Сакральное

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Сакральное
то, что люди почитают за экстраординарное, приводящее в чувство трепета и благоговения.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Сакральное (священное)
область бытия или отдельные объекты, находящиеся под запретом, отделенные от сферы про-фанного (мирского) и окруженные поклонением.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Сакральное
sacred). Нечто, внушающее чувство благоговейного страха или почтения верующим, придерживающимся одного набора религиозных положений.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

САКРАЛЬНОЕ
SACRED) По Э. Дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). К области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаются как экстраординарные, трансцендентные и выделяющиеся из повседневного хода событий. В современных обществах имеет место «сворачивание» (shrinkage) сакральной реальности, вызванное рационализацией культуры. См. также: Невидимая религия; Религия; Секуляризация; Харизма.

Источник: Социологический словарь

Сакральное
(sacre). В 1912 г. Эмиль Дюркгейм в «Элементарных формах религиозной жизни» повторяет определение, введенное двадцатью пятью годами раньше Уильямом Робертсоном Смитом в Lectures on the Religions o f the Semites, разделяющее сакральное, т. e. «вещи, защищаемые и отделяемые от людей запретами», и мирское, т. е. «то, что должно вследствие запретов оставаться в стороне от вещей, принадлежащих к первой группе». То, что отделяется таким образом (Janum, освященное место, по отношению к profanum, неосвященному, т. е. с этимологической точки зрения то, что отделяет «храм от его окрестностей»), имеет неосязаемую ценность, заслуживает безусловного уважения и поэтому может являться объектом культа. С ним связаны нерушимые правила, освящение и моральная чистота. Некоторые, связывая это понятие с меланезийским тапаувидят в нем трансцендентную реальность, анонимную и безличную силу, истоки которой находятся в самом обществе; другие предпочитают выделять особую категорию, такую например, как нуминозное у Рудольфа Отто, или делают акцент на «сменившем обличие жертвенном насилии», с которым связан двойной перенос: сначала агрессивности, затем примирения. Анализ мифов и ритуалов, символов и систем представлений занимает в этой перспективе основное место, как и изучение различных форм набожности (Георг Зиммель) или харизмы (Макс Вебер).

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

САКРАЛЬНОЕ
(от лат. sacer - находящийся вне обыденности, священный) - состояние каких-либо объектов, при котором их смысл и значение в человеческом восприятии выходят за пределы повседневной обычной жизни людей. В наиболее распространенном значении С. считаются персоны, образы, идеи, природные или созданные предметы, имеющие особую ценность для какого-то сообщества или отдельного человека, поскольку с ними связываются ценности, конституирующие основополагающие установки человеческого сознания и поведения. Ключевой определитель С. -это его противопоставление профанному. С. и профанное можно рассматривать в оппозиции друг другу, но также и в соприсутствии, взаимопронизанности. С. полагается как «канал» для сообщения профанного с реально наличествующим высшим миром. В религиозной мысли при описании истоков С. и механизмов его проявления (иерофании) в профанном пространстве-времени преобладают иррациональность и мистичность (см. Мистика). Утверждение образов С. в жизни людей чаще всего объясняется либо как спонтанная активизация хранящихся в глубинах подсознания впечатлений (своего рода «архетипов») об изначальном первоконтакте со сверхъестественным, либо как волеизъявление самого предмета веры (обычно Бога), побуждающего верующих к отзывчивости и почитанию. Инициирующий импульс к обнаружению и удостоверению С. считается возникающим вне обыденного причинно-следственного ряда, т. е. наделяется совершенно особой природой. В религиозных учениях С. толкуется как независимая от людей «иная реальность», существующая вечно, априорная для человеческого сознания и вызывающая при «встрече» глубинные переживания. В отличие от природно-человеческого мира, по представлениям верующих, С. есть подлинная реальность, так как только благодаря ему сам мир и существует. Рациональная невыразимость внутренней природы С. вполне совмещается с признанием его «овеществленного» присутствия в мирском. Но предметность С. не тождественна «первообразу», а есть лишь свидетельство о нем. При такой интерпретации С. рассматривается как ничем не обусловленная самодостаточная сущность, хотя в сфере профанного допускается наличие посредника (духовного лидера или организации религиозной), который переводит иерофанию в доступную человеческому восприятию форму и даже сам может стать носителем сакральности. Можно говорить об иерархичности С. в религиях -С. как нечто, принадлежащее только богам и отчужденное от людей; С. как необходимые действия и предметы при взаимоотношениях верующих с божественной инстанцией; С. как свойство священных предметов. Феномен С. не исчерпывается только религиозным содержанием. В дуализме С. и профанного обнаруживается общая характеристика социокультурных процессов более широкого плана, чем сугубо вероисповедные отношения. Поливариантность представлений о С. относится на счет разной степени совершенства человеческих исканий «абсолютного». Статусы С. и профанного подвижны, их восприятие в разных сообществах не идентично, и нередки «перекодировки». Обращает на себя внимание встречающаяся негативная реакция на С. -оно не обязательно выступает предметом почитания, но может быть запретно как оскверняющее, вызывающее отвращение. В понимании Дюркгейма идея С. происходит из мистифицированного осмысления практики социальных взаимоотношений. Социальное мышление, полагал он, обладает силой, побуждающей индивидуальную мысль видеть вещи сообразно коллективным воззрениям на них. Если в некоем сообществе генерируется значимая для всех потребность, то ее экспликация в виде интерсубъективной идеи, дабы не быть утраченной, может обрести привязку к какому-то внешнему объекту. Этот объект, по исходному состоянию принадлежащий профанной среде, превращается в символ общезначимой идеи, выводится из повседневного ряда и становится С. Причем священный характер, которым наделяется какой-то объект, не является внутренне присущим ему, это приписанное человеком свойство. Взаимоотношения людей с нарастающим кругом сакральных величин влекут за собой ритуализацию «контактов» и установление соответствующих организационных форм. Выявление С. дает точку отсчета в упорядочении мира, его адаптации к потребностям общества. Выстраивается система ориентиров, иерархических и горизонтальных отношений. С. выступает как интегрирующее начало, через сопричастность которому люди идентифицируют себя с социальным целым. В таком объяснении на первый план выходит уже не сам по себе феномен С., а культивирующий его социум со своим комплексом концептов коллективного сознания. При отказе от тезиса о действительной онтологичности С. его понятие выступает как сложная абстракция, рожденная сознанием людей и запечатлевшая духовный опыт, идейные искания и мировоззренческую эволюцию общества. Истоки С. связываются с его обусловленностью конкретными процессами, формами и результатами социокультурной человеческой деятельности. Открытие «посюсторонности» и переменчивости оснований С. позволяет перевести исследовательский интерес от трансценденций к познанию научными средствами многообразия социальных, психологических, нравственных, эстетических и прочих граней человеческой жизни.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
227.12 кб

