intrareneurship) - см. Предприниматель.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Источник: Большой толковый социологический словарь
Предпринимательство
создание хозяйственных организаций (фирм) за счет собственных или заемных денег ради производства товаров или оказания услуг и получения на этой основе дохода.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
представляет собой различн. формы не запрещенной законом негос. хозяйственной активности во всех отраслях нар. хоз-ва (производственная деятельность, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультативная деятельность, операции с ценными бумагами и т. д). Предпринимательство исторически обусловлено и прямо зависит от многих, отнюдь не только экомич. факторов. Условия, в к-рых осуществляется предпринимательство, подвержены изменениям, особенно резким, когда об-во находится в переходном состоянии, в состоянии реформирования. Начальный импульс радикальным трансформациям примет проводимая реформаторами политика. Но, конечно, их основным источником является инициатива и созидательная энергия различн. групп занятого населения. Заинтересованность и вовлеченность последних в предпринимательскую деятельность является главной предпосылкой успеха в развитии предпринимательства. Лит: Гинс Г.К. Предприниматель. М., 1992. Социальная политика и предпринимательство. М., 1996; Грачев М.Г. Предприниматель в современной экономике//Общество и экономика. 1993, № 4; Бунин И.М. Предприниматели в посткоммунистической России//Мировая экономика и международные отношения. 1992, № 5. В.Н. Иванов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
ENTREPRENEURSHIP) Экономист Й. Шумпетер (Schumpeter, 1934) критерием предпринимательства считал инновацию. Предпринимательская деятельность, с этой точки зрения, является двигателем экономического развития, поскольку прибыль образуется посредством производства чегото нового или нахождения новых способов производства уже существующего. Менеджеры организаций в сфере бизнеса являются предпринимателями тогда, когда они принимают творческие и новаторские решения. Этот взгляд на определяющие факторы экономического роста пользовался влиянием в области социологических исследований развивающихся обществ, при этом иногда утверждалось, что степень, в которой существующие социальные ценности способствуют формированию предпринимательской личности, влияет на вероятность экономического развития. Этот интерес к предпринимательству смыкается с известным веберовским анализом протестантской этики и социально-религиозных ценностей и типа личности, способствующих возникновению современного капитализма. В настоящее время иногда различают предпринимателей-антрепренеров, определяемых как владельцы-менеджеры в сфере малого бизнеса, и интрапренеров — менеджеров-новаторов в более крупных организациях. См. также: Достижительская мотивация.
Источник: Социологический словарь
Предпринимательство
инициативная, в рамках действующего законодательства, деятельность по созданию, функционированию и развитию предприятия, имеющая своей целью сбыт производимой продукции (услуг) и получение прибыли. Предпринимателем могут являться одно или несколько физических или юридических лиц, организующих деятельность предприятия на основе принадлежащего им или привлеченного на законных основаниях имущества и получающих в результате этой деятельности прибыль в форме предпринимательского дохода. (обучающиеся организации) (КТС), предприятия (модель Ф. Тейлора), которые: 1) Характеризуются творческим участием каждого работника не только в решении производственных задач на уровне своего рабочего места, но и задач управления производства в целом; 2) Работники и менеджеры принимают решения и выполняют их; 3) Информация и знания широко распространяются; 4) Власть распылена и распределяется; 5) Системное мышление развито у всех членов команды; 6) Осуществляют индивидуальное и групповое обучение персонала; 7) Личное совершенствование - норма для сотрудников; 8) Присутствует понимание коллективных и индивидуальных интеллектуальных моделей; 9) Сотрудники и команда менеджеров имеют общее видение компании, бизнеса, ценностей... 10) Работник: "все, что хорошо для компании, хорошо для меня". Такие организации способны гибко и оперативно приспосабливаться к сложившейся обстановке и учитывают наиболее полно интересы и потребности своих работников.
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
выступает формой проявления общественных отношений, возникающих в результате инициативной деятельности индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли (дохода) и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Признанные исследователи феномена П. (Дж. С. Милль, А. Маршалл, Й. Шумпетер, Ж. Б. Сэй и др.) полагали, что специфика этого явления, в отличие от хозяйственной деятельности как таковой, состоит в осуществлении новых комбинаций факторов производства и обращения.
Логически завершенную версию этого подхода отражает позиция Ф. фон Хайека, который рассматривал П. как деятельность своеобразного типа хозяйственника – предпринимателя, для которого главное – анализ и использование различных возможностей для выпуска новых товаров, открытие альтернативных источников сырья, рынков сбыта, новых способов организации производства и т. д. Таким образом, предпринимательское поведение представляется, в той или иной мере, инновационным поведением социальных субъектов в сфере производства широкого спектра благ и последующего оперирования ими. В зависимости от уровня субъекта, посредством активности которого осуществляется предпринимательская деятельность, различают государственное П. и частное П. Первое представляет собой форму воздействия государства на развитие частной инициативы, а также включает предпринимательскую деятельность государственных хозяйствующих субъектов. Второе является самодеятельной активностью индивидуальных и коллективных хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности.
