ВОСПИТАНИЕ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Воспитание
процесс формирования человека как личности.

Источник: Краткий словарь по социологии

ВОСПИТАНИЕ
навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни и быту.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Воспитание
процесс направленного систематического формирования личности согласно принятым в обществе моделям и нормам.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

ВОСПИТАНИЕ
англ. education; нем. Erziehung. Процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ВОСПИТАНИЕ
процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

ВОСПИТАНИЕ
деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия его развития, подготовки к жизни и труду.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Воспитание
сложный процесс, одна из составляющих процесса развития личности, ее социализации. Начинается с момента рождения человека. В рамках системы образования воспитание формирует определенный тип личности, который обусловлен потребностями общества. Носит социальный характер и выступает неформальным социальным институтом современного общества, для которого характерно: отсутствие четкой организационной структуры, иерархии субъектов воспитания, четкого разделения специализированных и формальных функций, размытая форма ответственности за результаты и т.д.

Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru

ВОСПИТАНИЕ
в широком смысле функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп. В узком смысле — процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации и др.) с целью ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественной, социально-политической, культурной, семейно-бытовой и т.д.).

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

ВОСПИТАНИЕ
процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. В. реализуется посредством творческого овладения всей доступной ему культуры в конкретном социально-историческом контексте. Воспитание всегда представляет собой культивирование в индивиде человеческих качеств, усвоение нравственной, научно-познавательной и художественной культуры, что ориентирует личность на безусловные ценности добра, истины и красоты. Историческими типами В. является формирующее В. (ориентируется на внешние по отношению к человеку параметры и задачи его становления), своецентристское В. (мерило становления человека заключено в нем самом) и междусубъектное В. (общение между людьми не предполагает притязания кого-либо быть центром общения).

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Воспитание
Виховання. Education (upbringing). Процесс целенаправленного, систематического формирования личности как представителя определенной культуры. В. реализуется агентами социализации, среди которых одним из основных являются семья и система образования. Система светского образования включает в себя умственное, нравственное, эстетическое и физическое В., которые ориентированы на формирование физического совершенства и освоение определенной системы научного знания, моральных ценностей, мира по законам красоты, т. е. на основе определенного социальноэстетического идеала. Принципы и формы В. исторически изменяются и зависимы от социального устройства общества, его социальной структуры. В обществах с сильными религиозными традициями в систему В. включается еще и религиозное.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Воспитание
(upbringing) — формирование системы ценностных ориентаций, отношений личности. Воспитание предполагает целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Оно осуществляется за счет расширения собственного опыта ребенка, его практических действий и поведения. Воспитание обращено к личности в целом и формирует ее личностное ядро: систему потребностей, интересов, целей, идеалов, вкусов, черт характера, отношений. Главная проблема воспитания — что считать ценностями, как сделать так, чтобы ценности (нравственные, эстетические, религиозные) стали мотивами деятельности поведения личности. В воспитании соединяются две стороны: деятельность воспитателя и деятельность воспитанника. Воспитание — это энергия и устремление воспитателя и воспитуемого. Его цель – личностное становление и развитие ребенка, направляемое педагогом и зависящее от его деятельности. Воспитание — исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.

Воспитание
направленное социальное воздействие на человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организацией, в которых оно осуществляется (см. Воспитательные организации, Воспитание семейное). Воспитательные мероприятия направлены на то, чтобы помочь человеку более полно и адекватно подготовиться к самостоятельной жизни и к всестороннему участию в жизни общества. Употребляется в нескольких значениях, фиксирующих совокупность стоящих перед воспитанием задач для формирования: черт характера, необходимых всякому человеку как активному, деятельному субъекту, например силы
воли, целеустремленности, самообладания и пр.;
-личностных качеств, определяющих нравственно-этическую позицию человека и направленность его социального поведения, таких как гражданственность, ответственность, совестливость и
пр.;
-навыков повседневного поведения, соответствующих требованиям разного рода общепринятых норм и традиций;
- готовности достигать частных и групповых интересов, сообразуясь с требованиями морали и законами общества.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Воспитание
сохранение, воспроизводство, развитие человеческого качества в педагогическом взаимодействии (И. А. Колесникова); направленное действие, посредством которого индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства (И. С. Кон); средство социального наследования и приобщения человека к совокупности общественных отношений (В. В. Краевский); процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В. И. Гинецинский). Р. Тагор определял цель истинного воспитания через «выведение на поверхность нашего существа бесконечных источников внутренней мудрости». И. А. Колесникова обосновывает идею двудоминантности процесса воспитания как его сущностную характеристику. Она пишет: «Формирование ценностного отношения к воспитаннику, с одной стороны, и самоуважения как свойства создателя и носителя системы педагогических отношений – с другой, могут быть взяты в качестве отправной точки профессиональной подготовки учителя-воспитателя». Целостность процесса воспитания является важнейшим фактором его эффективности. Необходимость целостного подхода в воспитании увеличивается по мере восхождения человека к индивидуальности.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Воспитание
деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для развития индивида, подготовки последнего к общественной жизни и производительному труду.
Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных проблем (нравственных, духовных и т.п.) – в соответствии с образцами, идеалами социума.
В идеале воспитательная работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый субъект воспитания мог заняться любимым делом и полностью раскрыть свои способности в определённой области [10].
В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной (в т.ч. когнитивно-креативной) активности личности необходимо, на наш взгляд, перманентно совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе государственных культурно-творческих учреждений, так и в структуре общественных креативных институтов.

Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.

Воспитание
1) целенаправленный и организованный процесс формирования личности; создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передача общественно исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их кобщественной жизни и производительному труду; 2) в узком педагогическом смысле В. — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В узком социальном смысле под В. понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни; 3) в широком педагогическом смысле В. — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В широком социальном смысле В. — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовного наследия человечества.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

ВОСПИТАНИЕ
целенаправленный процесс формирования личности путем педагогических воздействий в соответствии с определенными социально-педагогическими целями. Выделяют три значения В.: В. в широком социальном смысле — совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; В. в широком педагогическом смысле — целенаправленное В., осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; В. в узком педагогическом смысле — воспитательная работа в целях формирования у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, решения конкретных воспитательных задач.
В., будучи частью социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности — познавательной, предметно-практической, духовнопрактической, коммуникативной, игровой, спортивной.
С содержательной точки зрения В. имеет несколько классификаций. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое В. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, гражданско-патриотическое (военнопатриотическое), нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое В. Существуют концепции прагматичного, ценностного, коллективного, коммуникативного В. и др. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное) В., а также В. в детских и юношеских организациях, по месту жительства, в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях. По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое В.
Дискуссионна проблема целей В., имеющих конкретноисторический характер. В различных педагогических концепциях цель В. трактуется в зависимости от социально-философских позиций авторов как В. всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство; приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; В. социально компетентной личности; автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности; формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой; развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.
Будучи сложным социальным явлением, В. является объектом изучения ряда наук: философии, социологии, этнографии, психологии, педагогики и др.
Современная педагогика исходит из того, что процесс В. представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных — институтов В. Взаимодействие между институтами В. обусловлено их функциями и объективно выражается во взаимодополнении в процессе В. детей. Отсутствие между институтами В. достаточно отработанной и четкой системы связей делает процесс В. дискретным (прерывным) в отличие от непрерывного процесса социализации. Это приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкретном случае.
А.К. Быков
Лит.: Коротов В.М. Воспитание как предмет педагогической науки // Развитие личности. 1997. № 1. С. 22–37; Мудрик А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М.: Большая рос. энцикл., 1993; Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под ред. В.А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 2003.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ВОСПИТАНИЕ
участие взрослых в процессах развития, взросления и социализации детей. Термин В. указывает на искусственную составляющую в этих процессах, на функцию, которая, в одном случае, является неотъемлемой для взрослых (родители), в другом - вменяется обществом специально подготовленным профессионалам (педагогическое сообщество). Толкование понятия В. является проблемной точкой педагогического знания.
В педагогическом сообществе существуют несколько пониманий этого понятия: 1. В. в узком смысле - это специальная деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для его внутреннего развития - осуществления само-В. В этом значении В. - педагогическое управленческое воздействие на процессы развития личности, которое тесно связано с процессами обучения, образования, подготовки, обеспечением грамотности и выступает одним из базовых педагогических процессов. Но в отличие от последних в В. (само-В.) происходит дифференциация систем ценностей: признание традиционных или вырабатывание собственных. В зависимости от признаваемых ценностей осуществляемый взрослыми процесс может быть определен или как В., или как "воспитательная работа" - целенаправленное формирование у личности отношений к людям и окружающей действительности. Процессы В. и "воспитательной работы" являются разными по целям и задачам, по способам организации, что предполагает: а) различное понимание ценностей, среды и содержания этих процессов; б) наличие различных приоритетов в деятельности: персонификация и самоопределение человека в В. или его внешняя социализация в воспитательной работе (пусть даже и с помощью индивидуализации педагогической деятельности), поддержка и становление каких-то качеств (В.) или их целенаправленное формирование (воспитательная работа) и др.; в) использование разной критериальной базы для анализа состояния дел и для постановки задач на деятельность.
