ПОТРЕБНОСТЬ
нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Источник: Словарь терминов по теории социальной работы
ПОТРЕБНОСТЬ
нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, социальной группы, общества в целом, внутренний побудитель активности.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Потребности
состояние нужды в том, без чего организм не может пребывать в стабильном («самотождественном» и сохраняемом) состоянии. Потребности выступают следствием деморфологизации части функциональной структуры организма.
Источник: Методологический словарь для управленцев
Потребность
это противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека, это рассогласование фактического и необходимого состояния: противоречие между «есть» и «надо», между сущим и должным, между реальным и идеальным.
Источник: Словарь терминов по модулю «Город как социальная система»
Потребность
первоисточник мотивации, это нужда в том, что необходимо для существования личности (коллектива, общества), их нормального функционирования.
Потребность - осознанная необходимость в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ, социальных и культурных ценностей.
Источник: Экономика и социология труда
ПОТРЕБНОСТЬ
англ. necessity/ need; нем. Bedurfnis. Нужда в ч.-л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, соц. группы, общества в целом; побудитель активности. Различают П. первичные, вторичные, биол., социальные; а также по сфере деятельности - П. труда, познания, общения, отдыха; по объекту - материальные и духовные, этические, эстетические и т. д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные (периферийные), устойчивые и ситуативные; по субъекту - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Потребности
Одна из фундаментальных категорий в системе общественных наук. К П. относят не только то, что приносит пользу и крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия, удовлетворения. П. разделяются на биологические, социальные, экономические и духовные. Существует множество классификаций П. людей. Например, различают насыщаемые, имеющие четкий предел, и ненасыщаемые П., стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, П. в знаниях) и т.д.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Потребность
1) объективная нужда субъекта (человека, организации, социальной группы, социума) в чем-либо, необходимом для поддержания его жизнедеятельности; 2) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это дает ему возможность соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства достижения цели. Потребность обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Потребности
(объективные потребности) социально-философская категория, обозначающая совокупность факторов, условий и предпосылок, необходимых для нормальной жизнедеятельности социального субъекта. Каждому субъекту, будь то личность, социальная общность, учреждение или организация, присущи объективные потребности четырех видов:
- жизненные потребности;
- потребности функционирования – факторы, составляющие способность действовать, и обстоятельства, позволяющие эту способность адекватно проявлять;
- потребности развития – наличие факторов и условий, способствующих стадийному необратимому
изменению;
- потребности прогресса – наличие стимулов возможностей совершенствоваться, обогащать имеющийся потенциал.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Потребность
нужда в чем-либо, требующая удовлетворения [18.– С.266]. –то, что необходимо индивидам для выживания [10.– С.371]. –психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека [16.– С.691]. –исходные побудители деятельности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром [9.– С.586]. –объективная нужда субъекта (человека, организации, социальной группы, социума) в чем-либо, необходимом для поддержания его жизнедеятельности. Потребность выступает источником его активности [33.– С.294]. - обусловленная уровнем развития производства и общественных отношений нужда личности (или социальной группы) в определенных средствах, условиях, видах деятельности, объективно необходимых для ее существования и развития [21.– С.461–462].
Источник: Социология. Словарь.
ПОТРЕБНОСТЬ
особое, сложное психологическое переживание, в основе которого лежит осознанное стремление к какой-либо деятельности, являющейся целью в системе ценностных ориентаций личности. Решение проблемы удовлетворения потребностей самым тесным образом сопряжено с процессом доставления личности комфортного состояния. Постоянное преодоление дискомфортного состояния является наиболее сущностным моментом бытия личности. Да, личность несомненным образом ориентирована на достижение каких-либо внешних благ, предопределенных условиями природной и культурной среды ее обитания. Вместе с тем, внешние блага не являются конечной целью бытия личности, хотя и составляют необходимый элемент в ее становлении. Основная функция личности заключена в создании духовных благ, олицетворяющих собой внутреннее состояние человека и определяющих все его творчество, конкретные дела и поступки. Нравственно-богословская наука всю палитру человеческих потребностей подразделяет на три основные категории: витально-органические или первичные; эгоцентрически-личностные; высшие.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Потребности
состояние, вызванное чувством нужды, нехватки для нормального существования и присущее всем живым существам. Количество и качество потребностей зависят от многих факторов: условий проживания, образа жизни и т.д. Они являются движущими силами человека, благодаря которым жизнь приобретает смысл и становится целенаправленной. Известны многие классификации потребностей. Так, X. Мюррей разделил их на первичные - естественные нужды в пище, сне, сексе - и вторичные - потребности в любви, уважении, общении, творчестве и т.д. Также они подразделяются на явные и скрытые, эгоцентричные и социоцентричные, интровертные и экстраверт- ные. Известная пирамида из семи уровней человеческих потребностей предложена А. Маслоу (1908-1970). Им же введен новый термин «потребность в самоактуализации» (составившая верхний, седьмой уровень его пирамиды) - потребность в совершенстве, целесообразности, красоте, уникальности, справедливости и т.д. Самоактуализированные люди характеризуются доброжелательностью, чувством юмора, адекватной самооценкой, стремлением к реализации своего творческого потенциала [43, 44, 61].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Потребности
(needs) — форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в виде оценочных эмоций.