Оба типа П. выполняют в обществе особые функции, а способ их взаимодействия во многом определяет производственную структуру макрохозяйственной системы. Еще в 20-е годы ХХ века А. Пигу пришел к выводу, что прямое вмешательство правительства в деятельность предприятий, нацеливание их на производство остро необходимых обществу благ целесообразно только в экстремальных условиях (напр., в состоянии войны), когда хозяйственные издержки от грубого государственного вмешательства не принимаются в расчет. Когда же общество выходит из кризисной ситуации, на первый план выступает задача поддержания оптимальной структуры производства, которая достигается посредством ограничения государственного предпринимательства и усиления частной деловой активности. Отмеченная закономерность предпочтительности частной инициативы для поддержания оптимальной структуры производства при общей регулирующей роли государства сохранилась и к началуXXI века. Исследования Всемирного банка в 76 странах мира показали, что при минимальных размерах государственного П. (если государственные предприятия производят менее 7 % ВВП) темпы экономического роста достигают максимальных значений, и напротив – с увеличением масштабов государственного П. темпы экономического роста падают. Сущность данной закономерности кроется в более низкой эффективности государственных предприятий по сравнению с частными, что было выявлено в ходе ряда международных и отечественных социально-экономических исследований. В Республике Беларусь со второй половины 80-х годов XX века П. прошло в своем развитии 3 основных этапа:
1) кооперативное П. (1988–1991 гг.), при котором основным источником предпринимательских доходов было использование разницы между государственными и свободными ценами;
2) П. в условиях свободного ценообразования (1992–1995 гг.), когда происходил бурный рост предпринимательской активности, а сами предприниматели начали осознавать себя как социальный слой со своими экономическими интересами;
3) П. в условиях централизованного государственного регулирования (с 1996 г. по настоящее время). На данном этапе осуществление масштабной предпринимательской деятельности в Беларуси возможно лишь при непосредственной патерналистской поддержке органов государственного управления. Однако в изначально рыночной предпринимательской сфере возможности использования административно-командных методов управления ограничены, поэтому в основу регулирования предпринимательского поведения целесообразно закладывать предварительно адаптированные экономические методы управления. При этом эффективность государственной политики в сфере П. определяется органичностью согласования экономических интересов предпринимателей с общенациональными интересами.
Лит.: Лученок А. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. – Минск, 1999; Пигу А. Экономическая теория благосостояния: в 2 т / пер. с англ. – М., 1985. – Т. 1; Илларионов А. Модели экономического развития и Россия // Вопросы экономики. – 1996. – № 7; Кобяк О. В. Экономическое поведение предприятия и форма собственности: Социологический анализ // Белорус. экон. журн. – 1998. – № 4. О. В. Кобяк
Логически завершенную версию этого подхода отражает позиция Ф. фон Хайека, который рассматривал П. как деятельность своеобразного типа хозяйственника – предпринимателя, для которого главное – анализ и использование различных возможностей для выпуска новых товаров, открытие альтернативных источников сырья, рынков сбыта, новых способов организации производства и т. д. Таким образом, предпринимательское поведение представляется, в той или иной мере, инновационным поведением социальных субъектов в сфере производства широкого спектра благ и последующего оперирования ими. В зависимости от уровня субъекта, посредством активности которого осуществляется предпринимательская деятельность, различают государственное П. и частное П. Первое представляет собой форму воздействия государства на развитие частной инициативы, а также включает предпринимательскую деятельность государственных хозяйствующих субъектов. Второе является самодеятельной активностью индивидуальных и коллективных хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности.
Оба типа П. выполняют в обществе особые функции, а способ их взаимодействия во многом определяет производственную структуру макрохозяйственной системы. Еще в 20-е годы ХХ века А. Пигу пришел к выводу, что прямое вмешательство правительства в деятельность предприятий, нацеливание их на производство остро необходимых обществу благ целесообразно только в экстремальных условиях (напр., в состоянии войны), когда хозяйственные издержки от грубого государственного вмешательства не принимаются в расчет. Когда же общество выходит из кризисной ситуации, на первый план выступает задача поддержания оптимальной структуры производства, которая достигается посредством ограничения государственного предпринимательства и усиления частной деловой активности. Отмеченная закономерность предпочтительности частной инициативы для поддержания оптимальной структуры производства при общей регулирующей роли государства сохранилась и к началуXXI века. Исследования Всемирного банка в 76 странах мира показали, что при минимальных размерах государственного П. (если государственные предприятия производят менее 7 % ВВП) темпы экономического роста достигают максимальных значений, и напротив – с увеличением масштабов государственного П. темпы экономического роста падают. Сущность данной закономерности кроется в более низкой эффективности государственных предприятий по сравнению с частными, что было выявлено в ходе ряда международных и отечественных социально-экономических исследований. В Республике Беларусь со второй половины 80-х годов XX века П. прошло в своем развитии 3 основных этапа:
1) кооперативное П. (1988–1991 гг.), при котором основным источником предпринимательских доходов было использование разницы между государственными и свободными ценами;
2) П. в условиях свободного ценообразования (1992–1995 гг.), когда происходил бурный рост предпринимательской активности, а сами предприниматели начали осознавать себя как социальный слой со своими экономическими интересами;
3) П. в условиях централизованного государственного регулирования (с 1996 г. по настоящее время). На данном этапе осуществление масштабной предпринимательской деятельности в Беларуси возможно лишь при непосредственной патерналистской поддержке органов государственного управления. Однако в изначально рыночной предпринимательской сфере возможности использования административно-командных методов управления ограничены, поэтому в основу регулирования предпринимательского поведения целесообразно закладывать предварительно адаптированные экономические методы управления. При этом эффективность государственной политики в сфере П. определяется органичностью согласования экономических интересов предпринимателей с общенациональными интересами.
Лит.: Лученок А. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. – Минск, 1999; Пигу А. Экономическая теория благосостояния: в 2 т / пер. с англ. – М., 1985. – Т. 1; Илларионов А. Модели экономического развития и Россия // Вопросы экономики. – 1996. – № 7; Кобяк О. В. Экономическое поведение предприятия и форма собственности: Социологический анализ // Белорус. экон. журн. – 1998. – № 4. О. В. Кобяк
Источник: Экономико-социологический словарь.