ТЕЛЕВИДЕНИЕ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
от греч. tele - вдаль, далеко и лат. video - смотрю, вижу) - англ. television; нем. Fersehen. Передача на расстояние изображения подвижных и неподвижных объектов с помощью электр. сигналов, распространяющихся по каналу связи; одно из средств массовой информации.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Телевидение
создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие «телевидение» входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации.
Источник: Терминологический словарь телевидения основные понятия и комментарии
Телевидение
television), важнейшее из средств массовой информации, в к-ром изображение и звук передаются посредством радиочастотных электромагнитных волн или по электрич. кабелю. Впервые Т. продемонстрировал Скот Джон Лоджи Бэрд в 1926 г. Черно-белое Т. начало регулярное вещание в Германии в 1935 г., за ним последовали передачи Би-Би-Си (1936) и Национальной радио и телевещательной компании США (Эн-Би-Си) (1939). В 1950-х гг. Т. начало вытеснять кино и радио, особенно после появления цветного изображения. В Америке всегда преобладало коммерч. Т., финансируемое за счет рекламы, но в др. странах существенна роль гос. Т. С самых первых прямых трансатлантических передач в 1962 г. и охвативших затем весь мир спутниковых трансляций Т. превратилось в такое же доступное ср-во передачи новостей, как и радио. Спутниковое и кабельное Т. оплачивается за сеанс или по подписке. Глобальная деревня, предсказанная канадским теоретиком масс-медиа Мак-Люэном, сегодня стала реальностью. Одну программу, напр., поп-концерт в пользу жертв голода в Эфиопии, могут смотреть сотни миллионов людей одновременно почти во всех странах мира. Видеомагнитофоны и телеприемники, передающие информационные базы данных, расширили возможности Т. В 1986 г. на 1 тыс. чел. в развитых странах приходилось 477 телевизоров, но в развивающихся странах — только 40, а, напр., в Индии — меньше 10. Это, однако, не отражает степень доступа людей во всем мире к Т., повсеместность к-рого вызвала дискуссии о его культурной и полит, роли. Обществ. службы вещания несут убытки из-за того, что права собственности на ср-ва массовой информации все больше концентрируются в руках неск. компаний. Тревога развивающихся стран по поводу информационного империализма привела к требованию перераспределения радиодиапазона и установления нового междунар. информационного порядка. Патриотически настроенные критики считают Т. ответственным за утрату обществ, идеалов, осуждая, в частности, показ насилия в развлекательных программах. Влияние рекламы на содержание передач также остается дискуссионной проблемой.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Телевидение
(др. – греч. τηλε – далеко и лат. vidеo – смотреть) Тип средства массовой информации, принцип функционирования которого заключается в передаче на расстояние упорядоченного потока единиц аудиовизуального контента. В широком смысле понятие «телевидение» объединяет три разных, но взаимозависимых звена: генерацию контента (производители), упаковку контента (вещатели) и дистрибуцию контента (операторы связи и аудиовизуальные онлайн‑сервисы). Ключевыми участниками телевизионной системы являются телевизионные каналы‑вещатели – отдельные электронные СМИ, имеющие конкретную тематическую направленность и целевую аудиторию, среду распространения и территорию охвата, форму собственности и экономическую модель. Классификация телевещателей может базироваться на каждом из данных признаков (универсальные и специализированные каналы, общенациональные и региональные, общественные и коммерческие и др.). С чисто технической точки зрения каналы также делятся на аналоговые и цифровые. Вещание может вестись в режиме 24/7, что принято у централизованных каналов, или отдельными временными интервалами (окнами), что распространено среди участников сетевых объединений. Главными медиаметрическими показателями телеканала являются рейтинг (TVR) и доля (Share). Основные источники финансирования телевидения – размещение рекламы, абонентские платежи и государственные дотации. Для обозначения единицы телевизионного контента обычно используется общий термин «программа». Программы классифицируются по жанровым и форматным признакам, их расположение в сетках вещания обусловлено правилами программирования каналов разных видов. Рынок телевизионного контента является глобальным, широко распространена практика национальных адаптаций различных проектов. Телепрограммы, как и телеканалы, являются носителями самостоятельных брендов. В связи с этим дистрибуция единиц контента в настоящее время не ограничивается показом в телеэфире, а осуществляется параллельно путем размещения на онлайн‑платформах.
Литература Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения. – М.: ИКАР, 2012. Кузнецов Г В. Так работают журналисты ТВ. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2004. Телевидение в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспективы развития / под ред. Е. Л. Вартановой, В. П. Коломийца. – М.: ФАПМК, 2019.
Литература Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения. – М.: ИКАР, 2012. Кузнецов Г В. Так работают журналисты ТВ. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2004. Телевидение в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспективы развития / под ред. Е. Л. Вартановой, В. П. Коломийца. – М.: ФАПМК, 2019.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
television — TV) (от греческого tele, означающего «далекий» и "отдаленный") — аппаратура для передачи изображений и звуков, которая, несомненно, стала наиболее существенным культурным явлением конца 20-го столетия. Значение телевидения обусловлено не только его воздействием на образцы досуга, предполагаемым влиянием, помимо прочего, на культивирование насилия, чтение и семейные отношения, и даже способностью изменить восприятие пространства и времени, а также стимулировать глобальное понимание, но его центральной ролью в увековечивании потребления (см. также Реклама). В 1949 г. менее 2% семей в Англии и США имели телевизоры; сегодня этот показатель — свыше 99%. Затраченное у телевизора время разнится по возрастам, классам, тендерам и другим факторам. Популярная мыльная опера в Англии обычно притягивает 13 млн. зрителей (приблизительно четверть населения), а глобальное событие, подобное розыгрышу супер-кубка в США, — 100 млн. в одних лишь США и миллиарды во всем мире. При показе таких событий коммерческая реклама стоит $900 000 за 30 секунд, что делает главными клиентами телекомпаний не столько зрителей, сколько рекламодателей, которых они и стремятся обслуживать. По утверждению комментаторов, телевизионные сети сдают зрителей в аренду рекламодателям. Кроме критики, обвиняющей телевидение в формировании всевозможных видов нежелательного поведения, более глубокие авторы, например, Нелл Постмен ("Развлекают нас до смерти", 1985), высказывают сожаление по поводу снижения доминирующего культурного значения типографии и превращения телевидения в средство, вызывающее приятное состояние эйфории, но истощающее критические способности. Это представление имеет много сходного с более ранними теоретиками таких разнообразных течений, как Франкфуртская школа критической теории и Колумбийская школа Нью-Йорка. Они соглашались с тем, что телевидение, наряду с другими средствами массовой коммуникации, в политическом отношении было снотворным и связано с сохранением статус-кво. Сравнительно недавно возникновение дискурс-анализа привело к переориентации, к большему акценту на роли зрителя скорее в нетерпении, чем только в поглощении телевизионного материала. В представлении таких исследователей, как Джон Фишке ("Телевизионная культура", 1987), телевизионное чтение вовлекает зрителей в формирование значения, втягивая их текстом программы в интерпретативную деятельность, формирующую дискурс. Позволив сформулировать более активную концепцию зрителя, это также отвлекло внимание далеко в сторону от "больших" проблем. Одна из них — каким образом телевидение воздействует на наше общественное поведение, в частности, на наши расходы.
Источник: Большой толковый социологический словарь