2. В. в широком смысле слова - процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть В. - передача, усвоение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотивации. Отсюда акцентировка в В. задач разработки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении (предполагающем также формирование индивида как биопсихосоциального существа и включение его в систему ценностей, символов, норм и традиций данной культуры, усвоения социальных ролей). "Воспитанность" - "невоспитанность" выступают как один из основных атрибутов человеческой индивидуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия в их умении и стремлении к адекватной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в определенной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к "внутреннему" разладу и негативным оценкам.
При этом В. может пониматься двояко: 1) только как процесс и результат системы целенаправленных действий и осознанных усилий самого индивида (само-В.); 2) как процесс "стихийный", естественно складывающийся и происходящий помимо целенаправленных формирующих усилий человека. Путь В. - выработка человеком личностной системы (набора) смыслов. На протяжении всей истории человечества В. играло весьма важную и особенную роль в обществе. Конечная идеальная цель В. (как оно понималось в разные эпохи и в различных культурах) - совершенный человек. В исследовании В. как базового образовательного процесса можно выделить два подхода: 1. Естественный, в котором В. не признается как целенаправленный, организуемый и контролируемый процесс, каковым он должен был бы быть в качестве базового образовательного. Специалист в области В. - это скорее исследователь, чем "формирователь" личности: практическая сторона специальности воспитателя состоит, в первую очередь, в отслеживании процесса с тем, чтобы в В. не было перекосов и односторонности (ведь садовник не сам растит дерево, а только следит за тем, чтобы у дерева было все необходимое для роста). В этом контексте В. понимается как "педагогическая поддержка", и тогда воспитатель должен быть обеспечен соответствующими знаниями о закономерностях роста, созревания и взросления человека. 2. Искусственный, где В. - это деятельность (развивающая и образующая), которая должна специально проектироваться в качестве возрастно-нормативной в рамках определенных ценностных оснований и целевых ориентиров развития человеческой субъективности: освоение возрастного пространства и переход от одного возрастного этапа к другому не осуществляются автоматически, "естественным" путем, а специально организуются в соответствии с решением совершенно определенных задач развития человеческой субъективности, осуществляемым участниками этих событий. Система В. в современных типах общества ориентирует на раскрытие человеческой индивидуальности, обеспечивающей становление человека-субъекта и его развитие. Развитие как управляемая, целенаправленная или артифицированная эволюция предполагает перенормирование имеющейся деятельности, что позволяет субъектам реализовывать свои представления о будущем, обеспечивая устойчивое развитие. Устойчивое развитие можно понимать как искусственно-естественные изменения сложившейся ситуации, поддерживающие постоянное наращивание уровня жизни каждого и всех. Искусственно-естественный характер изменений полагает у человека-субъекта развития представленность таких качеств как собственно субъектность (сформированность жизненной позиции "деятеля", предполагающей самоопределение человека, его активность и ответственность); образованность (способность человека быть адекватным динамичной ситуации, умение работать с расширяющимся знанием); терпимость (принятие ценностей мира и человека: признание инакомыслия, осознание границ своей свободы и прав другого человека, умение договариваться); функциональную грамотность (знание об окружающем мире и языке общения, обеспечивающее человеку возможность стать хозяином своей судьбы). Наличие этих качеств позволяет человеку быть успешным в условиях расширяющегося порядка, открытого общества, что проявляется как: 1) постоянное развитие индивидуальных способностей и качеств, знания и культуры, общественных отношений и диалога человека с человеком, человека с миром и 2) демократическая организованность.
Человек современного мира - гражданин, который не только стремится удовлетворить свои собственные права и интересы, но и способен взять на себя ответственность как за свою жизнь, так и в определенной степени за жизнь других. Соответственно, с точки зрения целей социализации современная система В. должна обеспечивать становление у человека гражданской грамотности, которая является базой для формирования человеком своей гражданской позиции - точки зрения, влияющей на выбор своего пути, дела, построение собственных перспектив и определяющих отношение человека к происходящим событиям. В гражданской позиции переплетаются жизненная и социальная позиции человека (жизненная позиция - личностная философия человека, отражающаяся в его образе жизни и обустройстве им индивидуального жизненного пространства; социальная позиция - субъективное осознание индивидом себя как самостоятельной единицы в общественных отношениях, что обусловливает понимание своего места и назначения в обществе, готовность к ответственному действию, потребность самореализации своих возможностей). Наличие у человека сформированной гражданской позиции позволяет ему, участвуя в жизни демократического сообщества и вынося собственные суждения, делать свой выбор. Мир гражданско-правового знания (гражданской грамотности) - это мир построения взаимоотношений: 1) человека с самим собой и с окружающими людьми, 2) различных сообществ и групп людей между собой. Язык этого мира - язык коммуникации: понимания, конфликта и компромисса. Освоение такого языка невозможно без непосредственного приобретения опыта коммуникации: проживания ситуации взаимодействия с принятием на себя ответственности за ее результаты. Коммуникация