Репрезентативность
свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.
Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге
Репрезентативность
свойство выборки достаточно точно отражать свойства генеральной совокупности.
Источник: Социология права словарь специальных терминов
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
волшебное слово, способное мнение случайно опрошенных людей превращать в общественное мнение.
Источник: Альтернативный социологический словарь
Репрезентативность
это свойство выборки отражать характер изучаемой генеральной совокупности, ее представительность.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Репрезентативность
свойство выборочной совокупности воспроизводить основные параметры изучаемой социологами генеральной совокупности.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Репрезентативность
свойство выборочной совокупности воспроизводить (достаточно точно отражать) характеристики генеральной совокупности.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
Репрезентативность
свойство выборочной совокупности (выборки) воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов социологии
Репрезентативность
Свойство выборки по конкретным элементам социальных групп или социумов отражать характеристики всей изучаемой совокупности людей.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Репрезентативность
свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Репрезентативность
характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков, полученных в результате выборочного исследования, распределению этих же признаков в генеральной совокупности.
Источник: Глоссарий по социологии
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
от фр. representatif - показательный) - англ. representativeness; нем. Reprasen-tativitat. 1. Представительность. 2. Показатель к.-л. наблюдений в статистике и др. науках. 3. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
В социологии – соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. Расхождение между указанными показателями представляет собой ошибку Р., которая может быть случайной или систематической.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность выборки означает, что с некоторой заранее заданной или вычисленной погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности или, если пользоваться языком статистики, найти оценки параметров генеральной совокупности.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Репрезентативность
свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Другими словами, Р. выборки означает, что с некоторой погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков (а также средних, дисперсий, мер связи и т. п.) с их действительным распределением в генеральной совокупности или, употребляя язык статистики, найти оценки параметров генеральной совокупности. Существуют три основных критерия Р.: а) статистический, используемый при расчете объема выборочной совокупности, предусматривает отображение в выборке с заранее заданной погрешностью (или с желаемой точностью) контролируемых исследователями параметров генеральной совокупности. Расчеты объема выборки при этом должны проводиться параллельно по всем контролируемым признакам с последующим выбором оптимальной величины объема; б) ресурсно-экономический критерий включает в себя оценку кадрового обеспечения, стоимости проводимых исследований, времени, необходимого для исследования, применяемых методов обработки информации и пр. Поэтому проект выборки должен обеспечить заданную точность при заданных (или минимальных) затратах и ресурсах. В тех случаях, когда лимитирующим ресурсным фактором является временной или временной и стоимостный одновременно, проект выборки должен обеспечить получение ожидаемой точности в заданные сроки. Экономичность выборочного обследования по сравнению с обследованием всех объектов, входящих в генеральную совокупность (так называемым сплошным обследованием), является одним из основных достоинств этого метода; в) под аналитическим критерием понимаются ограничения, накладываемые на проектируемый объем выборки и детальность разработки данных содержанием задач последующего анализа. Следовательно, объем выборки должен быть таким, чтобы у исследователя была возможность сформулировать надежные выводы о статистической зависимости переменных, о взаимодействии отдельных категорий респондентов. И эти выводы прежде всего должны вытекать из желаемого для исследователя уровня значимости различий между анализируемыми признаками. Такой уровень значимости и определяет «наполняемость» клеток в таблице сопряженности этих признаков. Существует определенная зависимость между объемами выборки по сравниваемой группе и значимой разностью сравниваемых двух групп величин (в %) по анализируемому признаку. Например, если исследователь, анализируя распределение одного и того же признака, но в двух разных группах, хочет быть уверен в том, что различия этих двух сравниваемых величин значимо по крайней мере на 10-процентном уровне, то объем выборки в каждой группе должен быть не меньшим, чем 200 единиц наблюдения.
Источник: Социологический справочник
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
свойство со-вокупности выборочной (см.) воспроизводить параметры и значимые элементы структуры совокупности генеральной (см.). Термин "репрезентативная выборка" применительно к соц.-экономич. исследованиям впервые ввел в научн. лексикон норвежский статистик А. Киаэр в конце XIX в. Научн. теория выборочн. метода тогда не была еще создана. Р. у Киаэра достигалась не случайным отбором единиц, а "рациональной" организацией выборки в соответствии с определенными правилами. На современном языке "рациональная" организация означает построение стратифицированной механич. выборки, возможно, в несколько ступеней, с пропорциональным размещением единиц по стратам. В статистике понятие Р. распространяется исключительно на случайные способы формирования выборочн. совокупности, а гарантией Р. служит соблюдение правил отбора и объем выборки, достаточный для отражения с заданной точностью вариации изучаемых признаков. Степень Р. непосредственно связывается с точностью воспроизведения характеристик генеральной совокупности и рассчитывается для каждого признака с помощью аппарата математич. статистики. В социологич. исследованиях помимо вероятностных способов отбора широко используются целенаправленные и комбинированные методы организации выборки. Выборочн. совокупность в этих случаях формируется по ограниченному набору признаков, исходя из концептуального представления об объекте исследования, а требование Р. сводится к воспроизведению в выборке значимых элементов структуры и определению объема, достаточного для проверки содержательных гипотез. В то же время задача получения репрезентативной информации не является обязательной для социологич. исследований в целом. Свойства репрезентативной выборки оказываются полезными в прикладных исследованиях, когда проблема достаточно разработана и появляется необходимость в экстраполяции рез-тов на более широкую область. Репрезентативная выборка является незаменимым инструментом в опросах обществ. мнения. Для исследований, ориентированных на решение теоретич. задач, расчет совокупных количественных оценок не играет существенной роли. Приоритет отдается получению качественных выводов о направленности развития явлений, определению основных тенденций происходящих изменений. Выборочн. совокупность формируется т. обр., чтобы обеспечить представительность значимых элементов структуры и возможность содержательного описания необходимых срезов объекта. Лит.: Кауфман А.А. К вопросу о выборочном исследовании. СПб., 1911; Петренко Е.М. Репрезентативность в социологическом исследовании//Методологические проблемы использования математических методов в социологии. М., 1980; Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологического исследования//Социологич. исследования. 1983, № 2. Г.Н. Сотникова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия