Гендер
совокупность социальных характеристик пола.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
ГЕНДЕР
формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения.
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
Гендер
гендерный) – понятие в самом общем значении может быть определено как социальная и культурная конструкция пола; совокупность социальных ролей, которые мужчина и женщина играют в обществе.
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
Гендер
(gender) — приобретенное, социально закрепленное поведение лиц разного пола; социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах жизни, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку.
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
Гендер
1) мыслительный конструкт (научная дефиниция), определяющий социально-культурные функции пола и позволяющий отличить эти функции от функций биологических; 2) социальный пол, то есть система взаимоотношений между мужчинами и женщинами, созданная через социальные связи (в отличие естественно-природных взаимоотношений);
Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры
Гендер
(gender) — англоязычное слово, введенное для разграничения двух смыслов в понятии «пол». Тендер — социальный пол, детерминируется социально-историческими и этнокультурными условиями. Выделяют личностный гендер, структурный — представленный на уровне социальных институтов, и символический — культурное содержание мужественности и женственности.
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
Гендер
это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин имужчин, их взаимодействие между собой, и поэтому Г. еще и показывает способ социального конструирования этих отношений в обществе; это социокультурная характеристика пола в определенный конкретно-исторический период развития общества. Три составляющие: природная, культурно-историческая, прижизненно-социальная.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
Гендер (gender)
Социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин. Гендер означает не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. В последнее время изучение гендерных отношений стало одним из наиболее важных направлений в социологии, хотя ранее этому вопросу долгое время не уделялось должного влияния.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Гендер
(от англ. gender – пол, род). 1. Совокупность биологических и социальных признаков человеческого пола, рассматриваемых через призму половых (гендерных) отношений. 2. Половые различия, выражающиеся прежде всего в социально и культурно детерминированном поведении мужчин и женщин. В основе современной концепции гендерных исследований лежат представления о дифференциации мужских и женских социальных ролей, половом разделении труда, культурных символах и социально-психологических стереотипах маскулинности и феминности, влияющих на характер общественной жизни в стране (регионе).
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ГЕНДЕР
от англ. gender - род) - совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности, взятые в отдельности, определяют женственность (фемининность) и мужественность (маскулинность). Первая обычно ассоциируется с тонкой интуицией, эмоциональной выразительностью, покорностью, а вторая - с агрессивностью, способностью логически мыслить, чувством превосходства. Мужественность и женственность, т. е. тендерные различия, проявляются в том, как люди исполняют свои тендерные роли [нередко их называют ролями половыми (см.)].
Источник: Российская социологическая энциклопедия
гендер
1) род, пол; 2) род; совокупность социально приобретенных особенностей поведения мужчин и женщин; поведенческие тенденции мужчин и женщин, обусловленные их родовыми, биологическими различиями, которые приобретают конкретные формы под влиянием определенного социокультурного контекста. - Литература: Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века. Проект: Таганрог / под ред. Н.М. Ромашевской. М., 2001; Бурдье П. Мужское господство // П. Бурдье. Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007; Дугин А.Г. Социология пола (Структурная социология). М., 2010.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Гендер
(англ. gender - род, пол) - пол человека с т.з. его социальных проявлений: семейных и общественных функций, типичных видов деятельности, специфики норм поведения, закрепленных эволюцией, культурой, воспитанием, специфики использования языковых средств. Различаются общенаучные, психосоциологические и собственно лингвистические исследования гендера. Термин принадлежит американскому психоаналитику Р. Столлеру, который в работе «Пол и гендер: о развитии маскулинности и женскости» (1968) придал слову новое терминологическое значение ‘‘социальный пол в отличие от биологического пола” (ранее - “грамматический род”).
Ср.: гендерные различия в языке. Гендер. Gender.
Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013
Гендер
черты личности и социальные позиции, рассматриваемые членами общества как женские и мужские.