Архаическое и современное социального порядка: сакральное и насилие

Шевченко Ирина Юрьевна
В статье анализируются идеи философов и социологов относительно значимости сакрального в создании социального порядка, проблемы насилия, связи между религией и насилием или так называемым сакральным насилием; особое внимание уделя
Читать PDF
1.25 мб

Москвич в Ташкенте, или опыт освоения «Восточного» города: власть, повседневность, сакральное

Космарский Артём Анатольевич
Читать PDF
1.05 мб

Оцифрованное сакральное: особенности существования религии в интернет-пространстве (по материалам СМ

Гаврилов Евгений Олегович
В статье получает обоснование факт влияния интернет-пространства на сознание верующих людей и на наиболее значимые религиозные практики.
Читать PDF
199.77 кб

Сакральное и профанное в традиционной культуре

Воеводина Лариса Николаевна
В статье рассматривается генезис религиозных представлений в архаических культурах, которые связаны с формированием оппозиции «сакральное» и «профанное». Анализируется концепция Э.
Читать PDF
1.42 мб

Сакральное в современной культуре: подходы к определению и границы понимания

Борисов Сергей Николаевич, Осыка Яна Михайловна
В статье анализируется история концепта сакрального в философии религии и религиоведении.
Читать PDF
129.67 кб

Брачные ритуалы в древней Индии: сакральное и мирское

Ляшенко Елена Николаевна
В статье рассматривается ритуальная сторона заключения брака по древнеиндийским источникам. Показана связь религиозных и светских элементов в процедуре заключения брака, ее особенности в связи с варновым делением общества.
Читать PDF
366.58 кб

Сакральное значение власти в философии культа П. А. Флоренского

Андрюшков А.
Читать PDF
88.68 кб

Сакральное без головы [Рец. На: Зенкин С. Н. Небожественное сакральное: теория и художественная прак

Гришин А. А.
Читать PDF
582.44 кб

Сакральное и профанное в современном свадебном обряде армян Мордовии

Шевцова Анна Александровна
Статья, основанная на полевом этнографическом материале, собранном под руководством профессора Л.И. Никоновой (НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г.
Читать PDF
0.00 байт

Сакральное и профанное в пространстве культуры (на материале сравнительного анализа Древнего Египта

Кукьян Валентина Николаевна, Леонова Людмила Леонидовна
Анализируются проекции сакрального и профанного в пространстве двух различных культур Древнего Египта и Советской России. В процессе анализа использовались методы: историко-культурный, компаративистский, аналитический.
Читать PDF
0.00 байт

Сакральное пространство горнозаводского Урала: визуальные образы [1]

Мурзина Ирина Яковлевна, Мурзин Александр Андреевич
В статье раскрывается специфика визуальных образов горнозаводского Урала: почитаемых мест, храмов, монастырей как репрезентаций сакрального
Читать PDF
0.00 байт

Сакральное в современной культуре: подходы к определению и границы понимания

Осыка Я. М., Мишенин В. Ю.
В статье рассматриваются основные подходы к определению сакрального. Сакральное исследуется как феномен культуры, который в настоящее время связан с оппозицией сакральное — секулярное, секулярное — постсекулярное.

Похожие термины:

  • Искусство сакральное

    Мистецтво сакральне. Sacral art. Художественная деятельность и произведения искусства, служащие целям консолидации сторонников той или иной конфессии. К произведениям И. с. можно отнести всю совокупн
  • Сакральная география

    совокупность представлений о качественном пространстве у древних. Современная геополитика руководствуется типологически сходным пониманием пространства, только выражает это в рациональной ес
  • Ценности сакральные

    (от лат. sacrum – священный предмет, священный обряд). Цінності сакральні. Sacral values. 1. Совокупность религиозных представлений о святом, воплощенная в системе религиозной догматики и требующая поклонен
  • Сакральный язык

    (лат. sacrum - священный) — культовый язык: язык богослужения, язык религиозных ритуалов, язык религиозных текстов. Каждая религия имеет свой сакральный язык. У хеттов, напр., таким языком был палайский