ИНДИВИДУАЛИЗМ
Индивидуализм
тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу.
Индивидуализм
принцип поведения, основанный на приоритете интересов индивида над какими-либо коллективными интересами. В различные эпохи и в различных этических системах имеет разное обоснование и содержательное наполнение.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
ИНДИВИДУАЛИЗМ
англ. individualism; нем. Individualismus. Мировоззренческая позиция, принцип поведения, утверждающие индивида в качестве абсолютной ценности; характеризуется преобладанием индивидуальных интересов над коллективными.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ИНДИВИДУАЛИЗМ
социальное качество личности, определяемое социально-мировоззренческой ориентацией, основу к-рой составляют принцип свободы индивида и преобладание индивидуальных интересов над коллективными. Как правило, оно выражается в доминировании среди целей деятельности личности тех, которые направлены на удовлетворение личных потребностей в ущерб общественным. Крайней формой индивидуализма выступает социальный эгоизм, разрушающий необходимую степень общественной солидарности.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
индивидуализм
individualism лат. individuus ‘неразделенный’. - Элемент оппозиции, который наряду с коллективизмом служит для измерения национальных культур. Индивидуализм означает общество, в котором связи между индивидуальными членами нестойкие (loose): предполагается, что члены общества заботятся только сами о себе и непосредственных членах своей семьи. См. дистанция власти, избегание неопределенности, индекс индивидуализма, соревновательность. индивидуалистская культура. См. культура индивидуалистская.
Индивидуализм
individualism), представление, согласно к-рому об-во есть не более чем совокупность отд. личностей. Оно включает три более частных тезиса: мы можем понять, как устроено об-во, наблюдая за поведением составляющих его индивидов; только индивиды и их св-ва имеют нравственную значимость; индивид должен иметь максимум свободы для осуществления своих целей. Эти тезисы существуют самостоятельно, однако часто рассматриваются вместе. И. в соответствии с третьим тезисом представляет собой полит, доктрину, противоположностью к-рой является коллективизм. С т.зр. И. роль гос-ва должна быть сведена к необходимому минимуму, обеспечивающему индивидам максимум возможности действовать по собственной инициативе. И. свойственна приверженность свободному рынку как эконом, системе, позволяющей людям сотрудничать друг с другом при минимуме принуждения. К числу видных сторонников И. принадлежали англ, философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), амер. социолог Уильям Грэм Самнер (1840—1910) и австр. экономист Хайек.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ИНДИВИДУАЛИЗМ
individualism) — разветвленная совокупность философских, политических, экономических и религиозных доктрин по признанию автономии индивидуального человека в социальных действиях и делах. Эпистемологический индивидуализм стремился основы познания в индивидуальные восприятия, самосознание или опыт (см. также Эмпиризм). Исторически индивидуализм был важным элементом в противопоставлении власти государства (см. также права граждан), в оправдании частной собственности и свободы конъюнктуры на рынке. Религиозный индивидуализм, определяющий, что Человек стоит следующим за Богом и не требует никаких посредников характерен для протестантства. В социальных науках методологический индивидуализм способствует объяснению социальных явлений с точки зрения фактов о личностях. Критики указанных форм индивидуализма обращают внимание на выделение индивидуального человека и даже отрицание существования "общества". Полярно противоположный подход "структурного определения" (см. Структурализм) многими считается одинаково проблематичным. В поиске решения дуализма индивидуума н общества многие социологи приняли теории, подчеркивающие взаимодействие индивидуумов и общества (см. Структура и воля). Эта потребность не подрывает концепции индивидуальной воли и моральной ответственности", например, потенции человеческих целей "как причины" и способности нравственного убеждения и социальных санкций воздействовать на них (см. также Свободная воля). Конкурирующие оценки индивидуума и социальных интересов сохраняются, но больше не зависят от концепций абсолютной автономии индивидуума (ср. Децентрированное "Я"). См. также Автономный человек и пластинный человек.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ИНДИВИДУАЛИЗМ
