УТОПИЯ
УТОПИЯ
модель общества, в котором должны быть довольны все, кроме тех, кто этим не доволен.
Источник: Альтернативный социологический словарь
Утопия
произвольное представление о желаемом бу дущем (о нежелаемом — антиутопия), которое представляется утописту объективным, научным. По сути, представляет собой идеализацию того или иного типа социальных отношений (первобытно-общинных, рабовладельческих, феодальных, буржуазных, социалистических, коммунистических).
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
Утопия
Один из философских жанров, направленный на то, чтобы обрисовать картину будущего, лишенного недостатков современного общества. Философ в своем воображении строит идеальную картину общества, возможного в отдаленном будущем. Философский жанр утопии появился в античности как философское описание идеального города.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
УТОПИЯ
UTOPIA) К. Маннгейм использовал этот термин для обозначения убеждений подчиненных классов, в частности идей, подчеркивающих те аспекты общества, которые свидетельствуют о грядущем разрушении установленного порядка. Напротив, идеология господствующего класса акцентирует стабильность существующего социального устройства. Хотя Маннгейм считал, что утопическая мысль не характерна для ХХ в., некоторые социологи утверждают, что современный пессимизм (связанный, например, с перспективой ядерной войны) отражает дистопическую идею разрушения цивилизации без последующей социальной реконструкции. См. также: Милленаризм.
Источник: Социологический словарь
УТОПИЯ
от греч.u - нет и topos - место) - англ. Utopia; нем. Utopie. 1. Образ будущего идеального общества (или другого соц. устройства), созданный на основе воображения, желания, умозрительных мыслительных конструкций.2. В литературе - вид художественного творчества, существующий в разных жанрах и формах, позволяющий создавать образы желаемого и нежелаемого будущего, ставить критические диагнозы настоящему. 3. В социологии - подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-истор. гипотезы (К Маннгейм, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
УТОПИЯ
utopia) (от греческого, означающего "нигде") — мнимое общество или место, предназначенное быть устойчивым этическим или теоретическим идеалом либо обеспечивать образцы социальной организации, противоположные существующим. Утопия может быть основана на исторически реальных обществах или общаться в будущее. Общеизвестные примеры - "Республика" Плащам "Утопия" сэра Томаса Мора (1516). Имеются различные оценки значения утопического мышления. Его защитники считают, что оно помогает критическому воображению и расширяет понимание альтернатив форм социальной организации, а по мнению противников, оно способно вводить в заблуждение и содействовать нереальным ожиданиям социального изменения. См. также Утопизм. Ср. Идеальный тип.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Утопия
(от греч. u – нет и topos – место, буквально – “место, которого не существует”). Утопія. Utopia. 1. Название острова в работе Томаса Мора “Утопия”, символизировавшего возможность построения идеального общества, соответствующего принципам равенства и социальной справедливости, дающих возможность для решения практически всех социальных проблем своего времени. 2. Культура научного мышления, направленного на решение социальных проблем, основанная на способе доказательства от противного, но не ставящая перед собой вопроса о наличии объективных оснований для практической осуществимости проектов на будущее. Сегодня утопическими называют различные прогнозы на будущее в том случае, когда те, кто это утверждает, сомневаются или желают, чтобы сомневались другие в их практической осуществимости. См. также Антиутопия и Дистопия.
