ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Проектирование
 процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Проектирование
процесс, состоящий из точки отсчета, отталкиваясь от которой, можно двигаться вперед к определенной цели.

Источник: Обучение социальному проектированию: глоссарий

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
англ. projection/planning; нем. Projektierung. Одна из форм опережающего отражения действительности; процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
одна из форм опережающего отражения действительности, процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфич. методов. П. является конкретной формой проявления прогностич. функции управления, когда создается возможный образ будущей материальной или идеальной реальности. Целью П. является такое преобразование действительности, когда создаются (или предлагается создание) объекты, явления или процессы, к-рые отвечали бы желаемым свойствам. Существуют различн. виды П. Исторически научно обоснованные методы П. стали ранее всего вменяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает П. при решении проблем расселения. Широко оно используется в виде оргпроектирования при совершенствовании систем управления. В настоящее время наряду с этими традиционными видами П. начали складываться новые самостоятельные направления П. - человеко-машинных систем, экология., инженерно-психологич. и др. По своей сущности П. охватывает практически все сферы деятельности человека и об-ва, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой, - с планированием и др. функциями управления. В современных условиях все более насущной потребностью становится П. соц. систем, к-рое в принципе сводится к директивному определению будущего состояния конкретного соц. объекта, процесса и явления в рамках определенной программы и плана. Лит.: Наука и искусство проектирования. М., 1973; Орлов П.И. Основы конструирования. М., 1977; Социальные, гносеологические и методологические проблемы технических наук. Киев, 1978; Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход. М., 1982; Тиори Т., Фрай Дж. Проектирование баз данных. М., 1985. Ж.Т. Тощенко.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(П) – наряду с инженерной и технологической деятельностью, П. представляет собой основной способ создания техники и других изделий и сооружений. Для П. характерна определенная логика. Проектировщик может совмещать и примерять противоположные или несовпадающие требования к объекту; разрабатывать отдельные планы и подсистемы объекта, не обращаясь определенное время к другим планам и подсистемам; описывая независимо друг от друга вид, функции, работу и строение объекта и,затем,совмещая их; разрабатывать различные варианты объекта и его подсистем, сравнивать эти варианты; «вносить в объект» свои ценности. Проектируя объект, специалист-проектировщик строит своеобразные «семиотические модели», причем модели проектируемого объекта, полученные на предыдущих этапах (их условно можно назвать «абстрактными»), используются как средства при построении моделей, строящихся на последующих этапах П. (т.е. «конкретных» моделей). Исследования показывают, что П. венчает собой длительную эволюцию техники и инженерии. Инженерия впервые соединяет разработку семиотических моделей (научных знаний и теорий) с техническим действием, организуя из них единый процесс инженерного искусства. Однако инженер озабочен и ограничен прежде всего связью в изделии двух начал – природного и технического. В сравнении с инженерией П. не делает различий между одними процессами и другими, одними требованиями и функциями и другими. Для проектировщика эстетический план изделия, например, столь же ценен, как природный, требования удобства и новые качества жизни сколь же важны, как и требования конструктивные. Именно в П удовлетворяются разнообразные требования, предъявляемые к изделию, причем удовлетворяются быстро и эффективно. Как идеальный тип П. отлично и от науки и от инженерии. Различаются два типа П. : традиционное и нетрадиционное. Для традиционного П.(инженерного, архитектурно-строительного, технического) характерен ряд принципов. Например, «принцип соответствия» – в проектируемом объекте можно выделить, описать, разработать процессы функционирования и морфологические единицы (единицы строения) и поставить их в соответствие друг другу; «принцип завершенности» – хотя почти любой проект может быть улучшен во многих отношениях, т.е. оптимизирован, в целом, тем не менее, он удовлетворяет основным требованиям, предъявленным к нему и его реализации заказчиком. Распространение этих принципов на другие виды деятельности (градостроительство, дизайн, социальное управление, экономическое планирование и т.п.) затруднено в силу отсутствия или несовершенства научных и опытных знаний о закономерностях функционирования соответствующих объектов (городов, управления, экономики, социокультурной жизни и т.д.). Тем не менее, экспансия П. на эти виды деятельности происходит.
Для нетрадиционного П. характерны четыре основных характеристики:1) возможность проектного замышления (полагание нового объекта, новых его качеств и состояний); 2) проектная конструктивизация (т.е. разработка в специфически проектном языке замысла объекта, что предполагает процедуры анализа, синтеза, конструирования, согласования, конкретизации и т.д.); 3) установка на проектную реализацию (как возможность создания по проекту нового объекта: эта возможность может и не осуществиться) и, наконец ,4) проектная онтология (ощущение связи П. с практической деятельностью, противопоставленность П. науке, искусству и другим видам деятельности, приобщенность к ценностям проектного сознания и т.п.). Социальное П. – пример нетрадиционного П. В его рамках происходит замышление и разработка новых социальных объектов (систем, структур, отношений, нового качества жизни), при этом, с одной стороны, сознательно, на методологической основе, проводятся основные принципы и методы нетрадиционного П, с другой – осуществляются усилия, направленные на удержание и реализацию исходных социальных требований и ценностей. На одном полюсе социального П. располагаются «неполные», если так можно сказать, виды П.: проектные социальные утопии, «идеальные» социальные проекты, эскизные и концептуальные социальные проекты и т.п. Затем идут социальные проекты «кабинетного» типа. Их особенность – разработка социального проекта, включая и этапы реализации проекта, самим социальным проектировщиком. Третий тип социального проекта – «паритетный». Здесь заинтересованные субъекты с самого начала включаются в процесс социального П., причем, так сказать, на равных правах. Замыкают типологию «инициирующие» социальные проекты, которые лишь запускают определенные социальные (социокультурные) процессы. Для инициирующего социального П. характерно перепроектирование, создание серий проектов (исходный, вторичный, третичный). По сути, инициирующее социальное П. смыкается с социальным экспериментированием. В.М. Розин