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
Потребность
Главной побудительной силой человека, группы, общества является потребность, под которой понимается объективно обусловленный запрос личности в необходимых для существования благах и деятельности по их приобретению. Не имея еды, одежды, жилища, духовных благ люди не могут существовать. А чтобы все это иметь, они должны производить, трудиться. Следовательно, люди трудятся потому, что им необходимо удовлетворить потребности. Потребности активизируют человека. Если нет потребности, не может быть и активности. Однако побудительной силой обладают осознанные потребности. Потребности, осознаваясь людьми, отражают в их психике несоответствие внешних условий их внутренним требованиям и предопределяют их деятельность по устранению такого несоответствия. Потребность - первоисточник мотивации, это нужда в том, что необходимо для существования личности, их нормального функционирования. Первичные - физиологические потребности человека в пище, одежде, жилье, продлении рода и др. определяют самое необходимое для его жизни. Потребности более высокого порядка - духовные, культурные, интеллектуальные, социальные определяют положение человека на производстве и в обществе. К последним относится и потребность в труде.
Источник: Экономика и социология труда. Список терминов
Потребность
нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности (в социологии); состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активной деятельности (в психологии).
Осознавая цель субъективного как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это даёт ему возможность соотносить свои субъективные представления о потребности с её объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Потребность обнаруживается в мотивах (влечениях, желаниях и т. п.), побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребностей. Если в потребностях деятельность человека, по существу, зависима от её предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более мобильна, нежели потребность, составляющая её сущность.
Воспитание и развитие (в процессе личностной социализации) потребностей является одной из центральных задач формирования личности.
Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.
Потребность
Потреба. Necessity. Необходимость в чем-либо. Форма отношений между субъектом и объектом между субъектами, требующая четкого распределения или перераспределения ролей, связей и предметов данных связей. Понятие П. используется для объяснения природы социальных действий, а также их характеристики. В связи с этим П. можно подразделить на естественные (физиологические) – сон, питание и т.д., социальные – работа, общение и т. д. и культурные – образование, определенный характер работы и общения и т. д. Способ удовлетворения естественных и социальных П. определяется культурой. Чем выше уровень культурного развития общества и субъектов социального действия, тем более культурные П. составляют основу мотивации всякого рода социальных действий. В свою очередь, для повышения культурного уровня и эффективности удовлетворения различных П. существуют социальные институты, которые, как считал Б. Малиновский (Bronislaw Malinowski), только для того и создаются. Одновременно, учитывая, что характер удовлетворения П. находится в непосредственной зависимости от социальной структуры, то и социальные институты в этом плане служат снятию возможных противоречий в социальной структуре, которые могут возникнуть в силу именно неоднородного удовлетворения П. различными структурными элементами социума.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
ПОТРЕБНОСТЬ(И)
need(s)) - 1. Основные нужды, необходимые для поддержания человеческой жизни. Маслоу (1954) определил иерархию потребностей: основные физиологические потребности в продовольствии, безопасности и защите; психологические потребности принадлежности, одобрения, любви; потребности в самореализации. Причем только первые важны для поддержания жизни и должны осуществляться до удовлетворения последующих. По мнению некоторых социологов, существование человеческих потребностей указывает на возможность выявления универсальных функциональных предпосылок для выживания любого общества. 2. Социально приобретенный индивидуальный "стимул" (личная потребность), например, мотивация достижений. 3. Различие между основными и чувственными потребностями. В политэкономии термин желания используется для обращения как к психологическим и социальным "чувственным потребностям", так и к товарам, стимулирующим их.
