ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
деятельность людей, которая направляется на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
согласованность биологических и социально-психологических сторон жизнедеятельности людей, в процессе которой в максимальной степени проявляется свобода физической, психической и социальной активности человека.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Здоровый образ жизни
осознанное и целенаправленное поведение, предусматривающее использование в каждодневной социальной практике материальных, духовных факторов и условий, благотворно влияющих на сохранение и укрепление ее здоровья, продиктованное сформированными ценностными ориентациями, установками, мотивами здоровье сберегающей деятельности.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
образ жизни отдельного человека, имеющий своей целью профилактику болезней и укрепление здоровья. Он предполагает соблюдение режимов труда и отдыха, сбалансированность питания, отказ от вредных привычек, соблюдение гигиенических требований, адекватное гигиеническое поведение, соблюдение профилактических мероприятий, своевременное обращение к врачам в случае болезней и т. д. Пропагандой З. о. ж. занимаются представители различных профессий (медицины, социальной работы и др.), а также волонтёры.
Источник: Словарь по волонтерству.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Здоровый образ жизни подразумевает такое поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию и направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни. Образ жизни определяется не только наличием или отсутствием вредных привычек, но, главным образом, уровнем благосостояния (доход на душу населения, жилье, транспорт и др.), уровнем культуры, образования, медицинской активности населения и т.д.
Здоровый образ жизни
междисциплинарная категория, охватывающая совокупность разумных способов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом. Здоровый образ жизни имеет своей целью не просто сохранение и укрепление здоровья, но такую осмысленную его трату, которая сама стимулирует становление потенциала здоровья. Человек овладевает теми средствами и способами здорового образа жизни, которые адаптируют его к определенным социально-экономическим условиям жизни, уровню материального благосостояния, кругу общения, системе труда, отдыха, медицинского обслуживания, которые так или иначе влияют на его здоровье. Человек обретает те средства и способы здорового образа жизни, которые делают его жизнь упорядоченной, нравственно оправданной, духовно насыщенной, творческой, открывающей возможности для самореализации, в том числе в той мере, которая достаточна для придания смысла любым страданиям, устраняет страх смерти. Здоровый образ жизни человека заключается в его активной позиции в поисках смысла жизни, в способности к изменению установок сознания по отношению к здоровью и жизни, в творческом подходе ко всем видам жизнедеятельности, в целенаправленной работе над собой, в индивидуализации процессов обучения, труда, спортивной тренировки, гармонизации.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксенов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50–55% приходится на образ жизни. В свою очередь, к основным факторам, определяющим образ жизни человека, относят: уровень общей культуры человека и его образованность; материальные условия жизни; половые, возрастные, конституционные особенности человека; состояние здоровья; характер экологической среды обитания; особенности трудовой деятельности (профессии); особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей (С.В. Шенделева).
ЗОЖ означает активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
Составляющие ЗОЖ: физическая активность, правильное питание, отказ от вредных привычек, режим дня, полноценный сон, личная гигиена, закаливание, позитивный эмоциональный фон.
Е.Н. Приступа
Лит.: Психология здоровья: Учебник / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2003; Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психологии здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005; Шенделева С.В. Здоровье и здоровый образ жизни как культурологическая ценность в истории педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 5. С. 2–4.
В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50–55% приходится на образ жизни. В свою очередь, к основным факторам, определяющим образ жизни человека, относят: уровень общей культуры человека и его образованность; материальные условия жизни; половые, возрастные, конституционные особенности человека; состояние здоровья; характер экологической среды обитания; особенности трудовой деятельности (профессии); особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей (С.В. Шенделева).
ЗОЖ означает активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
Составляющие ЗОЖ: физическая активность, правильное питание, отказ от вредных привычек, режим дня, полноценный сон, личная гигиена, закаливание, позитивный эмоциональный фон.
Е.Н. Приступа
Лит.: Психология здоровья: Учебник / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2003; Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психологии здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005; Шенделева С.В. Здоровье и здоровый образ жизни как культурологическая ценность в истории педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 5. С. 2–4.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
социологическое понятие, характеризующее: а) степень реализации потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы) в обеспечении здоровья; б) степень социального благополучия как единства уровня и качества жизни ; в) степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья.
В более широком смысле идея З.О.Ж. представляет собой концепцию социальной политики, основанную на признании высокой социальной значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства , индивида , социальной группы и общества в целом и утверждающую необходимость принятия конкретных мер и действий, направленных на создание безопасной и благоприятной среды обитания.
Актуализация проблематики З.О.Ж. связана с: 1) возрастанием и изменением характера нагрузок, которые испытывает человек , его биологическая природа в связи с усложнением общественной жизни, изменением ее ритма, резким возрастанием межличностных контактов, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья, приводят к изменению характера заболеваний и преобладанию в их числе "болезней цивилизации" - сердечно-сосудистых и онкологических; 2) обеспокоенностью государств и граждан по поводу состояния здоровья и увеличения рисков - техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера; 3) признанием междисциплинарного статуса указанных проблем и критикой в этой связи традиционно доминирующей биомедицинской парадигмы мышления со стороны социологии, психологии, социальной антропологии и других наук, связанных с человековедением.
Ограниченность биомедицинских моделей объясняется их преимущественной ориентацией на изучение негативных критериев здоровья и образа жизни ; применение методов и процедур, измеряющих характеристики физического пространства, исследование поведения индивидов (социальных групп) вне связи с социальной структурой и ее отдельными элементами - социальной стратификацией , нормами , ценностями и др. Биомедицинские модели оставляют без внимания ряд проблем, связанных с влиянием на здоровье и образ жизни культуры, социальной организации общества, личностного выбора.
