высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры.
УНИВЕРСИТЕТ
УНИВЕРСИТЕТ
Университет
учреждение высшего профессионального образования, в наибольшей степени сочетающее в себе развитие учебной и исследовательской деятельности. Первые университеты возникают в Южной Европе в XII-XIII вв. При переходе общества к индустриальному обществу университетское образование стало дополняться неуниверситетским сектором, получившим наиболее широкое распространение в середине ХХ в. под влиянием потребности общества в массовом послесреднем образовании. В футурологических теориях 1970-х гг. (теории постиндустриального, посткапиталистического, постбуржуазного обществ) университет был провозглашен основным социальным институтом новой реальности. Тенденции развития современного общества свидетельствуют не только о влиянии университетов на социальные изменения, но и социальной трансформации моделей университета под влиянием развития общества и формировании сетевых, дистанционных, виртуальных, предпринимательских, проектно ориентированных моделей.
Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru
УНИВЕРСИТЕТ
university) — форма заведения высшего образования, в большинстве стран стоящая на вершине иерархии типов учреждений, обеспечивающих послешкольное обучение. Однако из этого общего правила имеются исключения. Например, grandes ucoles во Франции, готовящие персонал для высших сфер правительства и промышленности, стоят выше университетов с точки зрения престижа. Хотя университет по своему происхождению является средневековым учреждением, есть некоторые, включая Оксфорд и Кембридж, чье рождение датируется позднее, но в основном большинство современных заведений создано сравнительно недавно — во второй половине 19-го столетия, а многие в XX в. в результате быстрого расширения высшего образования почти во всех странах, начиная со второй мировой войны. Это, в свою очередь, отражает тот факт, что почти во всех странах высшее образование играет ныне доминирующую роль в подборе кадров, хотя характер и значение этой роли дискутируются (см. Креденциализм; Конкурс; Высшее образование; Интеллектуальный труд). Есть и другие важные различия в характере университетов в разных странах. Так, Германия имеет систему, в которой доминирует профессура, а упор делается на исследования, ученость и относительно ограниченный, жестко управляемый доступ, тогда как американская система в намного большей степени находится под контролем администраторов, но в то же время "открыта" и представляет широкий доступ большой доле населения (см. Массовое высшее образование). Наряду с функциями обучения, исследования и социального контроля, университет обладает жизненными функциями. Как утверждает Кларк (1983), способность современного университета такова, каковы его "соответствующие функции". По мнению некоторых ученых, университеты чрезвычайно важны для характера современных обществ, основанных на знаниях. См. Информационное общество; Постиндустриальное общество; Белл. См. также Новые университеты.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Университет
Університет. University. 1. Вершина в иерархии учебных заведений, обеспечивающих послешкольное образование. У. – порождение средневековых социальных отношений. Последовавшее за средневековьем дальнейшее развитие разделения труда и углубление специализации видов деятельности повлекло за собой появление учебных заведений, претендующих на равный или даже более высокий статус в системе образования, чем университет. Так, например, появились военные академии, различные учебные заведения, готовящие высший управленческий персонал и т. д. В новейшей истории стран СНГ появилась тенденция профанации университетского образования, связанная с тем, что многие, в том числе и рядовые ВУЗы перешли в статус У. Это связано скорее всего с тем, что если многие ВУЗы, как и У., занимались обучением и исследованиями, то все же выпускники университетов чаще попадают на государственную службу, в связи с чем У. становятся способными выполнять и функцию социального контроля. Такой факт приводит к тому, что и среди самих У. выделяется группа так называемых элитных У., в определенной степени нивелирующих значение остальных. Инфляция университетского образования означает смену социальной цели образования как социального института, которая теперь должна заниматься не формированием личности с энциклопедическим складом ума, обеспечивающем возможность для творческой духовной деятельности, а готовить функционера, способного выполнять инструкции и распоряжения. 2. Согласно А. Молю – тип учебного заведения, функциональное предназначение которого заключается в гуманитарной подготовке студентов, т. е. давать гуманитарное образование, основным ядром которого являются представления о всеобщих законах функционирования Вселенной. У. в этом смысле обеспечивает не только подготовку специалистов с универсальным образованием, но и занимается производством универсальных знаний о мире, центральным ядром которого является человек, что и обусловливает гуманитарный характер таких знаний. См. также Гуманитарная культура и Мозаичная культура.