дает возможность ее участникам прочувствовать ситуацию свободы - ответственности, наличия или отсутствия прав, приобрести опыт понимания и согласования норм взаимодействия, критического мышления, способности к эмпатии. Гражданская грамотность в этом контексте - это сформированная способность человека участвовать в демократическом сообществе. Одним из условий становления гражданской грамотности являются отказ от тотального единообразия школ, рецептурной педагогики, переход от школы центризма к школе социальной среды, что требует принципиального обновления воспитательной и образовательной системы, построения ее вариативно, обеспечивая авторство и появление имен. Сегодня уже нельзя говорить лишь о внешнем воспитательном воздействии, при котором не только ребенок, но и воспитатель идет от системы готовых заданий и рецептов. Необходимо вести речь об организации жизнедеятельности, которая требует не прямого воздействия на воспитанников, а взаимодействия с ними. Это фундамент, на котором строятся деятельность, общение, отношения в группе и коллективе. В В. принципиальными становятся вопросы "культурного и экзистенциального в душе человека" взамен традиционно разрабатываемой в советской психологии проблемы "биологического и социального в его психике". Такое понимание предъявляет особые требования к представлениям о человеке.
С этой точки зрения наибольший интерес вызывают разработки, сделанные в СМД (системно-мыследеятельностной) методологии (Г.П.Щедровицкий и др.). Согласно им человек предстает в единстве трех его ипостасей: а) человек - обитатель природной среды, материально-вещественного мира (Организм). Обеспечивая выживание, его активность проявляется в поведении, когда в качестве регуляторов используются инстинкты и рефлексы. Сущность В. Организма - формирование условных рефлексов путем передачи определенных сигналов, прививания привычек (например, привычки чистить зубы до еды). В работе с этой ипостасью допускается тренировка, дрессура, использование высказывания "Так надо" в качестве "аргумента"; б) человек - член социума, проживающий в определенной социокультурной среде (Индивид). Член социума - исполнитель определенных ролей в государственной и социальной структурах; его жизнь проходит в учрежденческой форме организации и регулируется имеющимися нормами и образцами, существующими предписаниями. Общество извне несет ответственность за уровень жизни "ролевого человека". Оно же определяет и тот объем "знаний", который необходимо "передать" растущему индивиду для обеспечения его "встроенности" в общественную жизнь. Социальное здоровье, характеризующееся уровнем правосознания, принимаемыми моральными нормами, имеющимся "общекультурным уровнем" (в терминах советской педагогики), придает Индивиду уверенность в завтрашнем дне и обеспечивается стабильной жизнью. Сущность процесса В. Индивида - его первичная социализация за счет обучения и подготовки. Передачей нормативно-регулируемой деятельности обеспечивается воспроизводство существующего общества. Точное исполнение определенных заданий; творчество, направленное на совершенствование средств и допускаемое в заданных рамках; создание внешних условий, по мнению обучающих (педагогов, учителей, родителей и т.д.), обеспечивающих реализацию требующегося для всех образа жизни - это далеко не полный перечень направлений деятельности, позволяющих обеспечить процесс такого В.
Для традиционного типа общества, изменения в котором происходят путем эволюции, т.е. очень медленно, характерно воспринимать человека представленным в единстве только этих двух ипостасей. Это ритуально позволяет ему предъявлять кому-то претензии по поводу необеспеченности для него определенных условий проживания, ожидать "кого-то" для решения своих проблем, перекладывать на других ответственность за характер и содержание своей жизни и деятельности. Наиболее остро все это представлено в закрытом обществе, понимающим под В. целенаправленный процесс воздействия на человека, решающий задачу формирования Индивида определенного типа. Однако изменение социокультурной ситуации в сторону проявления открытости общества делает недостаточным понимание человека, представленное в такой схеме, основанной на парадигмальной идее "Все есть природа". Возникает насущная необходимость в отдельном вычленении третьей ипостаси: в) "человека уникального", живущего и реализующего в общении (диалоге и/или полилоге) с другими людьми в рамках определенной смысло-ценностно-символически нагруженной среды (Личность, Индивидуальность). Именно эта ипостась характеризуется субъектностью человека, которая определяется границами поля ответственности, взятой на себя каждым. В таком понимании человек - это всегда субъект, хозяин своей жизни, деятельности, здоровья. Его активность проявляется в мышлении, характере мыследеятельности и регулируется личностными ценностями и проектными целями. Для Индивидуальности необходима клубная организация деятельности, в основе которой лежит позиция, а не место в функциональной структуре, самоопределение, а не должностные обязанности. Системой воспроизводства для Личности является образование и В., понимаемое как управление процессом ее развития и взросления: "Взрослый" - это жизненная позиция человека, предоставленного самому себе и отвечающего за себя, несущего всю полноту ответственности. Именно личностное как комплексирующее на себе все человеческие ипостаси и есть то, что можно назвать собственно человеческим в человеке. На протяжении многих лет советская педагогика рассматривала личность ребенка как объект, на который необходимо воздействовать. Перед школой как социальным институтом ставилась задача В. послушного члена общества, ориентированного на приоритет общественных и коллективных интересов, своеобразного биосоциовида, в