взаимодействия. Как правило, методы диагностики могут служить и методами работы с семьей. Среди таких методов различают: семейную реконструкцию, генограмму, семейную расстановку, образы – воспоминания, скульптуру и семейную хореографию. Психодраматическое переживание ситуации, метафорический образ семьи, системно-структурную расстановку. Одной из популярных методик является генограмма, которая помогает социальному работнику собрать, структурировать и зафиксировать достаточно большой объем информации о семье, внутрисемейных отношениях у трех-четырех поколениях. Генограмма содержит такие компоненты: семейное дерево, медицинские данные, эмоциональные связи, динамики отношений, системы семьи, семейных верований, социальную сеть семьи. Существует система обозначений, которая используется при составлении генограммы. В работе с семьями, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, важно научиться определять ключевую проблему, имеющую определенные признаки и временные границы. Это умение определять причину и следствия; отделять информацию от эмоций (некоторые факты – эмоциональные, но не информационные); анализировать информацию из различных источников (соседи, учителя, социальный работник и др.); учитывать мнение и высказывания окружения; определять и анализировать семью как систему, которая функционирует с конкретными отношениями. При определении ключевой проблемы семьи необходимо учитывать признаки, которые являются показателями присутствия нескольких проблем, а именно: семьи, где родители страдают от алкоголизма; где родители – безработные; неполные семьи; семьи, в которых родители – имеют особые потребности (инвалиды). Необходимо также учитывать признаки дисфункциональной семьи: ребенок неухожен (проявления – слабая система общения; изолированность членов семьи; отсутствие ответственности у родителей; эмоциональная замкнутость; недостаточное внимание к ребенку, его развитию и жизни); эксплуатация в семье (проявления – навязывание ребенку родительской роли; ожидания от ребенка эмоциональной привязанности к родителям; отсутствие границ, в том числе и сексуальных, между родителями и детьми; родители не обеспечивают развитие ребенка, не способны отделить свои потребности от потребностей ребенка); ребенок – потенциальная жертва (проявления родительского гнева; нереальные требования к ребенку; непоследовательное поведение родителей по отношению к ребенку – от унижения до идеализации); насилие над ребенком (сексуальное, психологическое, экономические, физическое); отсутствие у родителей знаний о потребностях и проблемах ребенка.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)