Многие социологи зафиксировали свою неудовлетворенность значением 1 термина. Ведь человеческие потребности не универсальны, а сформированы социально. Неомарксистские социологи Франкфуртской школы (в частности, Маркузе) обращаются ко "лжепотребностям", создаваемым капиталистическими обществами, подразумевая тем самым человеческие "потребности". Концепции "абсолютной" и "относительной" бедности также зависят от подходов к физиологическим и социальным потребностям. См. также Базисные человеческие потребности.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ПОТРЕБНОСТЬ
NEED) Это понятие используется в двух смыслах. (1) В рамках теории индивидуальной мотивации действия людей объясняются их потребностями. Хотя можно признать существование определенных базовых физиологических потребностей — в пище, сне, крове, — удовлетворение которых необходимо для выживания человека, другие потребности формируются под влиянием культуры. Даже когда эти потребности являются физиологическими, такими, как сексуальная потребность, они могут удовлетворяться различными путями, включающими в приведенном примере гомосексуальность, брак, безбрачие (целибат), промискуитет или проституцию, при этом некоторые из них могут быть социально детерминированными. Согласно Б. Малиновскому, человеческие потребности удовлетворяются благодаря функционированию социальных институтов. Социологи признают также наличие потребностей, которые не являются физиологическими, таких, как потребности в общении, признании или смысле. Понятие потребности имеет также критический смысл, когда оно используется марксистскими социологами, утверждающими, что капиталистическое общество посредством рекламы порождает ложные потребности. Современная социальная теория, находящаяся под влиянием постмодернизма, стала уделять больше внимания запросам и желаниям, стимулируемым, как предполагается, консьюмеризмом. (2) В рамках теории социальных систем понятие потребности является частью концепции функциональных предпосылок (см.: Функциональный императив). Например, Т. Парсонс полагает, что любой социальной системе свойственны четыре потребности или «функциональных императива», удовлетворение которых необходимо для выживания системы. См. также: Потребностей иерархия; Систем теория; Социобиология; Функционализм. Лит.: Heller (1974)
Источник: Социологический словарь
ПОТРЕБНОСТИ
состояние, которое стимулирует организм к обеспечению его развития и функционирования. Несмотря на то, что в современной психологической и философской литературе нет единого определения категории «потребности», можно выделить два основных момента, которые, так или иначе, присутствуют в каждом из них. Во-первых, потребности выступают в качестве необходимости в чем-то важном для поддержания жизнедеятельности человека, во-вторых, потребности стают стимулом активности, деятельности, которая направлена на достижение тех или иных целей. Потребности разделяют на биологические и социальные. Необходимо разграничивать потребности организма и потребности личности. Потребности организма связаны с физиологическим уровнем существования человека, потребности личности – с социальным. В психологии и социологии 50-60-х годов ХХ века значительное распространение получила теория мотивации американского социального психолога А. Маслоу. Он одним из первых пытался выстроить систему потребностей личности. В основу был положен принцип иерархии, в результате чего потребности личности представляли собой пятиступенчатую пирамиду: физиологические потребности; потребности в безопасности и благосостоянии; потребности в любви; потребности в уважении; потребности в самореализации. Согласно с теорией А. Маслоу эти пять основных типов потребностей формируют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Принцип иерархии, по А. Маслоу, состоит в том, что потребности каждой основной ступени становятся актуальными только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Аспект потребностей ребенка и осознание роли потребностей личности на разных возрастных этапах, а также важность потребностей в социальном становлении личности остаются пока еще недостаточно изученным. Удовлетворение потребностей в детстве имеет решающее значение для дальнейшей жизни ребенка, для всего процесса социализации. Семья формирует практически всю совокупность потребностей человека. Родители – первые представители социальной среды развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей. В семье происходит становление иерархической системы потребностей. Эта система выстраивается по принципу доминант: некоторые потребности приобретают ведущее значение и определяют другие группы потребностей. Основные составляющие, которые определяют потребности ребенка, должны охватывать биологический (уровень организма) и социальный уровни. К врожденным биологическим потребностям принадлежат потребности в еде, безопасности, сне; разные формы активности – физическая, перцептивная, эмоциональная. Решающее значение на протяжении всей жизни человека имеет комплексное, системное, целостное удовлетворение потребностей. Прежде всего, должны быть удовлетворены физиологические потребности, те, которые необходимы для выживания и нормального функционирования организма. Социальные потребности – потребности в причастности и любви, чувства социального взаимодействия, одобрения и поддержки (потребности в семье, друзьях, обществе, государстве и т.