УТОПИЯ
(от греч. ои - отрицательная частица, topos - место, т. е. место, к-рого нет) - не существующее в реальности воплощение социального идеала. У. - это форма общественного сознания, рефлексия на кризисные явления общественной жизни, ориентированная на критику существующего строя, создание или поиск социального идеала (в прошлом или будущем), предвосхищение будущего общества (иногда попытки реализации его на практике). У. выполняет ряд социально значимых функций: прогнозирование, отбор наиболее функциональных моделей общественного развития, выявление социальных тенденций, ориентированных в вероятностное будущее, функцию предостережения от нек-рых отрицательных последствий человеческой деятельности. Для нее характерны следующие черты: интеллектуализм, сознательная оторванность от реальности; универсализм предлагаемых решений социальных противоречий как истины в последней инстанции; вера в осуществимость утопических проектов; стремление представить интересы человечества в целом.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
УТОПИЯ
греч. u - не, нет и topos - место) - неологизм англ. писателя и государ, деятеля Т. Мора, допускающий двойную интерпретацию первого из греч. корней и, т. е. нет, либо ей, т. е. благо. В сочетании со вторым слогом topos (место) он, т. обр., означает либо "Нигдейя", либо "Блаженная страна". Двойственность усиливается композицией написанного на латыни сочинения Мора (1516), где рассказ "вожатого" о прекрасной жизни на острове Утопия обрамлен перепиской автора с друзьями, в к-рой высмеиваются те, кто поверил в реальность Утопии. Социологич. история У. начинается в XVII в. с появлением рядом с рассказами о путешествиях в идеальные об-ва трактатов, обосновывающих возможность и необходимость таких об-в. Связывание философии истории с ключевой идеей прогресса превратило У. в лабораторию соц., эко-номич. и правовых идей. С конца XVIII в. фокусом утопич. фантазий становится не место, а время, в основном будущее. Большинство современных исследователей считают утопизм универсальным свойством сознания, однако существует т. зр., что утопизм - это болезненная реакция на слишком глубокий разрыв между потребностями и средствами их удовлетворения. Первая интерпретация У. в категориях социологии знания принадлежит Ман-нгейму, определившему У. как процесс мышления, продуцируемый символами и идеями, и отделившему ее от идеологии по критерию отношения к реальности - критическому в У., апологетическому в идеологии. Социологич. подход к У. предполагает дифференциацию идеалов. Народные мечты о "молочных реках - кисельных берегах"; буколики и аркадии; "тысячелетние царства" праведных; теократии идеальных правителей - идеалы, в то время как У. - об-во с идеальной организацией, контролирующей несовершенных людей. От политич. программы У. отделяет вера в вечность раз отлаженного механизма, а от футурологии - отсутствие конкретных временных расчетов. В современной социологии принята схема типологич. анализа У., разработанная Л. Мамфордом: 1) по соц.-классовому признаку (напр.. феодальная, крестьянская); 2) по содержанию (напр., архитектурная, феминистская); 3) по форме (напр., роман, трактат); 4) по способу реализации (напр., бегство от мира или его переделка). Существуют, кроме того, и др. схемы, напр, представление о трех видах У.: нар. (Леденцовая Гора), литературно-теоретич. (Город Солнца), официальной ("амер. мечта"). Общим для всех видов и типов У. является не стремление к равенству - в клас-сич. У. неравенство допускается (Мор, К. А. Сен-Симон, У. Моррис) и даже защищается (Платон, Ш. Фурье, Г. Уэллс), - а принцип физич. и духовной удовлетворенности индивида, к-рый предполагает обществ. изобилие, достигаемое за счет всеобщего труда, успехов техники, опрощения жизни, перераспределения собственности (в радикальном варианте - через передачу ее гос-ву, коммуне, кооперативу; в реформистском - через ограничение и контроль). Новейший вариант современной У. - полиутопия (термин Р. Нозика) - проект системы об-в и общин с различн. устройствами: от ком-мунистич. до капиталистич. Наряду с плюрализмом в современной У. сильны космологич. и эку-менич. тенденции (последние - с акцентом на неевропейский духовный опыт). Угроза ядерной и экологич. катастрофы способствовала распространению представлений о том, что человечество может выжить, лишь реализовав на практике идеалы соц. гармонии. В этом контексте резко изменилась и временная перспектива реализации идеала - неопределенное будущее заменяется конкретной датой - нач. третьего тысячелетия (проекты Брауна, М. Мид, Б. Скин-нера, Э. Фромма и др.). Лит.: Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1972; Чаликова В.А. Будущее сквозь призму утопии//Современные буржуазные теории общественного развития. М., 1985. С. 74-121; Mannheim К. Ideology and Utopia. L., N.Y., 1936; Manuel F.U., Manuel F.P. Utopian thought in the western world. Camb. (Mass.), 1979. B.A. Чаликова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
УТОПИЯ
греч. ou - отрицательная частица, topos - место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Т. Мора (1516).
Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. - свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У. возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У. нередко истолковывается как следствие того, что У. являют собой "выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной". У. в ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать: мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения; поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями; ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие; надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса; проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п.
