РЕЛИГИИ

Найдено 1 определение
РЕЛИГИИ
применение теоретико-понятийного аппарата феноменологической философии в качестве методологического основания социологического исследования религиях Ф. п. получил развитие с середины XX в., когда в теоретической социологии религии стали распространяться представления об ограниченности институционально-функционалистской трактовки социальных аспектов религии. Идейными источниками этого подхода принято считать теории ряда немецких мыслителей - «философию жизни» Вильгельма Дильтея (18331911), философскую антропологию Макса Шёлера (1874-1928), «понимающую социологию» Вебера. Непосредственным теоретическим источником Ф. п. стала социальная феноменология австрийского философа Альфреда Шютца (1899-1959). Разработка и применение понятий феноменологии в социологии религии принадлежит авторитетным европейским и американским исследователям - Ваху, Лукману, Меншингу, Блэйзи, Уэйгерту. По взглядам В. Дйльтея, общество есть результат духовного взаимодействия индивидов и этим оно отличается от природы, существующей вне зависимости от человека. Познание общества должно заключаться в раскрытии субъективных смыслов и значений, которыми руководствуются индивиды в своих взаимоотношениях друг с другом. Практика наблюдения и наглядного эксперимента здесь не подходит. В объяснении М. Шелера, эти смыслы доступны только прямому пониманию («духовному созерцанию»), которое происходит внутри познающего человека в момент переживания им контактов с познаваемыми феноменами, когда только и удается «ухватить» нечто скрытое и вне переживания не обнаруживаемое. Религия -это сфера концентрации таких смыслов, которые для людей имеют значение священных. Выявление и экспликация священных смыслов позволяет классифицировать типы их носителей - религиозных личностей (колдун, маг, провидец, мудрец, пророк, законодатель, священник, искупитель, посредник, мессия и др.). Следующим шагом, полагал Шелер, должно стать определение различных структурных состояний общества (церковных, сектантских, монашеских, ритуально-культовых и т. п.), в которых люди, разделяющие идентичное понимание священного, совместно и организованно выражают свой религиозный опыт. Социология М. Вебера усиливает акцент на изучении социального воплощения индивидуальных жизненных смыслов. Согласно Веберу, у истоков любого социального действия находятся субъективные мотивации его участников, имеющие индивидуальные значения. В процессе взаимодействия субъектов между этими мотивациями образуются смысловые связи и происходит объективация сходных или тождественных значений. В свою очередь, объективированные значения (в виде символов, доктрин и пр.) сами оказывают влияние на сознание и поведение людей. Задача исследователя - обнаружить за феноменами общественного сознания субъективные смыслы действий индивидов. Это требует отказа от априорной предвзятости к предмету исследования, стремления понять феномены такими, какие они есть «сами по себе» и в отношениях между собой. Из этих представлений следует общая установка феноменологической социологии: социальные явления понимаются как объективированные состояния общественного сознания, которые постоянно генерируются из взаимодействий субъективных смыслов, значений, мотиваций индивидов. Общество - это реальность, формирующаяся на интерсубъективной коммуникативной основе. Организованный строй человеческой психики придает взаимодействиям индивидов структурированный характер, а окружающая социокультурная среда предоставляет индивидуальным мотивациям общезначимые вербальные и вещественные средства выражения. В трактовке А. Шютца, феномены -это объекты реальности, существующие вне индивида. В чувственном восприятии люди устанавливают само наличие таких объектов, а при взаимодействии с ними - наделяют необходимыми для себя субъективными значениями. Таким способом феномены вписываются в сознание индивида. Спектр объектов интенциональности (предметной направленности сознания) формируется индивидами исходя из их повседневных потребностей. При межиндивидуальном взаимодействии происходит идеализация единичных элементов субъективного опыта, они получают абстрактное выражение, складываются в устойчивые концепты коллективного «запаса» само собой разумеющихся обыденных знаний, т. е. превращаются в объективные социальные феномены. Уровень генерализации этих феноменов и последующая их «тематизация» (типологизация) зависят от степени их однородности или сходства. Оперируя типологизированными обыденными знаниями, люди формируют из их сочетаний свой «жизненный мир». В «переработанном» виде субъективная повседневность воплощается в разные системы объективных значений, совокупно образующих «значимый контекст» бытия -науку, искусство, право, религию и др. Любой из компонентов этого контекста влияет на содержание и направленность индивидуальных мотиваций людей. В трудах И. Ваха и других приверженцев Ф. п. религия рассматривается как форма объективации повседневного «знания» (интуиций, переживаний, восприятий) о некой «конечной области значений». Признается социальный характер религиозных феноменов (мировоззренческих, поведенческих, организационных), но за ними подразумевается наличие метасоциальной сущности религии. Природа религии раскрывается с помощью феноменологической редукции. Цель этой процедуры -из многообразия религиозных феноменов вывести их первоисточник. Движение к первоисточнику идет от внешних состояний ко все более углубленным. На первом этапе - от конкретных институциональных значений религиозных феноменов (действий религиозных, объединений религиозных и пр.) к их абстрактным рациональным выражениям (религиозные доктрины, теологические истолкования религиозных образов и понятий и т. п.). Затем следует второй этап -переход от познания рациональных явлений к обнаружению религиозного опыта. Завершением становится выход на фундаментальную реальность священного, которая пребывает за пределами умопостигаемого и доступна лишь созерцанию. Таким образом, исследовательский процесс трансформируется в акт мистической (см. Мистика) связи познающего субъекта с трансцендентным объектом. Научная часть этого процесса ограничивается первым этапом. На втором этапе и тем более при последующем углублении исследовательская дистанция исчезает, уступая место личному погружению в изучаемый предмет. Какой-то единой модели Ф. п. не существует. Проблемность продуктивному применению этого подхода придает разнообразие (вплоть до противоположности) качественных характеристик религиозных феноменов. Формы иерофании (явлений священного) и конкретные свидетельства религиозного опыта столь различны, изменчивы и преходящи, что поиск их универсальной первоосновы превращается в перебирание значений и конфликт интерпретаций (исторических, культурологических, социологических, теологических, философских). Стремясь к выявлению священного как своего рода всеобщей матрицы сознания религиозного, феноменологически ориентированное познание влечет исследователя за пределы той конкретной социальноисторической и эмпирической реальности, в которой формируется «жизненный мир» религиозных индивидов и без включения которой в исследование понимание священного будет не более чем произвольной умозрительной конструкцией. Это не означает бесполезности феноменологического подхода. Он позволяет разглядеть за множественностью вероисповедных значений какие-то инвариантные структуры, присущие различным типам религий (например, концепты творения, спасения, освящения). Этот подход не может быть самодостаточным и привести к полноценной научной теории религии. Но он вполне «инструментален» как средство, превращающее теологические концептуализации священного в предмет философии религии или же переводящее материал истории религий и современные описания религиозной конкретики в предмет сравнительного религиоведения.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Исследование природы различия между историей религии и феноменологией религии