д.). Среди доминирующих социальных потребностей ребенка – потребность в любви и эмоциональном контакте, которая есть одной из наиболее сильных и длительных потребностей человека. Потребность в общении – социальная и по содержанию и по происхождению и становится самым важным фактором в усвоении ребенком специфически человеческих форм поведения и деятельности. Одним из заданий педагогического просвещения родителей на современном этапе – помощь им в овладении теми навыками осознанного родительства, которые необходимы им для поддержки здорового и целостного развития личности – развития, которое возможно лишь при уважении потребностей и прав ребенка.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
ПОТРЕБНОСТЬ
состояние недостатка в ч.-л., состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, индивиды, соц. группы, организации, предприятия, учреждения, об-во в целом. Человеческие П. бывают неосознанными (их называют влечениями) и осознанными. П. лежат в основе образования ценностей. Осознание П. служит формированию интереса, мотива, ориентации, установки, цели, решения, действия. П. составляют единую систему и классифицируются по различн. критериям: материальные и духовные (или культурные), индивидуальные и групповые, производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, жизненно важные и второстепенные, традиционные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, элементарные и сложные, возвышенные и низменные и т. д. По критерию происхождения П. делятся на естественные или биогенные, первичные (в самосохранении - пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, различн. достижениях, в дружбе, любви и т. д.; в знаниях, саморазвитии; в творчестве, самовыражении). Не только вторичные, но и первичные П. людей, в отличие от животных, носят обществ., а не просто биологич. характер. Они опосредствуются обществ. производством, об-вом, к-рое определяет конкретные формы их проявления удовлетворения. Социологией изучаются соц. П. людей: П. в биении в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении; социогенез вторичных П.; особенности обществ. формирования конкретных проявлений и способов удовлетворения первичных П. Психологией П. исследуются как источник активности, первопричина поведения личности или соц. группы и рассматриваются как особое психологич. явление. П. человека порождаются в процессе обществ.-историч. развития. Отправным пунктом в осмыслении П. выкупает идея о них как об изначально движущей силе, источнике и причине деятельности человека. Невозможно представить деятельность без П., и наоборот, чем разнообразнее деятельность человека, тем богаче его П. В психологии встречается ряд определений П. Анализ их позволяет выделить три категории П., к-рые понимаются как нужды, как требования организма и как отношения. Первое определение традиционно и наиболее распространено. Оно вполне достаточно для внешнего описания П., но не для выражения их сущности. Во втором определении причина развертывания активности скрыта в самом организме, а не в объектах среды. Согласно третьему определению, П. - это не просто нужда и не просто требования, побуждения организма, а определенные отношения человека к объективной реальности. Это определение позволяет учесть в развертывании П. роль как субъекта, так и объекта. Исходным и самым глубоким смыслом данного определения является противоречие между субъектом и объектом. За П. как идеальными явлениями стоит определенная объективная реальность, в к-рой человек ищет не истину, а меру использования в своей жизни того или иного класса вещей. Он поставлен в данном случае в ценностное отношение к вещам, к-рое отражается в психике человека в виде П. Испытывая П., человек чувствует зависимость от предмета, способного удовлетворить ее. В этом отношении он оказывается страдающим, зависимым существом. Но он стремится выйти из такой зависимости. В его переживаниях возникает своеобразное внутреннее беспокойство и он ищет способы и предметы удовлетворения этой П. Переживание П. выражается в стремлении снять внутренний конфликт, разрядить напряжение, получить удовлетворение и относительное успокоение. Поэтому П. можно рассматривать как способ развертывания деятельности человека. Вот почему П. оказываются источником активности человека. Лит.: Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971; Михайлов Н.Н. Потребности как социологическая категория. Челябинск, 1974; Проблемы формирования социогенных потребностей. Т. 1, 2. Тбилиси, 1974-1981; Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983; Асеев В.Г. Структура мотивации поведения//Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Кучевская.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Потребности
обязательные требования для поддержания определенного уровня жизни.
