ЧЕЛОВЕК

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЧЕЛОВЕК
субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Человек
высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Источник: Краткий словарь по социологии

Человек
один из представителей человеческого рода (как один из видов живых организмов из массы других организмов). Человек, не обладающий социальными качествами, не является личностью.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

Человек
Общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, формирующееся в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности; с точки зрения рационального научного мышления выступает продуктом социальной эволюции человекообразных обезьян.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

ЧЕЛОВЕК
это животное, вида позвоночных, класса млекопитающих, рода «homo sapiens», наделенное сознанием, которое позволяет ему моделировать свое поведение, изменять окружающий мир и самое себя, исходя из особенностей среды обитания и целеполагания (см. Индивид, Личность).

Источник: Терминологический ювенологический словарь

ЧЕЛОВЕК
англ. man/person; нем. Mensch. Высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длительного исто-рико-эволюционного процесса. Homo sapiens (человек разумный) - не позднее 40 тыс. лет назад. Ч. - двойственное существо - природное и общественное.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЧЕЛОВЕК
существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. является системой, в к-рой биологическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство. Качество сапиенса (разумность) - далеко не единственная характеристика человеческой сущности. Имеется множество определений понятия Ч.: «духовное общество» (Бердяев), «наделенное религиозностью в отличие от животных существо» (Веркор), «ансамбль общественных отношений» (Маркс), «пучок привычек» (Пирс), «биосоциальная сущность» (Фромм), «общественное животное, наделенное гуманизированным сознанием и речью, а также способное производить и употреблять орудия труда» (Рапацевич). Ч. выступает как организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к роду гомо сапиенс); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от др.); личность (как системное социальное качество индивида); субъект (производящий изменения в окружающем мире, др. людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); «я»-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.). Ч. неразрывно связан с обществом, выступая в качестве своеобразного «узла» всего многообразия социальных взаимосвязей, носителем и организатором общественных отношений. Общество, со своей стороны, выступает в качестве способа существования Ч., а вся совокупность социальных взаимосвязей - суть человеческого отношения.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ЧЕЛОВЕК
есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям, на уровне сознательной психики личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные (анатомо -физиологические) задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе обучения ребенка со взрослыми. Проявление биологических закономерностей жизни человека носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависит от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека наследственно не запрограммированы. Наследственные моменты в той или иной степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей человека.

Источник: Глоссарий по биосоциологии

ЧЕЛОВЕК
высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса. Homo sapieN  (челов. разумный) — не позднее 40 тыс. лет назад. Ч. — двойственное существо — природное и обществ. Телесно Ч. принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т. е. челов-оподобным существам), ближайшим соседям понгид (челов-ообразных: гориллы, шимпанзе); и те и др. восходят к третичному периоду. Существа, жившие около 550 тыс. лет назад, начали использовать огонь. О причинах, определивших становление собственно челов-а, можно высказать только предположения. Путь этого становления раскрывается все яснее благ-аря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии и палеонтологии. Ч. — носитель и организатор отношений в об-ве. Об-во есть способ существования Ч., поэтому его деятельность определяется «архитектурой» соц. действительности. Посредством соц. структур очерчиваются контуры чел. бытия; анализ архитектоники соц. мира позволяет проникнуть в глубины природы Ч., ибо он явл. ядром общественно-исторического процесса, а все соц. отношения, образующие в совокупности сеть соц. связей, есть чел. отношения. Ч.   выступает субъектом всех обществ, отношений, в системе обществ. связей. Он — своеобразный «узел», к к-рому сходятся нити многообразных соц. взаимосвязей, т. е. Ч., представляет собой индивидуальное бытие обществ, отношений. Ч. — носитель и организатор отношений в об-ве.
Лит.: 1) Человек// Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998.; 2) Волков Ю.Г., Поликарпов В,С. Человек/ / Энциклопедический словарь. — М., 1999; 3) Фролов С.С. Социология. М., 1999.; 4) Социология/ Под. ред. В.И. Курбатова. — Ростов н/Д, 1998; 5) Смелзер Н. Социология. М., 1994. М.Б. Маринов