При проведении социологических исследований, направленных на изучение проблем, связанных со З.О.Ж., выбор концептуальной модели осуществляется, как правило, в рамках деятельностного подхода. Дальнейшие интерпретативные процедуры связаны не только с определением понятий, эксплицирующих понятие "З.О.Ж." (например, таких как "здоровье", "образ жизни", "уровень жизни", "качество жизни", "стиль жизни", "социальное благополучие", "условия жизни" и т.д.), но и выбором понятийных индикаторов, позволяющих разработать методику замера, наиболее емким из которых является индикатор "отношение к здоровью".
В.Р. Шухатович
В более широком смысле идея З.О.Ж. представляет собой концепцию социальной политики, основанную на признании высокой социальной значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства , индивида , социальной группы и общества в целом и утверждающую необходимость принятия конкретных мер и действий, направленных на создание безопасной и благоприятной среды обитания.
Актуализация проблематики З.О.Ж. связана с: 1) возрастанием и изменением характера нагрузок, которые испытывает человек , его биологическая природа в связи с усложнением общественной жизни, изменением ее ритма, резким возрастанием межличностных контактов, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья, приводят к изменению характера заболеваний и преобладанию в их числе "болезней цивилизации" - сердечно-сосудистых и онкологических; 2) обеспокоенностью государств и граждан по поводу состояния здоровья и увеличения рисков - техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера; 3) признанием междисциплинарного статуса указанных проблем и критикой в этой связи традиционно доминирующей биомедицинской парадигмы мышления со стороны социологии, психологии, социальной антропологии и других наук, связанных с человековедением.
Ограниченность биомедицинских моделей объясняется их преимущественной ориентацией на изучение негативных критериев здоровья и образа жизни ; применение методов и процедур, измеряющих характеристики физического пространства, исследование поведения индивидов (социальных групп) вне связи с социальной структурой и ее отдельными элементами - социальной стратификацией , нормами , ценностями и др. Биомедицинские модели оставляют без внимания ряд проблем, связанных с влиянием на здоровье и образ жизни культуры, социальной организации общества, личностного выбора.
При проведении социологических исследований, направленных на изучение проблем, связанных со З.О.Ж., выбор концептуальной модели осуществляется, как правило, в рамках деятельностного подхода. Дальнейшие интерпретативные процедуры связаны не только с определением понятий, эксплицирующих понятие "З.О.Ж." (например, таких как "здоровье", "образ жизни", "уровень жизни", "качество жизни", "стиль жизни", "социальное благополучие", "условия жизни" и т.д.), но и выбором понятийных индикаторов, позволяющих разработать методику замера, наиболее емким из которых является индикатор "отношение к здоровью".
В.Р. Шухатович
Источник: Социология: энциклопедия
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
это способ жизнедеятельности человека, который он сознательно избирает и ответственно воспроизводит в повседневном бытии с целью сохранения, укрепления и развития здоровья. Понятие „здоровый образ жизни” – концентрированное отображение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Образ жизни – стойкая система отношений человека с собой, естественной и социальной средой; система представлений об этических и материальных ценностях, намерений, стереотипов поведения; реализации стратегий, направленных на удовлетворение различных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества и быстроизменяющихся условий жизнедеятельности. В образе жизни человека выделяют три составляющие: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – мера удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (преимущественно экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении потребностей (преимущественно социологическая категория). Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). При равных возможностях первых двух составляющих (уровень и качество), которые носят общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни. Здоровый образ жизни как качественная сторона бытия человека в его целостном системном воплощении, предопределяясь политическими, социальными, экономическими, культурными и другими объективными обстоятельствами жизнедеятельности людей, в конце концов, определяется их отношением к собственному здоровью и здоровью окружающих. Здоровый образ жизни – личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, полученный на основе ответственного отношения к здоровью, позволяющий производить и самостоятельно реализовать целостную систему действий по формированию, сохранению, укреплению, потреблению, возобновлению и передачи здоровья (всех его составляющих) в стремительно изменяющих условиях или изменять среду для активной жизнедеятельности, производительного долголетия, благополучия человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком ее профессиональных, гражданских и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и отображает деятельность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Показателями здорового образа жизни человека являются: владение рациональными методами уравновешивания внешних и внутренних факторов, влияющих на его здоровье; ответственное отношение к потребностям своего физического, психического и социального „Я” и реальных возможностей их удовлетворения; навыки рациональной организации ежедневного бытия, обеспечивающие гармоничное функционирование, взаимодействие всех жизненных органов. Составляющие здорового образа жизни – это действия, касающихся всех сфер здоровья, а именно: физической, психической, социальной, духовной, интеллектуальной, профессиональной, сексуальной, репродуктивной, эмоциональной, экологической. Создание здорового образа жизни происходит в процессе социализации личности, осуществляется через целеустремленный и осознанный процесс творения человеком собственной системы жизнедеятельности, основа которой – ответственное отношение к здоровью. Формирование здорового образа жизни – это создание условий для определения человеком жизненной позиции, выработки системы личных ценностей, определения позиции относительно общественных ценностей, осознания своего места и задач в социуме с учетом собственной сферы потребностей, овладения социальными навыками, способствующими достижению жизненного успеха и благополучия.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)