Суверенитет
Суверенитет
социальная (в т. ч. национальная, государственная) независимость.
Источник: Краткий словарь по социологии
Суверенитет
sovereignty). Бесспорная, несомненная политическая власть на данной территории.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
СУВЕРЕНИТЕТ
sovereignty) — высшая, теоретически неограниченная политическая власть, которая отличает государство. Понятие приобрело особое значение повсюду в Европе в 16—17-ц столетиях в связи с формированием современного национального государства (см. также Абсолютизм; Гоббс).
Источник: Большой толковый социологический словарь
СУВЕРЕНИТЕТ
от фр. souveraine-te - верховная власть) - англ. so-vereinity; нем. Souveranitat. 1. Верховенство, независимость от к.-л. сил, обстоятельств и лиц. 2. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях. 3. С. национальный - совокупность прав нации (народа) на свободу выбора соц. и полит, строя, на территориальную целостность, экон. независимость и т. д.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Суверенитет
Суверенитет как концепция международного права имеет три основных аспекта: внешний, внутренний и территориальный. Внешний аспект суверенитета – это право государства свободно определять свои отношения с другими государствами или субъектами международного права, без ограничения или контроля со стороны другого государства. Этот аспект суверенитета известен также как независимость. Внутренний аспект суверенитета – исключительное право или компетенция государства определять характер своих собственных институтов, принимать законы по своему усмотрению и обеспечивать их соблюдение. Территориальный аспект суверенитета – власть, которой государство пользуется в отношении всех лиц и вещей, находящихся на, под или над его территорией.
СУВЕРЕНИТЕТ
(от фр. souverainete, суверен, властелин, верховная власть) — независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Классическое определение С. было дано французским юристом и философом Ж. Боденом в 1576 г. как «высшей, абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными в политическом сообществе». При таком понимании С. мыслился сконцентрированным в личности верховного правителя, что отражено этимологией слова. Термин С. употреблялся в политической и правовой практике в период становления абсолютных монархий и использовался королевской властью в борьбе против феодальной раздробленности. Первоначально носителем суверенитета считался и абсолютный монарх, поскольку его личность отождествлялась с государством (согласно известной формуле Людовика XIV «государство- это я»). И лишь с ликвидацией феодализма в качестве носителя С. стало рассматриваться государство как таковое. В истории политики понятнее, имеет для государства и власти всех уровней такой же смысл, что и понятия свободы и права для человека. Для суверена и суверенного государства это не только право на независимость и свободу от посягательств извне и изнутри, но и право управлять, повелевать, свобода принимать решения, осуществлять все функции верховной власти. Не случайны поэтому и трактовки суверенной власти как всевластия, абсолютной или самодержавной монархической воли и т. п. в постоянной борьбе с безграничной единоличной властью, за ограничение государства а пользу народа, общества и, далее, в процессе становления гражданских отношений и правового государства понятие С. распространилось с личной власти на власть государства, на прерогативы народа, общества, нации, личности и самого права. См.: Суверенитет государственный, Суверенитет народный. Суверенитет национальный.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Суверенитет
sovereignty), верховная независимая власть над конкретной терр. С., как правило, принадлежит нас. терр., к-рое делегирует его правительству, управляющему государством от его имени. С т.зр. внутр. отношений под С. следует понимать легитимный источник (легитимность) правления внутри об-ва, выше к-рого никто не стоит. Это на практике расходится с действительной властью правящей элиты и противоречит ей. Прочная и легитимная система правления нуждается как в праве контролировать об-во, так и в ср-вах для достижения этого. Что касается внеш. отношений, то претензии на суверенный контроль над конкретной терр., как правило, признаются др. суверенными гос-вами либо де-факто (фактически), либо де-юре (юридически). На практике же международное право навязывает ограничения на суверенную власть гос-в, к-рым не разрешается действовать на своей терр. как заблагорассудится. Суд (court of law), место, где в законодат. порядке происходит отправление правосудия. Функцией С. является разрешение споров, вынесение решений о компенсации, назначение наказаний и т.д. Юрисдикция и иерархия С. в разных странах разл. Особенно заметны различия между гражд. и уголовными С. Бывают С. общей и спец. юрисдикции (военные трибуналы, суды по делам несовершеннолетних), С. низшей и высшей инстанции — первые занимаются менее значит, делами, и их не всегда возглавляют судьи (магистрат); более сложные и серьезные дела слушаются в С. высшей инстанции. Решение С. низшей инстанции может быть обжаловано в апелляционном С., к-рый также имеет разл. уровни, завершаясь С. конечной инстанции, такими, как палата лордов в Великобритании, кассационный С.во Франции (подчиняющийся Европейскому суду) или Верховный суд в США. На этом уровне апелляции скорее сводятся к вопросам права, нежели к вопросам факта. С. возглавляются одним или большим числом судей или магистратов. В опред. случаях в англо-амер. правовых системах судье помогает С. присяжных (коллегия присяжных). Судопроиз-во в разных странах имеет свои особенности, однако, как правило, стороны в С. представляет адвокат или барристер.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Суверенитет