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ЧЕЛОВЕК
высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект обществ.-историч. деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам Ч. является в конечном счете продуктом собственной материальной и духовной деятельности со всеми его качествалш социальными (см.) и его сознанием. Ч. не только продукт обществ. бытия (обстоятельств и воспитания), но и само обществ. бытие - рез-т человеческой деятельности. Ч. создает условия своей собственной жизнедеятельности, к-рые, в свою очередь активно, воздействуют на его социализацию (см.), определяют не только характер и содержание его деятельности, но и его отношение к самим этим условиям. Поскольку условия жизнедеятельности Ч. или его обществ. бытие изменяются им самим, то, для того чтобы эти условия (соц. бытие) стали действительно человеческими, чтобы человек мог начать жить полной соц. жизнью, самого человека надо воспитывать. Воспитание Ч. означает сознательное управление процессом интериоризации целей обществ. развития, или целей социальных (см.), в качестве ценностей, определяющих направление, характер и содержание его практич. деятельности. Положение К. Маркса о том, что, изменяя свое соц. бытие, человек изменяет самого себя и тем самым создает самого себя как существо соц., подразумевает, что наилучший метод воспитания будет неэффективным до тех пор, пока он не согласуется с господствующими условиями соц. бытия, к-рые должны быть изменены в первую очередь. Филос. материализм К. Маркса исходит из того, что Ч. - не только объект воздействия окружающего мира, но и его субъект, т. е. он является великой созидательной силой, изменяющей окружающий мир - природу, об-во и мышление в соответствии с познаваемыми соц. целями, направленными на создание условий своей соц. жизни (или своего соц. бытия). Ч. как уникальный биологич. вид Homo sapiens возник 2 млн. лет назад в рез-те длительного процесса становления об-ва, к-рый одновременно являлся и периодом формирования Ч., т. е. в рез-те антропосоциогенеза. По своей природе Ч. - целостное биосоц. существо. Социальное в Ч. не противостоит биологическому и не проистекает из биологического. Уже от рождения Ч. получает такую телесную организацию, в к-рой изначально запрограммирована возможность ее универсального соц.-деятельного развития. Это означает, что "соц. жизнь" не создает в каждом Ч. заново человеч. природу. Она утверждает и развивает социализированные еще в антропогенезе специфически человеч. качества. Сущность Ч., по К. Марксу, есть совокупность всех обществ. отношений. Но было бы ошибкой сводить все богатство бытия Ч. к одним обществ. отношениям. Определение сущности Ч. призвано отразить лишь те устойчивые связи, отношения, к-рые определяют внутреннюю логику развития Ч. Совокупность же конкретных соц., биологич. и психологич. качеств Ч. выражается в многообразных аспектах его существования. А.Д. Налетова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЧЕЛОВЕК
фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где "Ч. - это в известном смысле все" (Шелер - ).
В рамках истории философии Ч. традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности (неспециализированность, "гоминидная триада" и т.д.), но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач и т.п. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзистенциалы здесь - это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее Ч. в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "человечности" как таковой, где видовая особенность Ч. во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (Ч. как "разумное животное") и социальности ("Ч. - это политическое животное"). Вместе с тем в понятии духа отражается не только феномен "духовности" как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного Ч., где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе "Я", самосознания. Следует однако помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей Ч. Конкретный Ч. - это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.
Идея личности , также как и проблема Ч., оформляется в философии и культуре далеко не сразу. Для философии античности и Древнего Востока Ч. - это в первую очередь фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом (атманом, логосом, идеей и т.п.), а его жизненный путь определен законами судьбы. Вместе с тем уже на этапе древней философии можно зафиксировать некоторые существенные отличия в понимании Ч. между Востоком и Западом. Восток не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре. Для восточной традиции Ч. является всегда органичным, но достаточно кратковременным соединением космических элементов, где душа и тело не просто взаимосвязаны, но взаимно определяют друг друга в природном колесе сансары, и где возможный путь спасения и соединения с атманом или дао предполагает специальные упражнения души и тела в целом. В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. Ч. у Платона выступает как изначально дуальное существо, своим телом принадлежа суетному миру природных процессов, а своей разумной душой ностальгируя об утерянных космической гармонии и вечных идеях. Альтернативой Платону в античности стал Аристотель, обосновавший укорененность Ч. в природе, основные потенции которой он наиболее совершенно воплощает в вегетативной и сенситивной частях своей души. Рассматривая душу как энтелехию тела, Аристотель, в противоположность Платону, примирил Ч. не только с природным миром, но и с самим собой, ориентировав его на достижение счастья в конкретном эмпирическом опыте, а не в космических странствиях души. Средневековая философия, провозгласив Ч. "образом и подобием Бога", впервые в истории культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы. При