Социальная работа

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РАБОТА СОЦИАЛЬНАЯ
особая профессиональная область, связанная с применением социологических, психологических и педагогических методов и приемов для решения индивидуальных и социальных проблем (бедности, безработицы, правонарушений, наркомании, юношеского воспитания и т. д.)

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Социальная работа
одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением, своими клиентами и их близкими в процессе работы и опосредованно с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личным примером специалистов.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

Социальная работа
возникшая в России в начале 90-х, а в Америке и Европе в начале XX в. прикладная междисциплинарная (на стыке психологии, социологии, медицины) область знаний и практических действий, ориентированная на помощь социальным аутсайдерам (безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным).

Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016

Социальная работа
профессиональная деятельность по осуществлению позитивных изменений в жизни индивида, группы или сообщества; организаторская деятельность в социальной сфере, представляющая собой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества. Целью ее является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепление или изменение социального положения личности, группы или общности в социуме.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Социальная работа
1) совокупность различных видов деятельности работников социальных служб с целью социального обеспечения, защиты, помощи и поддержки соответствующих категорий населения, в т.ч. безработных. Основные направления (функции) С.р.: социальная помощь (от материальной помощи до выработки навыков самопомощи), профилактическая; социальная коррекция; социальная реабилитация (найти смысл жизни, вернуть человека, семью в общество); социальная терапия; 2) обеспечение особого ухода за отдельными людьми и семьями, не способными позаботиться о себе, в т.ч. за слабыми стариками, инвалидами и людьми, страдающими психическими заболеваниями; 3) отрасль народного хозяйства, вид профессиональной деятельности, связанный с оказанием социальной помощи и социальным обслуживанием населения. С.р. как на региональном, так и на местном уровнях направлена на реализацию задач социального государства.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
профессиональная деятельность, направленная на помощь людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Как и любая другая форма социальной помощи, она имеет своей целью повышение благосостояния нуждающихся. Субъект С. р. не является однородным, а характеризуется многоуровневостью. К нему относятся собственно социальные работники, а также их организации, называемые социальными агентствами (социально-реабилитационные центры, службы занятости и т. д.), и государство, прерогативой которого является выработка социального законодательства (например, Федеральные законы РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.). Объектом С. р. являются различные категории лиц, нуждающихся в помощи. Они включают в себя социально незащищённых лиц (инвалиды, вдовы, сироты и т. д.), маргиналов (беженцы, вынужденные переселенцы и др.), а также девиантов (алкоголики, наркоманы и другие лица, поведение которых отличается от принятых в обществе норм). В странах Запада С. р. как профессиональная деятельность стала развиваться с конца 19 – начала 20 в., а в России – с 1991 г., когда советская система приближалась к своему краху. Она была призвана нейтрализовать негативные последствия развития частной собственности при капитализме, связанные с обострением многих социальных проблем (безработица, нищета и др.).

Источник: Словарь по волонтерству.

Социальная работа
Профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством государственной и негосударственной поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. К основным целям С.р. можно отнести следующие: * увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; * создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности И получить все, что им положено по закону; * адаптация и ре адаптация людей в обществе; * создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; * конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника отпадает. Все виды и формы С.р. сводятся, с одной стороны, к работе с клиентом, с другой - к работе со службами, учреждениями, организациями, от деятельности которых зависит благополучие клиента. Для практического осуществления целей С.р. в нашей стране созданы социальные структуры, которые имеют как государственную, так и частную основу (см. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. NQ 95-ФЗ). С.р. осуществляется профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками. Разноплановость С.р. предполагает подготовку социальных работников, чтобы они могли выполнять некоторые функции социальных управленцев, организаторов, социальных педагогов, медицинских работников, психологов, юристов. В России в настоящее время наиболее развиты такие направления С.р., как система социальной помощи пожилым, система социальной помощи инвалидам, система социальной защиты детства и материнства. Менее характерна для отечественной практики С.р. в образовательных учреждениях, на предприятии, в сферах медицины и армии.

