ДИСКУРС
Дискурс
семиотическая конструкция коммуникативного пространства, она создается людьми сознательно и бессознательно, целенаправленно и произвольно.
Источник: Словарь терминов по модулю «Город как социальная система»
ДИСКУРС
англ. discours; нем. Diskurs. Вид речевой коммуникации, основывающийся на региональном непредвзятом обсуждении, на попытке дистанцироваться от соц. реальности.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Дискурс
вид речевой коммуникации, предполагающий рациональное, непредвзятое обсуждение значимых проблем, критическое осмысление социальной реальности и доминирующих, навязываемых обществу, мнений.
ДИСКУРС
понятие, распространенное в постмодернистском лексиконе, означающее стиль мышления и способ аргументации, вид речевой коммуникации, ориентированной на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников.
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
дискурс
discourse лат. discursus ‘бег туда-сюда’. - Связный текст в совокупности с социокультурным контекстом; речь как компонент, участвующий во взаимодействии людей. Дискурс описывается в терминах социально значимых действий и стратегий, выполняемых участниками общения в рамках определенных, релевантных для данного языкового сообщества и культуры коммуникативных ситуаций.
Дискурс
Научный язык, язык специалистов, а также выражаемые идеи и социальные результаты, которые, согласно Фуко, должны считаться главным явлением социальной власти, а не просто способом описания мира. Важный аспект концепции Фуко заключается в том, что социальные явления находятся внутри дискурса и что нет никаких явлений вне его рамок. Недостатком такой концепции можно считать то, что явление всегда шире масштабов его обсуждения и дискурс может охватывать какие-то части социального. [8].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Дискурс
лат. «discursus» – рассуждение, фр. «discours» – речь) -разновидность коммуникации, ориентированной на свободное обсуждение и принятие мнений и предложений, необходимых для организации совместных действий людей; фактически «творимый» в речи связный текст, рассматриваемый в событийном плане, и в котором актуализируются не только мгновенно языковые факторы – правила сочетаемости слов и последовательности высказываний, их интонационное оформление, формы переспроса, перебивания партнера, виды реакции на вопрос и т.п., но и неязыковые факторы. В дискурсе актуализируются невербальные средства, правила речевого этикета. Сложная единица коммуникации.
Дискурс
Связный текст в совокупности с социокультурным (экстралингвистическим) контекстом (социальным, культурным, психологическим, прагматическим и др.); речь как компонент, участвующий во взаимодействии людей. Если социокультурный контекст, в котором создавался и существовал какой-л. текст, утерян, то к нему понятие Д. не приложимо, так как дискурсные значения не вычленяются. Анализ Д. относится к междисциплинарной области знания: он исследуется с точек зрения психологии, этнографии, социологии и др. Понятие Д. представляет интерес в социолингвистическом аспекте, поскольку дискурсная структура текста связана с социальными факторами. Напр., исследования политического Д. в работах французских лингвистов могут в известной степени быть причислены к социолингвистическим, так как все они содержат обращение к социальному контексту, к внеязыковой ситуации, в которой продуцировался тот или иной текст. Именно учет социальной обусловленности Д. сближает исследование этих текстов с социальной лингвистикой. Важной стороной теории Д. является разработка типовых ситуаций (фреймов) языкового общения.
