от греч. psyche - душа и logos - учение, наука) - 1. Наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики, о психич. процессах и свойствах, являющихся компонентами деятельности и общения людей, поведения животных. 2. Совокупность психич. процессов, обусловливающих к.-л. род деятельности. 3. Особенности характера, душевный склад.
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ
psychology) - научное изучение поведения и людей, и животных (см. также Этология) с точки зрения проявления умственной деятельности, включая интроспекцию. Как отдельная дисциплина она существует только с конца 19-го столетия, но за это время возникло несколько влиятельных школ мысли: психоанализ, бихевиоризм, движение умственного тестирования и гуманистическое движение. Различия между ними опираются на идеологические, теоретические и методологические пристрастия. Но главное направление психологии более однородно и профессионализи-рованно, чем в социологии, поскольку имеется относительно высокая степень согласия о значении экспериментальных и статистических методов, отражающих различные аспекты. Однако в дисциплине, которая стоит между техническими и социальными науками и которая относится ко многим другим дисциплинам, признается пригодность различных подходов и методов. Основные ее темы - сравнительная психология (сравнения поведения человека и животного), психология развития, когнитивная психология (в том числе первостепенный интерес к восприятию, памяти, языку и решению задач), аномальная психология и социальная психология. Существует и множество специальных прикладных психологии (например, клиническая, образовательная, индустриальная). Разнообразны ее пересечения с социологией, особенно с социальной психологией, которая существует как подраздел обеих дисциплин, и с теми областями, где в центре внимания находятся "ценности" акторов и "естественно встречающиеся ситуации". См. также Психотерапия; Психиатрия. В последние годы в психологии произошла когнитивная революция благодаря развитию компьютеров, осмыслению мозга в качестве системы обработки информации и признанию неадекватности бихевиоризма как парадигмы. Эти достижения можно назвать когнитивной наукой, термином, который является одновременно и более широким, и более узким, чем психология, вбирая различные подходы к изучению человеческого разума, в том числе нейропсихологию, когнитивную психологию, интеллект, эпистемологию и лингвистику.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Психология
от греч. psyche – дыхание, душа и logos – наука) – наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.
Психологические теории оказали заметное влияние на практику социальной работы. В результате специалисты стали лучше понимать себя и своих клиентов. В настоящее время психология является обязательной составляющей учебных программ в сфере социальной работы. Социальная психология, бихевиоризм, интерактивные подходы и психоанализ входят в учебный план по социальной работе.
Основное содержание социальной работы – приверженность гуманистическим стратегиям помощи людям в совладании с трудностями и стрессами повседневной жизни и сохранении достоинства и высокой самооценки. Социальные работники выступают для своих клиентов в роли консультантов, адвокатов, посредников. Эти сложные задачи предполагают знание реакции людей в подобных ситуациях. Психология создает теоретические и концептуальные предпосылки эффективной социальной работы, включая терапевтические стратегии: ГРУППОВУЮ РАБОТУ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, психотерапию, МОДИФИКАЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ, социальное взаимодействие, СЕМЕЙНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ, теорию систем, кризисное вмешательство, реагирование на чрезвычайные ситуации, работу с умирающими и скорбящими. Психологические знания расширяются, поэтому конкретные стратегии быстро устаревают, следовательно, применение психологии в социальной работе предполагает известную гибкость, постоянное пополнение знаний, анализ психологической теории и готовность пересмотреть стратегии работы. Достаточно вспомнить, что в 1960-х гг. фрейдизм считался наиболее действенным способом решения проблем, а в 1980-1990-х гг. ему на смену пришли феноменологические теории. Социальным работникам достаточно небольшого числа психологических приемов и техник, но они действительно должны быть научно обоснованы. Представления о возможности изменения жизни клиента основаны на использовании психологических подходов. Во многих случаях усилия социальных работников направлены на решение проблем, проистекающих из социального неравенства, вот почему нужно уметь разглядеть за частными общие проблемы и решать именно их. Здесь на помощь приходит социальная психология, однако взаимосвязь между социальными структурами и индивидуальным функционированием скорее является прерогативой СОЦИОЛОГИИ.
Психологические теории оказали заметное влияние на практику социальной работы. В результате специалисты стали лучше понимать себя и своих клиентов. В настоящее время психология является обязательной составляющей учебных программ в сфере социальной работы. Социальная психология, бихевиоризм, интерактивные подходы и психоанализ входят в учебный план по социальной работе.