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике понимается промысливание того, что должно быть. Исходя из этого понимания, можно сказать, что П. характеризуется двумя моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем. Именно это две характеристики отличают П. как таковое от других широких (в некотором смысле предельных) типов гуманитарных технологий, например, от исследования. Кроме того, под П. традиционно понимается особая деятельность, имеющая своей целью разработку проектов. "Проект (лат. - прожект, фр. - план, предположение, предначертание) - задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже. Прожектировать (фр.) - задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению" (В. Даль).
Из сопоставления предъявленных пониманий следует, что могут существовать и реально существуют самые различные виды, методы и способы П. Например, различают: А) техническое П., организованное задачным образом, т.е. по прототипам (например, решение определенного круга задач при разработке проектно-сметной документации, разработке реализационных проектов по достижению заранее известных целей, осуществление которых - удел других специалистов). Обоснованием такого проекта служат существующие нормативно-правовые акты, условия и правила осуществления производственных технологий (например, СНиПы в строительстве и т.д.). На основании норм, указанных в проекте, последний проверяется на "истинность" - соответствие разработки этим нормам. Б) гуманитарное П., с которым связана проблемная организация мышления и деятельности, т.е. собственно П. в узком и точном смысле слова. Гуманитарное П. - это технология осуществления изменений в том случае, когда результат проектного решения наперед неизвестен, что требует проверки гуманитарного проекта не на истинность, а на реализуемость. Наличие проблем в деятельности авторов проекта, их позиция, самоопределение на изменения и выбор способа осуществления перемен являются обоснованием гуманитарного проекта. Как способ проблемной организации мышления и деятельности П. принципиально отличается от программирования: если программирование предъявляет способ движения, приводящий к "снятию" проблемы (на основании реализации концептуального представления идеального - "беспроблемного" состоянии некоего места), то П. - культурно-оформленная деятельность "по построению утопии" - содержит способ "обустройства" этого места (которого сегодня еще нет).
Этапами разработки гуманитарного проекта являются: 1) вычленение и формулирование проблемы, определение проектной идеи, 2) последовательная разработка проектного замысла и 3) собственно проекта, включающая и его реализацию.
1. Проектная идея - концепция (описание "места, которого нет"): это не научный прогноз, а проект, мыслительная конструкция, задающая место для заполнения идеальными представлениями будущего для тех, кто ее разрабатывает. Концептуализация (работа по согласованию понятий и выстраиванию собственных представлений) является средством формирования идеальной действительности, соорганизации разнонаправленных и многообразных течений, образования и самообразования, самосотворения участников процесса работы с будущим, позволяющей привести к "снятию" имеющейся проблемы. В деятельности - проблемы гуманитарные. Они не имеют ярко выраженной предметной направленности (т.е., как правило, не могут быть "сняты" средствами однопредметного знания). Способы разрешения гуманитарных проблем "лежат" в области интегрированного знания. Соответственно, определение и построение этих способов - удел деятельности полипрофессионального сообщества, объединяющего разнопредметных специалистов, имеющих общее содержание (совпадающую проблему в деятельности) и выстраивающих на этом основании согласованный предмет деятельности средствами надпредметного знания. Соответственно, если мы озабочены развитием (а по этому поводу "сколько голов, столько и умов"), то единственный способ договориться состоит в движении к основаниям - вглубь, а не вперед. В гуманитарном П. обсуждать надо не "светлое будущее", которое всем видится по-разному, а те понятия и представления, онтологические картины, методы, средства, формы самоорганизации, которые необходимы проектировщикам для такого странного движения: вперед к разным целям. То, что обсуждается, и есть общий (согласованный) предмет деятельности - проектная идея. Гуманитарные проекты - это не предложения, внедряемые откуда-то извне в