дискурс
1) по Ю. Хабермасу – идеальная рефлексивная речевая коммуникация, в которой внешние силы не колонизируют жизненные миры людей, не влияют заданным образом на аргументы, используемые при интерпретации явлений социальной жизни; 2) по М. Фуко – совокупность неких социальных практик, подчиняющихся правилам образования, систематически формирующих те объекты, о которых они говорят. При этом дискурсивные отношения не связывают между собой понятия или слова: «в анализе, которым я занимаюсь, слова отсутствуют столь же преднамеренно, как и сами вещи… анализируя дискурсы как таковые, мы видим, как ослабляют столь тесные объятия слов и вещей и как высвобождается совокупность правил, присущих дискурсивной практике». Эти правила определяют режим существования объектов, т.е. Д. – совокупность правил, в частности, включающих в себя характерные статусы и роли, коды восприятия человеческого тела, темы высказываний и сами высказывания, подчиняющиеся одной системе формирования. Д. – фрагмент истории, в который включены единство и прерывность; 3) вид социальной коммуникации, используемой в различных видах социологических опросов в целях достижения оптимального взаимопонимания с респондентами. - Литература: Habermas, J. Between Facts and Norms. Cambridge: Polity Press, 1996; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003; Фуко М. Археология знания. СПб., 2004.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ДИСКУРС
(и диску́рс) (лат. discursus — беседа, разговор) — в широком смысле речь, процесс языковой деятельности. В социогуманитарном смысле — социально обусловленная организация системы речи, а также определенные принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные времена. Термин “Д.” используется в семантике, социолингвистике, дискурсивной психологии, в различных вариантах теорий дискурса (например, теория дискурса Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф) и аналитического подхода к изучению Д., в частности в дискурсном анализе, дискурсивном анализе, дискурс-анализе (и его разновидности — критическом дискурс-анализе), анализе дискурса и др.
Разделение истин на непосредственные (интуитивные) и опосредованные (принимаемые на основе доказательства) проведено уже Платоном и Аристотелем. Платон проводит различие между всеобщим, целостным, нечастичным и неиндивидуальным единым Умом и дискурсивным умом, в своем движении охватывающем все отдельные смыслы. Фома Аквинский противопоставляет дискурсивное и интуитивное знание, рассматривая дискурсивное мышление как движение интеллекта от одного объекта к другому.
Современное значение слова “Д.” ввел французский лингвист Эмиль Бенвенист, противопоставляя discours (речь, привязанная к говорящему) и récit (речь, не привязанная к говорящему).
Д. — многозначное понятие: в классической философии дискурсивное мышление, развертывающееся в последовательности понятий или суждений, противопоставляется интуитивному мышлению, охватывающему целое независимо и вне всякого последовательного развертывания; во французской философии постмодернизма — характеристика особого духовного настроя и идеологических проявлений, которые выражены в тексте, обладающем связанностью и целостностью и погруженном в социокультурные, социально-психологические и другие контексты.
В анализе Д. социокультурного конструирования старости в геронтологической науке Джон А. Винсент выделяет четыре типа антивозрастных Д., отражающих основные научные споры о сущности старости: борьба против внешних проявлений старения, рост ожидаемой продолжительности жизни, увеличение жизненного цикла и избавление.
Т.В. Шеляг
Лит.: Винсент Джон А. Споры вокруг старения: антивозрастная наука и культурное конструирование старости / Пер. П. Дочкиной // Социология власти. 2014. № 3. С. 159–180; Дискурс // Википедия. [2005–2016]. Дата обновления: 12.01.2016. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=75727288 (дата обращения: 30.01.2016).
Разделение истин на непосредственные (интуитивные) и опосредованные (принимаемые на основе доказательства) проведено уже Платоном и Аристотелем. Платон проводит различие между всеобщим, целостным, нечастичным и неиндивидуальным единым Умом и дискурсивным умом, в своем движении охватывающем все отдельные смыслы. Фома Аквинский противопоставляет дискурсивное и интуитивное знание, рассматривая дискурсивное мышление как движение интеллекта от одного объекта к другому.
Современное значение слова “Д.” ввел французский лингвист Эмиль Бенвенист, противопоставляя discours (речь, привязанная к говорящему) и récit (речь, не привязанная к говорящему).
Д. — многозначное понятие: в классической философии дискурсивное мышление, развертывающееся в последовательности понятий или суждений, противопоставляется интуитивному мышлению, охватывающему целое независимо и вне всякого последовательного развертывания; во французской философии постмодернизма — характеристика особого духовного настроя и идеологических проявлений, которые выражены в тексте, обладающем связанностью и целостностью и погруженном в социокультурные, социально-психологические и другие контексты.