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

Социальная работа
(social work) — это деятельность по обеспечению социальных прав человека, семьи, группы, или компенсаций определенного социального, физического или психического ущерба, который мешает индивиду, группе пользоваться своими социальными правами. Это форма государственного (со стороны государственных социальных ведомств и учреждений: органы социальной защиты, здравоохранения, образования и т.д.) и негосударственного (учреждения неправительственного сектора), воздействия на человека, группу людей с целью оказания им социально–медицинской, психолого– педагогической, социально–правовой помощи при обеспечении соответствующего уровня жизни и активизации собственных возможностей для преодоления трудных для клиента жизненных ситуаций. Основные принципы социальной работы:
- принцип универсальности (исключение дискриминации);
- принцип охраны социальных прав (например, нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить детородную активность);
- принцип социального реагирования (действовать быстро и в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации клиента);
- принцип профилактической направленности (предупреждение отягощения уже возникших проблем).
- принцип клиентоцентризма (признание приоритета прав клиента, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей);
- принцип опоры на собственные силы (социальный работник должен подводить клиента к активной позиции в разрешении своих проблем, побуждать к самопомощи);
- принцип максимизации социальных ресурсов (социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту путем обращения в неправительственные, благотворительные учреждения, использовать другие, не запрещенные законом способы);
- принцип конфиденциальности (в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашенной, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их);
- принцип толерантности (признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.

Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.