Иметь потребность означает нуждаться в чем-либо, чтобы вести жизнь в соответствии с определенным стандартом. Стандарт этот может соответствовать прожиточному минимуму, как в английских работных домах в XIX в. Стандарт может быть выше, когда человек достигает определенного уровня благосостояния и реализует многие из своих потребностей. Дискуссии о потребностях упираются в выбор стандарта и того, кто его устанавливает. Часто стандарты для определения потребностей формируются разными факторами, в частности общественным мнением, законодательными актами, мнениями специалистов. В результате представления о потребностях с течением времени меняются. Типичным примером служит кампания против ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ или осознание потребности в физической безопасности и безопасном месте, например приюты для женщин (см. ПОМОЩЬ ДЛЯ ЖЕНЩИН), где женщины и дети могут некоторое время пожить. Еще двадцать лет назад эта потребность не была признана.
Потребности, или то, что человеку нужно, теоретически отличаются от желаний и предпочтений. На практике их различить гораздо труднее. Например, можно предположить, что бездомный человек нуждается в крове, однако кров – понятие растяжимое – это и временное место в общежитии, и съемное жилье, и квартира или дом. Что в действительности нужно бездомному и кто это решает?
Для устранения противоречий в определении потребностей создана классификация, включающая нормативные потребности, т. е. потребности, которые соответствуют установленным специалистами нормам и стандартам; ощущаемые потребности, которые индивиды декларируют (т. е. «желания»); выражаемые потребности, или потребности, в результате каких-либо действий претворившиеся в требования; сравнительные потребности, о которых судят по другим людям, живущим в сходных обстоятельствах.
Большинство людей удовлетворяют свои потребности в результате собственных усилий, усилий родных и близких или по договоренности с кем-либо. Социальные работники и специалисты в этой области часто имеют дело с клиентами, которые в силу ряда причин не могут самостоятельно удовлетворить свои основные потребности. Специалисты определяют эти потребности в процессе ОЦЕНИВАНИЯ. Часто обнаруживается целый ряд неудовлетворенных потребностей, например в физическом уходе, крове и пище, культурных и религиозных событиях, эмоциональной и психологической поддержке вследствие социальной изоляции или нарушенных межличностных отношений, а также в социальных контактах. Нередко потребности членов одной семьи сильно различаются. Поскольку определение потребностей – в значительной степени процесс субъективный, нужно привлекать к нему потенциальных клиентов, обязательно учитывать их желания и предпочтения. Специалисты по социальному обеспечению в прошлом при определении потребностей клиента часто ориентировались на спектр оказываемых услуг. Так, считалось, что пожилого, немощного человека следует поместить в интернат или выделить ему место в дневном стационаре, вместо того чтобы проанализировать его особые потребности и принять взвешенное решение с учетом всех факторов. Единственный возможный способ не допустить такого подхода – тесно сотрудничать с потребителями услуг, учитывать их желания и предпочтения, искать оптимальные пути решения проблем.
При определении потребностей социальные работники исходят из требований своих служб и формальных рекомендаций Департамента здравоохранения. Так, работая с детьми и семьями, специалисты уделяют первоочередное внимание потребностям в уходе и развитии, обеспечивая соответствие национальным стандартам. Прежде чем семье будет оказана помощь по уходу за детьми, оцениваются ее потребности. Как правило, речь идет об отсутствии у родителей тех или иных навыков, а также о наличии образовательных и медицинских потребностей. Во взрослой практике социальные работники делают акцент на тех потребностях, которые мешают человеку вести как можно более самостоятельную жизнь. Департамент здравоохранения наметил шесть основных направлений оценки потребностей взрослого человека: личная и социальная помощь; медицинская помощь; жилье; финансы; образование, трудоустройство и досуг; транспорт, мобильность и доступ, т. е. возможность передвижения и посещения публичных мест.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
ПОТРЕБНОСТИ
ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего обществ. произ-ва, объективны. П. изучаются философами, экономистами, психологами, демографами, представителями естеств. наук. Демография исследует П. человека, семьи, социальной группы или всего нас. в детях (см. Потребность в детях), в сохранении и укреплении здоровья, П. в социальном и терр. перемещении. В науке складывается междисциплинарное изучение П. как сложной комплексной категории. Существуют разл. классификации П.: физические, интеллектуальные и социальные; материальные и духовные; индивидуальные, групповые, общечеловеческие; личные и общественные; производственные и непроизводственные; абстрактные и конкретные; рациональные и нерациональные; текущие и перспективные и т. д.