В анализе Д. социокультурного конструирования старости в геронтологической науке Джон А. Винсент выделяет четыре типа антивозрастных Д., отражающих основные научные споры о сущности старости: борьба против внешних проявлений старения, рост ожидаемой продолжительности жизни, увеличение жизненного цикла и избавление.
Т.В. Шеляг
Лит.: Винсент Джон А. Споры вокруг старения: антивозрастная наука и культурное конструирование старости / Пер. П. Дочкиной // Социология власти. 2014. № 3. С. 159–180; Дискурс // Википедия. [2005–2016]. Дата обновления: 12.01.2016. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=75727288 (дата обращения: 30.01.2016).
ДИСКУРС
DISCOURSE) Определенная система (body) использования языка, единство которой обусловлено наличием общих установок. Например, Фуко описывает существование различных дискурсов безумия — способов обсуждения и осмысливания безумия и связанных с этим практик, — изменявшихся с течением столетий. В период раннего средневековья безумный рассматривался не как некая угроза, а почти как наделенный особой внутренней мудростью человек. В ХХ в. дискурс безумия подчеркивает, что это состояние является болезнью, требующей лечения. В течение столетий, разделяющих эти два дискурса, существовали и другие дискурсы, трактующие безумие и безумных совершенно различным образом. Согласно Фуко, может наблюдаться также сходство или связь между дискурсами, существующими в одно и то же время, но в различных областях. Например, дискурс политической экономии в XVIII и XIX вв. имеет, по его мнению, ту же форму, что и дискурс естественной истории. Однако важно также подчеркнуть, что, хотя дискурсы могут пересекаться или поддерживать друг друга, они могут находиться и в состоянии конфликта. Например, в определенные моменты истории западных обществ сосуществовали различные и часто противоречивые дискурсы индивида; одни подчеркивали свободу действий, а другие — обязанности индивида перед обществом. Радикальный взгляд на понятие дискурса, сложившийся во многом под влиянием Фуко, заключается в том, что мир конституируется дискурсом. Дискурсивно обусловленным, в частности, является наше знание мира. Например, идентификация кого-либо в качестве безумного — это дискурсивный продукт, поскольку она имеет смысл только в рамках совокупности классификаций, устанавливаемых определенным дискурсом безумия. В других дискурсах безумными могут считаться совсем другие виды поведения. Это не означает, что такого явления, как безумие, вызванного, возможно, наличием определенных химических веществ в клетках мозга, вообще нет, подразумевается лишь, что обозначение «безумный» имеет смысл только в рамках конкретного дискурса. Все это означает, что дискурсы позволяют обсуждать, осмысливать и осуществлять одно и исключают обсуждение, осмысление и осуществление другого. Внимание социологов сосредоточивается на социальных последствиях этого свойства дискурса исключать те или иные возможности. Обратимся, например, к идентичности и власти. Дискурс определяет идентичность и описывает характерные черты, возможные для того или иного индивида. Например, в современных западных обществах существуют определенные дискурсы гендера, определяющие, что такое быть или не быть мужчиной или женщиной. Такое определение идентичности исключает те или иные возможности и является, таким образом, осуществлением власти. Понятие дискурса во многом напоминает понятие идеологии, но, в отличие от последнего, не связано с классовыми отношениями и не предполагает существования своего рода царства истины. Определение дискурса как упорядоченных структурированных рамок, в которых люди осмысливают свой мир, оказалось полезным. Оно критиковалось, впрочем, за явный релятивизм и за то, что не позволяет провести различие между тем, что находится внутри дискурса, и тем, что за его пределами. См. также: Интерпелляция; Психическое здоровье. Лит.: Barratt (1991)
Источник: Социологический словарь
ДИСКУРС