деятельность социальных групп (когда последние оказываются в роли только исполнителей чьих-то замыслов). Замыслы гуманитарных проектов (даже если они рождаются и вне этой социальной группы) должны быть поняты и приняты участниками его осуществления, становящимися соавторами проектной идеи и ее держателями. Но поскольку сегодня в образовании ощущается недостаточный уровень гуманитарного мышления и знания, гуманитарной и технологической подготовки, и, соответственно, профессиональной готовности специалистов к разработке и реализации собственных проектов, то разработка гуманитарных проектов должна предваряться специальной работой по подготовке социального пространства как потенциальной "площадки" гуманитарного П. Подготовка "площадки" в этом контексте - это своеобразная пропедевтическая работа по наращиванию и кадрового, и материально-технического, и финансового ресурсов гуманитарного проекта. Одним из признаков готовности является деятельность в данном пространстве полипрофессионального сообщества, где под сообществом понимается клубная структура, основанная на самоопределении и предъявлении позиции ее участников, объединенных наличием общей проблемы в деятельности, желанием взаимодействовать в поиске путей ее разрешения.
2. Разрабатывая проектный замысел (который включает не только описание и обоснование проектной идеи, но и технологию создания проектной базы), проектировщики, отвечая одновременно на вопросы, что и как делать и как устроен мир делания, обязаны получить механизм реализации проектной идеи: концепция выступает соорганизующей рамкой полилогичной организации деятельности, на основании которой рождается программа реализации проекта как средство его управления. Деятельность по программе в свою очередь меняет ситуацию, а новая ситуация требует пересмотра концепции, т.е. перепроектирования. При этом реализуемость, практичность и эффективность замыслов оказывается прямой функцией принимаемых проектировщиками форм самоорганизации: нет и не может быть вопроса о том, кто из сторонников или противников проекта прав "на самом деле", потому что каждый прав по-своему. Рефлексия своей позиции как частичной, частной, находящейся в ряду других, в т.ч. и конкурирующих, вменена проектирующим самой ситуацией преобразований. Следовательно, если мы не хотим действовать силой или обманом, в гуманитарном П. оказывается безальтернативной полилогичная организация деятельности, в которой возникает рациональность другого рода, чем в науке. Разрабатывая программу реализации проекта, полипрофессиональное сообщество, "удерживая" общий предмет деятельности, трансформируется в профессионально-деятельностное ("общность, которая должна действовать"). В рамках проектного замысла именно профессионально-деятельностное сообщество способно обеспечить согласованную деятельность разнопредметных специалистов (осуществляемую в общем содержании - предмете деятельности, но специфическими средствами определенных специальностей).
3. Доводя проектный замысел до уровня проекта, это сообщество, отталкиваясь от необходимого, составляет согласованный план действий и бюджет, обосновывая последний разработанной сметой расходов. Именно такая технология осуществления гуманитарного П. (искусственного, целенаправленного, осуществляемого за счет собственных усилий преобразования, обеспечивающего развитие) позволяет авторам-разработчикам брать на себя ответственность за реализацию своих идей. Именно в таком случае будущее не прогнозируется, а строится, а гуманитарное П. оказывается технологией "работы с будущим", включающей в себя разработку замыслов преобразования мира (ситуации, деятельности и т.д.) и их реализацию, в результате которой преобразуемое становится не просто другим (как оно изменилось бы в ходе естественной эволюции), но именно таким, как было задумано. Проверка гуманитарного проекта по критерию "реализуемость" проводится по следующим показателям: а) обоснованность проекта (актуальность и доказательность проектной идеи; точность выявления и формулирования проблемы); б) уровень квалификации авторов (соответствие авторского самоопределения и границ анализируемой ими ситуации; возможность "снятия" проблемы реализацией заявленной идеи; возможность реализации проектной идеи ее авторами - оценка предъявленного опыта); в) проработанность проекта (доказанность возможности осуществления заявленной идеи; продуманность технологии и механизма реализации).
С.Б. Савелова