По мнению социологов, сексуальные характеристики связаны с биологией и анатомией, а тендер определяется социальными процессами, которые имеют социально-групповые и исторические особенности. СОЦИАЛИЗАЦИЯ считается главным механизмом передачи тендерных характеристик отдельным индивидам, причем процесс этот в значительной мере обусловлен принадлежностью к тому или иному социальному классу, этнической группе, а также другими факторами. Ведутся дискуссии о наличии биологической подоплеки поведения, связанной с половыми различиями. В частности, можно ли говорить о биологической предрасположенности женщины в отличие от мужчины к вскармливанию, коль скоро она вынашивает ребенка? Большинство социологов склоняются к мнению, что подобное поведение является скорее следствием социальных ожиданий, и приводят при этом в пример существенные различия во взглядах на родительство у представителей разных сообществ.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
гендер
gender англ. gender ‘пол’. - Социально и культурно обусловленный пол. термин заимствован из грамматики (грамматическая категория рода) в социологию, социальную философию, историю, политический дискурс, теорию межкультурной коммуникации и др., с тем чтобы подчеркнуть социокультурные различия между полами и развести термины «биологический пол» (sexus) и социально и культурно обусловленный пол (gender), поскольку социокультурные нормы определяют психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть мужчиной или женщиной означает играть предписанные гендерные роли. Гендер — это своего рода социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и таких социальных институтах, как семья, экономика, культура, и различных структурах (политической, образовательной и др.). В сочетании с такими этническими и социальнодемографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст, гендер организует систему социальной иерархии и является одним из способов социальной стратификации общества.
Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.
Гендер
различие между мужчинами и женщинами, понимаемое одними исследователями лишь в анатомическом смысле, другими - как социальный пол. Термин появился в научной литературе с 60-х гг. X X в. и легитимизирован в 1995 г. в Пекине - на IV всемирной конференции, посвященной положению женщин, где был принят итоговый документ - Платформа ООН по улучшению положения женщин, содержащий обширную программу ген- дерных исследований. Гендерная стратификация отражает не только половое распределение населения в различных сферах жизнедеятельности (экономике, занятости, политике, культуре, образовании и др.), но и резкое отличие социально-экономического положения мужчин и женщин (различие по уровню доходов, в политической представительстве, в состоянии здоровья и досту- пе к образованию, в статусе на рынке труда и т.д.). В последние годы наряду с многообразными феминистическими теориями появляется все больше работ, посвященных проблемам маскулинности, а предмет исследований смещается от проблем женского угнетения к поиску стратегий признания маргинальных гендер- ных групп и путей социальных преобразований в конкретных социокультурных средах [59].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
ГЕНДЕР
совокупность социальных и культурных норм, к-рые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволили сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Г. является одним из способов социальной стратификации общества, к-рый в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст, организует систему социальной иерархии. Г. создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании и др.). Теория социального конструирования Г. основана на двух постулатах: 1) Г. конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) Г. конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Гендер
в социальных науках) (gender), разница между людьми, обусловленная биол. статусом. И по сей день во мн. странах мира различия между полами, связанные с характером работы, индивидуальным поведением и обществ, положением, зачастую рассматриваются с т.зр. мужского превосходства. С самого рождения с мальчиками и девочками обращаются по-разному, и дети воспринимают характерные черты социальной роли своего пола или подражают им. Влияние на поведение человека биол. факторов, гормонов изучено недостаточно, поэтому психологи до сих пор спорят, что именно — биология, социализация или др. факторы — определяет половое поведение. Поведение, свойственное каждому полу, а также людям, меняющим сексуальных партнеров и образ жизни на противоположный, показывает, что ролевые функции человека определяются и закрепляются не только природой. Более того, половая роль не является жестко детерминированной, и понимание мужественности и женственности в большой степени зависит от традиций об-ва. Так, в об-вах охотников и собирателей мужчины и женщины почти равны между собой и их ролевые функции различаются значит, меньше, чем в об-вах оседлых крестьян. Тендерные исследования играют важную роль в борьбе феминисток против мужского превосходства (патриархат, половые различия).