В исторической ретроспективе У. могли быть: а) несбыточными в границах наличных общественных условий, но осуществимыми при трансформировании последних (например, гоббсовский проект гражданского общества в 17 в.); б) перманентно конституирующимися (сопряженно с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и в мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства в их понимании на рубеже 18-19 вв.); в) неосуществимыми в принципе (коммунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия). В античности У. тесно переплетались с легендами о "золотом веке", о "блаженных городах и территориях", являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих, либо существовавших в прошлом где-то на земле ("Город Солнца" Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф. Бэкона, "История севарамбов" Д. Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. получили распространение также как различные проекты социально-политических реформ. С середины 19 в. У. все больше превращаются в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала.
У. разнообразны по социальным задачам: рабовладельческие У. (Платон - "Государство", Ксенофонт - "Воспитание Кира" и др.); феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в.; В. Андреа - "Христианополис", 1619, и др.); буржуазные У. (Дж. Гаррингтон - "Республика Океания", 1656; Э. Беллами - "Взгляд назад", 1888; Т. Герцки - "Фрейландия", 1890, и др.); различные произведения утопического социализма (Ш. Фурье - "Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации", 1822, и "Новый хозяйственный социетарный мир", 1829; де Сен-Симон - "Катехизис промышленников", 1823-1824, и "Новое христианство", 1825, и др.); технократические У. (Веблен - "Инженеры и система цен", 1921, и др.); анархические У. (У. Годвин - "Исследование о политической справедливости", 1793; Штирнер - "Единственный и его собственность", 1845, и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем: трактаты о "вечном мире" (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А. Коменский, Руссо и др.), научно-технические У. (Ф. Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе в 16-20 вв. возрастало практически в геометрической прогрессии.
В современной социально-философской традиции принято деление У. на "У. реконструкции", направленные на радикальное преобразование общества, "У. бегства" от социальной действительности, а также "обоснованные У.", У. воплощения в жизнь. У. отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и "окончательность" предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов. У. есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения и надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. в современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие в социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.
А.А. Грицанов
Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. - свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У. возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У. нередко истолковывается как следствие того, что У. являют собой "выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной". У. в ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать: мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения; поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями; ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие; надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса; проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п.
В исторической ретроспективе У. могли быть: а) несбыточными в границах наличных общественных условий, но осуществимыми при трансформировании последних (например, гоббсовский проект гражданского общества в 17 в.); б) перманентно конституирующимися (сопряженно с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и в мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства в их понимании на рубеже 18-19 вв.); в) неосуществимыми в принципе (коммунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия). В античности У. тесно переплетались с легендами о "золотом веке", о "блаженных городах и территориях", являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих, либо существовавших в прошлом где-то на земле ("Город Солнца" Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф. Бэкона, "История севарамбов" Д. Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. получили распространение также как различные проекты социально-политических реформ. С середины 19 в. У. все больше превращаются в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала.
У. разнообразны по социальным задачам: рабовладельческие У. (Платон - "Государство", Ксенофонт - "Воспитание Кира" и др.); феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в.; В. Андреа - "Христианополис", 1619, и др.); буржуазные У. (Дж. Гаррингтон - "Республика Океания", 1656; Э. Беллами - "Взгляд назад", 1888; Т. Герцки - "Фрейландия", 1890, и др.); различные произведения утопического социализма (Ш. Фурье - "Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации", 1822, и "Новый хозяйственный социетарный мир", 1829; де Сен-Симон - "Катехизис промышленников", 1823-1824, и "Новое христианство", 1825, и др.); технократические У. (Веблен - "Инженеры и система цен", 1921, и др.); анархические У. (У. Годвин - "Исследование о политической справедливости", 1793; Штирнер - "Единственный и его собственность", 1845, и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем: трактаты о "вечном мире" (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А. Коменский, Руссо и др.), научно-технические У. (Ф. Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе в 16-20 вв. возрастало практически в геометрической прогрессии.
В современной социально-философской традиции принято деление У. на "У. реконструкции", направленные на радикальное преобразование общества, "У. бегства" от социальной действительности, а также "обоснованные У.", У. воплощения в жизнь. У. отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и "окончательность" предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов. У. есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения и надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. в современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие в социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия