МОТИВАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ХЕРЦБЕРГАМОТИВАЦИЯ ВНЕШНЯЯ

МОТИВАЦИЯ

Найдено 13 определений термина МОТИВАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Мотивация

процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий медико-социологических терминов

Мотивация

это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Экономика и социология труда

Мотивация

суть процесс оценивания содержания образа объекта, среды, ситуации и т.п. с точки зрения содержания образа потребности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Методологический словарь для управленцев

МОТИВАЦИЯ

совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении. Профессиональная М. – только часть мотивационной сферы человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Мотивация

функция социальной системы (личности; группы, общества), выступающая в качестве источника, накопителя и преобразователя необходимой для действия системы энергии и определителя направленности ее использования.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

МОТИВАЦИЯ

англ. motivation; нем. Motivation. 1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов. 2. Относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение данного субъекта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Мотивация

побудитель поведения, которым могут быть физиологические, эмоциональные и социальные потребности [26. – С. 189]. – процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации [16. – С. 688]. – сумма внутренних побудителей поведения личности, обеспечивающая реализацию основных нужд, необходимых для поддержания жизни [10. – С. 370].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь.

МОТИВАЦИЯ

motivation) (Психология) — побудитель поведения. Это может быть либо физиологическая потребность, типа голода, либо эмоциональная, такая как любовь, но возможна и познавательная оценка ситуации. Мотивация подразделяется на внутреннюю, и внешнюю - осуществление потребности, ведущее к личному удовлетворению, и внешнюю — получение вознаграждения, не относящегося к лично необходимому. См. также Маслоу; Потребности Словари мотивов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

МОТИВАЦИЯ

активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий. В границах парадигмы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) М. полагается вызываемой направленностью на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов. Отдельные мотивы формируются вследствие опредмечивания потребностей в ходе поисковой активности и превращения их объекта в мотив. Основные характеристики М. - интенсивность и устойчивость. Изучение мотивационной сферы личности должно включаться в контекст содержаний культуры, которая придает М. ценностно-нормативные моменты. Выступая основанием типов характера, М. иногда подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка посредством указания на приемлемые обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. М. служит не только механизмом оправдания, но и психологической защиты, когда динамическая система напряжений, т.е. М., достигает стабилизации.

С.А. Радионова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Мотивация

motivation), процесс, вынуждающий людей действовать опред. образом в конкретной обстановке. Психологи пришли к выводу, что поведение человека и животных зависит от врожденных биол. стимулов — секса, голода и жажды. Более ранние высказывания на эту тему, в частности выступления англ, психолога Уильяма Мак-Доугалла (1871—1938), были посвящены инстинкту. Однако, напр., фрейдовский психоанализ и теория социального научения делают акцент на модификации поведения и формировании стимулов к нему в процессе опыта. Бихевиористы (бихевиоризм) утверждают, что животные и люди вырабатывают модели поведения, подкрепленные поощрениями и наказаниями. Фрейд подчеркивал, что человеческие инстинкты контролируются моральными нормами, к-рым обучаются и к-рые люди привыкают уважать под страхом наказания. Обе теории оказались ошибочными. Сторонники теории социального научения продемонстрировали, что дети могут учиться и без поощрений и наказаний, а американец Х.Ф. Харлоу (1905—81) показал, что на это способны даже приматы. Родительское терпение и стимулы вместо наказаний помогают детям усвоить необходимые нормы поведения. С тех пор как Эдуард Толмен опубликовал свою кн. Целевое поведение у животных и человека (1932), психологи проявляют все больший интерес к орг-ции целевого поведения и к планам выбора его модели. Это повысило значимость когнитивных черт М. (когнитивное развитие), в к-рой важную роль играют также ожидания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Мотивация

