ЭТНОГРАФИЯ
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Источник: География населения. Словарь терминов.
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Источник: Социологический словарь
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Российская социологическая энциклопедия
В этом значении термин «Э.» сложился и использовался в России и в ряде стран Центральной и Восточной Европы, вследствие особенностей состава населения и глубоких различий в его социально-экономическом и культурном развитии.
Кроме того, в отечественной науке сложилась традиция рассматривать термины «этнология» и «народоведение» как синонимы термина «Э.». Именно термин «Э.» получил преимущественное распространение в России с конца 19 в., причём в понимание данного термина в равной степени включались как описательный, так и теоретический уровень исследований, а теоретическое обобщение накопленных материалов о народах мира стало неотъемлемой частью любой серьёзной этнографической работы. (См. труды Ю.Крижанича, Д.Н.Анучина, В.К.Татищева, Г.Ф.Миллера, С.П.Крашенинникова, П.С.Палласа, И.Г.Георги, И.Лепёхина, Н.Н.Миклухо-Маклая и др.) Именно поэтому Н.М.Харузин определял «Э.» как «науку, которая, изучая быт отдельных племён и народов, стремится отыскать законы, согласно которым шло развитие человечества».
Традиция обозначать науку о народах-этносах термином «Э.» была воспринята в СССР и просуществовала вплоть до 1990 г. (за небольшим исключением в 1920 г.). Хотя ещё в 1973 г. Ю.В.Бромлей отмечал, что термин «этнология» в этимологическом отношении имеет определённые преимущества перед термином «Э.».
Исторически сложилось так, что в западноевропейских странах и в США термином «Э.» обозначается эмпирическая, чисто описательная наука, которая только собирает фактический материал, теоретическую обработку которого производят этнология, социальная и культурная антропология и ряд др. наук.
В настоящее время в связи с политико-идеологическими и социально-экономическими изменениями в нашей стране от термина «Э.» постепенно отказываются, заменяя его термином «этнология». При этом, одни исследователи воспринимают это как введение нового термина для уже традиционно устоявшегося понятия. Другие разделяют точку зрения зарубежных коллег, рассматривая «Э.» как описательную науку (Г.Т.Тавадов) и даже как эмпирическую часть «этнологии» (А.П.Садохин), а этнологию – как теоретическое народоведение. Третьи – продолжают пользоваться термином «Э.», не видя необходимости в смене названия науки с давними традициями и серьёзными теоретико-прикладными наработками. (Дополнительно см. этнология.)
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия и термины. Изд-во Дальневост. ун-та 2005
Э. тесно связана с археологией, антропологией (расоведением), географией населения, религиоведением, общей историей, историей первобытного общества, культурологией, фольклористикой, лингвистикой и др. дисциплинами. Поэтому Э. применяет комплексный подход к предмету исследования и использует данные смежных дисциплин как гуманитарных, так и естественных (напр., биологии, геологии). С древности и в течение долгого времени Э. развивалась вместе с географией в неразделенной науке, которукэ можно условно назвать «страно-народоведением». В Э. широко применяется метод непосредственных полевых наблюдений и обследований со сбором информации путем прямых интервью (обычно — с людьми старшего поколения) или с применением выборочного опроса по специально составленным анкетам с последующей компьютерной обработкой и корреляционным анализом собранных материалов.
В зарубежной литературе нередко Э. противопоставляется этнологии как наука описательная науке теоретической. Однако в нашей стране Э. традиционно рассматривается как дисциплина, охватывающая оба исследовательских уровня, при этом подчеркивается, что подобного противопоставления нет ни в одной другой отрасли знаний. Отечественная Э. зародилась в XIX в. Началом ее становления можно считать 1836 г., когда в недрах Кунсткамеры Петербургской Академии наук был создан Этнографический музей. В 1849 г. в составе Географического общества было создано Отделение этнографии. В многонациональной России развитие Э. во многом определялось практическими потребностями изучения населяющих ее этносов. С этой целью были организованы академические этнографические экспедиции XVIII в. в Сибирь и др. регионы страны и созданы подробные этнографические карты Европейской России в середине и второй половине XIX в. Предшественницей института этнографии была Кунсткамера, основанная в Петербурге в 1714 г. В 1836 г. из нее выделились этнографический и антропологический музеи, которые в 1878 г. были объединены в Музей антропологии и этнографии.
После Октябрьской революции создавались новые этнографические учреждения. В 1918 г. был организован этнографический факультет Географического института в Петрограде, в 1919 г. — университетские этнографические центры в Петрограде и Москве. Активизировала свою деятельность созданная до революции Комиссия по изучению племенного состава России и сопредельных стран, было создано Центральное этнографическое бюро Наркомнаца СССР. В 1924 г. были образованы Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Институт народов Севера и т. д, В 1933 г, на основе Музея антропологии и этнографии был создан Институт антропологии, археологии и этнографии, позднее преобразованный в Институт этнографии Академии наук СССР. Стали возникать этнографические центры также на Украине, в Белоруссии, республиках Кавказа, Средней Азии и др. Во всех университетских и академических этнографических учреждениях велась не только теоретическая, но и большая практическая работа по созданию или усовершенствованию письменности, а тем самым и развитию литературных языков народов Востока и Севера СССР. Самую активную роль сыграли этнографы также и при подготовке букварей и учебников для национальных школ. Приобретая в последующие десятилетия большой территориальный размах, научно-практическая деятельность этнографов сыграла свою роль в развитии народного образования, литературных языков и национальных литератур младописьменных народов СССР. Немалую роль сыграли этнографические учреждения СССР в подготовке кадров национальной интеллигенции, прежде всего этнографов-исследователей, преподавателей, музейных работников. Уже в довоенные десятилетия столичные этнографические центры широко привлекали на учебу молодежь из среды народов Севера и Сибири, Поволжья и Кавказа, Средней Азии, создавая таким образом многонациональный отряд квалифицированных исследователей своих собственных народов и их культур.
В 50-е годы начался новый подъем Э., были изданы крупные труды по народам СССР и всего мира, создана серия этнических карт, развернулось изучение этнических процессов в СССР и зарубежных странах. Заметно расширился фронт исследований в 70-80-е гг., когда развернулись этносоциологические обследования в различных регионах страны. Ведущим научным учреждением являлся Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая, переименованный в начале 90-х г. в Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.