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ГЕНДЕР
Результат трансформации пола как биологического начала в социокультурную категорию благодаря влиянию культурных условий; культурное отличие женского пола от мужского. Г. — понятие целиком культурное, но не биологическое. Хотя существует два биологических пола, мужской и женский, термин “Г.” применяется только по отношению к женскому.
В связи с этим различают женский род и женский пол. Первое понятие отражает социально-исторический и культурный контекст, т.е. позицию женщин как большой социальной группы в современном обществе. Второе понятие выражает по преимуществу биолого-психологические и демографические характеристики женщин. Первое понятие связано с такими реалиями, как социальное неравенство полов, распределение ролей в семье (женщина — жена, мать, хозяйка, работница), оплата труда, участие в управлении, влияние на культуру общества (она формировалась мужчинами, восхищенными красотой женщин). Мужчина изначально агрессивен, воинственен, более подвижен, авантюрен и созидателен. Он чаще отправлялся в дальние походы, завоевания, участвовал в вели ких переселениях и грандиозных стройках. За ним же повсюду следовали женщины, дети, старики. Женщина — начало мирное, пацифистское. Женщина более эмоциональна, вспыльчива, но и более отходчива. Она воспитательница, учительница, врач и т.д. У мужчины и женщины, таким образом, разная соматическая и психофизиологическая конституция. Женщина может делать то, что не доступно ни одному мужчине — рожать и выхаживать детей.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
ГЕНДЕР
gender) 1. (Общее значение) — различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическим поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного. Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории "мужчина", "женщина" или в редких случаях "гермафродит" (когда характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а тендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории "мужской", "женский" или "гермафродитный" (когда характеристики обоих тендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены). По мнению многих социологов, в социологическом дискурсе гендер должен применяться тогда, когда касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто — к женщинам. В то время как "мужчина" и "женщина" являются терминами, зарезервированными за биологическими различиями между ними, а также мальчиками и девочками, "мужское" и "женское" относится к сформированным культурой чертам поведения и видам темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса социализации. Антропологи (например, Маргарет Мид), психологи и социологи подчеркивали, что тендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы — класс, возраст, раса и этнос — тоже образуют особое значение, выражение и опыт тендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью. См. Феминистская теория.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ГЕНДЕР
(от англ. gender – род.) – основополагающее понятие гендерной социологии, означающее социальный пол как культурную и социальную конструкцию, в отличие от понятия пола биологического. Таким образом, существуют 2 биологических пола и 2 социальные конструкции Г. – мужской и женский. Понятие Г. обычно используется для обоснования центральной феминистской идеи о том, что социальные особенности полов определяются историческими и этнокультурными условиями и, следовательно, что социальные роли мужчин и женщин не предопределены их биологией, а социально сконструированы. Сравнительные культурные исследования американского антрополога М. Мида эмпирически доказали, что не существует общей для различных обществ жесткой связи между социальными ролями мужчин и женщин и биологическим полом.
Поэтому и в науке, и в практической жизни необходимо проводить четкие границы различия между социальной и биологической категориями пола, смешение которых приводит к закреплению и оправданию неравенства женщин и мужчин во властных отношениях. Как утверждает американская феминистка Джоан Скотт, «гендер – основная область, в которой или при помощи которой выражается власть». Она поясняет, что существуют различные способы выражения социального понимания половых различий: через культурные символы (напр., «женщина-мать» и «отец-кормилец»); через нормативные понятия, выражающиеся в политической, научной, религиозной теориях (так, в традиционной системе морали ожидается, что женщина должна появляться в общественных местах в юбке, что она любит маленьких детей и мало смыслит в политике); принятое деление социальных сфер деятельности по признаку пола со всеми вытекающими последствиями (напр., рынок труда женщин и мужчин, образование женщин и мужчин); субъективное восприятие индивидом себя как женщины или мужчины («образ Я», идентификация себя как «мужественного» или «женственной», которые постепенно складываются у индивида каждого пола в процессе моделирования, подкрепления и самоидентификации). Таким образом, понятие Г. может служить не только описанию различных аспектов реальной (эмпирической) жизни представителей обоих полов, но и анализу и объяснению властных отношений в обществе. Оно включено практически во все разработанные феминистские модели анализа жизни и условий в этой жизни. Понятие Г., наряду с понятиями сексизма, патриархизма и капитализма, лежит в основе всего разнообразия феминистских теорий.
Лит.: Женщина в меняющемся мире. – М., 1992; Mead M. Sex and Temperament in Three Primitive Societies. – N. Y., 1963; Scott Y. Gender: a useful category of Historical Analysis // The American Historical Review. – 1986. Vод. 91. – № 5; Weitz S. Sex Roles: Biological, psychological and social foundations. – N. Y., 1977. Л. Г. Титаренко
Источник: Экономико-социологический словарь.
ГЕНДЕР
GENDER) Если пол человека (sex) определяется биологически, то гендер (gender) представляет собой культурную и социальную конструкцию. Таким образом, существует два биологических пола (мужской и женский) и два тендера (маскулинный и фемининный). Основной теоретический и политический вопрос заключается в том, связан ли гендер как социально конструируемый феномен с биологией и детерминируется ли он ею. Например, в XIX в. различные медицинские теории утверждали, что личность женщины определяется анатомией и женскими воспроизводящими функциями. Эти взгляды были оспорены феминистами. Антропологические исследования также указывают на культурную обусловленность представлений о тендере, сексуальности и половых ролях. Например, М. Мид показала в ряде кросс-культурных исследований, что несмотря на широкое распространение гендерной дифференциации социальные задачи мужчин и женщин являются крайне изменчивыми. Общей связи между социальными ролями и биологическим полом, которая наблюдалась бы в различных обществах, не существует. Социальные психологи рассматривали гендерную идентичность скорее как продукт воспитания детей, нежели как биологическую данность. Этнометодология изучает «гендер» как проблему предопределения индивидуальной сексуальности. Впоследствии эти интерпретации были подвергнуты критике. Утверждалось, во-первых, что хотя социологи и проводят различие между полом и тендером, они часто рассматривают последний как выражение первого, таким образом придавая биологии значение определяющего фактора. Во-вторых, социологи не в состоянии показать связь между экономическим подчинением женщин и его выражением в семейной и личной жизни. Согласно крайней точке зрения, именно место женщин в системе экономического производства в конечном счете определяет различия между ними и мужчинами. В этом смысле утверждалось, что «гендер» аналогичен классовым отношениям. Однако задача определения систематических причинных связей между капитализмом, классом и патриархатом оказалась крайне проблематичной. Тем не менее, теоретические попытки разработать социологическую концепцию биологического пола, тендера, половых ролей и личности привели к трансформации многих положений, ранее воспринимавшихся как само собой разумеющиеся в ряде социологических областей. Например, феминисты, работающие в рамках психоаналитической традиции, подвергли критике основные идеи Фрейда, утверждая, что эдипов комплекс, зависть к пенису и комплекс кастрации следует интерпретировать как черты символического мира патриархальной власти. Современная социобиология критикует социологию за акцентирование культуры за счет биологии. См. также: Гендерная социология; Домашний труд; Женственность (Фемининность); Мужественность (Маскулинность); Природа и воспитание; Тело; Феминизм; Феминистская социальная теория. Лит.: Abbott and Wallace (1990); Robinson and Richardson (1997)
Источник: Социологический словарь
ГЕНДЕР
- (англ. gender – род, как правило, – грамматический). Сначала понятие использовалось только в лингвистике. В 1968 г. американский психоаналитик Роберт Столлер впервые употребил термин в новом значении. С этого момента начинается новый этап в использовании определения. Современное понятие «гендер» – социальный пол – сформировалось в процессе теоретического развития феминизма, гендерных теорий. Гендер в широком понимании – сложная система, отображающая общественные отношения. Понятие «гендер», несмотря на относительно короткий срок существования, становится одним из центральных и фундаментальных категорий в современных общественных науках. Определение З.Фрейда «анатомия – это судьба» ярко отражает веками сложившийся в науке, литературе, представлениях людей вообще традиционный подход, при котором считалось, что биологический пол определяет характер человека, его мышление и т.