СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ
мифологическое сознание; эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытесняющее ее подлинное знание.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
англ. mythology, social; нем. Mythologie, soziale. Мифологическое сознание, эмоционально окрашенное, чувственное представление о соц. деятельности, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней и ее подлинное знание, подменяющее объективное его субъективным восприятием, внешним и вымышленным. См. МИФ, МИФОЛОГИЯ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(от греч. - предание, сказание, легенда и - учение, слово) - сознательная целенаправленная деятельность по манипулированию массовым сознанием и поведением посредством внедрения социальных мифов в немифологическую культурную традицию. Состоит из двух компонентов: социального мифотворчества и адаптации мифов в обыденном сознании. Является преувеличенным, искаженным, утопическим представлением о действительности, подменяющим объективное восприятие субъективным, вымышленным. М.с. характеризуют следующие черты: глобальность, моделирование всей социальной жизни. Синкретизм, слитность, целостность («каждый - винтик государственной машины», «незаменимых людей нет» и т. д.). Универсальность, единство сущего и должного («коммунизм - светлое будущее всего человечества»). Некритичность, глубокая вера в миф. Сакрализация имени носителя мифологического сознания (выделение привилегированного класса, причисление к «лику святых» классиков марксизма, партийных руководителей, переименование городов и т. д.). Интегральный, организующий, ритуальный характер (демонстрации, собрания, массовые действа, реализующие потребность современного индивида в переживании чувства общности, характерного для архаических культур). Исследование М.с. в современном обществе предполагает рассмотрение механизмов формирования социальных иллюзий, стереотипов массового сознания, способов и приемов целенаправленного пропагандистского воздействия.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
специфический феномен идеологической практики 19—20 вв.; особый тип духовной деятельности по созданию и распространению политических мифов. В идеологии нового и новейшего времени в судьбе мифа произошли существенные перемены. Он стал использоваться как обозначение различ. рода иллюзорных представлений, умышленно применяемых господствующими в об-ве силами для воздействия на массы. Особую роль в осмыслении идеологии как М. с. сыграли работы Шопенгауэра, Ницше, Ж. Сореля, Парето, Фрейда, Юнга. Основополагающая мысль Шопенгауэра — утверждение приоритета слепой воли перед разумом. Он анализировал идеологию с позиции субъекта, к-рый пытается определить свои побуждения, придать им осмысленность под углом зрения присущей ему воли. Ницше радикализировал шопенгауэровскую критику идеологии. Изобличению подверглись не только духовные явления как таковые, но и сами логические формы и законы мышления. По мнению Парето, причины предрассудков, получивших широкое распространение, надо искать не в логике, не в разуме, а в эмоциях, тайных вожделениях.

Он предпринял попытку инвентаризировать язык пропаганды. Сорель рассматривал идеологию как средство социальной интеграции, сплачивающее и воодушевляющее людей. Фрейд и Юнг видели в идеологии ложное сознание, потому что в психике человека происходит искаженное «проигрывание» бессознательных мотивов и аффектов, присущих индивиду. В послевоенный период в зап. социологии значит, внимание стало уделяться вопросам природы иллюзий, механизмам их воспроизводства, эффективности тех или иных социальных фикций, могущих оказать воздействие на обществ, сознание. Социальные мифы сегодня освящают «вечные» вопросы власти и подчинения, зависимости и свободы, несправедливости и равенства. П. С. Гуревич

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Мифология социальная
(от греч. mythos – предание, сказание, легенда и logos – учение, слово). Міфологія соціальна. Social mythology. Совокупность научно не обоснованных образов, представлений и идей о состоянии общества в прошлом, настоящем и будущем, общественных явлениях, социальном развитии и изменениях, которые возникают и распространяются как спонтанно, так и через СМК, межличностные связи с целью трансформации или полного замещения массовых социальных установок. Ученые давно обратили внимание на механизмы и причины социального мифотворчества, распространения М. с. в обществе и роль в этом собственно социологии. Часто, не употребляя понятия “миф” и смягчая чрезвычайную актуальность проблемы М. с., они говорили просто о неизбежном утопизме социальных теорий и идей, об их идеологичности, которая отождествлялась с ложностью и заблуждениями. Так, В. Парето (Vilfredo Pareto) считал все социальные теории идеологиями, а значит ошибочными, заблуждениями вследствие того, что они задним числом нелогичным действиям людей (основанным на эмоциях, а не на разуме) придают логическую форму, т. е. форму теории. Однако последние, по его мнению, выполняют интегративную функцию в обществе и потому полезны. Ю. Хабермас (Jurgen Habermas) тоже считает все социальные теории в определенном смысле идеологичными и мифологичными, и как таковые они используются лишь в качестве средства идентификации господствующей социальной группы и являются выражением ее ценностных ориентаций. Это обусловливает и характер прикладных социологических исследований, которые всегда производятся на основе определенной идеологии с соответствующей интерпретацией результатов исследования. Он вообще считал, что позитивизм, в частности, как методология познания, появился вследствие желания демифологизировать социальную действительность, что, однако, обречено на неудачу. Как бы подтверждая это, К. Мангейм (Karl Mannheim) в своей работе “Идеология и утопия” обращает внимание на то, что, в частности, американская социология, “игнорируя историческое время” и ставя чисто прагматические социально-технологические проблемы, порождала социально утопические модели общества, которые фактически обретали значение М. с. М. с. используются политическими силами с целью зондажа содержания и состояния общественного мнения по определенным вопросам с тем, чтобы можно было манипулировать массовым сознанием для облегчения практической реализации собственных интересов и интересов тех социальных слоев, которые они представляют. М. с. часто создаются и распространяются при помощи СМК с целью корректировки характера восприятия социальных процессов различными категориями населения. Подмена объективного анализа социальных процессов мифологиями “освобождает” массовое сознание от необходимости осознания объективного содержания законов общественного развития и культивирует чисто эмоциональное отношение к ним. М. с. могут подаваться в форме готовых рецептов, “способных” разрешить существующие проблемы, необходимо только поверить в возможность их практической реализации и создания с их помощью благоприятного будущего. Для распространения М. с. часто используются популярные люди (актеры, журналисты, политические деятели и даже ученые различных областей науки). Определенную роль в современном социальном мифотворчестве играют заангажированные социологические исследования, результаты которых подаются в соответствующей интерпретации. В основе М. с. находятся содержательные единицы сообщений – мифологемы, образы, “авторитетные” мнения, “очевидные” истины и т. д., т. е. все то, что, будучи элементом социального мифотворчества, является суррогатом социально-культурных ценностей, вокруг которых и образуется совокупность модификаций мифологизированной идеи, исторических событий, несправедливо дезавуированных “выдающихся” деятелей и т. д. Иными словами, такие мифологемы используются для создания необходимых коммуникаторам-мифологизаторам образов социальной реальности, способных на определенное время интегрировать индивидов в существующую социальную систему, обеспечить лояльность существующему политическому режиму и т. д., но они значительно затрудняют осознание возможной вариативности социального развития и по своему функциональному предназначению исключительно манипулятивны. Социологические исследования, к сожалению, ограничиваются, как правило, лишь изучением эффективности сообщений, распространяемых СМК, а сама такая эффективность рассматривается лишь с точки зрения коммуникатора (т. е. того, кто дает сообщение). Иными словами, эффективность действия сообщения измеряется через изменения в количестве сторонников или оппонентов той или иной идеи. Социальная цена действия таких сообщений, их социальные последствия, влияние на общую духовную культуру и т. д. пока что не стали специальным предметом анализа. См. также Виртуальная реальность, Миф, Мифологема и Мифологизация.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Социальная мифология в политике