1) совокупность устойчивых мотивов, конкретно опредмеченных в предшествующем жизненном опыте человека его определенных потребностей; 2) процесс актуализации какого-либо мотива и его функционирования внутреннего побуждения к деятельности определенной направленности; внутренний психологический процесс, непосредственно вызывающий данную деятельность человека, осуществляющий ее активацию и ориентацию. В целом М. осуществляется как процесс обеспечения приоритетности одной из возможных в данной ситуации деятельностеи. Однако М. не является однородным процессом, единообразно пронизывающим весь поведенческий акт. На его разных фазах М. выступает как качественно специфический процесс, выполняющий особую функцию во внутренней регуляции деятельности. Прежде всего М. определяет приоритетный вариант восприятия поведенческой ситуации и преобладание одного из возможных содержаний ее осмысления. От М. зависит, далее, ориентация сознания на выработку и постановку цели, адекватной для данного мотива в данной ситуации. М. обусловливает также выбор используемых в деятельности личностных потенций (навыков, умении, знаний, способностей) и, наконец, интенсивность и упорство в осуществлении деятельности для достижения поставленной цели. М. как процесс актуализации и функционирования мотивов необходимо отличать от мотивирования процесса отражения мотивов в сознании субъекта и их выражения в мотивировках (мнениях о своих мотивах). Для адекватной фиксации мотивов, относящихся к эмотивной подсистеме диспозиций, с одной стороны, и мотивировок, относящихся всегда к когнитивной подсистеме диспозиций, с другой стороны, в эмпирических социологических исследованиях используются разные, специфические методические средства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

Мотивация

нечто, заставляющее человека что-либо делать. Дать общее определение мотивации несложно, гораздо труднее выделить отдельные мотивационные факторы, которые, собственно, и побуждают человека к тем или иным действиям.

Известной теорией мотивации является иерархия потребностей по Маслоу, согласно которой все потребности человека можно ранжировать – от базовых (голод, жажда) до высших (потребность в самоактуализации). В соответствии с данной теорией потребность, занимающая более высокое место в иерархии, становится значимой (т. е. мотивирующей) только после удовлетворения низших потребностей. Действительно, объяснить поведение можно по-разному, на разных уровнях. На базовом уровне некоторые виды поведения, например моргание, являются рефлекторной реакцией на раздражитель, в частности на дуновение ветра. Однако рефлексы можно преодолеть; удерживая драгоценное блюдо, пусть даже очень горячее, человек постарается аккуратно его поставить, не уронив. На следующем уровне действуют биологические инстинкты, например голод, которые и являются мотиваторами поведения. Опять-таки лечебное голодание и различные диеты доказывают возможность замены одних мотиваторов другими, т. е. иерархия Маслоу не всегда применима. Другие причины поведения, помимо рефлексов и инстинктов, выявить гораздо сложнее. Бихевиористы пытаются обнаружить вторичные инстинкты, удовлетворение которых позволяет удовлетворить также первичные (биологические) инстинкты. Например, деньги можно отнести к вторичным инстинктам, с их помощью можно утолить голод. Вместе с тем при отсутствии очевидных связей между поведением и первичным инстинктом рассуждения заходят в тупик. Например, вряд ли стоит говорить об исследовательском инстинкте у ребенка, который изучает свое окружение.

Сложность такого явления, как мотивация, очевидна, если вспомнить о попытках мотивировать людей к работе. Раньше исследователи считали, что достаточным побуждением к продуктивной работе является демонстрация эффективного ее выполнения и повышенная оплата за увеличение производительности труда. Впоследствии стало ясно, что все люди разные; некоторые действительно откликаются на улучшение условий работы, другим нужно получать удовлетворение от работы, а третьи превыше всего ценят стабильность своего положения. Главная задача социальной работы – попытаться выяснить степень мотивированности клиентов к изменениям своего поведения или жизненных обстоятельств, которые можно изменить. Ключевыми являются следующие вопросы: способен ли человек измениться, хочет ли он этого? Найти ответ на эти вопросы можно, обсудив с клиентом весь спектр его проблем и возможных решений. Мотивировать человека к изменениям гораздо проще, если он сочтет эти изменения своевременными и уместными, а цели – достижимыми.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