результате обучения способного к воспроизводству определенных знаний, умений и навыков. Однако для жизни в обществе ему требовалось "доформирование" специфических культурных и социальных навыков (через дополнительное обучение их соответствующим нормам жизни общества), для воспроизводства которых и отводилось специальное внеурочное время "воспитательной работы". В этом смысле под тем, что и в советской педагогической литературе, и в учебно-воспитательном процессе называется "воспитательной работой" фактически подразумевается обучение еще одному дополнительному учебному предмету - жизни в данном обществе и в существующем сообществе других людей. В таких условиях ценность подлинного В. как процесса становления личности и профессионала оказывается подменена доведением "объекта В." до некоего, якобы известного педагогу, "общественного" идеала и сводилась к решению проблемы его организованной занятости в свободное от основных занятий время. При этом выбор форм этой занятости определялся не столько желаниями воспитуемых, сколько спускаемыми сверху рекомендациями и возможностями учебного заведения. Такое понимание "воспитательной работы" и есть сущность "педагогики мероприятий"- иллюстрации авторитарного подхода в В., несущего в себе функциональный характер формирования личности по образцу, специалиста как средства производства. В условиях господства антагонистического разделения труда особым образом организованный процесс формирования индивида во многом имеет целью подготовку человека к специализированной деятельности. Именно поэтому становится возможным строительство по единой логике и обучения, и В., разведение общего по своей сущности процесса образования на учебную и внеурочную работы, являющиеся по отношению к учащемуся внешними. Сводя образование только к освоению признанных в обществе и проверенных профессиональных образцов, "воспитанный человек приучается действовать по заданной программе, отвыкает рассматривать свою деятельность как решение проблемы, а само знание (в форме науки) становится для него всемогущим регулятором деятельности" (В.В.Давыдов). Успешной такая практика может быть только в условиях традиционного, а особенно закрытого общества. Только в этом случае заранее известны нормы, образцы, идеалы и тот объем знания, полнота освоения которого позволяет быть адекватным жизни в типизируемых извне ситуациях. Здесь характерно моноидеологическое В., загнанное в рамки одной школы (как социального института), которая подчинила себе не только семью, но и другие социальные институты. Непонимание и не принятие на себя ответственности за успешность своей собственной жизни - такова плата за единообразие советской школы, в центре воспитательной системы которой стоит не человек, а мероприятие. Именно поэтому ребенок, находясь в стенах современного учебного заведения, должен не только "готовиться к жизни", а иметь возможность, живя "здесь и теперь", самостоятельно строить свое будущее, выступая как субъект собственного формирования, изменения и развития, что предполагает коренное реформирование системы В. Решение этой задачи способствует появлению локальных пространств свободы, в которых возможно, "играя действительность", играть по правилам "будущего". То есть речь идет о необходимости создания пространств самоопределения, формирования своей позиции и самозаказа на деятельность, что перед современным педагогом, в первую очередь, ставит задачи по В. самого себя (т.е. требует осуществления им работы со своими ценностями, идеалами, нравственными и правовыми нормами, предрассудками и т.д.) и изменению деятельности (как собственной, так и школы в целом). А это уже задача переобучения (т.е. усвоения знаний об этой деятельности, освоения современных педагогических технологий). Организация жизненного пространства напрямую связана с организацией взаимодействия субъектов образования, имеющего договорную основу (по поводу результатов деятельности и разработки критериев определения ее эффективности, характера организации и степени ответственности за полученные результаты и т.д.), сопряженную с возможностью самоопределения и контрактной системой. Осуществление процессов развития, образования и В. как управления взрослением человека сегодня сопряжены с предъявлением и созданием в условиях учебных заведений образцов демократической организации жизни сообщества: а) имитацией демократических организованностей, основанных на осуществлении принципа разделения властей, становлением ученического и школьного самоуправления; б) развитием общественного движения, стимулированием инициатив, деятельности сообществ, созданием профессиональных клубов; в) освоением педагогами технологий гуманитарного проектирования, повышением их уровня гуманитарной грамотности и технологической компетентности, развитием в республике инновационного движения; г) расширением пространства использования технологии "дело и кооперация", организации такого педагогического процесса, в котором проектируется совместная деятельность его участников. Построенная на деятельностном подходе и проектно-программной организации, эта технология предполагает, что ее участники становятся соавторами - субъектами учебно-воспитательного процесса. А наличие у человека такого опыта - еще одно условие, без существования которого нельзя говорить о становлении гражданской грамотности, и, соответственно, его социализации, и В. В. - искусственно-естественный процесс управления взрослением человека, основанный на его самоопределении и рефлексии. Самостоятельность в деятельности и автономность существования, авторство, имена, современный образовательный стандарт и технологии - условия, необходимые для обеспечения современного процесса В.
С.Б. Савелова, В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
233.71 кб

