ЛИБЕРАЛИЗМ
Либерализм
мировоззрение, сочетающее левые (минималистический гуманизм, индивидуализм, этнический и культурный эгалитаризм) компоненты в области политики и правые (рынок, приватизация, частная собственность, капитализм) в области экономики. Правящая идеология атлантистского лагеря. Политическим выражением либерализма является либерал-демократия.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
ЛИБЕРАЛИЗМ
англ. liberalism; нем. Liberalismus. 1. Соц.-полит. ориентация и движение, провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества. Л. в экономике поддерживает свободу частного предпринимательства и конкуренции; в политике правовое государство, парламентарную демократию, расширение полит, и гражданских прав и свобод. См. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ. 2. Тип мышления и поведения, характеризующийся независимостью и терпимостью по отношению к различным взглядам, традициям, типам поведения.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ЛИБЕРАЛИЗМ
(от лат. liberális - свободный) - социально-политическое учение и общественное движение, провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как необходимое условие развития общества. Становление Л. как системы ценностей связано с развитием капитализма и возникновением класса буржуазии, чьи интересы воплощаются в идеологии, экономике и политике. В данном статусе впервые представлен как социально-политическая европейская доктрина XVII столетия, отрицающая авторитарные формы правления, вмешательство государства в жизнь гражданского общества, защищающая свободу слова, ассоциации, утверждающая права частной собственности, право выбора, индивидуальной свободы. Провозглашает в экономической области поддержку свободного частного предпринимательства, конкуренции, в политической - становление правового государства, парламентарной демократии, расширение политических и гражданских прав и свобод. Л. предполагает тип мышления и поведения, характеризующийся терпимостью и независимостью по отношению к различным традициям, взглядам, ценностям, социальным ориентациям и т. п.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ЛИБЕРАЛИЗМ
идеология, утверждающая приоритет индивидуальной свободы по отношению к об-ву и его традициям. Л. требует освобождения индивидуального сознания от предрассудков и предубеждений, открытости всему новому и прогрессивному, базируется на идеях общечеловеческого единства. Экономическая концепция Л. основывается на принципе формального равенства возможностей всех индивидов. Экономическое неравенство рассматривается как рез-т неравенства природных способностей и усилий, проигрыш в соревновании свободных участников. Экономическим воплощением принципов Л. является свободный рынок. В отличие от консерватизма, ставящего во главу угла государственность, Л. сводит роль гос-ва к положению слуги своих граждан, охраняющего их права. Большую роль играет принцип правового гос-ва и правового характера соц. отношений. Л. проповедует гласность, открытость об-ва, отчетность исполнительной власти перед народом как законодателем.
Лит.: 1) Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д., 2000; 2)Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998; 3) Либерализм // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998.
Лит.: 1) Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д., 2000; 2)Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998; 3) Либерализм // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998.
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Либерализм
liberalism), полит, взгляды, придающие особое значение обеспечению свободы личности в об-ве. Либеральные идеи зародились в 16—17 вв., во время борьбы за религ. веротерпимость терпимость). С т.зр. Л. религия является частным делом человека; государство не должно навязывать свое кредо (религия и политика). Позднее этот взгляд развился в более общую доктрину об ограниченном и конституц. гос-ве, действия к-рого ограничены естественными правами людей (напр., полит, теория Локка). К 1800 г. Л. стал ассоциироваться с доктринами свободного рынка и невмешательства гос-ва в экономику (laisser-faire). Эта тенденция изменилась в 19 в. с появлением нового Л., приверженного социальным реформам и законодательству, направленному на создание государства всеобщего благоденствия. В совр. полемике участвуют оба направления, причем нек-рые либералы вернулись к идеалам классической политической экономии кон. 18 в. (напр., Хайек); др. взяли на вооружение теории смешанной экономики и гос-ва всеобщего благоденствия (напр., Ролс). Несмотря на разногласия по эконом, вопросам, либералы едины в защите идеи свободы личности от посягательства со стороны гос-ва, а также в требовании конституционного правления, предоставления гражданских прав и защиты неприкосновенности частной жизни.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ЛИБЕРАЛИЗМ
liberalism) — политическая доктрина, разработанная в Европе в 17-м столетии и предполагающая отрицание авторитарных форм правления, защиту свободы слова, ассоциации и религии, а также утверждение права частной собственности. Эта теория первоначально появилась в трудах британских философов Джона Стюарта Милля, Локка, Юма и Бентама и была чрезвычайно влиятельной в становлении западной демократии. Подкрепила ее великая доктрина рациональности эпохи просвещения, ибо считалось, что общество, основанное на либеральных принципах, изберут эгоистичные, рациональные личности (см. Теория общественного договора). Понятия выбора, индивидуальной свободы и враждебности в отношении всемогущества или вмешательства государства, содержащиеся в либерализме, также неразрывно связаны с политэкономией laissez-faire Адама Смита. Либерализм подвергался широкой критике, особенно со стороны авторов, находящихся под влиянием Маркса, который оценивал либеральную демократию в качестве "наилучшей политической оболочки" капитализма и основы легитимации непрерывной эксплуатации рабочего класса. Он имел много защитников и апологетов. Самый последний из них — Фрэнсис Фукуяма (1992). В связи с коллапсом коммунизма он называет "концом истории" триумф либеральной демократии и капитализма над идеологическими и историческими конкурентами. Фукуяма, возможно, должен быть менее жизнерадостным, особенно если учесть, что принципы либерализма в возрастающей мере разрушаются дрейфом к анти- или а-рациональному миру постмодерна (см. Постмодерн и постмодернизм).