этом впервые у Августина Ч. действительно проблематизируется: собственная душа, отражающая неисповедимость божественного промысла, становится загадкой и тайной для Ч. Философия этого времени во многом приобретает интравертный, исповедальный характер, где через осознание уникального личного опыта мыслители стремились постичь общие законы человеческого бытия. Центральной темой в описании Ч. здесь становится феномен греховности, своеобразно заостривший дуализм души и тела, в интерпретации которого воспроизводились как платоновская, так и аристотелевская версии, связанные либо в абсолютным противопоставлением души и тела, либо с признанием их взаимной соотнесенности. Возрождение значимо обоснованием самодостаточной ценности Ч. и его земной жизни, что определило философию и идеологию гуманизма. Ч. здесь актуализирован без непременной для средневековья соотнесенности с божеством, по сути дела, он сам уподоблен Богу в своих творческих возможностях. Также как и в античности, Ч. Ренессанса характеризуется как микрокосм, но не поглощенный макрокосмом, а органично вобравший в себя его основные свойства и качества. В философии и культуре Нового времени в соответствии с декартовской идеей cogito происходит акцентировка самосознания и связанных с ним процессов индивидуализации личности. Одновременно Ч. теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей редуцируется к разуму, в то время как тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам. Познание закона, необходимости очерчивает границы человеческой свободы, однако несмотря на особые полномочия разума, Ч. этого времени задан преимущественно как пассивное начало, являясь, по сути дела, производным от внешних обстоятельств, отдельным атомом в определяющих его поведение природном и социальном механизмах. Обоснование творческого статуса Ч. в истории философии связано преимущественно с романтизмом и немецкой трансцендентально-критической философией. Романтики подчеркнули иррациональную природу свободы, благодаря которой человеческий гений достигает вершин вдохновения и творчества. Немецкая трансцендентально-критическая философия через идею трансцендентального субъекта обосновала миросозидающие возможности человеческого разума (И. Кант, И.Г. Фихте), культурно-историческую ангажированность человеческого сознания (Г. Гегель). Л. Фейербах охарактеризовал потенциал чувственности в создании подлинно человеческих связей и отношений.
Для неклассической философии второй половины 19-20 вв. характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности человеческого существования, выявлением его онтологической "бездомности" и неукорененности, признанием его творческих возможностей и одновременным пониманием неизбежных ограниченности и разрушительности его притязаний. Интерпретация проблемы Ч. осуществляется здесь в контексте таких основных подходов, как натурализаторский, экзистенциальный и социологизаторский. Современный натурализм реализуется в двух основных вариантах: 1) биологизаторские модели Ч., описывающие его по аналогии с другими сложными организмами, продолжением и развитием которых выступают общество и Ч. (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.); 2) восходящие к "философии жизни" версии Ч. как "несостоявшегося животного", обреченного своей биологической неполноценностью на поиск "противоестественных" способов существования (фрейдизм, философская антропология). Для экзистенциального подхода в современной философии характерна актуализация индивидуального человеческого существования в его принципиальной нередуцируемости к каким-либо общим, внеположенным ему законам и схемам. Абсолютная уникальность и подлинность человеческого бытия обретается здесь в ситуации экзистенциальной свободы, одновременно отталкивающей Ч. от мира обезличенного сущего и открывающей ему истинные, интимные смыслы бытия (экзистенициализм, феноменология, персонализм). Социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентирован на рассмотрение Ч. в контексте более широких социальных связей, продуктом которых он выступает. Кредо этого направления можно выразить известной марксовской фразой о том, что "в своей действительности сущность Ч... есть совокупность всех общественных отношений". Марксизм рассматривает Ч. в первую очередь как активного субъекта и исторически: в процессе предметно-практической деятельности Ч. преобразует природу и себя самого. Структуралистские концепции Ч. анализируют его в контексте фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.), отдельным элементом и функцией которых он выступает, никоим образом не претендуя на их возможную трансформацию.
Современная философская ситуация характеризуется своеобразным кризисом традиционной проблемы Ч., который обусловлен, с одной стороны, признанием невозможности создания целостной модели Ч., способной синтезировать основные философские и научные достижения (последняя такого рода наиболее яркая попытка была предпринята в рамках философской антропологии). Показательно, что разочарование в конструктивных возможностях философии осуществляется на фоне достаточно бурного развития более прикладных наук о Ч. (психологии, социологии, культурологии, этнографии, лингвистики и др.). С другой стороны, одним из лозунгов философии постмодерна стала идея "смерти субъекта", растворения Ч. в витальных, технических, семантических и др. процессах. Вместе с тем трудно предположить существование философии без ее центральной проблемы, каковой является проблема Ч., и очевидно, что современная кризисная ситуация лишь предваряет новые варианты постижения природы и сущности Ч., связанные с новыми обликами культуры и философии. также: Гуманизм, Самосознание, Сверхчеловек, Философская антропология, Шелер.
Е.В. Хомич