Патриотическое воспитание в семье в условиях социально-экономической трансформации (на примере Респу

Гасанова З. З.
В статье рассматривается проблема формирования и становления личности в семье, ее роль в патриотическом воспитании молодежи.
Читать PDF
311.59 кб

Воспитание коммуникативной компетенции студентов педвуза.

Дубаков А. В.
В статье обозначается роль воспитания по отношению к коммуникативной компетенции, механизмы функционирования ситуативных задач в качестве средства ее воспитания.
Читать PDF
261.35 кб

Воспитание у школьников Санкт-Петербурга толерантного отношения к детям других национальностей

Моисеева Валентина Степановна
Статья посвящена основным проблемам школьного воспитания детей из семей мигрантов, особенностям толерантного воспитания учащихся в школе.
Читать PDF
118.52 кб

Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры

Саакян Маргарита Ваниковна
В статье раскрывается важность правовой культуры общества и уровень правосознания людей. Рассматриваются пути и механизмы ее совершенствования. Сформулирована задача правового воспитания.
Читать PDF
355.52 кб

Воспитание культуры толерантности в народной педагогике осетин

Годжиева Регина Батразовна
В центре внимания автора исследование воспитательного потенциала национального педагогического и историко-культурного опыта народа и поиск методов формирования менталитета толерантности у современной молодежи.
Читать PDF
363.12 кб

Социальное воспитание ресурс развития социальности в человеке

Ромм Татьяна Александровна
В статье предложен анализ социальности человека как источника, результата социального воспитания человека с позиций нормативного и интерпретативного общенаучных подходов.
Читать PDF
610.75 кб

Воинское обучение и воспитание в российской армии: поиск новой парадигмы

Карманов Андрей Владимирович
В статье рассматриваются актуальные вопросы необходимости модернизации армии и всей системы воинского обучения и воспитания в нашей стране, с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Читать PDF
275.19 кб

