Компетенция

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОМПЕТЕНЦИЯ
способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

компетенция
competence лат. competens ‘подходящий, соответствующий’. - Способность и умения успешно выполнять конкретные задачи, действия или функции.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Компетенция
интегральная характеристика деловых качеств работника, сочетающая в себе знания, навыки, ценности, нормы, модели повышения, необходимые для выполнения работы в соответствии с целями и ценностями организации; круг полномочий, предоставленных законом либо должностной инструкцией [76].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Компетенция
1) в ед. числе совокупность полномочий, прав и обязанностей (от лат. competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) государственного органа, должностного лица, органа общественной организации, а также единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью [11]; 2) во мн. числе компетенции - это характеристики человека, определяющие стиль его работы и способ достижения целей. Понятие "компетенции" появилось в бизнесе в 80-е годы прошлого века. Наличие у человека той или иной компетенции можно определить, наблюдая за его поведением (или по описанию его поведения в той или иной конкретной ситуации). Обладание компетенциями, важными для данной должности (или компании в целом), является непременным условием успешной работы. Часто набор компетенций отождествляют с понятием skills, широко распространенным в системе западного кадрового менеджмента. Как правило, в каждой компании выделен свой набор компетенций. Чаще всего встречаются следующие: лидерские качества, аналитические способности, целеустремленность, творческий подход к решению задач, умение оказывать влияние, ориентация на клиента, умение получать и обрабатывать информацию [7]. Смотрите также Ключевые компетенции.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

КОМПЕТЕНЦИЯ
(от лат. competentia — принадлежность по праву) — элемент статуса государственных органов, включающий функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения. Компетенцию государственного органа образуют только его функции и полномочия, обращенные вовне. Компетенция государственного органа реализуется в его актах и действиях. Распределением компетенции между федерацией и ее субъектами определяется баланс власти в территориальном аспекте. В конституционном праве зарубежных стран существует определения компетенции. Складываются эти модели из следующих элементов: а) исключительной федеральной компетенции; б) исключительной компетенции субъектов федерации; в) конкурирующей компетенции федерации и ее субъектов; г) федерации.
С компетенцией как совокупностью полномочий в отношении определенных предметов ведения не надо смешивать сами эти предметы, образующие сферу компетенции, Сферы компетенции могут быть следующие: а) исключительно федеральная, где в принципе только федеральные органы могут обладать властными полномочиями и осуществлять их; б) исключительно субъектов федерации, где только их органы, а также органы местного самоуправления могут иметь и осуществлять полномочия власти; в) совместная федерации и ее субъектов, где властные полномочия принадлежат и федеральным органам и органам субъектов федерации; г) остаточная, т.е. не определенная конституцией, которая может быть отнесена к любой из вышеперечисленных. См.: Конституция, Конституция Российской Федерации, Принципы федерализма, Субъекты федерации, Формы федерации.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

КОМПЕТЕНЦИЯ
(от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении общих и конкретных задач в определенной области. К. — базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Виды К.: социальная, профессиональная, общепрофессиональная, педагогическая, психологическая, управленческая, коммуникативная, информационная. Профессиональная К. — способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. Межкультурная К. — способность успешно общаться с представителями других культур.
Основные виды К., необходимые в социальной работе: учебнопознавательная К. как совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности; владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания; информационная К. — способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию; коммуникативная К. — владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.
Основные пять уровней развития К. руководителя: 1) компетенция не развита (неудовлетворительный уровень, развитие обязательно, но затруднено); 2) компетенция недостаточно развита (нормальный уровень, требуется и возможно развитие); 3) базовый уровень, необходимый и достаточный для специалиста (оптимальный для эффективной работы менеджера среднего звена); 4) сильный уровень развития К. (требуется только для руководящего звена), особо высокий уровень развития навыков, сотрудник владеет сложными навыками, способен активно влиять на происходящее, проявлять соответствующие навыки в ситуациях повышенной сложности, может предвидеть и предотвращать негативные события; 5) лидерский уровень развития К. (требуется для высшего менеджмента), необходим только для руководителей, которые по своим должностным обязанностям могут принимать стратегические решения, организовать специальные мероприятия, задавать нормы, правила, процедуры.
Модель К. разрабатывается в зависимости от типа организации социального обслуживания как набор К., необходимых для успешного выполнения работы в данной организации и включает в себя самые различные знания, умения, навыки и индивидуально-личностные характеристики.
В управлении персоналом чаще под К. понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и другим качествам кандидата на поступление, сотрудника или к группе сотрудников организации. Внедрение системы оценки по К. — сложный и длительный процесс, сопровождаемый трансформацией корпоративной культуры организации социального обслуживания. Основные стадии жизненного цикла системы оценки по К.: стадии внедрения, закрепления и опыта. Ключевая К. организации — совокупность конкурентных преимуществ организации, ее главный козырь в конкурентной или гиперконкурентной борьбе в выполнении задач на высоком, конкурентном уровне.
О.Г. Прохорова
Лит.: Адизес И.К. Развитие лидеров: как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей: Пер. с англ. 5-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2014; Миллс Р. Компетенции. Карманный справочник. М.: Hippo, 2004; Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: Hippo, 2004; Управление персоналом: толковый словарь / Авт-сост. В.М. Маслова. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
24.61 кб