Социальная работа
сфера деятельности, направленная на решение задач социальной защиты депривированных групп населения; вид профессиональной деятельности, профессия. Исторические основы социальной работы связаны с ранними традициями помощи и поддержки обездоленных. В Древней Греции социальная работа была известна как филантропия - человеколюбие. Позже в Средние века эти функции осуществлялись в основном церковью. В России это и благотворительность, богоугодная деятельность, раздача милостыни, и система государственного призрения, социальный институт системы социального обеспечения, включающий народные школы, сиротские дома, госпитали и богадельни. В X IX в. указанные функции выполнялись в основном земскими учреждениями. В советский период социальная защита выражалась лишь в государственном пенсионном обеспечении и некоторых формах специального медицинского обслуживания. Только в постсоветский период стал использоваться опыт социальных служб других государств, где социальная работа широко распространена и законодательно закреплена. Профессиональный социальный работник оказывает гуманитарные услуги в сфере образования, здравоохранения, психотерапии, благотворительности, правового и других видов консультирования, ухода за престарелыми и больными, детьми, организации досуга и т.д. Финансирование этой деятельности ведется из разных источников: федеральных, местных, различных фондов и др. Профессиональная подготовка социальных работников впервые началась в конце X IX в. в Амстердаме, затем Берлине и Лондоне. Сегодня во многих университетах профессиональные социальные работники получают специальное образование. А вообще, в этой сфере заняты представители более 2 тыс. профессий, здесь затрачиваются миллиарды долларов. В Европе социальный работник не столько профессионал, сколько волонтер, умеющий решать социальные проблемы. Технологии социальной работы созданы для разных ее направлений: социальной диагностики, социальной профилактики, социальной терапии и коррекции, социальной адаптации и реабилитации, страхования, опеки, социального консалтинга, попечительства и др. Главный тезис современной социальной работы: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить ресурсы личности и ее социального окружения, прежде всего семьи. Социальная работа является одной из важных форм деятельности, направленной на достижение позитивных социальных изменений, мощное средство сдерживания социальных конфликтов. В профессии социального работника множество специализаций: социальный педагог-психолог, валеолог, социальный аниматор, социальный юрист, геронтолог, специалист по работе с беженцами, инвалидами, группами риска, детьми, престарелыми и т.д. [120].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Социальная работа
оплачиваемая профессиональная деятельность, цель которой – помочь людям преодолеть серьезные трудности в своей жизни за счет предоставления помощи, защиты или КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
Что же такое социальная работа? Одни считают ее деятельностью по изменению социальных структур, которые способствуют угнетению тех или иных групп, другие – помощью индивидам в адаптации к конкретным обстоятельствам, а если люди не могут или не хотят подчиняться существующим социальным нормам – например, в поведении или методах воспитания детей,– социальные работники обязаны использовать властные полномочия.
Социальная работа зародилась в недрах благотворительных организаций в последней четверти XIX в. С самого начала она была основана на личном контакте добровольных помощников, предлагающих практическую помощь, совет и поддержку, и нуждающихся в этой помощи, например заброшенных детей, пожилых и немощных, бездомных, пострадавших, как тогда казалось, в результате быстрого роста промышленности. Таким образом, социальная работа была составляющей социальной реформы, начатой после того, как удалось документально зафиксировать последствия урбанизации, БЕДНОСТИ и депривации для жизни городской бедноты. Первые добровольные социальные работники были приписаны к больницам, судам и тюрьмам. Другие посещали людей на дому в рамках благотворительной жилищной программы. Их методы работы используются и поныне, в частности систематический расспрос, ведение записей и разработка простейших планов вмешательства. Кроме того, тогда же были проведены различия между «заслуживающими» и «не заслуживающими помощи», теми, кому можно и нельзя помочь, что оказало сильное влияние на последующую работу.
К середине XX в. социальная работа обогатилась психологическими аспектами. Под влиянием ПСИХОАНАЛИЗА социальные работники стали уделять больше внимания раннему семейному опыту, бессознательной мотивации и корням непоследовательного и иррационального поведения. Практическим следствием стала работа над отношениями, которые складывались с отдельными клиентами и семьями. Через эти отношения КЛИЕНТЫ компенсировали свои прежние переживания и осваивали стратегии преодоления трудностей. Хотя в социальной работе по-прежнему уделяется много внимания следствиям бедности, значительное место отводится психологическим проблемам клиентов.
В конце 1960-х – 1970-х гг. социальная работа, во всяком случае частично, затронула социальную депривацию и влияние общественного устройства на проблемы клиентов. РАДИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА в этот период была посвящена выражению солидарности с рабочим классом, в частности сотрудничеству с центрами занятости, общественными движениями, консультативными центрами. Что касается индивидуальных клиентов, радикальные социальные работники разъясняли им социальные первопричины проблем. Каждый этап развития оставил след в социальной работе и породил множество критических выступлений как самих специалистов, так и не причастных к социальной работе лиц. По сути дела, социальная работа многообразна и многолика, ее цели подчас столь грандиозны, что свести их к простому перечню не представляется возможным. Попытки дать определение социальной работы предпринимались давно, вот, например, как считала в 1977 г. Британская ассоциация социальных работников: «Социальная работа – это целенаправленное и этичное применение личных навыков межличностных отношений для улучшения личного и социального функционирования индивида, семьи, группы или сообщества, что обязательно включает практический опыт создания социальных условий всеобщего благосостояния».