д. Этот подход в ХХ веке с развитием гендерных исследований получил определение биодетерминизм. Концепция гендера включает социально-психологические характеристики, способности и типичное поведение, присущее женщинам и мужчинам. Этим ролям и обязанностям со временем свойственно изменяться в зависимости от особенностей культуры и социально-экономических отношений. Термин гендер означает, что в представлениях людей, социума человек, как носитель в первую очередь определенного пола, должен ему соответствовать в поведении, одежде, разговоре, навыках, профессии и т.д. Каждое общество имеет свою систему норм, стандартов поведения, стереотипов общественного мнения относительно исполнения соответствующих социальных половых ролей, представления о «мужском» и «женском» поведении. В гендере отражается именно то, что в поле обусловлено культурой, социальной практикой, т.е. раскрывается социально-ролевой статус, определяющий возможности человека – мужчины или женщины – в разных сферах жизнедеятельности. У каждого человека, проживающего в том или ином обществе, существует представление о том, как он должен себя вести (гендерная идентичность) и представление о том, как должен себя вести себя другой человек, в первую очередь в соответствии с полом этого человека (социальное ожидание половой адекватности). На биологический пол, в соответствии с которым человек «должен» себя вести, накладываются такие понятия как социальный слой, цвет кожи, возраст (пол + класс + раса + возраст) и так далее. Например, вплоть до середины ХХ века считалось, что цвет кожи является определяющим в умственных способностях человека, его восприятии окружающего человека, его нравственности и морали. Человек с темным цветом кожи считался не способным мыслить, творить, но способным на преступления. На данном этапе времени подобное отношение считается неправильным, не политкорректным. Гендерные исследования позволили увидеть, что мир длительное время был поделен на две неравные части: частный мир и общественное пространство. Женщины были более ограничены сферой «частной жизни», их уделом считались – семья, дом и дети. С другой стороны, мужчинам в большей степени полагалось принадлежать к «общественной сфере», где берут свое начало властные и имущественные различия. Их мир – это оплачиваемая работа, производство и политика. Например, во второй половине ХIХ столетия в обществе шли бурные дискуссии о возможности женщин учиться в университетах. При этом даже среди педагогов, философов, общественных деятелей достаточно распространенным было мнение о вреде высшего образования, как для отдельной женщины, так и для общественного развития в целом. Сегодня право женщин на получение высшего образования общепризнано, однако многие девушки, женщины отказываются от высоких профессиональных притязаний, лидерства, так как, они полагают, что это может повредить их женской привлекательности, создаст трудности для семейной жизни, воспитания детей. Попытки преодоления этого неравенства с конца прошлого века предпринимаются многими государствами. В Таджикистане в 2000г. стартовала «Национальная Программа основных направлений государственной политики по вопросам равноправия и равных возможностей для мужчин и женщин в Таджикистане», в марте 2005 г. принят Закон «О равных правах мужчин и женщин и возможностях реализации». Концепция гендера ставит во главу угла не проблемы женщин, а отношения между полами и в середине их.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
ГЕНДЕР
англ. gender - род, чаще всего грамматический) - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Г. - социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Г. является социальной конструкцией системы социополоролевых отношений. Г. - это "осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели поведения" (В. Шапиро). Г. - это "набор социальных ролей; это - костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы" (Г. Лернер). Не пол, но Г. обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. В отличие от русского языка, в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом: "пол", - английский язык имеет два понятия: секс (sex) - пол и Г. (gender) - своего рода "социопол". Оба понятия используются для проведения так называемой горизонтальной социополовой стратификации общества в отличие от вертикальных классовой, сословной и подобных стратификаций. Sex обозначает биологический пол и относится к "нативистским" конструкциям, суммирующим биологические различия между мужчиной и женщиной. Г., в свою очередь, является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий. Sex и Г. находятся на разных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией. Г. - конструкция иного полюса. Это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Мужчины и женщины являются культурными продуктами своих обществ. Решающим фактором в формировании различий является культура: "женщиной не рождаются, ею становятся". Стереотипы по поводу Г. отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин; Г. суть структурированная под влиянием культуры система различий. Она, некоторым образом, связана с биологическими различиями, но не сводится только к ним. Г. - это социальная организация сексуальных отличий, хотя это и не означает, что Г. отражает или имплементирует фиксированные и естественные физические различия между женщинами и мужчинами; скорее, Г. - это знание, устанавливающее значения для телесных различий. Эти значения варьируются в зависимости от культур, социальных групп и времени. Сексуальное различие не может рассматриваться иначе кроме как функционирование нашего знания о теле: это знание не является "абсолютным, чистым", оно не может быть изолировано от его применения в широкой цепи дискурсивных контекстов. Сексуальное отличие не является обычной причиной, из которой в конечном счете может произрастать социальная организация. Оно, наоборот, само является изменчивой организацией, которая сама должна быть объяснена. Человек в своей эволюции - как в фило-, так и в онтогенезе - движется от sex к Г.
"Сексуально-гендерное поле" человека возникает еще в преднатальный период: современные средства медицины позволяют уже задолго до рождения ребенка определить его пол. Родители по-разному могут реагировать на рождение мальчика или девочки. Рождение мальчика или девочки может также по-разному восприниматься и в культурах. Так, в архаических обществах, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в земледельческих культурах, где уже появляется моногамная семья и женский труд (воспроизводство рода, выхаживание, воспитание и т.п.) получает более высокую оценку. Известны традиции, в рамках которых детей в соответствии с полом просто уничтожали. Например, в Японии в селах вплоть до начала 20 в. сохранялась традиция умерщвления новорожденных мальчиков, так как их нельзя было, в отличие от девочек, выгодно продать в город или выдать замуж. Бедуины же и эскимосы (канадские), например, избавлялись от девочек (умерщвляли, относили в горы, подкидывали), так как считалось, что мужчин в роду должно быть больше. Причем материнский инстинкт в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся групповыми интересами и мифологическими представлениями. Через игры и игровые структуры, одежду и т.п. ребенок уже с малолетства начинает себя идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек в "дочки-матери", "учителя", "доктора" и вообще "в куклы", а также увлечения мальчиков машинами, конструкторами, оружием и т.п. В этих ранних актах социализации большую роль играет культурная среда. Именно она определяет "сферу должного", которая в разных культурах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях и действиях, монизмом в поведении, стремлением к монологу, вызову и утверждению собственного "Я", эгоцентризмом и эгоизмом. Эти и подобные качества, проявляемые женщиной, скорее вызовут критическую оценку и даже негативную реакцию со стороны окружающих, находящихся под влиянием соответствующих культурных стереотипов. Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью, ненасилием, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, диалогичностью, стремлением к поиску согласия, компромисса, ценностью равенства, справедливости и свободы и т.п. Обе эти конструкции можно различать в плане общего и особенного. Sex является проявлением общего и относится к так называемым "итическим" (etic) характеристикам. Г. связан с проявлением особенного в поведении и является "имической" (emic) характеристикой. Для ее понимания необходимо учитывать социокультурный фон, во многом обусловливающий формирование Г. В частности, представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. В таких странах (скандинавские страны, например) гендерная идеология склоняется к равенству в отношениях между мужчинами и женщинами. Напротив, в традиционных культурах и особенно с мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус женщины далек от равноправия, и поведение женщины в обществе строго регламентировано.