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентнос

Кондратова Татьяна Сергеевна
Рассмотрен метод социального проектирования в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе, его сущностные характеристики, а также требования к его организации.
Читать PDF

Cоциальное проектирование в формировании и реализации региональной молодежной политики

Рашковецкая Н. С.
В работе рассмотрен один из подходов к формированию молодежной политики социальное проектирование.
Читать PDF

Социальное проектирование как технология стимулирования социализации студентов

Миневич Яков Владимирович
Читать PDF

Cоциальное проектирование как конструирование темпоральности социальных систем

Шляпников Сергей Евгеньевич
Дана характеристика современных подходов к социальному проектированию в контексте их влияния на социокультурную среду. Отмечены преимущества социокультурного подхода в конструировании социальных систем.
Читать PDF

Проектирование процесса социальнй оадаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы

Семченко И. В.
Читать PDF

Алиев Ш. И. Жизненное проектирование российской молодежи: региональная специфика и факторы риска : м

Читать PDF

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ

Митрошенков О. А.
Читать PDF

Социальное проектирование целеполагания и целеосуществления

Фигуровская Валентина Михайловна
Рассмотрены принципы, которые могут быть заложены в социальный проект, позволяющий влиять на рациональные и иные компоненты общественного и личностного мировоззрения, процедур выбора, целеполагания и целеосуществления, при условии
Читать PDF

Социальное проектирование отношения к старости

Смолькин Антон Александрович
Старость является социально предписываемым проектом, под которым понимается набор конвенциональных установлений, определяющий допустимые действия других по отношению к данной возрастной группе и регламентирующий поведение членов п
Читать PDF

Социальное проектирование как фактор реализации профессиональной компетентности студентов

Котоманова Ольга Владимировна
В статье рассматриваются социальное проектирование, творческая инициатива и активность создания студентами проектов, целевая аудитория проектирования.
Читать PDF

Влияние потребностей посетителей на проектирование зоопарков в Западной Сибири

Скуратова Лилия Сергеевна
Приведены результаты социологического исследования, направленного на выявление принципов проектирования зоопарков в Западной Сибири.
Читать PDF

Компьютерное моделирование и проектирование содержания обучения в вузе

Китаевская Т. Ю., Хворов А. П.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

    разработка вариантов планового развития социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках.
  • Анализ временных рядов (проектирование тенденций)

     анализ, основанный на предположении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем.
  • Организационное проектирование

    упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.
  • ПРОГНОЗНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

    социальная технология проблемно-ориентированного или проблемно-целевого проектирования, разработанная Межотраслевым научным коллективом под руководством Т.М. Дридзе,как звено социально-управл
  • РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

    вариативное моделирование программ отдыха и обслуживающих их систем с учетом требований рекреации.
  • Факторы проектирования организации

     параметры внешней и внутренней среды, которою необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры.
  • Организационного проектирования цель

    разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой
  • Организационного проектирования этапы

    разработка организационного проекта состоит из трех крупных этапов: предварительная подготовка, собственно проектирование и внедрение проекта. Каждый из этих этапов включает соответствующие ча
  • Организационного проектирования методы

    следует различать  а) методы выполнения проектных работ; б) проектные методы. а) Методы выполнения проектных работ: оригинальное проектирование, типовое проектирование и автоматизированное прое
  • Организационного проектирования предмет

    система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.
  • Организационного проектирования процедура

    представляет собой формализованную совокупность действий, в результате выполнения которых принимается некоторое проектное решение. Под проектным решением понимается промежуточное или конечно
  • Организационного проектирования процесс

    представляет собой целенаправленную последовательность актов принятия проектных решений, приводящую к построению описания проектируемой организационной системы. Процесс проектирования реали
  • Организационного проектирования современные подходы

      1) проектирование организационной системы как задача синтеза структуры из некоторых элементов. Эта задача двуедина: решаются задачи формирования, во-первых, производственной структуры на основ
  • Организационного проектирования технология

    определенная последовательность действий или операций, позволяющая технически выполнить проектирование заданного объекта. Технология организационного проектирования независимо от отношения
  • ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО МЕТОДЫ ( ПСМ)

    способы создания и реализации социальных проектов, нацеленных на решение актуальных социальных задач. ПСМ характеризуются предметно-содержательным, операциональным и аксиологическим содержани