Иванов Андрей Геннадиевич
В статье показана связь между социальной мифологией и идеологией.
Читать PDF

Пролегомены социальной мифологии

Ульяновский Андрей Владимирович
Выявление генезиса, содержания и специфики бытования социальной мифологии в поле разумного вообще, а российской социальной мифологии для рыночной стабилизации в особенности, весьма своевременно.
Читать PDF

Теории современной социальной мифологии

Иванов Андрей Геннадьевич
Рассматриваются теории современной социальной мифологии. Истоки философского исследования социальных мифов современности лежат в работах А. Ф. Лосева, Р. Барта, сторонников психоаналитической теории мифа, а также К.
Читать PDF

Мифология пространства социального бытия

Килясханов М. X.
Феномен пространства социального бытия рассматривается как многоаспектный образ территории, организующий "привязку к месту" различных сторон общественной жизни.
Читать PDF

Молодежная субкультура и социальная мифология

Малахова Е.В.
Данная статья рассматривает современную молодежную субкультуру как феномен, порожденный одновременно как сегодняшними тенденциями культуры, так и архаичными ее пластами.
Читать PDF

Социальная мифология как развивающаяся система

Иванов Андрей Геннадиевич
К изучению социальной мифологии применен системный подход. Социальная мифология рассматривается в качестве системы, состоящей из онтологической, гносеологической, аксиологической и праксиологической подсистем.
Читать PDF

Искусство, социальная память и ее мифологизация

Соколов Константин Борисович, Осокин Юрий Васильевич
Воздействие искусства на социальную память определяется степенью влияния художественных образов на внутренний мир человека.
Читать PDF

Проблема построения теории социальной мифологии

Иванов Андрей Геннадиевич
Читать PDF

Влияние общества на содержание социальной мифологии

Иванов А.Г.
В статье дается определение социальной мифологии.
Читать PDF

Мифологема картины социально-исторической реальности

Абруков Виктор Сергеевич, Ахтямова Галия Энверовна, Степанов Алексей Георгиевич
Мифологема картины исторической реальности определяется как совокупность представлений о сущности социально-исторического процесса, в содержание которых включены как реальные события, так и результаты их интерпретации.
Читать PDF

Структура мифологического образа и социальная драматургия

Воеводина Лариса Николаевна
Статья посвящена рассмотрению мифа в качестве интерсубъективной символической системы. Анализируется природа и структура мифологического образа, его историческая динамика.
Читать PDF

Социальная мифология как особый тип идеологического сознания

Азина Ольга Александровна
В статье ставится задача рассмотреть некоторые версии современной социальной мифологии на примере концепции Э. Эриксона, Л. Фойера, А. Винера, Дж. Робертсона.
Читать PDF

Архаическая мифология: миф как форма социальной коммуникации

Тихонова Софья Владимировна
Статья посвящена рассмотрению архаической сакральной мифологии в рамках коммуникационного подхода.
Читать PDF

Современная мифология и реалии политической и социальной жизни

Лукашева Елена Андреевна
В статье показана роль мифа как первичной формы нормативной регуляции, упорядочивания общественных связей и отношений в древнем мире.
Читать PDF

Социальная мифология в пространстве повседневности и масс-медиа

Иванов Андрей Геннадиевич, Полякова Ирина Павловна
В статье дается определение современной социальной мифологии. При рассмотрении социальной мифологии выделяются два тесно связанных между собой уровня «архаический» и «инструментальный» («конъюнктурный»).