Источник: Социология: энциклопедия

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК, общественное существо, отличит. чертой к-рого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности.

Ч. появился на Земле в итоге сложного и длит. процесса историко-эволюц. развития - антропогенеза и биологически тесно связан своими корнями с животным миром. В зоологич. систематике вид человека разумного (Homo sapiens) относится к семейству гоминид (Hominidae), отряду приматов (Primates), классу млекопитающих (Mammalia). Организм Ч. имеет много признаков, общих с млекопитающими, в т. ч. две пары конечностей, замкнутую систему кровообращения, постоянную температуру тела, хорошо развитую нервную систему и органы чувств. Среди совр. приматов Ч. наиболее близок афр. человекообразным обезьянам - горилле и особенно шимпанзе. Об этом свидетельствуют многочисл. данные сравнит. анатомии, физиологии, биохимии, иммунологии, молекулярной биологии и др. Специфика биол. организации Ч. - это прежде всего прямостояние и прямохождение, свободные верхние конечности, превратившиеся в процессе эволюции в уникальный орган труда, высокое развитие головного мозга, особенно тех областей его новой коры, которые связаны с трудовой деятельностью, формирование второй сигнальной системы и членораздельной речи. Общая площадь новой коры мозга человека около 4000 см2.

Вероятно, ранние этапы становления гоминид были тесно связаны с тропическими, лесостепными и степными р-нами. В дальнейшем Ч. широко распространился по Земле, заселив даже пустыни, полярные области и высокогорные р-ны (см. Антропогенез). Все совр. люди принадлежат к одному виду, в пределах к-рого выделяют неск. осн. рас. Вид Homo sapiens представляет совокупность популяций, дающих при смешении плодовитое потомство и обнаруживающих значит. изменчивость (полиморфизм) своей морфофункциональной организации. Приспособительный полиморфизм биологически выгоден для вида, т. к. повышает его общую приспособленность за счет генетически разл. форм, обладающих определ. преимуществами в разных условиях (см. Генетика человека). При этом все группы совр. человечества находятся на одинаково высоком уровне развития своей биол. организации. Индивидуальную изменчивость биол. организации человечества характеризуют конституциональные типы. Основные из них описаны в самых разл. группах человечества, однако соотношения определ. типов могут существенно варьировать. Напр., ´вытянутый тип´ чаще встречается у бедуинов Ливийской пустыни, у аборигенов Австралии. Напротив, ´коренастое сложение´ типично для нек-рых вариантов арктич. расы (эскимосы). Предполагается, что эти черты телосложения дают организму определ. преимущества при поддержании физиол. функций в условиях жаркого (или холодного) климата, прежде всего функций, связанных с терморегуляцией. Такие адаптации могут наблюдаться в пределах разл. рас и этносов Ч., они имеют экологич. (зональную) приуроченность. Морфол. и физиол. адаптации на уровне популяций наиболее выражены в экстремальных, подчас контрастных экологич. условиях - в северных, экваториальных, высокогорных и др. р-нах. В их числе, напр., уменьшение отношения массы тела к поверхности и понижение т. н. осн. обмена (характеризуют энергетич. затраты организма) от сев. р-нов к экваториальным, повышение содержания гемоглобина в крови у обитателей высокогорий и т. д. Однако адаптивные типы совр. Ч. не являются специализированными экологич. формами. Они отражают лишь нек-рые тенденции к изменению морфофизиол. характеристик в пределах вида Homo sapiens.