Основное содержание социальной работы – приверженность гуманистическим стратегиям помощи людям в совладании с трудностями и стрессами повседневной жизни и сохранении достоинства и высокой самооценки. Социальные работники выступают для своих клиентов в роли консультантов, адвокатов, посредников. Эти сложные задачи предполагают знание реакции людей в подобных ситуациях. Психология создает теоретические и концептуальные предпосылки эффективной социальной работы, включая терапевтические стратегии: ГРУППОВУЮ РАБОТУ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, психотерапию, МОДИФИКАЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ, социальное взаимодействие, СЕМЕЙНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ, теорию систем, кризисное вмешательство, реагирование на чрезвычайные ситуации, работу с умирающими и скорбящими. Психологические знания расширяются, поэтому конкретные стратегии быстро устаревают, следовательно, применение психологии в социальной работе предполагает известную гибкость, постоянное пополнение знаний, анализ психологической теории и готовность пересмотреть стратегии работы. Достаточно вспомнить, что в 1960-х гг. фрейдизм считался наиболее действенным способом решения проблем, а в 1980-1990-х гг. ему на смену пришли феноменологические теории. Социальным работникам достаточно небольшого числа психологических приемов и техник, но они действительно должны быть научно обоснованы. Представления о возможности изменения жизни клиента основаны на использовании психологических подходов. Во многих случаях усилия социальных работников направлены на решение проблем, проистекающих из социального неравенства, вот почему нужно уметь разглядеть за частными общие проблемы и решать именно их. Здесь на помощь приходит социальная психология, однако взаимосвязь между социальными структурами и индивидуальным функционированием скорее является прерогативой СОЦИОЛОГИИ.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Психология
psychology), наука о душевной жизни (по словам Джеймса, одного из ее величайших представителей). П. занимается как норм., так и отступающей от нормы работой сознания, в то время как психиатрия ограничивается только последней. Начало науч. П. положили исследования чувственного восприятия в 19 в. Эта и др. серьезные психолог, проблемы ранее уже были поставлены философами Локком и Юмом в их анализе эмоции, мотивации, чувственного восприятия, памяти и понимания. Первые психолог, курсы были созданы в 1870-х гг. Вундтом в Лейпциге и Джеймсом в Гарварде. Прогрессу П. в значит, мере способствовало развитие экспериментального метода статистических тестов. Но крупные открытия были сделаны при помощи более простых методов, напр., анализа речи и мышления ребенка у Пиаже. В Австрии Фрейд, изучая невроз, создал психоанализ и превратил его в общую теорию личности. Текущие вопросы генетики поведения сводятся к соотношению влияния наследственности и опыта, особенно самого раннего. Гальтон разработал учение о существовании индивидуально-психолог. различий, объясняя их преимущ. наследственными факторами. Развитие П. в сер. 20 в. было сосредоточено на теориях социального научения, особенно в бихевиоризме, и связано с именами Уотсона и Скиннера, к-рые выводили общие законы обучаемости из анализа поведения животных. Их работа нашла важное практич. применение в лечении психических заболеваний (клиническая психология). Тем не менее в 1950-х гг. чрезмерно упрощенная концептуальная основа бихевиоризма и пренебрежение реальностью ради эксперимента вызывали все больше нареканий. Это послужило одной из причин возникновения гуманистической психологии. Технолог, прогресс также способствует преодолению нек-рых проблем, и теперь активность мозга можно зафиксировать разл. путями. Знания в области генетики достигли невиданных высот, а компьютеры значительно облегчают проведение статистического анализа и обеспечивают развитие когнитивной психологии, края после 2-й мировой войны стала ведущим направлением психолог, науки. Когнитивная П. занимается как раз теми вопросами, в решении к-рых бихевиоризм оказался несостоятельным: языковое развитие, природа и развитие человеческого мышления и познания. Когнитивная П. своим происх. во мн. обязана нем. гештальтпсихологии, социальной психологии и др. совр. течениям. В сфере социальной П. — предрассудки, проблемы взаимоотношений и непонимания как самих себя, так и др. На социальную П. в свою очередь оказала влияние этология. П. находит применение в произ-ве, рекламе, образовании, воспитании детей и — через клиническую П. — в диагностике и лечении психич.заболеваний.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ПСИХОЛОГИЯ
(от др.-греч. Ψυχή — душа; λόγος — учение) — наука о душе, изучающая психическую жизнедеятельность, закономерности функционирования и развития психики и психической деятельности человека и групп людей. Как самостоятельная наука П. появилась во второй половине XIX в., а само понятие “П.” начало употребляться еще с XVI в. при изучении душевного состояния человека. П. объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.
Предмет П. понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии:
— душа (все исследователи до начала XVIII в.);
— явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн,
Герберт Спенсер);
— непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт);
— приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс);
— происхождение психических деятельностей (психофизиология — И.М. Сеченов);
— поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон);
— бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд);
— процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология — Макс Вертгеймер);
— личный опыт человека (гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй).
Предметом П. современные исследователи называют психику как высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженную в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Объект П. — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Задачи П.: научиться понимать сущность психических явлений; научиться управлять ими; использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики; быть теоретической основой практики психологической службы.
Методы П.: методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод); методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы); методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.).