Симуляция как социальная компетенция современной Российской молодежи

Дивненко Ольга Владимировна
В статье рассматривается такой социальный феномен, как симуляция.
Читать PDF
112.05 кб

Социально-управленческая компетенция в проблемном поле социологии управления

Агзамов Р. З.
Тема статьи актуализируется недостаточным уровнем исследованности проблем связи управления социальными процессами с процессами формирования особых форм компетентности, отличной от таких частных видов, как экономическая, политическ
Читать PDF
1.21 мб

Стратегическая компетенция государственных гражданских служащих: методология исследования

Юрьева Оксана Владимировна, Бурганова Лариса Агдасовна
В статье обосновывается теоретическая актуальность анализа проблемы стратегической компетенции государственных гражданских служащих.
Читать PDF
242.21 кб

Технологическая компетенция сотрудников учреждений сониального обслуживания населения

У. Н. Бибалаева, P. X. Шаймарданов
В статье анализируется содержание понятий «компетенция», «компетентность», «технологическая компетенция», «компетентностный подход» на основании изучения научной литературы и трудов.
Читать PDF
639.59 кб

ЭТНОЯЗЫКОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ

Шахбанова Мадина Магомедкамиловна
Этноязыковая ситуация в российском обществе обладает спецификой, которая выражается в глубоком и всестороннем взаимодействии и взаимовлиянии всех национальных языков, при одновременном существовании двуязычия в форме этнически-рус
Читать PDF
54.34 кб

Управленческая компетенция как основа профессиональной компетентности руководителя творческого колле

Ажимов Загид Рашидович
Читать PDF
250.68 кб

М. В. Воронцова. Мультикультурная компетенция как основа эффективной коммуникации

Галинская И.Л.
Читать PDF
298.00 кб

Жанровая компетенция как предпосылка коммуникативной эффективности и медийной грамотности индивида

Халиуллина Маргарита Сагиндыковна
В статье исследуется сложная природа формирования жанровой компетенции ребенка. Успех взаимодействия с миром через средства массовой информации во многом зависит от жанровой компетенции автора и его читателей.
Читать PDF
76.11 кб

Компетенция судебно-медицинского эксперта в определении рода насильственной смерти: законодательство

Акопов В. И., Сем В. В.
В работе приводятся процессуальные и нормативные данные о невозможности кодирования судмедэкспертом рода смерти «в медицинском свидетельстве о смерти» и об отрицательных последствиях превышения компетенции медицинского эксперта пр
Читать PDF
1.76 мб

Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция будущего инженера

Крылов Э. Г.
Рассматриваются компоненты иноязычной коммуникативной компетенции студентов инженерных направлений подготовки. На основе анализа требований, предъявляемых к выпускникам рынком труда, предложена новая структура этой компетенции.
Читать PDF
295.28 кб

Компетенция «Практические навыки» в магистратуре по специальности «Сестринское дело» в рамках научно

Болатова М.Б., Жумамбаева Р.М., Жетмекова Ж.Т., Кабиденова Н.М.
В статье описывается компетенция «практические навыки» по программе обучения в магистратуре научно педагогического профиля.
Читать PDF
402.95 кб

Коммуникативная компетенция врача как фактор предупреждения рисков в общении с пациентом

Барсукова Марина Игоревна
В статье рассматриваются особенности речевого поведения современного врача в ситуации общения с пациентом. На материале записи речи врачей в клиниках г.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональная компетенция - основа современной модели медицинского образования

Дьяченко В.Г., Ратманов П.Э.
Russian medical school has traditional, differential-typological conceptual model.
Читать PDF
706.91 кб

Медико-правовая грамотность как неотъемлемая компетенция врача

Зимина Эльвира Витальевна, Дерюшкин Владимир Геннадьевич, Гацура Оксана Алексеевна
В статье авторы обращаются к проблеме медико-правовой грамотности медицинских работников и ее значимости как для практикующих врачей, так и для выпускников медицинских вузов.
Читать PDF
116.79 кб

Профессионально-коммуникативная компетенция как основной компонент языковой подготовки по иностранно

Озёрская Светлана Николаевна
В статье профессионально-коммуникативная компетенция студентов рассматривается как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к взаимодействию в профессиональной сфере общения.