В отличие от животных Ч. сохраняет свои осн. видовые морфофункциональные характеристики независимо от природных условий существования благодаря трудовой общественно историч. деятельности. Специфич. особенностью взаимоотношений Ч. со средой является также создание им принципиально новой формы адаптации, в ходе к-рой Ч. меняет среду, причем одновременно происходят и изменения обществ. отношений людей; этот процесс осуществляется без перестройки морфофункциональной организации. В целом сохранение оптимальной биол. и общественно полезной деятельности в экстремальных условиях среды является важным критерием эффективности процессов адаптации Ч.

В результате длит. воздействия Ч. на окружающую природу создалась новая, ´искусственная´ среда обитания, к-рая в свою очередь тоже существенно влияет на разные стороны жизнедеятельности Ч. Особое значение имеет этот процесс в условиях научно-технич. революции, демографич. взрыва и урбанизации. С сер. 20 в. вопрос о взаимоотношениях Ч. и природной среды приобрел большую остроту и актуальность, что привело к созданию комплексной науки - экологии человека.

Для всех групп совр. Ч. типично однозначное направление половых различий (диморфизма), единообразный тип роста и развития. Половой диморфизм проявляется как в морфол. признаках (общие размеры тела, пропорции, состав тела, структура тканей и др.), так и в ряде физиол., биохимич. и психол. характеристик. Специфич. черта индивидуального развития человека, сформировавшаяся в антропогенезе, - большая протяженность периода детства с относительно низкой скоростью роста и выраженный ростовой скачок в связи с половым созреванием. В темпах развития могут существовать групповые и особенно индивидуальные вариации. Последние выявляются в пределах любой группы развивающихся (или стареющих) индивидов, различающихся по своим морфофизиол. параметрам - биол. возрасту. Биол. возраст индивида выражается через ср. хронологич. возраст той возрастной группы, к-рой он соответствует по уровню своей биол. организации. В качестве показателей биол. возраста обычно используются разл. критерии, оценивающие состояние ведущих систем организма - нейрогормональной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательного аппарата, зубной системы и др. Эти показатели могут изменяться более или менее синхронно (гармонично) или, напротив, асинхронно, обнаруживать тенденции к ускорению (см. Акселерация) или запаздыванию развития. На темпы развития (старения) и биол. возраст влияют мн. факторы, особенно генетические и социально-экономические, в меньшей степени - факторы природной среды (климатич. и др.). Вариации темпов развития существуют не только на индивидуальном, но и на популяциопном уровне, а также в эпохальном разрезе. Эпохальные изменения некоторых признаков биол. организации Ч. прослежены в основном на протяжении последних 100 лет (т. н. секулярный тренд - вековая тенденция). К числу таких признаков, помимо темпов развития, относят общие размеры тела, массивность костяка, форму головы, а также структуру заболеваемости, длительность жизни одного поколения и др. Эти колебания биол. характеристик происходят в пределах видового комплекса Homo sapiens; нек-рые из них определены еще в доисгорич. эпоху и имеют циклич. характер. Для объяснения подобных явлений привлекаются мн. факторы, в т. ч. вариации солнечной активности и напряженности геомагнитного поля Земли, генетические процессы в современных популяциях (смешение, гетерозис), социально-экон. влияния и др.