Поскольку социальным работникам трудно объяснить свою роль в обществе, эта сфера деятельности подверглась нападкам на протяжении 1980-х гг., когда политические силы ополчились против концепции процветающего государства. В современной социальной работе пришлось отказаться от некоторых высоких целей и смириться с тем, что ряд задач в перспективе будут определены как на правительственном уровне, законодательно, так и на уровне общества наиболее настойчивыми клиентскими группами. Проще помочь людям преодолеть проблемы, если: 1) помочь потребителям четко и ясно определить свои проблемы и наметить конкретные шаги к их преодолению; 2) договориться с потребителями о разбиении крупных задач на более мелкие, которые легче решить поочередно; 3) мобилизовать ресурсы и заручиться поддержкой значимых для клиента людей; 4) достичь намеченных целей, которые предварительно были согласованы с клиентом и сформулированы в письменном виде, при активном участии в принятии решений самого клиента.
Консультирование – вид деятельности, привлекательный для многих социальных работников, в настоящее время занимает все меньшее, но по-прежнему значительное место в работе. Это терапевтическое направление вызывает критику со стороны социальных работников и представителей других профессий, оно подверглось сокращению в ряде сфер деятельности, в частности при работе с трудными детьми и в больницах. На смену интенсивному личному взаимодействию с клиентами пришла управленческая работа. Так, организация и планирование медико-социального вмешательства, когда социальный работник занимается оцениванием потребностей и приобретением услуг, внесли заметное изменение в природу социальной работы. Предположительно, это главный источник изменений в социальной работе за последние пятьдесят лет. Повышенное внимание общественности к защите прав клиентов, выписанных из психиатрических клиник, а также детей, насильственно разлученных с семьями, заставило правительство регламентировать поведение социальных работников в подобных случаях, а местные департаменты социального обслуживания – вкладывать в это направление значительные ресурсы.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
1) инструмент реализации государственной политики;
2) разновидность профессиональной деятельности, профессия;
3) помощь населению в кризисных или тяжелых жизненных ситуациях, в т.ч. через оказание социальных услуг. Основными задачами социальной работы как вида общественной деятельности являются: улучшение социального самочувствия человека, улучшение условий его жизни, обеспечение соответствующего социального функционирования, гармонизация системы отношений в семье, коллективе, обществе в целом. В структуре социальной работы как разновидности практической деятельности выделяют субъект и объект. Субъекты социальной работы – это государственные учреждения, общественные организации, физические лица, которые реализуют социальную политику и предоставляют социальную помощь разным категориям населения. Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа, способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы (Международная Ассоциация Школ Социальной работы, Международная Федерация Социальных Работников, Определение Социальной Работы совместно принято 27 июня 2001. Копенгаген). Объекты социальной работы - отдельные лица или социальные группы, которые нуждаются в помощи и поддержке в процессе их социализации. Объектом социальной работы в широком ее понимании являются все граждане. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев населения зависит от условий, которые в значительной мере определяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, особенностями ее реализации. Каждый человек в определенный период жизни нуждается в полном удовлетворении своих интересов и потребностей или сталкивается с определенными трудностями и проблемами, которые не всегда можно преодолеть самостоятельно. Такую трактовку социальной работы можно объяснить также тем, что, с одной стороны, она направлена на решение неотложных сиюминутных проблем человека, а с другой – ориентирована на предупреждение социальных проблем национального масштаба (заболевания, безработица, увеличение различных форм девиантного поведения и др.). В современных условиях социальная работа развивается: как практическая профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах; как учебная дисциплина по профессиональной подготовке специалистов по оказанию социальной помощи и поддержки; как отрасль научных знаний, которая базируется на совокупности концепций и теорий, имеет свой категориальный аппарат, исследует принципы и закономерности, модели и методы социальной работы. Социальная работа как профессиональная деятельность не является спонтанной или фрагментарной. Она направлена на достижение определенных целей и результатов. Общая цель социальной работы состоит в создании оптимальных условий социализации личности. Дальнейшая конкретизация этой цели отражена в ее содержании, которое определяет круг основных профессиональных задач (социальной адаптации, профилактики, реабилитации, ресоциализации, социального обслуживания) в отношении субъектов и объектов социальной работы. На основе содержания выделяют функции социальной работы: коммуникативная, организаторская, прогностическая, правозащитная, диагностическая, профилактическая, коррекционнореабилитационная, социально-терапевтическая и др. В зависимости от масштабности социальной работы эти функции могут быть реализованы на государственном, региональном, местном и индивидуальном, а также профессиональном и непрофессиональном (привлечение волонтеров) уровнях. Современная теория социальной работы имеет все структурные компоненты науки: предмет и объект исследования, закономерности функционирования, принципы и методы деятельности, категориальный аппарат. Она состоит из двух разделов: теоритико-методологического, фундаментального (методология, базовые понятия и категории, закономерности, принципы) и прикладного - практическое применение теоретического и эмпирического знания в процессе решения социальным работником конкретных задач. Социальная работа как наука исследует: влияние социальных процессов на развитие и поведение социальных общностей, групп, личности; роль социальной политики в разрешении общественных проблем и практических задач социальной работы; технологии социальной работы с разными социальными группами и личностью; особенности деятельности государственных и общественных институтов социального обслуживания населения; закономерности социального управления в системе социальной работы. Поэтому объектом теории социальной работы есть явления, процессы и отношения. А ее предметом – особенности их влияния на социальное функционирование общностей, групп или личности. По своему содержанию социальная работа является социальногуманитарной, по характеру – междисциплинарной и интегративной. Она тесно связана с такими социальными науками, как социология, политика, право; человековедческими дисциплинами – психологией, социальной