РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Рационализация
один из механизмов психологической защиты: подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
переход от спонтанного, субъективного традиционного поведения к организации деятельности согласно рационально установленным правилам.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Рационализация
термин Вебера, характеризующий переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным правилам.
Источник: Социология.
Рационализация
rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Рационализация
в специфическом социологическом смысле этот термин предложен М. Вебером в качестве центрального понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (см. Действие социальное). Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная «судьба Запада». Рациональность «западного типа» Вебер связывал с особенностями иудаистско-христианской формы религиозности, задаваемой ею «картины мира». По мере углубления процесса Р. происходит «разволшебствление» мира, разрушение религиозной «картины мира»; этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.
Источник: Социология. Словарь по обществознанию
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
RATIONALIZATION) Этот термин имеет два совершенно различных значения: (1) В. Парето обозначал им использование людьми псевдологических объяснений для оправдания своих действий; (2) понятие «рационализация» было основным понятием веберовского анализа современного капитализма, обозначая множество взаимосвязанных процессов, посредством которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчета, измерения и контроля. Согласно М. Веберу, рационализация предполагает следующее: (1) в области экономической организации — организацию производства посредством бюрократии и калькуляцию прибыли путем систематических бухгалтерских процедур; (2) в религии — развитие теологии интеллектуальной стратой, исчезновение магии и замену таинств личной ответственностью; (3) в области права — вытеснение практики выработки законов на основании принципа ad hoc и произвольного прецедентного права дедуктивным правовым мышлением на основании универсальных законов; (4) в политике — упадок традиционных норм легитимности и замену харизматического лидерства партийной машиной; (5) в области морали — больший акцент на дисциплине и воспитании; (6) в науке — упадок индивидуального новаторства и развитие практики коллективных исследований, координируемых экспериментов и государственной политики в отношении науки; (7) в обществе в целом — распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования. Таким образом, использование Вебером понятия рационализации было связано с его видением капиталистического общества как «железной клетки», внутри которой индивид, лишенный религиозного смысла и моральных ценностей, во все большей степени подвергается надзору со стороны правительства и бюрократической регуляции. Подобно понятию отчуждения К.Маркса рационализация предполагает отделение индивида от общины, семьи и церкви и его подчинение правовой, политической и экономической регуляции на производстве, в школе и государстве. См. также: Индустриальное общество; Метафизический пафос; Рационального выбора теория; Секуляризация. Лит.: Turner (1992а)
Источник: Социологический словарь
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права"). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях.
Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью", то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность). Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы" будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс). В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность). 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы).
По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации). Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты).
Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью", то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность). Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы" будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс). В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность). 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы).
По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации). Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Рационализация
(от лат. rationalis – разумный). Раціоналізація. Rationalization. 1. В западной социологии – процесс, в котором человек находит социально приемлемые, вероятные, но неверные (ложные) объяснения социальных действий (как своих собственных, так и других индивидов или групп), что является способом оправдания их правомерности. Такие объяснения В. Парето (Vilfredo Pareto) назвал псевдологическими. 2. Согласно М. Веберу (M. Weber) – принцип организации капиталистического общества, его материальной и духовной культуры, основанный на расчете, измерении и контроле. Процесс Р. охватывает все сферы общественной жизни, которые подвергаются практически полной регуляции политическими, экономическими и правовыми средствами. Следствием Р. является индивидуализация, т. е. отделение индивида от семьи, общины (общества) и церкви. Фактически описанный М. Вебером (M. Weber) процесс Р. напоминает анализ К. Марксом процесса социального всеобщего отчуждения, выражаемого в отчуждении труда от индивида, результатов труда и общества в целом. Только у М. Вебера (M. Weber) Р. относится к организации экономической, правовой, религиозной, политической и т. д. сфер жизни общества, а отчуждение у К. Маркса – их содержательной стороне, основу которой составляет экономическое, политическое, и т. д. отношение индивида к себе и к другим людям, которое в силу неадекватной социально-политической организации общественной жизни, т. е. независящих от отдельного индивида причин, обращается против него самого. Если выход из отчуждения К. Маркс видит в политической организации рабочих, способной культивировать их классовое самосознание и, таким образом, противостоять углублению социального отчуждения, то М. Вебер (M. Weber) говорит о необходимости дальнейшей рационализации с целью избежать социальных катаклизмов. Такая Р. возможна через углубление культурных, капиталистических по своему содержанию изменений, например, в праве – через переход от выработки законов по принципу произвольного прецедентного права к логикодедуктивным правовым конструкциям, претендующим на универсальность; в политике – замену харизматического лидерства и традиционной легитимности к борьбе партий; в морали – значительное повышение значимости воспитания, как основы формирования дисциплинированного поведения, т. е. поведения, ориентированного на безусловное подчинение требованиям общества или группы; в науке – повышение роли коллективного творчества; в религии – уход от магии и усиление личной ответственности перед богом; в обществе в целом – повышение государственного контроля, с необходимостью приводящего к повышению социальной роли бюрократии, осуществляющей администрирование. Таким образом формируется такая культура социальных отношений, основной чертой которой является функционально-рациональное, основанное на холодном расчете. См. также Рационализация, Рационализация культуры, Рационализм, Рациональность, Теория и Холодный расчет.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
(по М. Веберу) – важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности – эффективной деятельности по достижению поставленных целей – экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. М. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: целерациональное – направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); ценностнорациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); аффективное, особенно-эмоциональное, – через актуальные аффекты и чувства; традиционное, осуществляемое через привычку.
Социальным действием, по М. Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по М. Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300– 400 лет. Это – античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление – в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по М. Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем – в управление, затем – в быт – и в этом М. Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества.
Лит.: Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Г. Н. Соколова
Социальным действием, по М. Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по М. Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300– 400 лет. Это – античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление – в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по М. Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем – в управление, затем – в быт – и в этом М. Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества.
Лит.: Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.