Источник: Большой толковый социологический словарь
ЛИБЕРАЛИЗМ
Одно из наиболее влиятельных идейно-политических течений конца ХIХ и ХХ в. (наряду с социализмом и консерватизмом), социальной базой которого являлись круги буржуазии и интеллигенции, политические партии, имеющие программные стратегические и тактические установки на ослабление государственного вмешательства в экономику и общественную жизнь. Конечная цель либеральных программ – использование возможностей институционализации свободы для преобразования обществ этатистского и тоталитарного типа.
Л. – довольно гибкая идеология и политика, меняет свои платформы для разных эпох (классический и новый), стадий (ранний и поздний), регионов (западноевропейский и восточноевропейский), идеологий социальных слоев (дворянский, буржуазный) или различных течений (христианский, национальный или даже социалистический) Можно отметить такую черту Л., как недостаточность систематизирующего принципа и доктринальной строгости.
Имеется как минимум 3 основных подхода в изучении Л.: 1) как идеологического течения, представленного в различные периоды разными социальными силами, но приверженными все же к изначальным его канонам; 2) как социально-политического (организационно-политическое) движения; 3) как совокупности определенных институтов, процедур и принципов управления, создающих возможность проводить либеральную политику на государственном уровне во всех сферах общественной жизни.
Теоретические корни Л. произрастают из идеологии восходящего класса буржуазии XVII в., когда буржуазия вышла на историческую арену и заявила свои права. Идея индивидуальной свободы как важнейший концепт Л. нашла свое отражение в трудах Дж. Локка, во взглядах просветителей – Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, в идейных течениях французской революции, а также в учениях XIX в., отмеченного как “золотой век Л.” (А. де Токвиль, Дж.С. Милль, В. Гумбольдт и др.)
Ярким представителем либеральной демократии был англичанин Дж. Локк (1632–1704), для которого важное значение имело обоснование частной собственности как неотъемлемого атрибута самого человека. “Основной целью вступления людей в общество, – пишет Дж. Локк, – является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе”.
Теория разделения властей (Дж. Локк выделяет законодательную, исполнительную и “союзную”) положила начало идеологии Л. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, ибо в противном случае носители такой власти приобретают интересы, становящиеся отличными от интересов всего общества и противоречащие целям общества и правления. Разделение властей служит гарантом гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.
К числу важнейших компонентов либеральной идеологии относится идея гражданского общества как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке, независимого от государства и политических институтов.
В последней четверти XIX в. данное направление получает название неолиберализма. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства государства в экономику неолиберальные идеологи начинают переходить к признанию допустимости и даже необходимости вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Неолибералы пришли к выводу, что внутренние силы буржуазного общества не в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства “извне”. Растет понимание опасности того, что реализация доктрины естественного права, концепции ничем не ограниченной конкуренции и т.д. может привести к угрозе благосостояния большинства населения.
В идеологии неолиберализма наиболее важными являются две взаимосвязанные группы отношений: между свободным рынком и государственным вмешательством и между индивидуумом и обществом. Российские неолибералы в лице П. Новгородцева, И. Покровского, В. Гессена, Л. Петражицкого, Б. Кистяковского, С. Гессена гораздо раньше своих английских коллег выдвинули весомую аргументацию в пользу усиления социального начала в Л.