INDIVIDUALISM) Этим термином означается ряд разнообразных доктрин, подчеркивающих права, свободу и значение индивида относительно государства, церкви или короля. Например, протестантизм является формой религиозного индивидуализма, поскольку выступает за прямые отношения между индивидами и Богом, не опосредованные церковью. Часто утверждается, что развитие индивидуалистических доктрин на Западе связано с ростом капитализма, требующего, чтобы люди были автономными и предприимчивыми экономическими агентами, способными выстраивать отношения между собой в рамках свободного рынка. Вебер, например, утверждал, что индивидуализм протестантских религий в Европе в начале эпохи модерна был предпосылкой капиталистического роста. По мнению Н. Аберкромби, С. Хилла и Б.С. Тернера (Abercrombie et al., 1986), индивидуализм не был необходимым условием капитализма, но придал ему особый индивидуалистический характер. Какими бы ни были его происхождение и связь с капитализмом, индивидуализм считается основной чертой современной западной культуры. Правительства в западных обществах активно пытались поощрять индивидуализм, будучи уверенными в том, что предприимчивые индивиды, свободные от государственного влияния и контроля настолько, насколько это возможно, являются лучшими гарантами успешной экономики и предпринимательской культуры. Утверждалось также, что современные общества находятся в процессе индивидуализации, в ходе которого индивиды утрачивают традиционные тесные связи с семьей или местным окружением и вынуждены совершать свой индивидуальный выбор и выстраивать свои идентичности и биографии. Термин «индивидуализм» иногда используется в более узком смысле, обозначая доктрину в философии социальных наук (известную как «методологический индивидуализм»), согласно которой все социологические объяснения сводимы к характеристикам индивидов. См. также: Невидимая религия; Новые правые; Протестантская этика; Рефлексивная модернизация; Третьего пути политика.
Источник: Социологический словарь
Индивидуализм
Індивідуалізм. Individualism. 1. Мировоззренческая позиция, согласно которой, индивид есть абсолютная и автономная ценность, что обусловливает необходимость преобладания индивидуальных интересов над коллективными. И. – основа капиталистического образа жизни, социального поведения м культуры мышления ученых, отрицающих основные принципы исторического материализма и марксизма в целом. 2. Социальный институт, регулирующий общественные отношения по принципу преобладания в них индивидуалистического начала и, соответственно, ограничение любых проявлений возможного объединения людей в организации, не преследующих индивидуалистических целей или угрожающих отказом от принципа И. как основополагающего начала в капиталистической системе общественных отношений. основному. Хотя во всех классовых обществах были официально декларируемые ограничения на образование организаций, могущих изменить общественный строй, но только при капитализме И. обрел институциональные признаки и стал составным элементом в институциональной структуре общества. 3.Модель поведения индивидов в группе, для которых индивидуальные цели и интересы являются приоритетными над общими целями и интересами. 4. Принцип организации общественной жизни, основанный на конкуренции, частной собственности и частной инициативе, и накладывающий отпечаток на экономические, политические, культурные и другие социальные процессы. 5. Согласно Г. Спенсеру (Herbert Spencer) – процесс преследования индивидами в индустриальном обществе собственного интереса, приводящий к договорным отношениям между ними и, в результате, к социальному порядку. 6. Согласно Э. Дюркгейму (Emile Durkheim) – средство разрушения органической солидарности и социальной нестабильности в индустриальных обществах, проявляющееся в различных формах девиантного поведения. Средством предотвращения социального распада является сила. 7. Согласно М. Веберу (M. Weber) – форма общения с богом в протестантизме, не опосредованная церковью, которая легла в основу протестантской этики хозяйствования и составила дух капитализма. В немарксистской социальной философии и методологии науки, включая социологию, И. рассматривается как совокупность философских, политических, экономических и религиозных доктрин, признающих автономность отдельно взятого человека в его социальных действиях. В этом смысле И. может рассматриваться в качестве одного из признаков культуры мышления ученого, ориентированного на реализацию и воспроизводство средствами науки норм и ценностей капиталистического общества. В немарксистской социологии И. функционирует в качестве одного из принципов познания под названием методологический индивидуализм, определяющего культуру мышления ученого. Согласно этому принципу, индивид – это человек, рассматриваемый как бы вне системы общественных отношений и как бы вне контекста его истории, показывающей его общественную природу. Основание для такого подхода берется факт ориентации индивида на собственные интересы, на стремление к индивидуальной выгоде, но при этом не берется во внимание историческая природа такой ориентации. Ориентация личности на собственные интересы, на стремление к индивидуальной выгоде. См. также Коллективизм.