то, что люди почитают за экстраординарное, приводящее в чувство трепета и благоговения.
Сакральное
Сакральное
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Сакральное (священное)
область бытия или отдельные объекты, находящиеся под запретом, отделенные от сферы про-фанного (мирского) и окруженные поклонением.
Сакральное
sacred). Нечто, внушающее чувство благоговейного страха или почтения верующим, придерживающимся одного набора религиозных положений.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
САКРАЛЬНОЕ
SACRED) По Э. Дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). К области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаются как экстраординарные, трансцендентные и выделяющиеся из повседневного хода событий. В современных обществах имеет место «сворачивание» (shrinkage) сакральной реальности, вызванное рационализацией культуры. См. также: Невидимая религия; Религия; Секуляризация; Харизма.
Источник: Социологический словарь
Сакральное
(sacre). В 1912 г. Эмиль Дюркгейм в «Элементарных формах религиозной жизни» повторяет определение, введенное двадцатью пятью годами раньше Уильямом Робертсоном Смитом в Lectures on the Religions o f the Semites, разделяющее сакральное, т. e. «вещи, защищаемые и отделяемые от людей запретами», и мирское, т. е. «то, что должно вследствие запретов оставаться в стороне от вещей, принадлежащих к первой группе». То, что отделяется таким образом (Janum, освященное место, по отношению к profanum, неосвященному, т. е. с этимологической точки зрения то, что отделяет «храм от его окрестностей»), имеет неосязаемую ценность, заслуживает безусловного уважения и поэтому может являться объектом культа. С ним связаны нерушимые правила, освящение и моральная чистота. Некоторые, связывая это понятие с меланезийским тапаувидят в нем трансцендентную реальность, анонимную и безличную силу, истоки которой находятся в самом обществе; другие предпочитают выделять особую категорию, такую например, как нуминозное у Рудольфа Отто, или делают акцент на «сменившем обличие жертвенном насилии», с которым связан двойной перенос: сначала агрессивности, затем примирения. Анализ мифов и ритуалов, символов и систем представлений занимает в этой перспективе основное место, как и изучение различных форм набожности (Георг Зиммель) или харизмы (Макс Вебер).
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.
САКРАЛЬНОЕ
(от лат. sacer - находящийся вне обыденности, священный) - состояние каких-либо объектов, при котором их смысл и значение в человеческом восприятии выходят за пределы повседневной обычной жизни людей. В наиболее распространенном значении С. считаются персоны, образы, идеи, природные или созданные предметы, имеющие особую ценность для какого-то сообщества или отдельного человека, поскольку с ними связываются ценности, конституирующие основополагающие установки человеческого сознания и поведения. Ключевой определитель С. -это его противопоставление профанному. С. и профанное можно рассматривать в оппозиции друг другу, но также и в соприсутствии, взаимопронизанности. С. полагается как «канал» для сообщения профанного с реально наличествующим высшим миром. В религиозной мысли при описании истоков С. и механизмов его проявления (иерофании) в профанном пространстве-времени преобладают иррациональность и мистичность (см. Мистика). Утверждение образов С. в жизни людей чаще всего объясняется либо как спонтанная активизация хранящихся в глубинах подсознания впечатлений (своего рода «архетипов») об изначальном первоконтакте со сверхъестественным, либо как волеизъявление самого предмета веры (обычно Бога), побуждающего верующих к отзывчивости и почитанию. Инициирующий импульс к обнаружению и удостоверению С. считается возникающим вне обыденного причинно-следственного ряда, т. е. наделяется совершенно особой природой. В религиозных учениях С. толкуется как независимая от людей «иная реальность», существующая вечно, априорная для человеческого сознания и вызывающая при «встрече» глубинные переживания. В отличие от природно-человеческого мира, по представлениям верующих, С. есть подлинная реальность, так как только благодаря ему сам мир и существует. Рациональная невыразимость внутренней природы С. вполне совмещается с признанием его «овеществленного» присутствия в мирском. Но предметность С. не тождественна «первообразу», а есть лишь свидетельство о нем. При такой интерпретации С. рассматривается как ничем не обусловленная самодостаточная сущность, хотя в сфере профанного допускается наличие посредника (духовного лидера или организации религиозной), который переводит иерофанию в доступную человеческому восприятию форму и даже сам может стать носителем сакральности. Можно говорить об иерархичности С. в религиях -С. как нечто, принадлежащее только богам и отчужденное от людей; С. как необходимые действия и предметы при взаимоотношениях верующих с божественной инстанцией; С. как свойство священных предметов. Феномен С. не исчерпывается только религиозным содержанием. В дуализме С. и профанного обнаруживается общая характеристика социокультурных процессов более широкого плана, чем сугубо вероисповедные отношения. Поливариантность представлений о С. относится на счет разной степени совершенства человеческих исканий «абсолютного». Статусы С. и профанного подвижны, их восприятие в разных сообществах не идентично, и нередки «перекодировки». Обращает на себя внимание встречающаяся негативная реакция на С. -оно не обязательно выступает предметом почитания, но может быть запретно как оскверняющее, вызывающее отвращение. В понимании Дюркгейма идея С. происходит из мистифицированного осмысления практики социальных взаимоотношений. Социальное мышление, полагал он, обладает силой, побуждающей индивидуальную мысль видеть вещи сообразно коллективным воззрениям на них. Если в некоем сообществе генерируется значимая для всех потребность, то ее экспликация в виде интерсубъективной идеи, дабы не быть утраченной, может обрести привязку к какому-то внешнему объекту. Этот объект, по исходному состоянию принадлежащий профанной среде, превращается в символ общезначимой идеи, выводится из повседневного ряда и становится С. Причем священный характер, которым наделяется какой-то объект, не является внутренне присущим ему, это приписанное человеком свойство. Взаимоотношения людей с нарастающим кругом сакральных величин влекут за собой ритуализацию «контактов» и установление соответствующих организационных форм. Выявление С. дает точку отсчета в упорядочении мира, его адаптации к потребностям общества. Выстраивается система ориентиров, иерархических и горизонтальных отношений. С. выступает как интегрирующее начало, через сопричастность которому люди идентифицируют себя с социальным целым. В таком объяснении на первый план выходит уже не сам по себе феномен С., а культивирующий его социум со своим комплексом концептов коллективного сознания. При отказе от тезиса о действительной онтологичности С. его понятие выступает как сложная абстракция, рожденная сознанием людей и запечатлевшая духовный опыт, идейные искания и мировоззренческую эволюцию общества. Истоки С. связываются с его обусловленностью конкретными процессами, формами и результатами социокультурной человеческой деятельности. Открытие «посюсторонности» и переменчивости оснований С. позволяет перевести исследовательский интерес от трансценденций к познанию научными средствами многообразия социальных, психологических, нравственных, эстетических и прочих граней человеческой жизни.
Источник: Социология религии. Словарь.