Е. Н. Хрисанфова.

Становление Ч. совершалось в ходе сложного процесса взаимодействия биол. и социальных факторов, что отразилось и на понимании сущности Ч. в разные эпохи. Это понимание формировалось в постоянной борьбе крайностей во взглядах философов, социологов, биологов, медиков, преувеличивавших либо биол., либо социальное начало в природе Ч. Биологическое составляет неотъемлемую сторону сущности Ч., однако то особенное, что характеризует Ч. как личность, формируется прежде всего социальными факторами, т. е. системой обществ. отношений, среди к-рых наиболее важная родь принадлежит характерному для общества способу произ-ва материальных благ. Подчеркивая это обстоятельство, К. Маркс писал ´... сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений´ (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3). Будучи результатом природного и социального развития, Ч. не может быть правильно понят в его сущности при одностороннем подходе исключительно с биол. или социальных позиций. В марксистской теории подчеркивается тезис об интегральной природе человека, причем ведущую роль играют социальные факторы, а биол. начало представлено в существенно преобразованном виде. При таком подходе биологическое и социальное не противопоставляются абсолютно друг другу, а рассматриваются в системном единстве. Маркс объяснял характерный для бурж. теории отрыв биологического от социального условиями отчуждения в отношениях между людьми, порождаемых частной собственностью. При этом единство человеческой природы оказывается разорванным на противоположные, исключающие друг друга сущности. Маркс писал по этому поводу ´... еда, питье, половой акт и т. д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственно конечные цели, они носят животный характер´ (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М. 1956, с. 569). Гл. фактором преобразования животного в Ч. явился труд, и всякая попытка рассматривать Ч. в отрыве от этого фактора неизбежно приводит к биологизации социального, к метафизич. сведению Ч. до уровня животного.

Ч. является не только универсальным субъектом деятельности и творцом всех материальных и духовных ценностей, он сам составляет в конечном счете гл. ценность и цель развития общества. Однако в классово антагонистич. обществе эта цель не может реализоваться в полном объеме. Более того, в процессе эксплуатации Ч. становится средством достижения чуждых ему целей собственника средств произ-ва. Только с созданием условий социального равенства возникает возможность непосредств. реализации гуманистич. цели обществ. развития: общество впервые сознательно делает целью своего развития Ч. во всем многообразии его потребностей, реализуя программу всестороннего и гармонич. формирования личности соответственно идеалам добра и справедливости. Происходит окончат. скачок из животного состояния в действительно человеческое, ´... из царства необходимости в царство свободы´ (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 295). Вместе с ликвидацией социальных условий отчуждения преодолевается, начиная с социализма, извечное противоречие между личностью и обществом, доходящее до крайних форм в условиях капитализма. Коммунизм означает восстановление органического единства личности и общества, характерное для доклассового периода человеческой истории, но на более высоком уровне развития.

Э. В. Гирусов.

Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3, их же, Из ранних произв., М. 1956, с 563-67, 596, 601-02, Соотношение биологического и социального в человеке, М. 1975, Биологическое и социальное в развитии человека, М. 1977, Человек. Медико-биологические данные, пер. с англ, М. 1977, Карсаевская Т. В., Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека, М. 1978, Тарасов К. Е, Черненко Е. К., Социальная детерминированность биологии человека, М. 1979, Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии, Л., 1979, Биология человека, пер. с англ., М. 1979; Мажуга П. М., Хрисанфова Е. Н., Проблемы биологии человека, К., 1980; Беляев Д. К., Современная наука и проблемы исследования человека, в кн.: Библиотечка ´Философия и совревенное естествознание´, в. 2, М. 1982.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Взаимосвязь самореализации и социального интеллекта у представителей профессии типа «человек человек

Сеткова Наталья Александровна
В статье приведены результаты исследования взаимосвязи социального интеллекта и самореализации у представителей профессий типа "человек человек", определены также показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптаци
Читать PDF
0.00 байт

"человек советский": четвертая волна человек "особенный"

Левада Юрий
Continuation of the theme started in the previous article is the analysis of the results of the fourth wave of research on the program "The Soviet Man". Concept of specific human type (as well as specific historical way, etc.
Читать PDF
0.00 байт

«Человек политический» и «Человек экономический»: ментальные программы и модели социального поведени

Беспалова Анна Александровна, Лубский Анатолий Владимирович, Лубский Роман Анатольевич
Статья посвящена сравнительному анализу характеристики основных нормативных типов личности в России и на Западе, которые исследуются в рамках концептов «человек политический» и «человек экономический».
Читать PDF
0.00 байт

ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ. Ж.Т. ТОЩЕНКО. ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК. М.: ГАРДАРИКИ, 2001. - 398 С

Иляева Ирина Алексеевна, Котельников Геннадий Алексеевич
Рецензия на книгу: Ж.Т. ТОЩЕНКО. ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК. М.: ГАРДАРИКИ, 2001. 398 С.
Читать PDF
0.00 байт

ЧЕЛОВЕК В МЕГАПОЛИСЕ. Рецензия на книгу «Человек в мегаполисе: опыт междисциплинарного исследования»

Виктория Расуловна Битюкова
Книга большого коллектива авторов под редакцией Б.А. Ревича и О.В. Кузнецовой позволяет по-новому посмотреть на крупнейшие города мира и России, рассмотрев их в едином контексте современных проблем.
Читать PDF
0.00 байт

«Что есть человек, что ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человек

Янушкявичене О. Л.
В статье вводится понятие главной задачи для каждого возраста в жизни человека и предпринимаются попытки определения возрастных задач, стоящих на пути человека в его стремлении к Богу.
Читать PDF
0.00 байт

Инициирование методологической рефлексии специалистов системы «Человек - человек»

Ходусов А. Н.
В статье рассматриваются проблемы методологической рефлексии специалиста, развивающей личностный ресурс специалиста и побуждающей проявлять такие качества, как эмпатия, эмоциональность, креативность.
Читать PDF
0.00 байт

Человек ректор, ректор человек

Асадулина Ирина Григорьевна, Николаев Сергей Николаевич, Чекмарёв Василий Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

«Человек будущего - человек нравственный»

Бондарев А.К., Худякова И.В
Читать PDF
0.00 байт

Специфика культуры делового общения в рамках профессий типа «Человек - человек»

Бескровная Ольга Васильевна
В статье рассмотрена культура делового общения как компонент деятельности в рамках профессий типа «человек человек».
Читать PDF
0.00 байт

Влияние синдрома эмоционального выгорания профессионала в системе «Человек - Человек»

Клевцова Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности мотивационного компонента профессионализма в профессиях типа «человек человек» и «челове

Войлокова Е. Е.
Анализируется понятие профессионализма в контексте субъектно-деятельностного подхода. Предлагается модель компонентного состава профессионализма, включающая в себя мотивационную, операциональную и регуляционную составляющие.