(фр. sonverninete верховенство, верховная власть) — верховенство народа, нации, государства во внутренней и внешней политике, обеспечивающее независимость и самостоятельность развития данного общества, социально-политическая функция моно и полинациональных государств, принцип равнопартнерских межнациональных и межгосударственных отношений. В качестве принципа международного права закреплен в Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и других внешнеполитических документах, признающих за народом каждой страны право на самоопределение и недопустимость вмешательства в его внутренние дела. Каждым из субъектов с. он реализуется, сообразуясь с аналогичным правом других наций, народов и государств, с которыми он вступает в политические, экономические и прочие отношения. Проблема с. является многоаспектной и политически нагруженной. В соответствии со сферой реализации с. подразделяется на три типа: государственный, народный и национальный. Государственный с. — верховенство и самостоятельность государственной власти в рамках отдельной страны и ее независимость на международной арене, полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, отрицание иностранного воздействия на свои внутренние дела и внешнеполитическую позицию, за исключением случаев добровольного (на основе юридически закрепленного согласия) ограничения прав суверенности. Государственный с. законодательно фиксируется правовой системой и реализуется в регламентируемой ею деятельности представительных, исполнительных и судебных органов. На его содержание не должны влиять ни территориальные размеры, ни количественный показатель населения, ни национальная структура страны. Народный с. — полноправие одно или многонационального народа, закрепляемое государственно-правовыми актами (конституцией и другими законами). В Российской Федерации, где, согласно 3й статье действующей Конституции, источником власти является ее многонациональный народ, с. обеспечивается участием народа в управлении обществом через систему законодательной, исполнительной и судебной властей и всенародно избираемую президентскую власть. Кроме органов государственного и муниципального управления он реализуется в деятельности партий и политических союзов, организаций общественности, профсоюзов. Выражением народного с. является всеобщее избирательное право, участие народа в выработке и принятии государственных решений путем всенародного голосования — референдума. Национальный с. — реальная способность нации определять содержание и характер политической, экономической и культурной жизни, обеспечивать самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства. Исходной базой национального с. являются соответствующие потребностям нации ее объективные интересы и цели, что предполагает высокую степень взаимной ответственности наций, равное и принципиальное отношение каждой из них к себе подобным. Завоевав с., нация обязана считаться с аналогичным правом других наций. В этом залог стабильности национальной государственности. Советская власть, провозгласившая право наций на самоопределение, вплоть до отделения и создания самостоятельного государства, сочла наиболее целесообразным существование крупного многонационального государства на основе его федеративного построения.
Созданный в 1922 г. СССР предполагал, согласно Конституции 1936 г., ограничение национального с. Тем не менее СССР своей системой межнациональных отношений позволил входившим в его состав нациям добиться внушительных успехов в различных сферах общественной жизни. Но к концу 80х гг. XX в. властные структуры Советского Союза исчерпали свой созидательный потенциал, а тенденция к унитаризации союзного государства вступила в открытое противоречие с с. наций. Принятые союзными и автономными республиками в течение 1989–1990 гг. декларации о с. были нацелены на обеспечение права на самоопределение. Тем самым был положен предел патерналистской политике Центра и свойственному ему господству ведомственной системы. С провозглашением СНГ союзные республики бывшего СССР стали полноправными субъектами своей законотворческой деятельности, внутренней и внешней политики. Однако достигнутый таким образом с. сопровождался огромными социально-экономическими и духовными потерями. Огромный ущерб народам самой России нанесла «суверенизация» ее национальных территорий, практика заключения двухсторонних «вертикальных» договоров, приведшая к резкому снижению легитимности федерального центра, к национальному и этническому сепаратизму, правовому хаосу в управлении страной. Опасность распада России в 90х гг. доказала несостоятельность абстрактного понимания сущности с., которая заключается не в абсолютной независимости той или иной национальной территории или региона, а в их собственной жизнеспособности, возможности проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Декларации о с. еще не делают народы и нации равными, поэтому любые заявления о собственных суверенных правах предполагают их учет и в отношении других народов, а также учет их реальной экономической, социальной, политической и культурной взаимозависимости. Пример того, насколько трудно решаются эти вопросы, показывает длящаяся десятилетиями интеграция стран Западной Европы на пути создания ЕС. Др филос. наук А. И. Доронченков.
Созданный в 1922 г. СССР предполагал, согласно Конституции 1936 г., ограничение национального с. Тем не менее СССР своей системой межнациональных отношений позволил входившим в его состав нациям добиться внушительных успехов в различных сферах общественной жизни. Но к концу 80х гг. XX в. властные структуры Советского Союза исчерпали свой созидательный потенциал, а тенденция к унитаризации союзного государства вступила в открытое противоречие с с. наций. Принятые союзными и автономными республиками в течение 1989–1990 гг. декларации о с. были нацелены на обеспечение права на самоопределение. Тем самым был положен предел патерналистской политике Центра и свойственному ему господству ведомственной системы. С провозглашением СНГ союзные республики бывшего СССР стали полноправными субъектами своей законотворческой деятельности, внутренней и внешней политики. Однако достигнутый таким образом с. сопровождался огромными социально-экономическими и духовными потерями. Огромный ущерб народам самой России нанесла «суверенизация» ее национальных территорий, практика заключения двухсторонних «вертикальных» договоров, приведшая к резкому снижению легитимности федерального центра, к национальному и этническому сепаратизму, правовому хаосу в управлении страной. Опасность распада России в 90х гг. доказала несостоятельность абстрактного понимания сущности с., которая заключается не в абсолютной независимости той или иной национальной территории или региона, а в их собственной жизнеспособности, возможности проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Декларации о с. еще не делают народы и нации равными, поэтому любые заявления о собственных суверенных правах предполагают их учет и в отношении других народов, а также учет их реальной экономической, социальной, политической и культурной взаимозависимости. Пример того, насколько трудно решаются эти вопросы, показывает длящаяся десятилетиями интеграция стран Западной Европы на пути создания ЕС. Др филос. наук А. И. Доронченков.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.