ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
англ. planning; нем. Planung. Разработка, проведение в жизнь и контроль за выполнением плана. См. ПЛАН (2).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Планирование
1. Процесс практического воплощения стратегии, принятия совокупности взаимосвязанных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем;
2. Процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
2. Процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
ПЛАНИРОВАНИЕ
деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Планирование
процесс постановки и достижения строго определенных, главным образом стратегических, целей [2.– С.295]. –процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения [16.– С.690]. –функция управления, процесс разработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитываются необходимые ресурсы и возможный конечный результат [18.– С.266]. –научно обоснованное определение целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений для достижения желаемого состояния социального объекта [10.– С.371].
Источник: Социология. Словарь.
ПЛАНИРОВАНИЕ
функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением. Идея П. обществ. развития по своему происхождению - социалистич. идея. Впервые мысль о ней была высказана в трудах утопистов XVI-XIX вв. (Т. Мор, Ж. Мелье, Г. Мабли, А. Сен-Симон, Р.Оуэн), к-рые выдвинули многочисленные гипотезы "лучшего устройства жизни" и управления обществ. процессами. Первые попытки планового решения производственных задач в России связаны с деятельностью Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и аналогичных органов на местах. Первый перспективный план - план ГОЭЛРО (Гос. план электрификации России) - разработан и затем утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 г. Следующий крупный шаг в развитии П. связан с разработкой и осуществлением пятилетних планов развития нар. хоз-ва. В 60-70-х гг. созрела объективная потребность внести новые коррективы в процесс П.; эта задача стала решаться только в конце 80-х гг., в период перестройки. Бурно развивающаяся научно-технич. революция принесла с собой глубокие изменения не только в технике, но и в технологии и организации производства, всей соц. жизни об-ва. На первый план выдвинулись задачи повышения эффективности обществ. производства, лучшего использования материальных и трудовых ресурсов, достижения науки и техники, общего и специального образования, выявилась обществ. необходимость в распространении П. на всю линию "наука - производство - об-во" - от планирования фундаментальных научн. исследований до планов развития культуры и быта. В то же время серьезно возросло влияние соц. процессов на обществ. производство. В полном объеме проявилась связь экономики и политич. процессов. Все большее значение стал приобретать учет соц.-психологич. факторов и их взаимодействия с экономикой. Ж.Т. Тощенко.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ПЛАНИРОВАНИЕ
1) одна из основных управленческих функций в организации наряду с целеполаганием, организацией (иногда мотивацией), координацией и контролем; 2) особое направление деятельности руководителей, связанное со структурированием и организацией текущей работы или перспективным организационным развитием системы.
П. как направление управленческой деятельности впервые подробно прорабатывалось Ф. У. Тейлором. Близкое по содержанию к П. понятие управленческой функции впервые предложено А. Файолем, у которого П. рассматривалось как составная часть функции (элемента управления) предвидения.
Содержание П. составляют разработка программы мероприятий, направленных на достижение поставленной цели (см. Целеполагание в организации), и определение временных рамок, ресурсов, источников и объема финансирования, исполнителей и ответственных за реализацию этих мероприятий. Выделяют оперативное и перспективное П. Оперативное П. призвано обеспечивать эффективную текущую деятельность организации, перспективное – эффективность (выживание) организации в будущем. В ряде концепций перспективное П. рассматривается как основной источник развития организации (см.: Организационное развитие; Инновационные концепции развитие организации). Различают долгосрочное (перспективное) и краткосрочное планирование.
Обычно рассматривают два вида перспективного П. — традиционное долгосрочное и стратегическое. Они отличаются друг от друга по нескольким основаниям: представления о будущем организации; учет фактора динамичности внешней среды и рассмотрение ее в качестве базового параметра, определяющего перспективы развития организации; состояние внутренней или внешней среды организации; методы определения будущего организации.
Традиционное долгосрочное П., как правило, предполагает, что в будущем эффективность деятельности фирмы должна повышаться. В основу плана обычно закладываются более высокие показатели, чем достигнутые за прошедший период. Исходными пунктами выступают уже созданная технология, способы деятельности, достигнутый уровень развития организации. В качестве главного механизма П. используется прогнозирование исторически сложившихся тенденций роста показателей при помощи метода экстраполяции. Хотя некоторые исходные положения, определяющие этот подход, вызывают сомнение, в условиях стабильной внешней среды или ненасыщенного рынка он представляется в достаточной мере оправданным. Теоретическими разработками данной проблемы занимался П. М. Керженцев. Опыт долгосрочного и пятилетнего П. на основе указанных принципов накоплен в нашей стране в период социалистической плановой экономики. Ряд специалистов (И. Ансофф) отмечают распространение этих принципов П. на Западе (особенно в 30 — 50-е гг.).