педагогикой, деонтологией. Основными задачами социальной работы как учебной дисциплины являются: ознакомить будущих специалистов с теоретико-методическими основами социальной работы (структура, уровни, функции, закономерности, принципы, методы, категории, основные теории и модели социальной работы); проанализировать генезис социальной работы как науки и сферы практической деятельности; определить роль социальной работы в решении социальных проблем; ознакомить с особенностями и технологиями организации и осуществления социальной работы в разных сферах общественной жизни (медицина, образование, пенитенциарная система, система социальной защиты населения и др.) и с особенностями разных групп населения (дети, молодежь, семья, люди пожилого возраста, люди с ограниченными функциональными возможностями, лица с девиантным поведением и др.); воспитывать у будущих социальных работников нравственные качества и формировать гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности, определенные в этических основах социальной работы; развивать творческое мышление, формировать умения профессионально анализировать и оценивать социальные явления, воплощать в жизнь социальную политику государства, содействовать гармонизации человеческих отношений; формировать необходимые знания и умения в сфере менеджмента социальной работы. Социальная работа как профессия интенсивно развивается. В ближайшее десятилетние она будет такой же массовой, как профессия врача и педагога, поскольку предотвращать социальные болезни намного легче, чем бороться с социальными эпидемиями.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
рассматривается как наука, как многопрофильная практическая и учебная деятельность.
Теория С.р. как специфический вид научного знания, являясь комплексной, интегративной дисциплиной, изучает острейшие современные социальные проблемы общества, семьи, личности и различных категорий населения, а также обосновывает оптимальные модели реализации социальных изменений в обществе для решения проблем человеческих взаимоотношений, укрепления свободы человека и его прав на достойную жизнь, теоретически обосновывает эффективные методы восстановления основных социальных функций человека, семьи и социальных групп в условиях взаимодействия с окружающей средой.
Системный подход в С.р. предполагает широкое использование достижений таких наук, как социальная философия, антропология, аксиология, этика, социология психология, педагогика, медицина, демография, экономика, право, культурология, политология и др., связанных с теоретическим осмыслением комплексных проблем человека в процессе социального становления и развития в социуме. Безусловно, существующая дифференциация теорий С.р. вызвана особенностями разных национально-культурных, цивилизационных и культурно-исторических условий, различными контекстами исторического развития народов, общественным строем и экономическим укладом.
Первые теоретические исследования С.р. были выполнены учеными в этой области науки: Л.В. Бадя, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьевым, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жуковым, И.А. Зимней, А.А. Козловым, В.В. Колковым, В.А. Никитиным, П.Д. Павленком, А.М. Пановым, А.С. Сорвиной, Л.В. Топчим, М.Ф. Фирсовым, Е.И. Холостовой, Б.К. Шапиро, Т.В. Шеляг, Н.Б. Шмелевой, В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой-Ярской и др.
Они предприняли попытку определить категориальный аппарат, предмет и объект С.р., ее взаимосвязь с другими науками, отразить роль и значение С.р. в обществе и личности профессионала в этой деятельности.
Отличительной чертой С.р. как теории является то, что она получила свое собственное развитие после признания С.р. как профессии. Как наука С.р. имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. Новая теория создавалась как результат настоятельной потребности общества в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом и экономическом этапе развития общества, а также учитывая потребности в научно-методологических и практических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Методология С.р. подразумевает изучение предмета, объекта, в котором помимо клиента присутствует и сам социальный работник. А также социального контекста, в рамках которого происходит взаимодействие социального работника и клиента, структуры С.р. и принципов функционирования отрасли. Большое внимание в С.р. уделяется изучению и разработке технологий, т.е. способов и методов конкретной практической С.р. с различными группами и типами клиентов, нуждающихся в социальных услугах. Особое место занимает разработка превентивных и коррекционных технологий, направленных на предотвращение или исправление социальных болезней и девиаций.
Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же С.р. как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.
Основу содержания любой науки составляют базовые категории (“несущие” понятия, которые и определяют ее предмет), принципы и закономерности. Вопрос о категориях социальных наук является непростым, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, очень тесно переплетаются друг с другом, многообразны, по-разному интерпретируются, что и обусловливает относительность границ между этими категориями, полипарадигмальность социальных наук.
Поэтому в данном плане следует говорить, прежде всего, о группах категорий С.р.
Некоторые категории не являются специфическими в теории С.р. а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что явления, обозначаемые этими категориями, должны рассматриваться каждой наукой, исходя из ее предмета). Например: социальное, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность, социальные отношения и др.
Некоторые категории являются прежде всего категориями С.р., но используются и другими науками. Например: психосоциальная работа, структурная С.р., социальная реабилитация, социальное благополучие и т.д.
Некоторые категории являются собственно категориями С.р. Например: призрение нуждающихся, благотворительность, волонтерство, меценатство, социальное обеспечение, социальное страхование, С.р., социальная биография, социальный работник, “социальные сети” и др.
В отечественной и зарубежной литературе проблема категорий С.р. до сих пор не является предметом специального анализа. Некоторые авторы лишь фиксируют наличие категориального аппарата. Например, в учебнике “Теория и методика социальной работы” отмечается, что “общепризнанной категорией С.р. являются социальные отношения — выражение связей и взаимодействия между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит различающимися по показателям уровня и качества жизни, источников и величины доходов, по структуре личного потребления. Далее авторы обращаются к таким понятиям, как “социальная деятельность”, “социальное пространство”, “социальная сфера”, которые включены в концептуальный аппарат С.р. Такой подход лишь описывает сферу понятийного аппарата С.р., но не определяет содержание и статусность ее основных категорий.