Шарма Арвинд
Читать PDF
0.00 байт

Философия религии в феноменологии религии Рудольфа Отто

Пылаев Максим Александрович
Статья посвящена философскому измерению работы «Священное» Рудольфа Отто. Автора интересует трансформация кантовской философии у Я. Ф. Фриза и последующее преломление кантианства и фризианства в «Священном» Отто.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты понимания религии в социологии религии Т. Лукмана

Латышева Жанна Вячеславовна
Статья посвящена анализу ряда идей и концепций, составляющих понимание религии Т. Лукманом. Рассматриваются социально-антропологическое функциональное определение религии и связанная с ним концепция трансцендентности.
Читать PDF
0.00 байт

История религии для философии религии

Тульпе И. А.
The author deliberates over philosophical interpretation of the content of religion while analyzing a variety of approaches to the history of religion.
Читать PDF
0.00 байт

Философия религии Канта (от «Критики чистого разума» до «Религии в пределах только разума»). Часть I

Швейцер А.
Читать PDF
0.00 байт

Философия религии Канта (от «Критики чистого разума» до «Религии в пределах только разума»). Предисл

Швейцер А.
Читать PDF
0.00 байт

Философия религии Канта (от «Критики чистого разума» до «Религии в пределах только разума»). Часть I

Швейцер А.
Читать PDF
0.00 байт

Стоит ли философии религии быть чем угодно? Рец. На кн. : философия религии: учебник для академическ

Шохин Владимир Кириллович
Читать PDF
0.00 байт

Философия религии Канта (от «Критики чистого разума» до «Религии в пределах только разума»). Часть I