Похожие термины:

  • АВТОНОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ПЛАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

    autonomous man and plastic man) — различие, проведенное Голлисом (1977, 1987), между автономным человеком, то есть выбирающим, рациональным, самоопределяющимся социальным актором, способным к осуществлению целей и
  • ЧЕЛОВЕК И АВТОМАТ

    англ. man and automatic; нем. "Mensch und Automat". Раздел кибернетики, разрабатывающий методику решения ряда задач: оптимальное распределение функций управления производственными процессами между людьми и автом
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики

    Man for Himself", 1947) - книга Фромма , характеризующая западную цивилизацию как находящуюся в моральном кризисе, обусловленном потерей влияния религии и утратой веры в человеческую автономию и разум. Криз
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

    Активный творческий субъект рыночной экономики, который обладает свободой выбора и принимает экономически рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся условий, возможностей и инф
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества

    The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society", 1964) - книга Маркузе. Автор последовательно анализирует современные ему "Одномерное общество", "Одномерное мышление" и "Шанс альтернативы". Согласно идеям
  • Кенневикский человек

    9300-летний скелет, найденный в 1996 году на реке Колумбия, в Кенневике. Находка привлекла к себе внимание, главным образом, потому что черепные характеристики кенневикского человека не похожи ни на од
  • ОБУЧЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

    знающий, способный и умеющий, может быть талантливым специалистом и одновременно – конформистом, живущим по принципу «живу как все, как жили мои родители», или даже нравственным уродом. В противов
  • ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР

    англ. man operator; нем. Mensch-Operator. Человек, принимающий участие в управлении объектами и системами и являющийся составным элементом эргатической системы. Ч. о. может выступать в системе "человек-машина" в
  • ЧЕЛОВЕК ОРГАНИЗАЦИИ

    organization man) - стандартный тип характера, который, по мнению некоторых теоретиков (особенно Уильяма Уайта, 1956), все чаще встречается в современных промышленных, коммерческих и некоторых научных и прав
  • ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

    по Ж.Т. Тощенко – новый социальный тип человека, возникший в современной России под влиянием глубоких и быстро происходящих изменений во всех сферах общественной жизни, что не могло не сказаться н
  • ПЛАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

    plastic man) - см. Автономный человек и пластичный человек.
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

    англ. "Homo soctologicus"; нем, "Homo soziologicus". По Р. Дарендорфу - исполнитель заранее определенной соц. роли, в к-рой совмещается индивидуальное и общественное.
  • человек действующий

    по А. Турену, М. Фуко и др. – индивид, ориентированный не на коллективное освобождение, а на развитие личных свобод, право «быть самим собой», не будучи раздавленным аппаратами власти, силы и пропага
  • Человек гейдельбергский

    (Homo heidelbergensis или Pithecanthropus heidelbergensis) - представители т.н. архаических сапиенсов. Время существования от 500 до 200 или даже 130 тыс. лет. Вид описан в 1908 г. по челюсти из Мауэра под Гейдельюергом (Германия). Х
  • человек говорящий

    homo loquens. - Личность, одним из видов деятельности которой является речевая деятельность; коммуникативная личность. Это довольно широкий термин, так как обозначает не только автора, т.е. собственно «г
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО РАБОТА

    социологическое исследование содержания труда, отношения к труду и ценностных ориентаций молодых рабочих Ленинграда, выполненное в первой половине 60-х гг. XX в. сотрудниками Лаборатории социологи
  • человек играизированный

    по С.А. Кравченко – под влиянием играизации - внедрения принципов игры, эвристический элементов в прагматические жизненные стратегии формируется новый социальный тип человека, способный примени
  • человек играющий

    понятие, опирающееся на утверждение о том, что игра (а не труд) обладает онтологическим статусом существования людей и социальной жизни. Человек бывает свободным только тогда, когда он играет, и то
  • человек маргинальный

    1) индивид, занимающий пограничное положение по отношению к куль турам, оторванный от привычной соц иальной среды, находящийся в проме- жуточном состоя нии; 2) по Р. Парку – индивид, находящийся межд
  • человек научный

    по П. Бурдье – социальный тип с определенным габитусом и практиками, занимающийся изучением своего научного поля в сравнении с другими научными полями. - Литература: Bourdieu, P. Homo Academicus. Stanford: Stanford Univers