МОТИВАЦИЯ

совокупность побудительных факторов, определяющих активность личности; все мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, побуждающие человека действовать; процесс формирования мотива. На сегодняшний день мотивацию як психическое явление трактуют поразному. Это понятие рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть, определяющих поведение человека (К. Мадсен, Ж. Голдфруа); совокупность мотивов (К. Платонов); побуждения, вызывающие активность организма и определяющих его направленность; процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. МагомедЕминов); процесс действия мотива и механизм, определяющий возникновение, направленность и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. Джидарьян); совокупная система процессов, побуждающих и отвечающих за деятельность (В.Вилюнас). Понятие «мотивация» используется в психологии в двойном значении: для обозначения системы факторов, определяющих поведение, а именно потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.п., а также для характеристики процесса, стимулирующего и поддерживающего активность поведения на определенном уровне. Иными словами мотивацию можно определить и как совокупность причин психологического характера, для объяснения поведения человека, его направленности и активности. Мотивация – это поиск ответов на вопросы «почему?», «зачем?», «с какой целью?» и т.п. К тому же любая форма поведения объясняется внутренними и внешними причинами. В первом случае роль исходного и конечного пунктов объяснения выполняют психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае речь идет о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, которые являются следствием сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, внутренне определяющие поведение человека, называют внутренними диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиции и ситуационной мотивации как аналоге внутренней и внешней детерминации поведения. Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение цели. Мотив в отличие от мотивации – это не то, что принадлежит собственно субъекту, побуждая к действию. Мотив также можно определить как понятие, в общем виде отражающее много диспозиций, из которых наиболее важными являются потребности. Потребность как состояние личности всегда связано с наличием у человека чувства неудовлетворения, вызванного дефицитом необходимого. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск желанного. Основные характеристики потребностей человека – сила, периодичность, возникновение и способ удовлетворения. Следующим за своим мотивационным значением является понятие цели – тот непосредственно осознанный результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, актуализированное потребностью. Психологически цель – такой мотивационно - побуждающее содержание сознания, которое человек воспринимает как непосредственный и ближайший ожидаемый результат деятельности. Разграничивают цели деятельности и жизненные цели. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять на протяжении жизни много действий, в которых реализуется определенная цель. Но цель деятельности раскрывает только одну сторону направленности личности, проявляемую в данной деятельности. Жизненная цель играет важную роль обобщающего фактора всех промежуточных целей, связанных отдельными действиями. Вместе с этим, реализация каждой из целей деятельности – частичная реализация общей жизненной цели личности. В жизненных целях личности раскрывается осознанная концепция будущего. Осознание человеком не только цели, но и реальности в ее достижении рассматривают как перспективу личности. Существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных проблеме мотивации, мотивов и направленности личности. Многочисленные теории мотивации начали появляться еще в работах древних философов, а в наше время таких теорий насчитывается несколько десятков. Точка зрения относительно происхождения мотивации в процессе развития человека неоднократно пересматривалась. Однако большинство научных подходов распределялись между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Концепции и теории мотивации, относящиеся только к человеку, начали появляться, начиная с 30-х гг. ХХ в. Первой из них была теория мотивации, предложенная К. Левиным. Последующими были опубликованы работы представителей гуманистической психологии: Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса. Наиболее распространенной была мотивационная концепция Г. Мюррея. Ученый предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктносхожих влечений в результате воспитания и обучения. Эти потребности достижения успеха, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных влияний, неудач, игры, осмысления сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Следующая наиболее известная концепция мотивации поведения человека принадлежит А. Маслоу. Чаще всего когда, речь идее о данной концепции имеют ввиду существование иерархии потребностей и их классификацию, предложенную А. Маслоу. Согласно этой концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические, безопасности, причастности и любви, уважении, познании, эстетические потребности, потребности в самореализации. С точки зрения автора, в основе данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности (эстетические потребности, потребности в самореализации), создают ее вершину. В отечественной научной теории были попытки решить проблему мотивации человека. Однако, к середине 60-х гг. ХХ в. исследования сосредотачивались на изучении познавательных процессов. Согласно теории деятельности (А. Леонтьев), мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Непосредственно в деятельности можно выявить те составляющие, отвечающие элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаные с ними. Между структурой деятельности и построением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма (взаимной ответственности). В большинстве новых концепций мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладает когнитивный подход к мотивации, в русле которого особенное значение принадлежит феноменам, связанным с сознанием и знанием человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено схем по теме МОТИВАЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме МОТИВАЦИЯ — 0

Найдено книг по теме МОТИВАЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме МОТИВАЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме МОТИВАЦИЯ — 0