вид речевой коммуникации, ориентированной на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников. Д. мыслится как возможность критически дистанцироваться от социальной реальности и утвердить ее принципы не на позитивистском приятии существующих норм и ценностей и не на притязаниях единичного субъекта, но на рациональном непредвзятом обсуждении. Понятие «Д.» использовал в начале 70-х гг. 20 в. Хабермас в работе «Подготовительные замечания к теории коммуникативной компетенции». Хабермас опирался на концепцию речевых актов Дж. Серля. Цель его состояла в обнаружении имманентных общению масштабов оценки и критики всего, что претендует в нем на значимость. Такие масштабы он находит в общих структурах языка. Через язык может быть обсуждено все, что фигурирует в речевом общении. Языковые выражения предполагаются и при молчаливом социальном взаимодействии. Наконец, сами структуры языка могут стать темой обсуждения опять-таки лишь через язык. Обычное общение происходит привычным образом и его значимые аспекты «наивно предполагаются» участниками. Д. же обычно позволяет сделать явными ценности, нормы и правила социальной жизни. Д. требует, чтобы все мотивы действий его участников были аннулированы, кроме готовности к совместному достижению взаимопонимания. При этом соотв. речевые акты как раз и служат для того, чтобы выражать отличие сущего от должного, сущности от явления, бытия от видимости и — в рез-те — подлинного (истинного) от ложного (вводящего в заблуждение) консенсуса участников коммуникации. Однако тут возникает логический круг: подлинный консенсус достижим лишь разумными («компетентными») участниками диалога, но сама разумность есть также предмет обсуждения и удостоверяется подлинным консенсусом. Выход из этого круга Хабермас усматривает в допущении в процессе Д. «идеальной речевой ситуации», при крой нет не только внешнего давления на процесс коммуникации, но и внутр., порождаемого ее собственными структурами.
Концепция Д. получила широкую известность, открыла возможности контакта с представителями лингвистической философии, социологии жизненного мира, критического рационализма. Ее использует в своей концепции «нового класса» Гоулднер. «Культуру критического Д.» он рассматривает как особую характеристику этого класса (т. е. «интеллектуалов»). Согласно Гоулднеру, Д. носит идеологический характер, т. к. входит в общую идеологию интеллектуалов, объединяющую их в социальную общность с особой, только им присущей речевой общностью. Как и у Хабермаса, Д. предполагает опред. грамматику, принятые, зафиксированные и узаконенные правила построения речи, точную оценку значений, отрефлектированность и разработанность речи и действии на основе этих правил, без использования авторитета и социального положения говорящего.
Исключается автоматическое следование традиции, «императивным законам науки» или навязанным силой предписаниям. Речь, содержащая четко закрепленные и определенные понятия, стандартизированная и стилизованная, построенная в соответствии с принципами объяснения, принятыми в Д., становится теоретизированной, автономной и безличной. Отсюда вытекает автономия как одна из целей и один из способов существования нового класса. Автономия Д. есть лишь часть общей автономии, к к-рой стремится выйти этот класс. Часто понятию «Д.» придают прагматический операциональный смысл (напр., А. Гидденс, Фуко). А. Ф. Филиппов, В. Н. Фомина
Концепция Д. получила широкую известность, открыла возможности контакта с представителями лингвистической философии, социологии жизненного мира, критического рационализма. Ее использует в своей концепции «нового класса» Гоулднер. «Культуру критического Д.» он рассматривает как особую характеристику этого класса (т. е. «интеллектуалов»). Согласно Гоулднеру, Д. носит идеологический характер, т. к. входит в общую идеологию интеллектуалов, объединяющую их в социальную общность с особой, только им присущей речевой общностью. Как и у Хабермаса, Д. предполагает опред. грамматику, принятые, зафиксированные и узаконенные правила построения речи, точную оценку значений, отрефлектированность и разработанность речи и действии на основе этих правил, без использования авторитета и социального положения говорящего.