Поэтому разработка категориального аппарата является одной из приоритетных задач в области исследований теории С.р. В систему категорий С.р. должны войти, на наш взгляд, понятия отражающие, в частности: во-первых, специфику организации С.р. в разных сферах социальной практики (например, С.р. в образовании, С.р. в армии и т.п.), с разными клиентами (С.р. с инвалидами, С.р. с семьей, С.р. с группами риска), в разных социальных ситуациях (С.р. в экстремальных ситуациях, С.р. в условиях экологического неблагополучия и т.п.); во-вторых, разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной С.р. (экономика С.р., менеджмент С.р., психосоциальные технологии и т.п.). Несомненно, по мере развития теории С.р. и эмпирических исследований в этой области система категорий будет обогащаться и расширяться.
Далее С.р. рассматривают как форму практической деятельности. В этой связи следует отметить ее различные аспекты.
Профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направлена на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующую им в этом.
Профессиональная деятельность направлена на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем.
Профессиональная деятельность носит превентивный характер.
Профессиональная деятельность, направлена на гармонизацию социальных отношений в обществе.
К основным целям С.р. можно отнести следующие:
— увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
— создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
— адаптация или реадаптация людей в обществе;
— создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;
— и как конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
С.р. как практическая деятельность в главном и в основном направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. Социальная субъектность понимается нами как накопление и реализация индивидом своей способности к жизнеосуществлению во всех основных сферах общества.
Любая социальная деятельность (и С.р. в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средство, условия. Целью С.р. как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы. Однако следует иметь ввиду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм С.р. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И в этом случае можно говорить о С.р. в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим основанием могут служить социально-психологические особенности клиентов С.р. — молодежь; группы социального риска, лица склонные к суициду и т.д.; третьим — характер проблем, встающих перед социальными работниками. Можно найти и другие основания. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей С.р. (например, от профилактики до коррекции).
Условия для каждого вида С.р. также будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного): политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные.
Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления С.р.
В этой связи особое значение имеет деление оснований для типологии социальных служб, организации практической С.р.
В основе классификации различных видов и форм работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера С.р. как деятельности). Но все они в конечном счете сводятся к следующему: работа с проблемой клиента; работа с другими службами, учреждениями, организациями.
Внутри этих двух форм, в свою очередь, идет классификация различных видов С.р. Так, в первом случае можно говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т.п.); с другой, — об особенностях клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа. Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой, — о статусе этих организаций (государственные, общественные, благотворительные, частные и т.д.). Кроме того, С.р. рассматривают как учебную дисциплину. Решением коллегии Комитета по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР и Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (от 13.05.1991 г.) введена специальность “специалист по социальной работе” в вузах Российской Федерации. Цель подготовки специалистов состоит в содействии развитию и повышению качества преподавания во всем мире, обучении и привитии навыков практической С.р., оказании социальных услуг и разработке политики в области социального развития. И наконец, С.р. рассматривают как общественный феномен.
Социальная деятельность базируется на различных гуманитарных и демократических идеалах. В основе имеется пять аспектов: географический, политический, социально-экономический, культурный, духовный.
Географический аспект. Вся деятельность осуществляется в рамках определенных границ: учреждения, страны, региона, муниципалитета.
Политический аспект. Каждая страна имеет свою политическую систему. Эта система определяет условия осуществления практической деятельности независимо от того, является она либеральной или репрессивной, социалистической, социалдемократической или капиталистической.
Социально-экономический аспект. Основными чаяниями человека являются надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системам здравоохранения, образования, социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степени от справедливого распределения имеющихся ресурсов.
Культурный аспект. Традиции, убеждения, чаяния и культура отдельных лиц, семей, групп, общин и стран должны уважаться, хотя и без ущерба для развития определенных традиций и убеждений. Без этого будет сохраняться дискриминация, наносящая ущерб государству.
Духовный аспект. В любом обществе, где проводится С.р., существует своя система ценностей. С точки зрения С.р., в процессе работы с конкретным человеком (в группе лиц и т.д.), а также развития системы ценностей самих социальных работников очень важно принимать во внимание духовный мир, ценности, философию, этику, а также чаяния и идеалы тех, с кем они работают.
Е.И. Холостова
Лит.: Демидова Т.Е. Современные модели социальной работы. М.: ЭконИнформ, 2007; Российская энциклопедия социальной работы. Т. 2 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997; Теория социальной работы: Учебник / Под ред. В.И. Жукова М.: Изд-во РГСУ, 2011; Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. М.: Юрайт, 2012; Топчий Л.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах: Учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2012; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. 3-е изд. М., 2007.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
699.25 кб