Осн. составная часть обществ. П.- экон. П.; их удовлетворение связано с процессом общественного воспроизводства.
Специфич. черта экон. П.- их неуклонный рост, характер и темпы к-рого определяются осн. производств, отношением. При капитализме выделяются П. рабочего класса, ограниченные воспроиз-вом рабочей силы, и П. капиталистов, стремящихся к извлечению прибавочной стоимости во все возрастающих масштабах. При социализме с утверждением обществ. собственности на средства произ-ва существенно расширяются экон. П. трудящихся. Они включают не только личные, но и производств. экон. П., охватывают как процесс воспроиз-ва рабочей силы, так и более широкие П. во всестороннем развитии работника как личности.
По отношению к произ-ву различают общие и частные (конкретные) П. Общая П. представляет собой целостную систему, к-рая складывается по поводу удовлетворения одного процесса жизнедеятельности, несводимого ни к какому другому, напр. питание, жилье, одежда и обувь, транспорт, общение с людьми, труд, здоровье и долголетие, воспитание детей и т. д. Общие П. являются постоянными ориентирами для произ-ва. На каждой ступени развития производит. сил общие П. удовлетворяются разл. наборами предметов потребления и услуг, что вызывает появление частных (конкретных) П. Последние носят исторически преходящий, в отличие от общих П., характер, т. к. порождаются произ-вом, доставляющим потреблению на каждом последующем этапе новые виды материальных благ и услуг, лучше прежних удовлетворяющих одну и ту же общую П. Активную роль в развитии П. играет потребление, в процессе к-рого выявляются качество, оформление, удобство, доступность и др. свойства нового предмета или услуги. В результате в рамках каждой общей П. создается новая структура частных П. Под влиянием развития произ-ва, а также всего обществ. прогресса в целом на протяжении всей истории человечества происходило усложнение системы П. за счет их неуклонного роста и качеств. совершенствования. Это нашло выражение в законе возвышения П. Развитие П. происходит как по вертикали (постоянно появляются новые П. высшего порядка), так и по горизонтали (у все большей части людей возникают П. более высокого уровня).
Изменение системы П. влияет на поведение демографическое в области деторождения, семейно-брачных отношений, самосохранения, миграц. и социальной подвижности, что ведет к изменению демография, процессов и структур населения.
Роль экон. П. в развитии народонаселения велика. Общество при социализме распределяет часть созданного продукта в соответствии со сложившейся и изменяющейся системой П. с целью более полного удовлетворения личных П. в материальных и духовных благах, разл. услугах, в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности всех групп нас., особенно здоровья женщин-матерей и детей. Особое место занимает удовлетворение П. семьи и общества в содержании, воспитании и обучении подрастающего поколения, в создании условий для продления активного долголетия людей в послерабочем возрасте.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 26, 245; т. 9, с. 377, 390-91; т. 23, с. 243-44; т. 42, с. 91; т. 46, ч. 1, с. 28; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 154-61; Радаев В. В., Потребности как экономическая категория социализма, М. 1970; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М. 1971; Обуховский К., Психология влечений человека, пер. с польск., М. 1972; Левин Б. М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития, М. 1974; [Ротова Р. С.], Общественное производство - личные потребности - рождаемость, в кн.: Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М. 1974; Евстигнеева Л. П., Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе, М. 1975; Потребности, доходы, потребление, М. 1979; Вопросы воспроизводства населения и демографической политики, М. 1982; Межиров Б. Л., Потребности человека - члена социалистического общества, М. 1982; Особенности демографического развития в СССР, М. 1982.
Р.С. Ротова.
Источник: Демографический энциклопедический словарь