Стереотипы
это шаблонные представления о людях определенной группы.
Источник: Социология девиантности: глоссарий
Стереотип
упрощенный, схематизированный, привычный канон мысли, образ восприятия и поведения.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
Стереотип
совокупность упрощенных обобщений о группе людей или явлениях, позволяющая распределять членов группы или явления по категориям и воспринимать их шаблонно, соответственно этим ожиданиям [26.– С.45].
Источник: Социология. Словарь.
Стереотип
от стерео и гр. typos - отпечаток) - устойчиво сохраняющиеся в сознании образы и представления, эмоционально окрашенные предубеждением или сформировавшейся оценкой и влияющие на восприятие человеком новой информации [18].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
СТЕРЕОТИП
от греч. stereos - телесный, объемный, твердый и typos - отпечаток) - англ. stereotype; нем. Stereotyp. 1. Типографская печатная форма - рельефная копия с набора или клише. 2. Прочно сложившийся, постоянный образец ч.-н.; стандарт.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
стереотип
1) (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – упрощенный, схематизированный образ социальных реалий, обладающий значительной устойчивостью; традиционное, привычное восприятие и поведение; 2) стандартизированный, упрощенный образ социального объекта. - Литература: Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001; Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
СТЕРЕОТИП
stereotype) — совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям. Таким образом, стереотипы расовых, социально-классовых и гендерных групп ведут к восприятию и отношению к индивидуумам в соответствии с необоснованными предвзятыми мнениями. См. также Предубеждение.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Стереотип
stereotype), упрощенная дефиниция социальной группы, орг-ции или страны, предлагающая подходящий, но неизменный образ. С. закрепляет упрощенческие суждения. Они часто используются средствами массовой информации, т.к. преподносят мгновенно узнаваемые трафареты, однако их постоянное повторение может быть крайне негативно воспринято заинтересованными группами (напр., неграми, гомосексуалистами, евреями, амер. туристами, профсоюзными деятелями и т.д.). Пропаганда использует С., чтобы усилить предубеждение в отношении избранной мишени.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
стереотип
stereotype греч. stereos ‘твeрдый’ + typos ‘отпечаток’ — термин введен американским публицистом У. липпманом (Walter Lippmann, 1922). - Стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, определенный образ, концентрированное выражение социальной установки по отношению к «чужому». Особая форма восприятия окружающего мира, которая оказывает определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего сознания. Стереотипы, с одной стороны, формируют ошибочные представления и деформируют процесс межличностного взаимодействия. С другой стороны, стереотипы представляют собой категории, которые обобщают социальное окружение в доступные, понятные и более обширные группы явлений. Они помогают ориентироваться в повседневной жизни, отражают потребность человека классифицировать, запоминать, хранить и извлекать информацию. Основные свойства стереотипов включают относительную стабильность, высокую степень одинаковых представлений членов стереотипизирующей группы, упрощение и обобщение (генерализацию). Ср. предубеждение.
См. автостереотип, гетеростереотип.
Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.
Стереотип
(от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток). Стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте. В таком смысле был введен в социальные науки У. Липпманом. Может быть понят как совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных своего и чужого опыта. Социологический анализ раскрывает более глубокое содержание социального стереотипа. Будучи концентрированным выражением социальной установки, он выполняет те же функции в жизнедеятельности индивида и социальной общности: регуляции, интеграции и т.п. Роль стереотипа в социальном процессе определяется тем, что этот стереотип представляет одну из разновидностей превращенной формы общественных отношений, а именно их персонификацию, их «запись» как отношений социальных, в виде антропоморфных образов. При таком подходе становятся понятными свойства социального стереотипа, зачастую объясняемые особенностями индивидуальной психики, например феномен поляризации или «черно-белого» мышления. [16].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Стереотип
набор предвзятых, негибких суждений об индивиде или группе, основанных на физическом облике, характере, социальных ролях. Сюда относятся пол, этническая принадлежность, возраст, физическая сила, класс, семейное положение, язык, национальность, религия и сексуальная ориентация.