Функции П.: методологическая (выводы психологической науки могут служить основой для более частных психологических дисциплин, изучающих отдельные психические явления); мировоззренческая (способствует выработке определенного видения психических процессов); теоретико-познавательная (формирует знание о П. и ее роли с обществе); аксиологическая (оценка психических процессов и поведения людей); регулятивная (воздействие на поведение человека); прогностическая (раскрытие тенденций психических процессов).
Отрасли П. являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).
Фундаментальные отрасли П. имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли П., а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином “общая П.”. Основными понятиями, которые рассматривает общая П., являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей П. в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С.Л. Рубинштейна, создавшего в 1942 г. фундаментальный труд “Основы общей психологии”.
Прикладными называют отрасли П., которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая П., П. развития, дифференциальная П., социальная П., клиническая П., юридическая П., П. спорта и т.п.
Современная П. включает также такие отрасли как: возрастная П., П. девиантного поведения, патопсихология, семейная П., П. социальной работы и т.д.
П. — теоретическая и практическая отрасль, следующая моральным принципам: компетентности, ответственности, конфиденциальности, соблюдения прав добровольности, этической и юридической правомочности, морально-позитивного эффекта.
Т.А. Митина, Е.Н. Приступа
Лит.: Конспект лекций по курсу “Психология и педагогика”: Учеб. пособие для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических работников / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко, О.А. Вагаева. Ч. 1: Психология. Пенза: ПензГТУ, 2014; Барсукова О.В., Павлова Т.В., Тушнова Ю.А. Психология личности. Определения, схемы, таблицы. Ростов н/Д: Феникс, 2015; Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебник. 2-е изд. М.: Академия, 2014; Бикчинтаева Л.Г. Психология: Словарь. Уфа: Уф. юрид. ин-т, 2013.
Предмет П. понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии:
— душа (все исследователи до начала XVIII в.);
— явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн,
Герберт Спенсер);
— непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт);
— приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс);
— происхождение психических деятельностей (психофизиология — И.М. Сеченов);
— поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон);
— бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд);
— процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология — Макс Вертгеймер);
— личный опыт человека (гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй).
Предметом П. современные исследователи называют психику как высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженную в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Объект П. — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Задачи П.: научиться понимать сущность психических явлений; научиться управлять ими; использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики; быть теоретической основой практики психологической службы.
Методы П.: методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод); методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы); методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.).
Функции П.: методологическая (выводы психологической науки могут служить основой для более частных психологических дисциплин, изучающих отдельные психические явления); мировоззренческая (способствует выработке определенного видения психических процессов); теоретико-познавательная (формирует знание о П. и ее роли с обществе); аксиологическая (оценка психических процессов и поведения людей); регулятивная (воздействие на поведение человека); прогностическая (раскрытие тенденций психических процессов).
Отрасли П. являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).
Фундаментальные отрасли П. имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли П., а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином “общая П.”. Основными понятиями, которые рассматривает общая П., являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей П. в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С.Л. Рубинштейна, создавшего в 1942 г. фундаментальный труд “Основы общей психологии”.
Прикладными называют отрасли П., которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая П., П. развития, дифференциальная П., социальная П., клиническая П., юридическая П., П. спорта и т.п.
Современная П. включает также такие отрасли как: возрастная П., П. девиантного поведения, патопсихология, семейная П., П. социальной работы и т.д.
П. — теоретическая и практическая отрасль, следующая моральным принципам: компетентности, ответственности, конфиденциальности, соблюдения прав добровольности, этической и юридической правомочности, морально-позитивного эффекта.
Т.А. Митина, Е.Н. Приступа
Лит.: Конспект лекций по курсу “Психология и педагогика”: Учеб. пособие для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических работников / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко, О.А. Вагаева. Ч. 1: Психология. Пенза: ПензГТУ, 2014; Барсукова О.В., Павлова Т.В., Тушнова Ю.А. Психология личности. Определения, схемы, таблицы. Ростов н/Д: Феникс, 2015; Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебник. 2-е изд. М.: Академия, 2014; Бикчинтаева Л.Г. Психология: Словарь. Уфа: Уф. юрид. ин-т, 2013.
ПСИХОЛОГИЯ
понятие имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто специально занимается этой наукой, решая как научные, так и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, в их число включают потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, необходимо обратиться к такому понятию, как личность (см.: личность). В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуются: зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует. Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах. Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии, таковы: процессы индивидуальные, внутренние (психические) - воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение; процессы индивидуальные, внешние (поведенческие) - действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение; состояния индивидуальные, внутренние (психические) - адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожностъ, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция; состояния индивидуальные, внешние (поведенческие) - готовность, интерес, установка; а также свойства индивидуальные, внутренние (психические) - иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)