В зависимости от характера общества гендерные различия будут иметь различную силу. Этнографы устанавливают усиление гендерного неравенства от охотнически-собирательских к аграрным культурам и существенное его снижение далее к индустриальной культуре и особенно к информационному обществу. Кривая, отвечающая этому движению, будет иметь вид перевернутой заглавной буквы U латинского алфавита. (Большинство работ по Г. основываются на предположении, что пол предшествует Г. Тем не менее существуют точки зрения - К. Делфи и др. - согласно которым это предположение "теоретически неоправданно" и "его продолжающееся существование отправляет назад к устаревшему пониманию гендера, мешает пересмотру категории гендера беспристрастным образом". Делфи предлагает не только пересмотреть вопрос о взаимоотношениях между Г. и полом, но также сформулировать и исследовать две другие гипотезы. Первая, по Делфи, состоит в том, что "статистическое совпадение между полом и гендером есть просто совпадение". Вторая гипотеза - Г. предшествует полу: "Пол сам по себе просто маркирует социальное деление; он служит тому социальному узнаванию и идентификации тех, кто доминирует, и тех, кто доминируем. Пол - это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития".) Впервые мысль о необходимости различать биологический и социальный пол появилась в книге М. Мид "Пол и темперамент в трех примитивных обществах" (1935). Феминистская теория восприняла ее, занялась исследованием различия между биологическим и социальным полом/Г. и проблематизировала гендерные отношения. Г., ранее являвшийся только грамматической категорией, превратился в часть "оборудования" сторонников феминизма для постановки проблем о "естественном" подчиненном и более низком положении женщин.
Идеологами феминизма был выдвинут ряд вопросов, относящихся к Г. и гендерным отношениям в обществе. Исследовалось то, как Г. соотносится с анатомическими половыми различиями; как гендерные отношения конституируется и поддерживаются (в жизненном цикле человека, и более широко, в качестве социального опыта, ограниченного временем); как гендерные отношения соотносятся с другими видами социальных отношений такими, например, как классовые или расовые; что становится причиной, ведущей к изменениям в гендерных отношениях с течением времени; каковы взаимоотношения между гетеросексуальностью, гомосексуальностью и гендерными отношениями; существует ли только два, а если не два, то сколько Г.; каковы взаимоотношения между формами мужского доминирования и гендерными отношениями; перестанет ли быть актуальным вопрос о гендерных отношениях в эгалитарных обществах; имеется ли нечто отчетливо мужское или женское в способах мышления и социальных отношениях, и, если имеется, то являются ли данные различия врожденными или социально сконструированными; являются ли гендерные различия социально полезными или необходимыми, а если же да, то каковы последствия этого для феминистской цели достижения "гендерной справедливости" (Флэкс).
Вслед за феминистской теорией практически все общественные дисциплины стали проводить разделение между полом и Г. Последний оказался в одном из фокусов дискуссий гуманитариев и был признан важнейшей категорией для анализа структур власти, организации социальных и культурных институтов, моделей идеологического контроля в современном обществе. Идея о необходимости различать биологический пол как совокупность биологических особенностей индивида и социальный пол, или Г., как социокультурную конструкцию вошла в университетские учебники. Наряду с такими, не менее важными для обсуждения гендерных отношений, терминами, как феминность; маскулинность; приватный; общественный; патриархат; сексизм, термин Г., адаптированный традиционными общественными дисциплинами, становится необходимой частью лексикона и интеллектуала, и рядового гражданина на Западе, широко используясь в современных международных юридических документах. также: Гендерные исследования.
И.Р. Чикалова, Е.И. Янчук
Источник: Социология: энциклопедия