Л. – довольно гибкая идеология и политика, меняет свои платформы для разных эпох (классический и новый), стадий (ранний и поздний), регионов (западноевропейский и восточноевропейский), идеологий социальных слоев (дворянский, буржуазный) или различных течений (христианский, национальный или даже социалистический) Можно отметить такую черту Л., как недостаточность систематизирующего принципа и доктринальной строгости.
Имеется как минимум 3 основных подхода в изучении Л.: 1) как идеологического течения, представленного в различные периоды разными социальными силами, но приверженными все же к изначальным его канонам; 2) как социально-политического (организационно-политическое) движения; 3) как совокупности определенных институтов, процедур и принципов управления, создающих возможность проводить либеральную политику на государственном уровне во всех сферах общественной жизни.
Теоретические корни Л. произрастают из идеологии восходящего класса буржуазии XVII в., когда буржуазия вышла на историческую арену и заявила свои права. Идея индивидуальной свободы как важнейший концепт Л. нашла свое отражение в трудах Дж. Локка, во взглядах просветителей – Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, в идейных течениях французской революции, а также в учениях XIX в., отмеченного как “золотой век Л.” (А. де Токвиль, Дж.С. Милль, В. Гумбольдт и др.)
Ярким представителем либеральной демократии был англичанин Дж. Локк (1632–1704), для которого важное значение имело обоснование частной собственности как неотъемлемого атрибута самого человека. “Основной целью вступления людей в общество, – пишет Дж. Локк, – является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе”.
Теория разделения властей (Дж. Локк выделяет законодательную, исполнительную и “союзную”) положила начало идеологии Л. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, ибо в противном случае носители такой власти приобретают интересы, становящиеся отличными от интересов всего общества и противоречащие целям общества и правления. Разделение властей служит гарантом гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.
К числу важнейших компонентов либеральной идеологии относится идея гражданского общества как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке, независимого от государства и политических институтов.
В последней четверти XIX в. данное направление получает название неолиберализма. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства государства в экономику неолиберальные идеологи начинают переходить к признанию допустимости и даже необходимости вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Неолибералы пришли к выводу, что внутренние силы буржуазного общества не в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства “извне”. Растет понимание опасности того, что реализация доктрины естественного права, концепции ничем не ограниченной конкуренции и т.д. может привести к угрозе благосостояния большинства населения.
В идеологии неолиберализма наиболее важными являются две взаимосвязанные группы отношений: между свободным рынком и государственным вмешательством и между индивидуумом и обществом. Российские неолибералы в лице П. Новгородцева, И. Покровского, В. Гессена, Л. Петражицкого, Б. Кистяковского, С. Гессена гораздо раньше своих английских коллег выдвинули весомую аргументацию в пользу усиления социального начала в Л.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
ЛИБЕРАЛИЗМ
(от лат. uberaus — касающийся свободы, присущий свободному человеку) — (1) образ мышления и деятельности, умонастроение, для к-рого характерна независимость по отношению к традициям, привычкам, догмам, стремление и способность к активному самоопределению в мире; (2) совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм гос. и обществ, принуждения по отношению к индивиду. В обоих случаях речь идет об идеях, восходящих к периоду бурж. революций 17—18 вв. и получивших широкое распространение в 19 в., когда в ряде зап.-европ. стран возникли либеральные партии с соотв. программами. В мировоззренческим смысле Л. соответствуют свобода от групповых, классовых, националистических и т. д. предрассудков, космополитизм, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчеркивание самоценности личности. В политической области Л. основывается на признании прав человека, разделения законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции.
Политический Л. коренится в политико-социол. учениях эпохи Просвещения (учение об обществ, договоре, догос. «естеств.» состоянии человека, о «врожденных» человеческих правах), подытоженных в политической философии Локка, с одной стороны, в этике и правовой философии Канта — с др. Л. усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны др. людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового гос-ва, воплощающего в себе вышеназванные политические принципы. В экономической области Л. требует отмены регламентации и ограничений со стороны гос. власти, простора для частной инициативы, создания максимально свободных условий развертывания частного предпринимательства. Идеи экономического Лм высказываемые еще физиократами, наиболее полно воплотились в классической англ. политэкономии (Смит). В основе последней лежало почерпнутое из ньютоновской картины мира представление о том, что свободное взаимодействие индивидуумов как «обществ, атомов» с необходимостью приведет к установлению некоего равновесного состояния об-ва, к-рое в конечном счете окажется на пользу всем и каждому.
Сформулированные в 19 в. в трудах Бентама, Милля, Спенсера мировоззренческие, политические и экономические принципы Л. обнаружили свою несовместимость в политическом отношении с идеями консерватизма, подчеркивавшего важность надындивидуальных ценностей «общинного» существования и первичность традиционно сложившихся «органически выросших» жизненных форм, а в экономическом отношении — с идеями социализма, предполагавшего необходимость централизации хозяйственной жизни и гос. управления ею в соответствии с провозглашенными целями об-ва. Новейшее развитие привело к возникновению нео-Л.— доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства, но полагающей, что они не смогут достичь успеха автоматически, а требуют постоянного вмешательства гос-ва, создающего благоприятные условия для их реализации. Нео-Л.— попытка приспособить либеральные принципы к совр. социальной действительности. В истории социологии Л. представлен в концепциях Спенсера, раннего Зиммеля, Визе, Гайгера и др. В совр. социологии и социальной философии принципы Л. воплощены в концепциях Поппера, Ф. фон Хайека, Альберта и др.
В теоретико-методологическом смысле для них характерны рационализм, индивидуализм, эволюционизм. В политическом — антитоталитаризм, антиэтатизм и соответственно защита неотъемлемых прав и свобод личности. Так же как традиционные, новые версии Л. играют роль идеологического обоснования бурж. демократии, в основном в деятельности либеральных партий. В то же время идеи Поппера активно используются в идеологии зап.-германской социал-демократии. Совр. Л. свойственны наряду с антифашистскими антикоммунистические устремления, проистекающие как из его теоретических предпосылок, так и из неправомерного отождествления исторически преходящих реальностей становления социализма с его сущностными чертами. Л. Г. Ионин
Политический Л. коренится в политико-социол. учениях эпохи Просвещения (учение об обществ, договоре, догос. «естеств.» состоянии человека, о «врожденных» человеческих правах), подытоженных в политической философии Локка, с одной стороны, в этике и правовой философии Канта — с др. Л. усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны др. людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового гос-ва, воплощающего в себе вышеназванные политические принципы. В экономической области Л. требует отмены регламентации и ограничений со стороны гос. власти, простора для частной инициативы, создания максимально свободных условий развертывания частного предпринимательства. Идеи экономического Лм высказываемые еще физиократами, наиболее полно воплотились в классической англ. политэкономии (Смит). В основе последней лежало почерпнутое из ньютоновской картины мира представление о том, что свободное взаимодействие индивидуумов как «обществ, атомов» с необходимостью приведет к установлению некоего равновесного состояния об-ва, к-рое в конечном счете окажется на пользу всем и каждому.
Сформулированные в 19 в. в трудах Бентама, Милля, Спенсера мировоззренческие, политические и экономические принципы Л. обнаружили свою несовместимость в политическом отношении с идеями консерватизма, подчеркивавшего важность надындивидуальных ценностей «общинного» существования и первичность традиционно сложившихся «органически выросших» жизненных форм, а в экономическом отношении — с идеями социализма, предполагавшего необходимость централизации хозяйственной жизни и гос. управления ею в соответствии с провозглашенными целями об-ва. Новейшее развитие привело к возникновению нео-Л.— доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства, но полагающей, что они не смогут достичь успеха автоматически, а требуют постоянного вмешательства гос-ва, создающего благоприятные условия для их реализации. Нео-Л.— попытка приспособить либеральные принципы к совр. социальной действительности. В истории социологии Л. представлен в концепциях Спенсера, раннего Зиммеля, Визе, Гайгера и др. В совр. социологии и социальной философии принципы Л. воплощены в концепциях Поппера, Ф. фон Хайека, Альберта и др.
В теоретико-методологическом смысле для них характерны рационализм, индивидуализм, эволюционизм. В политическом — антитоталитаризм, антиэтатизм и соответственно защита неотъемлемых прав и свобод личности. Так же как традиционные, новые версии Л. играют роль идеологического обоснования бурж. демократии, в основном в деятельности либеральных партий. В то же время идеи Поппера активно используются в идеологии зап.-германской социал-демократии. Совр. Л. свойственны наряду с антифашистскими антикоммунистические устремления, проистекающие как из его теоретических предпосылок, так и из неправомерного отождествления исторически преходящих реальностей становления социализма с его сущностными чертами. Л. Г. Ионин