Социальная работа в вузе

Ямаева Е.В.
Статья рассматривает основные виды и формы социальной работы в образовании. Раскрываются особенности социальной помощи и поддержки в вузе. Подробно обобщен опыт социальной работы со студентами на базе конкретного вуза.
Читать PDF
1,018.34 кб

Социально-воспитательная работа

Богданович Галина Александровна
Статья посвящена вопросам воспитательной работы в вузе. В ТГЭУ выстроена целостная система подготовки не только грамотного специалиста, но и высококультурного человека с активной жизненной позицией.
Читать PDF
269.84 кб

Профессия «Социальный работник»

Тевлина B.
Читать PDF
185.31 кб

Школьная социальная работа в США

Пусяк Галина Саввовна
Рассматривается история становления и развития школьной социальной работы в США. Представлены теоретические модели школьной социальной работы и основные методологические подходы к ней.
Читать PDF
407.58 кб

Семья как объект социальной работы

Устьянцева А.Д.
Статья посвящена проблеме подготовки специалистов с высшим образованием в области социальной работы с семьей, с учетом типа семьи, ее особенностей. Автором раскрывается понятие «семья», рассматриваются различные типологии семей.
Читать PDF
646.54 кб

Человек в системе социальной работы

Медведева Г. П.
В статье представлен авторский подход к изучению места и роли человека в системе социальной работы. Обоснована необходимость реализации в деятельности комплексного подхода в отношении человека.
Читать PDF
77.93 кб