Швейцер Альберт, Гильманов Владимир Хамитович
Читать PDF
0.00 байт

Философия религии Канта (от «Критики чистого разума» до «Религии в пределах только разума»). Часть i

Швейцер А
Читать PDF
0.00 байт

Ступени развития религии: низшие естественные религии

К. П. Тиле
Читать PDF
0.00 байт

Ступени развития религии: высшие естественные религии

К. П. Тиле

Похожие термины:

  • Новые африканские религии

    African new religions). Подсчитано, что с 1930-х гг. в Африке, к Ю. от Сахары, возникло до 7 тыс. новых религ. движений, объединивших ок. 32 млн. приверженцев. Большинство из них сочетают элементы африканской традици
  • Африканские традиционные религии

    African traditional religions). Тесно связаны с опред. этнич. группами, более 700 из к-рых проживают к Ю. от Сахары. Хотя их религ. верования отличаются друг от друга в отношении тотемов и культов, существуют и нек-ры
  • Социология религии Э.Дюркгейма

    Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как "высшей формы психической жизни" или "сознания общества". Идея сверхъестественного и идея бога не являются обяз
  • Этические религии

    ethical religions). Религии, основанные на этическом обращении “великого учителя” (подобно Будде или Конфуцию), а не на вере в сверхъестественные силы.
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

    англ. philosophy of religion; нем. Religionsphilosophie. 1. В широком смысле - совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских обоснований существов
  • ФОРМЫ РЕЛИГИИ РАННИЕ

    возникли в первобытном об-ве. К их числу относят магию, фетишизм, тотемизм, анимизм. Магия представляет собой совокупность верований и специфич. (колдовских) обрядов, с помощью к-рых первобытные люд
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ

    func-tional(ist) theory of religion) — теоретические оценки религии, объясняющие ее происхождение, а также сохранение с точки зрения ее вклада в общество (см. также Функция; Функционалистское объяснение). Самая вл
  • ЯПОНСКИЕ РЕЛИГИИ

    JAPANESE RELIGIONS) См.: Мировые религии.
  • Религии Китая

    Chinese religion). Отличительной особенностью кит. об-ва является непрерывность его лит. традиции прибл. с 1500 г. до н.э. вплоть до наст, времени, а также централизованное правление. Несмотря на значит, регион
  • Социология религии М.Вебера

    Вебер считается одним из родоначальников социологии религии. Многие считают его работу “Протестантская этика и дух капитализма” (1904) главным социологическим трудом Вебера. Начав с изучения про
  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

    наиболее распространившиеся среди народов разных стран и континентов религиозные учения. К мировым религиям относятся буддизм, ислам и христианство.
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

    англ. psychology of religion; нем. Religion-spsychologie. Отрасль психологии, изучающая психол. и соц.-психол. факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции, чувства верующих, инди
  • РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ

    первоначальные формы религиозных верований у отстающих в социально-экономическом отношении народов, племен.
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

    англ. sociology of religion; нем. Religionssoziologie. sociologie religieuse; Отрасль социологии, изучающая религию как соц. институт во взаимодействии с др. социальными институтами в обществе; проблемы религиозности, секуляри
  • АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

    (Association for the Sociology of Religion - ASR) - международное социологическое общество исследователей религии. Свое начато А. с. р. ведет от Американского католического социологического общества (American Catholic Sociological So
  • ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

    уровень фундаментального социологического исследования религии, на котором подтверждаются, уточняются или опровергаются существующие положения и выводы теоретической социологии религии, откр
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

    ведущее международное объединение ученых в области социологических исследований религии. По официальным языкам (французскому и английскому), на которых ведутся конференции этого общества и изда
  • ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ

    необходимые составные части религии как относительно самостоятельной социальной подсистемы. Состав О. э. р. трактуется по-разному, в зависимости от теоретико-методологических позиций исследоват
  • ПРИВАТИЗАЦИЯ религии

    перевод религии на положение частного дела граждан. П. р. состоит в превращении религиозного поведения из обязанности перед организациями религиозными и поддерживающими их властями в вопрос внут
  • СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕЛИГИИ

    влияние на религию социальных процессов, в условиях которых она существует и эволюционирует. Наличие С. о. р. признается сторонниками различных подходов- и в религиозной социологии, и в светской со