Социальное воспитание и его исторические формы

Синцова Людмила Константиновна
Рассматривается социальное воспитание как механизм воспроизводства социальной культуры общества. Анализируются формы социального воспитания, выявляются детерминанты, определяющие его содержание и исторические формы.
Читать PDF
0.00 байт

Духовно-нравственное воспитание молодежи как фактор безопасности России

Коркия Эка Демуриевна
Понятие духовно-нравственное воспитание широко используется в российских официальных документах, но его содержание остается неясным.
Читать PDF
0.00 байт

Патриотическое воспитание в правоохранительных органах: состояние и факторы влияния

Лесняк Виктор Иванович
В статье анализируются состояние и перспективы героико-патриотического воспитания сотрудников российской милиции.
Читать PDF
748.97 кб

Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху

Ромм Татьяна Александровна
В статье рассматриваются проблемы, связанные с теоретическим определением целей и задач социального воспитания в постиндустриальную эпоху.
Читать PDF
193.06 кб

Экологическое воспитание в семье

Несговорова Наталья Павловна, Савельев Василий Григорьевич, Шарапова Надежда Эдуардовна
Статья посвящена экологическому воспитанию в семье на основе семейных традиций.
Читать PDF
124.65 кб

Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях

Мудрик А. В.
Рассматриваются контркультурные организации как фактор десоциализации личности, характеризуются их признаки, раскрываются составные части диссоциального воспитания.
Читать PDF
0.00 байт

Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации

Никандров Н. Д.
На широком социокультурном фоне анализируются сложные процессы социализации молодежи в современных условиях.
Читать PDF
413.68 кб

Воспитание гражданственности детей в организации

Решетников О. В.
Рассматриваются пути и средства воспитания гражданственности детей в организации, раскрывается воспитательный потенциал детской организации.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Воспитание чужих детей

    поселение ребенка в семье или с одним человеком, способным обеспечить круглосуточный повседневный уход за ребенком вместо биологических родителей. Существует множество вариантов организации во
  • ВОСПИТАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ

    англ. education, natural; нем. Erziehung, naturliche. Воспитание, цель к-рого состоит в развитии естественных склонностей и интересов ребенка (Ж.-Ж. Руссо).
  • ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ

    педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
  • ВОСПИТАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ

    англ. education, functional; нем. Erziehung, funktionale. Совокупность влияний, к-рым подвергается ребенок в своем соц. окружении и к-рые воздействуют на развитие его личности независимо от того, было ли это предусмотре
  • ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН

    направлено на формирование у граждан способности выступать субъектами конституционного и гражданского права, безопасности, развития социального государства, строительства нравственного, демок
  • ПРИРОДА И ВОСПИТАНИЕ

    NATURE/NURTURE DEBATE) Человеческие существа одновременно включены в мир природы (посредством своего тела) и в мир культуры (посредством языка). Точное соотношение между биологическим и культурным в устрой
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

    направлено на всемерное содействие духовному развитию этносов в различных национально-культурных автономиях.
  • ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

    процесс целенаправленного формирования личности молодого человека с целью его подготовки к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики.
  • ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

    воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры), для которой нравственные идеалы, нормы ипринципы являются важнейшими в повседневной жиз
  • ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

    система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки).
  • ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЕ

    воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими.
  • Дошкольное воспитание

    это семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.
  • Двигательное воспитание

    направленная деятельность по включению ребенка-инвалида в самопроявление, позволяющая уму усвоить правильную двигательную активность, сформировать ее естественное проявление, соответствующее
  • ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

    воспитание с учетом особенностей культуры, традиций этнической группы; часть поликультурного образования и этнопедагогики.
  • ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    теория и практика воспитания людей, принадлежащих к населению того или иного государства, формирование знания и понимания прав и обязанностей членов гражданского общества.
  • Народное воспитание

    объективно закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности связи поколений, осуществляющейся в соответствии с целями народной педаго
  • Ролевое воспитание

    форма социализации, при которой молодые люди приобретают навыки поведения и аттитюды, которые понадобятся им во взрослой жизни для соответствия своему институционализированному социальному пол
  • Сенсорное воспитание

    составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятия; происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира.
  • Социальное воспитание

    целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и
  • Свободное воспитание

    концепция воспитания, согласно которой ребенок должен развиваться сам и ему для развития нужны лишь благоприятные условия. Игнорирует необходимость специальной помощи ребенку со стороны взросл