ПАМЯТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПАМЯТЬ
англ. memory; нем. Gedachtnis. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в среду сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Различают виды памяти: двигательную, сенсорную, эмоциональную, образную, словесно-логическую, долговременную, кратковременную.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Память
memory), способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из осн. св-в нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Исследования П. имеют междисциплинарный характер. Психологи выделяют два осн. типа П. Кратковрем., или первичная, П. сохраняет врем, информацию, необходимую в наст, время. Она связана с вниманием и мышлением; в последнее время ее рассматривают как раб. в отличие от долговрем., или постоянной, П., к-рая содержит информацию, не требующуюся сиюсекундно, но к-рую можно восстановить, если того требует текущий процесс мышления. Визуальные образы, события личной жизни, знания значений слов и навыки физ. поведения — все это можно отнести к долговрем. П. Механизм кратковрем. П. имеет, по-видимому, электромагнитную природу и включает врем, активацию мозгом обрабатываемой в данный момент информации, т.е. того, о чем человек думает. Изучение нарушений памяти может пролить свет на нек-рые из этих вопросов. Совершенно особое социальное явление, крое может быть названо коллект. П., связано с формированием мифов и стереотипов.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Память
в самом общем смысле памятью называется сохранение информации о раздражителе после того, как его действие прекратилось. В процессах памяти выделяют четыре самостоятельные фазы: фиксация, сохранение, считывание и воспроизведение следа. По длительности процессы памяти подразделяются на три категории: так называемая мгновенная память – кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд; кратковременная память – процессы запечатления, которые длятся несколько минут; долговременная память – долговременное, возможно, в течение всей жизни сохранение следов. Кроме того, процессы памяти можно охарактеризовать с точки зрения их модальности, т. е. в каких анализаторных системах протекают данные мнестические процессы. Соответственно можно выделить зрительную, слуховую, тактильную, двигательную, обонятельную память. Существует также аффективная, или эмоциональная, память, или память на эмоционально окрашенные события.
Нарушения памяти бывают различных видов, причем в литературе описаны случаи не только ослабления (см. Гипомнезия) или полного выпадения памяти (см. Амнезия), но и ее патологического усиления (гипермнезия). Нарушение памяти может распространяться на всю поступающую информацию независимо от ее модальности (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную), тогда эти нарушения относят к модально неспецифическим. В ряде случаев память может избирательно нарушаться на сохранение информации, поступающей только из одного анализатора. К таким модально специфическим нарушениям относят нарушение зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной и двигательной памяти. В таких случаях данный дефект не существует отдельно, а проявляется в составе более сложных нарушений.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
938.11 кб

Историческая память как фактор социализации (генеалогический аспект)

Климов Владимир Александрович
В статье с социологической точки зрения анализируется генеалогический аспект исторической памяти как фактор социализации поколений, вступающих в жизнь.
Читать PDF
187.19 кб

Социальная память как модернизационный ресурс: топосы прошлого в российском политическом ландшафте

Аникин Даниил Александрович
Статья посвящена вопросу использования социальной памяти в качестве основного ресурса модернизационных процессов, протекающих в современной России; анализируются актуальные стратегии обращения к прошлому; устанавливается, что росс
Читать PDF
0.00 байт

Историческая память белорусских поляков: между официальными нарративами и семейными преданиями

Ластовский А. Л.
В данной статье рассматриваются основные базовые характеристики исторической памяти белорусских поляков, позволяющие говорить об особом образе прошлого внутри этой этнической группы.
Читать PDF
206.89 кб

Культура, традиции, историческая память

Читать PDF
168.38 кб

Теоретические основы понятия «Социальная память»

Папенина Юлия Александровна
Читать PDF
151.85 кб

Коллективная память и национальная идентичность в эпоху глобализации (на материале эмпирического исс

Карагезов Рауф
В статье анализируются некоторые социально-психологические аспекты азербайджанской национальной идентичности и коллективной памяти. Автор рассматривает следующие вопросы.
Читать PDF
238.07 кб

Историческая память как фактор укрепления белорусской национальной идентичности

Ластовский А. А.
Рассматриваются основные топосы в представлениях о прошлом жителей Беларуси (Великая Отечественная война, современная история, советский период, досоветская история), выявляются их содержание и наполнение.
Читать PDF
856.56 кб

В память о коллеге. . .

Виноградский В. Г.
Читать PDF
440.82 кб

Культурная память как механизм воспроизводства социальных практик

Кройтор С. Н.
В статье рассмотрена культурная память как социологическая категория. Проанализирована ее социальная природа и определен набор ее сущностных характеристик. Обоснован авторский подход к исследованию культурной памяти.
Читать PDF
110.69 кб

О Владимире Александровиче Ядове. Память о нем

Читать PDF
0.00 байт

Историческая память о Сталинградской битве как фактор формирования межнациональной толерантности

Мажников Виктор Иванович
В настоящее время такое событие Великой Отечественной войны, как Сталинградская битва, являясь важнейшей частью исторической памяти нашего народа, должно стать одним из главных факторов формирования отношений толерантности между н
Читать PDF
180.49 кб

Память о Холокосте - один из аспектов воспитания толерантного самосознания

Горенштейн Наталья Ильинична
В статье затрагиваются вопросы толерантного взаимоотношения молодежи в аспекте исторических уроков Второй Мировой Войны и Холокоста. В качестве объекта исследования выступает молодежь в возрасте от 18 до 26 лет.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Цитоплазматическая память

    явление передачи части информации не привычным путем (расщепление клеточного ядра при митозе, или слияние гаплоидных наборов хромосом при оплодотворении), а непосредственно при разделении (или с
  • ОБЩЕСТВО РУССКИХ ВРАЧЕЙ В ПАМЯТЬ Н. И. ПИРОГOВА

    ОБЩЕСТВО РУССКИХ ВРАЧЕЙ В ПАМЯТЬ Н. И. ПИРОГOВА, Пироговское общество. Осн. в 1883 (до 1886 - Московско-Петербургское мед. общество). Регулярно (примерно раз в 2 года) созывались съезды, на к-рых обсуждалис
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

    отражение национально-исторического опыта народа в его самосознании. Опыт прошлого отражается в формах запоминания, сохранения и воспроизведения. Как народ, так и человек становится национальны
  • ПАМЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

    процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в среду сознания. П.с. связывает прошлое индивида или группы с его
  • Историческая память народа

    (нации) — важный структурный элемент общественного сознания, способность человека и общества сохранять информацию о событиях прошлого, имевших место в истории данного народа и сыгравших большую
  • Нарушение памяти

    memory disorder), неспособность помнить ранее полученные знания о событиях или сохранять эти знания после мозговой травмы. Ретроградная амнезия подразумевает неспособность помнить события, ей предшест
  • Расстройства памяти

    нарушение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют следующие виды расстройства памяти: амнезия – отсутствие памяти, гипермнезия – усиление п
  • Археологический памятник

    совокупность древних сооружений, отложений и артефактов, связанных в одно целое историей своего происхождения. К разным категориям памятников относят стоянки, селища, городища, различные типы по