(mquetes). От изучения рынка до политических рейтингов, не говоря уж о статистике по имуществу или распределению трудоспособного населения по отраслям или регионам, — нет такого исследования, которое не опиралось бы в той или иной мере на сведения, полученные в результате опросов. Для проведения исследований общественного мнения существует множество техник, которые основаны в первую очередь на законе больших чисел. Некоторые из техник являются вероятностными (изменение может быть точным или по интервалам), другие опираются на эмпирическую базу или имеют основу экспериментального порядка. В случае ошибок наблюдения или отсутствия ответа (вероятность последнего зависит от заданного вопроса, от степени вовлеченности, от социокультурных характеристик опрашиваемых) может быть применено статистическое смещение.
Тогда используют «исправление» или «приближение». Обращение к тому или другому методу зависит от потребностей анализа и от материальных ограничений. Поэтому интервью может быть более или менее направленным в зависимости от того, является ли целью исследования контроль, проверка или углубление понимания ситуации или данной области. Для успешного завершения исследования необходимо объединить несколько условий: установление доверительных отношений, доступность языка, мотивированность респондента, пространственно-временной контекст... Время от времени используются методы поддержания разговора, такие как «зеркало», или «эхо»: повтор слова или выражения часто воспринимается как приглашение к развитию высказанной мысли. Можно также прибегнуть к «обратным примерам», сослаться на авторитетное мнение или сделать вид, что ничего не знаешь о предмете разговора (техника, называемая «преднамеренным непониманием»). Но и в этом случае могут возникнуть искажения вследствие вербального воздействия или престижности того или иного варианта ответа, гало-эффекта или конформизма. Необходимо также избегать следующих моментов в формулировании вопросов: форм отрицания, слишком абстрактных или двусмысленных формулировок. Какой бы вариант не был выбран (открытая формулировка: «Каким вы видите будущее?», закрытая: «Вы вчера вечером ходили в библиотеку?», альтернативная: «Вы поедете на полуостров Крозон в июле или в августе?», проек тивная: «Если бы вы получили годичный отпуск, что бы вы делали?»...), опрашивающему необходимо помнить о предосторожностях, на что указывал Андрэ Гюте, писавший, что «качество ткани вашего костюма, форма воротничка рубашки, слегка вьющиеся усы могут стать знаками необычайно сложной природы и обозначать уровень ваших полномочий, статус, задачу или намерения» (Guittet, 1983, р. 18).
Все эти элементы вплетаются в «статистическую цепь», чрезвычайно сложную, в которую вмешиваются, каждый на своем уровне и в соответствии со своими функциями, кодировщики, программисты, СМИ на всех этапах кодирования, обработки информации или публикации результатов. Что касается монографических исследований и изучения отдельных случаев, они могут быть поисковыми или описательными и служить опорой для более общего анализа. В связи с этим нужно отметить осуществленные в прошлом веке работы Фредерика Ле-Пле и доктора Луи-Реие Виллерме, первые в своем роде. Другие знаменитые разработки: Middletown (1929) супругов Линд, Yankee City (1941) Уильяма Уорнера или работа Сэмюэля Стоуффера, посвященная поведению и установкам американских солдат во время Второй мировой войны (1949). Среди французских работ нужно отметить те, которые посвящены выбору супруга (Girard, 1964), метаморфозам в Плозеве или волнениям в Орлеане (Morin, 1967, 1969).
0.00 байт
Опросы в торгово-развлекательных центрах vs квартирные опросы
Современные общественные отношения заставляют по-новому оценить возможности и ограничения квартирных опросов и увидеть преимущества опросов в торгово-развлекательных центрах.