(фр. journal) В традиционном понимании печатное издание, выходящее под одним названием с заранее установленной периодичностью (чаще всего в еженедельном и ежемесячном режиме) в заранее оговоренном формате (рубрикатор, дизайн, тематика и т. д.). Главное отличие от газет – отсутствие возможности предоставления оперативной новостной информации, в результате чего акцент у изданий, посвященных актуальной проблематике, делается на углубленном анализе – деталях и комментариях (однако необходимо отметить, что большинство журналов вообще не освещают текущие события). Важнейшие критерии, позволяющие классифицировать журналы, – периодичность, тематика и характеристики целевой аудитории. Тематически журналы, как и книги, покрывают практически все сферы жизни. На последнем этапе развития журналов как печатных периодических изданий основной интерес в их исследовании и теоретическом осмыслении был направлен на выявление эффектов «нишезации», поступательного усиления ориентации издателей на все более узкие тематические и аудиторные группы (журналы В2В, В2Р). В системе современных российских журналов в соответствии с ключевыми признаками можно выделить следующие основные группы: еженедельные, ежемесячные, а также журналы с более редкой периодичностью (вплоть до ежегодной); журналы общего интереса и нишевые журналы, направленные на определенный сегмент аудитории (женщины и мужчины, профессиональные группы, группы по интересам и пр.); журналы универсальной и специализированной тематики (общественно‑политические, деловые, спортивные, кулинарные и пр.); журналы качественные, массовые и бульварные/ желтые издания; журналы аналитической, развлекательной, рекламно‑справочной и др. направленности; по степени и качеству иллюстрирования (журналы для чтения, дорогие глянцевые журналы и недорогие журналы для широкой аудитории, журналы платного и бесплатного распространения и др.). Из общих тенденций последних лет можно отметить активное развитие глянцевых журналов для женщин и мужчин, журналов о знаменитостях, лайфстайл‑изданий (мода, архитектура, ландшафт), журналов‑телегидов и др. В связи с развитием цифровых технологий создания контента и распространением Интернета привязка журнала к печатному формату постепенно теряет актуальность. Очевидным становится акцент на производстве мультимедийного контента, переход от четкого технологического разделения на газеты и журналы к общему понятию медиа конкретной новостной, просветительской, развлекательной или научной тематики. Это отражается как в понимании и презентации себя практиками – например, Ассоциация издателей журналов (Magazine Publishers Association) в США стала Ассоциацией журнальных медиа (The Association of Magazine Media), – так и в дискурсе медиаисследователей. Таким образом, в настоящее время журнал можно определить как тип печатного и/или электронного (экранного) издания, специализирующегося на выпуске с определенной периодичностью оригинальных тематических материалов (в т. ч. журналистских) для различных массовых или немассовых аудиторий.
Литература Вырковский А. В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. – М.: МедиаМир, 2016. Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2015. Summer D. E. (2010) The Magazine Century: American Magazines since 1900. – NY: Peter Lang Publishing.
0.00 байт
Специализированный философский журнал и «Журнал направления» в истории русской философской публицист
В статье рассматривается роль специализированных журналов и журналов «направления» в популяризации философских знаний в России начала ХХ века, анализируются позитивистские и антипозитивистские тенденции, влияние марксизма на публи