Исключается автоматическое следование традиции, «императивным законам науки» или навязанным силой предписаниям. Речь, содержащая четко закрепленные и определенные понятия, стандартизированная и стилизованная, построенная в соответствии с принципами объяснения, принятыми в Д., становится теоретизированной, автономной и безличной. Отсюда вытекает автономия как одна из целей и один из способов существования нового класса. Автономия Д. есть лишь часть общей автономии, к к-рой стремится выйти этот класс. Часто понятию «Д.» придают прагматический операциональный смысл (напр., А. Гидденс, Фуко). А. Ф. Филиппов, В. Н. Фомина
Дискурс
(от лат. discursus – беготня в разные стороны, суета, беседа, разговор, доводы, аргументы). Дискурс. Discourse. 1. Первоначально, Д. – разговор, беседа как объект лингвистического исследования. 2. В социологии Д. – одна из разновидностей социальной структуры общества, имеющая вербальную форму. С учетом того, что Д. всегда осуществляется по поводу тех или иных социальных проблем, он может рассматриваться как способ отражения процессов системной реструктурации социальногрупповой структуры общества, в которой одни и те же индивиды могут менять свою социальную идентификацию в зависимости от предмета и характера вербального общения, в котором они пребывают в данный момент времени. Любой Д. всегда строится вокруг той или иной идеи. Поэтому именно идеи посредством различных Д. становятся средством и способом реализации власти. Содержание идей, превалирующих в СМК, может быть проанализировано методом дискурс-анализа, который, через структуру дискурса (куда включается не только противостояние идей, но и направление, в которое смещается обсуждение тех или иных проблем, динамика понятий, языковый стиль, доминирующий в обсуждении и т. д.) может сделать заключение о характере власти, перспективах ее изменений и ролях, которые она отводит тем или иным группам. Понятие Д. дает возможность осознать многовариантность интерпретаций социальных процессов. Одновременно подобная многовариантность интерпретаций значительно затрудняет для простых людей понимание реального положения дел и исключает их адекватную реакцию на происходящее. Данный факт был известен еще в Древнем Китае, где борьба за власть осуществлялась в форме “исправления имен”, т. е. в форме требования однозначного истолкования понятий, чтобы исключить возможность лишать людей знания о том, что происходит в действительности. Каждое слово, используемое в повседневном вербальном общении, может иметь и имеет многозначную смысловую нагрузку, что, с одной стороны, превращает процесс вербального общения в многоуровневый и разнонаправленный, а с другой – усложняет понимание смысла слов, произнесенных другими. Это означает, что всегда необходимо соотносить сказанное с соответствующим ему социальным контекстом. Именно знание контекста Д. дает возможность понимать то, что происходит в духовной культуре общающихся людей, а такое знание можно получить только на основе анализа текстов, что является исключительной прерогативой узкого круга специалистов и находится за порогом непосредственного восприятия и понимания простого обывателя. Д. в этом смысле слова является выражением языка специалистов и, согласно М. Фуко (Michel Foucault), представляет собой способ не описания, а осуществления власти. В этом случае Д. – средство влияния, для которого те, на чье восприятие он сориентирован, рассматриваются в качестве объекта влияния и манипулирования, поскольку структура Д. исключает возможность самостоятельного определения значений и поэтому воспринимает только те из них, которые предлагаются в ходе самого Д. Возможность же подобного предложения возникает в силу того, что Д. по своему функциональному предназначению – процесс лишения корневой основы (привычного смысла) понятий, используемых в Д. и являющихся основополагающими в данной духовной культуре. Каждый конкретный Д. рассматривается в качестве дискурс-формирования. Хотя Д. имеют место практически в каждой области научного знания, но социолога больше всего интересуют те из них, которые: а) функционируют в СМИ, поскольку сегодня именно они являются средством реализации и укрепления политической власти; б) в самой социологии, где обсуждение социальных проблем имеет тенденцию к выходу за пределы собственно науки в сферу политических отношений.