Учебное пособие «Социальная работа»

Полоцкая Елена Викторовна
Читать PDF
153.75 кб

Профессионализация социальной работы

Малик Л.
Читать PDF
250.24 кб

Школьная социальная работа в Австрии

Яковлев Павел Алексеевич
Рассматривается история становления и развития школьной социальной работы в Австрии, представлены теоретические модели школьной социальной работы и основные методологические подходы к ней.
Читать PDF
246.64 кб

Молодежь как объект социальной работы

Павлюк Светлана Викторовна, Чобанян Эмма Юрьевна
В статье освящаются вопросы социальной работы с молодежью, её реалии и перспективы
Читать PDF
391.74 кб

Социальная работа в области ВИЧ/СПИДа

Иванян Р.Г.
Читать PDF
1.25 мб

Социально-воспитательная работа в ОГУ

Кострюков А.
Читать PDF
1.18 мб

Кластерный подход к социальной работе

Ширшов Владимир Дмитриевич, Зыскина Маргарита Алексеевна
В статье идет речь о кластерном подходе к социальной работе. Целью кластерного подхода является интеграция образовательных и социальных учреждений для подготовки специалистов к социальной работе.
Читать PDF
267.71 кб

Проблемы социальной работы с молодежью

Павлюк Светлана Викторовна, Матиева Аза Якубовна
В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается молодежь и роль социальной работы в их решении.
Читать PDF
329.63 кб

Социальная работа и борьба с бедностью

Новиков Роман Анатольевич, Козлов Дмитрий Алексеевич
В статье представлено исследование проблем бедности и перспектив ее сокращения.

Найдено книг по теме — 23

Похожие термины:

  • РАБОТА СОЦИАЛЬНАЯ В ОБЩИНЕ

    К одному из типов организации социальной работы относится социальная работа с общиной, сообществом (или комьюнити, микросредой). Понятие “сообщество” (англ. community) является одним из ключевых в соц
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА УЛИЦЕ

    (streetwork). С понятийно-концептуальной точки зрения достаточно сложно очертить специфический профиль понятия “социальная работа на улице”. Ее обозначают и как “уличная социальная работа”, “мобил
  • Групповая социальная работа

    Направление и метод социальной работы, при котором небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в совместную деятельность для достижения общи
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

    вид человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации знаний об определенной деятельности — социальной сфере и социальной работе.
  • Больничная социальная работа

    социальные услуги в больнице. Несмотря на различия в терминологии, данное понятие пришло на смену «медицинской социальной работе». Вероятной причиной этого послужил отказ от медицинского подход
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ

    специфический вид профессиональной деятельности, направленной на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными и коммерческими организациями и вклю
  • Радикальная социальная работа

    попытка переосмыслить теорию и практику социального обеспечения и социальной работы с акцентом на роли классового разделения и расовой ДИСКРИМИНАЦИИ в личных проблемах либо на значении рыночны
  • Феминистская социальная работа

    ряд подходов к социальной работе, объединенных представлением об угнетении женщин и ставящих своей задачей преодоление последствий этого угнетения. Сторонники феминизма рассматривают все аспек
  • Общественная социальная работа

    community social work) – направление социальной работы по оказанию поддержки в рамках сообщества людям, осуществляющим уход за КЛИЕНТАМИ.
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПРЕВЕНТИВНАЯ

    (от лат. praeventio — опережаю, предупреждаю, англ. prevention — предупреждение, предохранение, предотвращение) — научно обоснованный, своевременно предпринятый комплекс экономических, политических, право
  • ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

    (престиж — от франц. prestige — обаяние, очарование), исходя из философского, психологического и социологического смысла, — общественная оценка профессиональной группы работников системы социальног
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ НА УЛИЦЕ

    как профессиональная форма социальной работы возникла в США, где в конце 20-х гг. XX в. были выработаны соответствующие социально-педагогические программы, создание которых было обусловлено постоян
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    деятельность, направленная на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальном
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    цикл учебных дисциплин) имеет целью дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлений, инструментарии, технологиях (методиках) и ее орган