Похожие термины:

  • Поликультурная или космополитическая компетенция

    знакомство со множеством различных образов жизни, образцов поведения и разнообразных идей, происходящих из нескольких культур, и умение к ним приспособиться или пользоваться ими.
  • Языковая компетенция

    language / linguistic competence — термин американского структуралиста н. Хомского (Noam Chomsky, 1965). - некая абстракция, фильтрующая грамматически неправильные формы (ошибки или социальные и индивидуальные вариации
  • Коммуникативная компетенция

    Понятие, введенное Д. Хаймсом. Знание языка, понимаемое как умение выбирать варианты, обусловленные ситуативными, социальными или другими внеязыковыми факторами, изучаемые ситуативной грамматик
  • Монокультурная компетенция

    освоение идей, убеждений, правил, норм, ценностей, символов, характерных только для одной конкретной культуры
  • Стратегическая компетенция

    способность компенсировать словесными или несловесными (мимическими, жестовыми) средствами недостатки во владении языком при общении на нем. Например, при необходимости перевести на англ. язык ф
  • компетенция бикультурная

    bicultural competence. - Компетенция, предполагающая наличие фоновых знаний двух контактирующих культур, что приводит к адекватному пониманию участников межкультурной коммуникации.
  • компетенция культурная

    cultural competence. - неотъемлемая часть межкультурной компетенции; совокупность фоновых знаний, ценностных установок, характерных для целевой культуры, знание неписаных правил культуры и т.д.; умение нах
  • компетенция метакоммуникативная

    metacommunicative competence греч. meta ‘после, за, через’. - Способность интерактанта контролировать ситуацию, анализировать содержание процесса общения с целью избежать и исправить возникшую проблему.
  • компетенция метакультурная

    metacultural competence греч. meta ‘после, за, через’. - Особый тип компетенции, предполагающий знание метакультуры. Развивается в результате знания различных культур и положительного к ним отношения; способс
  • компетенция межкультурная

    intercultural / cross-cultural competence. - Совокупность языковой, культурной, социолингвистической, дискурсивной, когнитивно-коммуникативной и психологической компетенций, включающая критическое культурное осо
  • компетенция общая когнитивная

    general cognitive capacity / competence / competency — список Г. Химмельманна (Gerhard Himmelmann, 2003). - Умения, включающие признание фактов, утверждений, проблем, ситуаций, конфликтов; различение и сравнение утверждений, суждений
  • компетенция организационная

    organizational competence — термин американского лингвиста л. Бахмана (Lyle F. Bachman, 1990). - Одна из двух частей языковой компетенции, включающая грамматическую компетенцию (вокабуляр, морфологию, синтаксис, фонети
  • компетенция плюрилингвистическая

    plurilingual competence лат. pluralis ‘множественный’ + lingua ‘язык’. - Способность индивида (социального агента), обладающего опытом общения в нескольких культурах и в разной степени владеющего несколькими язык
  • компетенция прагматическая

    pragmatic competence — термин американского лингвиста л. Бахмана (Lyle F. Bachman, 1990). - Одна из двух частей языковой компетенции, включающая социолингвистическую (регистры, диалекты, природа, культура) и иллокути
  • Дискурсивная компетенция

    (фр. discours, от лат. discursus - рассуждение, довод + лат. competentia - принадлежность по праву) - одина из составляющих коммуникативной компетенции; способность построения целостных, связных и логичных высказыв
  • Эмоциональная компетенция

    это процесс определения нашего состояния для того, чтобы понять, каким образом оно влияет на наше поведение.
  • Лингвистическая компетенция

    (лат. competentia принадлежность по праву; competentis - надлежащий, способный) - составляющая коммуникативной компетенции. Лингвистическая или грамматическая, или формальная компетенция - систематическое з
  • Социокультурная компетенция

    (лат. competentia принадлежность по праву; competentis - надлежащий, способный) - знание истории, обычаев, нравов, культуры, культурных и поведенческих стереотипов, характерных для того или иного народа. Социок
  • Социолингвистическая компетенция

    (лат. competentia - принадлежность по праву; competentis - надлежащий, способный) - знание и потенциальная готовность выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникат
  • СФЕРА КОМПЕТЕНЦИИ

    frame of reference) — базисные принципы, разграничивающие предмет дисциплины или подхода. Например, Парсонс и Шилз (1951) дают такое определение: "Сфера компетенции теории действия предполагает акторов, сит