Стереотипы отличаются от представлений тем, что представления – гибкий набор суждений, основанных на жизненном опыте индивида. Представления подвержены модификации в процессе получения дополнительного жизненного опыта, они напоминают строительные кубики и позволяют осмысливать социальный опыт, помогают прогнозировать поведение окружающих. Стереотипы, напротив, формируются в доминирующей политической, социальной и культурной системе ценностей и продвигаются различными институтами (например, через культурные традиции, религию, средства массовой информации), прямой или косвенный контроль над которыми осуществляет доминирующая социальная группа. Стереотипы применяются для оправдания привилегий и дискриминации индивидов и групп в обществе в плане доступа к ресурсам или трудоустройства. Социальные работники часто работают с жертвами ошибочных стереотипов, например неполными семьями, лицами с задержками психического развития, когда приходится преодолевать влияние негативного стереотипа.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Стереотип
(от греч. stereos – телесный, объемный, твердый, крепкий и typos – отпечаток, образец). Стереотип. Stereotype. Стандартизированное и упрощенное описание, применяемое к группам людей, чаще всего основанное на предубеждениях. С. по своих функциональным особенностям во многом сходны с религиозными догмами, т. е. они трудно поддаются влиянию и корректировке. Различают культурные, этнические, половозрастные, политические и другие С. Например, в обществе функционируют представления об “идеальной женщине” либо “идеальном мужчине”, “идеальном политике” и т. д., которые несут в себе элементы социальных предпочтений и ожиданий. Такие представления не следует путать с социальными идеалами, хотя они тождественны в том, что, как правило, постоянно реальность не совпадает с ними. Но С., однако, не пересматриваются, а, наоборот, становятся критерием критики самой реальности. Идеалы отличаются от С. тем, что способствуют развитию культуры, а С. сдерживают это развитие, формируют ложное сознание и таким образом выполняют в духовной культуре дисфункциональную роль. Часто формирование С. является тактикостратегической задачей в ходе политической борьбы и, в частности, в ходе избирательных компаний. Такие С., как правило, играют роль либо стигмы, когда направлены против оппонентов, либо идеализации образа или имиджа, когда направлены на себя. См. также Ложное сознание, Клеймение и Теория стигматизации.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
СТЕРЕОТИПЫ
STEREOTYPES) Стереотип — это односторонний, связанный с преувеличением и, как правило, предубежденный взгляд в отношении группы, племени или класса людей. Стереотипы обычно связаны с расизмом и сексизмом. Они часто не поддаются изменению или исправлению путем соотнесения с опровергающими их данными, поскольку порождают чувство социальной солидарности. Социологи давно используют это понятие при анализе девиантного поведения, в частности, для объяснения феномена девиантности усиления, а также в исследованиях расовых отношений. В последнее время оно использовалось в исследованиях гендерной стереотипизации и половых ролей в области образования и работы. Утверждается, что школы способствуют усилению гендерной стереотипизации посредством социализации детей в рамках традиционных мужских и женских ролей. Например, школьные учебники изображают девочек помогающими матерям в домашней работе, а мальчиков — помогающими отцам в ремонте автомобиля, тогда как учителя считают, что мальчики более склонны к науке и технике, а девочки — к домоводству, гуманитарным наукам или биологии, внушая это и ученикам. Работодатели также следуют стереотипу, согласно которому все женщины более склонны по сравнению с мужчинами уклоняться от работы и прерывать свою карьеру вследствие семейных обязательств, независимо от того, соответствуют на самом деле конкретные женщины-служащие этому стереотипу или нет. Работодатели придерживаются также определенных неизменных представлений о надлежащей «женской работе». Таким образом, они отказывают женщинам в равных с мужчинами возможностях на основании аскриптивного критерия гендера. См. также: Авторитарная личность; Аскрипция (Приписывание); Женщины и работа; Менеджмент; Предубеждение; Рынка труда сегментация; Социализация; Стигма.
Источник: Социологический словарь
СТЕРЕОТИП
Устойчивое и массовое явление политического сознания или действия, формирующее политическое пространство. С. воспроизводятся на всех уровнях политической иерархии, матрицируют сферу бессознательного и рационального, а также господствуют в практической политике. С. выполняют функцию политических клише, шаблонов и трафаретов, создающих единство в обществе и облегчающих управленческую деятельность элиты. Без политических С. невозможна политическая организация, поскольку они выступают в качестве основы экстериоризации личности и условия ее социализации.
В этом отношении политические С. можно интерпретировать как традиции, без которых не может существовать ни одна социально-политическая система, даже самая динамичная.
В принципе, консервативная политика основана на С.
В отрицательном смысле С. означают устойчивые явления политики, которые не соответствуют действительности, но считаются достоверными, ментально укоренившимися. Можно говорить о том, что политика развивается от стереотипичной формы к индивидуализации человека в политическом пространстве.
В то же время XX столетие характеризуется омассовлением культуры и политики (Ортега-и-Гассет). Политические С. могут выражать самые различные феномены, начиная от глубинных идеологических аксиом и заканчивая внешними моментами, например, модой на имидж политиков. С. могут иметь как положительный, так и отрицательный смысл. Они внедряются в сознание как сознательно, так и бессознательно, под воздействием напора реальной действительности. Основное назначение отрицательных С. — оправдать политическую структуру, деятельность ее элиты.
В этом нуждается любая политическая система, в первую очередь неадекватная интересам населения, государству в целом или такая, где имеются расхождения между практикой и идеологией политической структуры. Особенно нагружена С. политика тоталитарного характера. Она не может существовать без засилья иллюзорных С., которые насаждаются в сознании всеми общественными институтами, контролируемыми государством тоталитаризма. Можно выделить С. оппозиции, электората и т.д.
В России, например, в политическом обиходе господствуют утопические С. коммунизма, справедливости, рыночного благоденствия, доступности демократии и т.д.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018