Стратегическое П. начало формироваться на Западе в середине 50-х гг. и получило распространение с 60-х гг. Оно изначально было ориентировано на деятельность в условиях динамичной внешней среды, насыщенного рынка, нестабильных ресурсов и технологии, высокой конкуренции. Основным фактором, определяющим его логику, является состояние внешней среды, оцениваемое с точки зрения улучшения позиций организации на рынке (см.: Внешняя среда организации; Теория ресурсной зависимости). Стратегическое П. основывается, во-первых, на анализе реального состояния внешней среды или ее отдельных сегментов в целях определения перспектив развития фирмы и опасностей, которые ее ожидают при проведении намеченной политики; во-вторых, на выборе перспективных секторов рынка, разработке долгосрочных ориентиров и направлений деятельности, ведущих к укреплению (сохранению) позиций организации на рынке и обеспечивающих повышение конкурентоспособности, расширение или выживание (см.: Стратегия организации; Выживание организации).
П. как направление управленческой деятельности впервые подробно прорабатывалось Ф. У. Тейлором. Близкое по содержанию к П. понятие управленческой функции впервые предложено А. Файолем, у которого П. рассматривалось как составная часть функции (элемента управления) предвидения.
Содержание П. составляют разработка программы мероприятий, направленных на достижение поставленной цели (см. Целеполагание в организации), и определение временных рамок, ресурсов, источников и объема финансирования, исполнителей и ответственных за реализацию этих мероприятий. Выделяют оперативное и перспективное П. Оперативное П. призвано обеспечивать эффективную текущую деятельность организации, перспективное – эффективность (выживание) организации в будущем. В ряде концепций перспективное П. рассматривается как основной источник развития организации (см.: Организационное развитие; Инновационные концепции развитие организации). Различают долгосрочное (перспективное) и краткосрочное планирование.
Обычно рассматривают два вида перспективного П. — традиционное долгосрочное и стратегическое. Они отличаются друг от друга по нескольким основаниям: представления о будущем организации; учет фактора динамичности внешней среды и рассмотрение ее в качестве базового параметра, определяющего перспективы развития организации; состояние внутренней или внешней среды организации; методы определения будущего организации.
Традиционное долгосрочное П., как правило, предполагает, что в будущем эффективность деятельности фирмы должна повышаться. В основу плана обычно закладываются более высокие показатели, чем достигнутые за прошедший период. Исходными пунктами выступают уже созданная технология, способы деятельности, достигнутый уровень развития организации. В качестве главного механизма П. используется прогнозирование исторически сложившихся тенденций роста показателей при помощи метода экстраполяции. Хотя некоторые исходные положения, определяющие этот подход, вызывают сомнение, в условиях стабильной внешней среды или ненасыщенного рынка он представляется в достаточной мере оправданным. Теоретическими разработками данной проблемы занимался П. М. Керженцев. Опыт долгосрочного и пятилетнего П. на основе указанных принципов накоплен в нашей стране в период социалистической плановой экономики. Ряд специалистов (И. Ансофф) отмечают распространение этих принципов П. на Западе (особенно в 30 — 50-е гг.).
Стратегическое П. начало формироваться на Западе в середине 50-х гг. и получило распространение с 60-х гг. Оно изначально было ориентировано на деятельность в условиях динамичной внешней среды, насыщенного рынка, нестабильных ресурсов и технологии, высокой конкуренции. Основным фактором, определяющим его логику, является состояние внешней среды, оцениваемое с точки зрения улучшения позиций организации на рынке (см.: Внешняя среда организации; Теория ресурсной зависимости). Стратегическое П. основывается, во-первых, на анализе реального состояния внешней среды или ее отдельных сегментов в целях определения перспектив развития фирмы и опасностей, которые ее ожидают при проведении намеченной политики; во-вторых, на выборе перспективных секторов рынка, разработке долгосрочных ориентиров и направлений деятельности, ведущих к укреплению (сохранению) позиций организации на рынке и обеспечивающих повышение конкурентоспособности, расширение или выживание (см.: Стратегия организации; Выживание организации).
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000