ЭТНОПСИХОЛОГИЯЭТНОСА РАССЕЛЕНИЕ

ЭТНОС

Найдено 19 определений термина ЭТНОС

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭТНОС

англ. ethnosis; нем. Ethnos. Этнографическая общность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Этнос

это основная единица этнической классификации человечества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ЭТНОС

общность происхождения, традиций, ценностей, верований, ощущений, исторической и межпоколенческой преемственности людей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Этнос

исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Этнос

исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Этнос

исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

Этнос

исторически сложившаяся устойчивая общность людей: племя (см. племя), нация (см. нация), народность (см. народность). Например, о нации можно говорить, что это этнос с присущим ему этническим (национальным) самосознанием, т. е. представление некоторой группы людей о себе как о народе, который отличается от других народов и иных человеческих общностей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

Этнос

специфическая природно-социальная и антропологическая, общность людей, возникшая и развивающаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания (этнонима), который трансформируется в языках других народов, а самосознание развивается через антитезу "мы - они".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Этнос (этническая группа)

- общность людей, объединенная прежде всего общим самосознанием, языком, идеологией (религией) и элементами культуры. Принципиально отличается от популяции и расы социальными критериями выделения, хотя в силу исторических причин иногда наблюдается частичное совпадение этнических и расовых групп. Иногда понимается как синоним народа. Иногда отличается от народа как общность низшего ранга, объединенная хозяйственно-культурным типом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

ЭТНОС

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ, ЭТНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ). Исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих: 1) специфическими особенностями культуры; 2) общим языком, который является одним из главнейших этносоциальных признаков; 3) характерными чертами психики; 4) самосознанием; 5) самоназванием (автоэтнонимом). Этносы, будучи на разных стадиях развития, представлены родами, племенами, народностями, нациями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Этнос

(этническая группа) - общность людей, объединенная прежде всего общим самосознанием, языком, идеологией (религией) и элементами культуры. Принципиально отличается от популяции и расы социальными критериями выделения, хотя в силу исторических причин иногда наблюдается частичное совпадение этнических и расовых групп. Иногда понимается как синоним народа. Иногда отличается от народа как общность низшего ранга, объединенная хозяйственно-культурным типом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Этнос (Этническая общность, Этническая система, Этническое образование)

Исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, которые обладают специфическими особенностями культуры, общим языком и характерными чертами психики, а также самосознанием и самоназванием (автоэтнонимом). Этнические общности, различающиеся стадиями развития, могут быть представлены родами, племенами, народностями и нациями. Различные Э. обладают собственными этническими или этносоциальными признаками, среди которых одним из главнейших является язык.

См. также: Народность, Национальность

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

ЭТНОС

ethnicity) — общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы. См. также Национализм. Этнос — неточный термин, вызвавший некоторую степень концептуальной путаницы (см. также Этнические группы). Он часто смешивается с другими терминами, в основном с расовой группой. Этнос может включать несколько форм коллективной идентичности, в том числе культурные, религиозные, национальные и субкультурные. Различие иногда проводится между культурным этносом и политическим этносом. Первый относится к вере в общий язык, религию или другие культурные ценности, а второй — к политическому пониманию или мобилизации группы на (реальной или вымышленной) этнической основе. Хотя этнос часто означает принятие групповой расовой идентичности, строго расовые атрибуты (см. Раса) не всегда (как правило — никогда) являются определяющей особенностью этнических групп.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Этнос

гр. - общество, группа, племя, народ) - устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов. Виды Э. - нации, народности, этнические и этнографические группы. Их представители могут проживать компактно при наличии или отсутствии своей национально-государственности, а могут быть распылены среди других народов.

Этнос это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержания определенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины и определения (социология и не только)

ЭТНОС

от греч. ethnos - общество, группа, племя, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающая единым языком, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, фиксированным в самоназвании (этнониме). Принято выделять три стадии формирования этносов: племя, народность, нация. Чаще всего выражения «нация», «народность», «национальность» используются как синонимы слов «этнос», «народ». Таких этносов - народов насчитывается на Земле до 4 тысяч. Абсолютное большинство их малочисленны (менее I тыс. человек каждый). В то же время, по подсчетам этнографов, десять народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн. человек, составляют около 50%  всего населения Земли. В порядке убывания: китайцы-хань (население Китая состоит более чем из 50 народов, хань составляют 94% населения),  хиндустанцы , проживающие в Индии, в которой насчитывается около 150 народов);  американцы США;  бенгальцы (основное население Бангладеш и индийского штата Западная Бенгалия);  русские;  бразильцы;  японцы (самоназвание - нихондзин);  пенджабцы,  или  панджабцы (Индия);  бихарцы (Индия - штат Бихар, Бангладеш, Непал);  мексиканцы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь

ЭТНОС

ЭТНОС (от греч. ethnos - общество, группа, племя, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей - племя, народность, нация. Осн. условиями возникновения Э. является общность терр. и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков Э.; нередко Э. образуются и из разноязычных групп (напр., многие нации Америки). В ходе развития хоз. связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с др. народами и т. п. внутри Э. складываются характерные черты материальной и духовной культуры, групповых психол. характеристик, вырабатывается этнич. самосознание, видную роль в к-ром играет представление о какой-то общности происхождения или историч. судеб входящих в Э. людей; реальным проявлением этого самосознания является употребление общего самоназвания - этнонима. Эти элементы Э. могут также выступать в роли его признаков. Иногда формированию Э. способствует общность религии входящих в него групп людей, а также их близость в расовом отношении; при сильных расовых различиях для сложения Э. требуется возникновение значит. переходных групп (напр., у бразильцев, кубинцев и др.). Сформировавшийся Э. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнич. ориентации и т. д. Для более устойчивого существования Э. стремится к созданию социально-терр. организации (в первобытном обществе таковой является племя, в классовом обществе - этнич. или нац. автономия или отд. гос-во). С течением времени Э. может претерпеть изменения и даже прекратить существование, войдя в более крупный Э. или дав начало другому Э. (см. Этнические процессы). Для демографов Э. представляет интерес как устойчивая, важная в социальном отношении общность с характерными чертами воспроиз-ва нас. (см. Этническая демография).

Козлов В. И., Динамика численности народов, М. 1969; Бромлей Ю. В., Этнос и этнография, М. 1973; его же, Очерки теории этноса, М. 1983.

В. И. Козлов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ЭТНОС

греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие "Э." как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.

Основы теории Э. были заложены в 1920-х С.М. Широкогоровым. Он рассматривал Э. как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал "единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни". В 1960-1980-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (Э. в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (Э. в широком значении слова) как Э., сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений Э., проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова Э. был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Э. представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории Э.

Последовательно немарксистский подход к феномену Э. отличает работы Л. Гумилева. В них Э. представлены как элементы этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Э., по Гумилеву, может пребывать в "персистентном" (цикличном) и "динамичном" состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. По Гумилеву, Э. проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции Э. имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения Э. крайне затрудненным. Понятие "Э." отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие "Э." оказалось непродуктивным (например, категория "народность"). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие "Э." употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие "этничность", отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.

П.В. Терешкович

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

ЭТНОС

от греч. ethnos - народ) - особый, возникший исторически вид соц. группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или др. образованиями. Основным условием возникновения Э. является общность территории как естественная база для тесного общения и объединения людей; для нек-рых островных Э. это условие выражается в общности акватории. Др. важным условием является общность или близость языка у объединяющихся в Э. людей; нередко, напр, при формировании новых Э. (наций) в Америке из разноязычных компонентов, такая общность складывалась в ходе развития хозяйственных и др. связей между ними, т. е. представляла собой не столько предпосылку, сколько рез-т процесса этногенеза. Под влиянием различн. соц.-экономич. факторов и особенностей природной среды, к к-рой люди адаптировались и к-рую они активно использовали в производственной деятельности, складывались характерные для Э. черты материальной и духовной культуры, быта, обычаев и нравов, а также др. психич. характеристик. Наряду с этим вырабатывалось самосознание этническое (см.), видную роль в к-ром играет представление об общности происхождения и историч. судеб входящих в Э. людей, отражаются представления об отличиях своего Э. от соседних этнич. образований. Внешне выражением этнич. самосознания является этноним. Почти все элементы Э., наряду с территорией и языком, могут выступать затем в качестве признаков Э. В качестве дополнительных условий или факторов формирования Э. может выступать общность религии, а также расовая однородность. В случае отсутствия последней - образование значительных переходных групп между резко различающимися в расовом отношении компонентами Э., как это произошло, напр., при формировании бразильцев, кубинцев и др. латиноамериканских Э. Сформировавшийся Э. обычно выступает как соц. организм, самовоспроизводящийся путем внутренних браков (эндогамности) и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнич. ориентации и т. д. Для более устойчивого существования Э. имеет тенденцию к созданию своей соц.-территориальной организации (в доклассовом об-ве - племенного, в классовом - гос. типа). С течением времени отдельные части сформировавшегося Э. могут быть разделены политико-гос. границами, а вследствие миграции могут разобщиться территориально; находясь в иноэтнич. окружении, в новых природных и соц.-экономич. условиях, они могут изменить многие стороны культуры и быта, даже перейти на язык др. Э. Однако, пока у них сохраняется прежнее этнич. самосознание и этноним, а также хотя бы рудименты культурно-бытовой специфики, они считаются принадлежащими к прежнему Э. Существенные изменения языка и культуры, особенно те изменения Э., к-рые ведут к перемене этнич. самосознания, называются процессами этническими (см.). Э. - лишь один из видов соц. группировки людей, в ходе истории его место и роль сильно варьировали. В первобытнообщинную эпоху роль Э. была очень важной, хотя и уступала в нек-ром отношении роли родовой организации. В раннеклассовых формациях у кочевников эта роль оставалась достаточно значительной; у земледельцев же заметно снизилась по сравнению с ролью соседско-территориальных (общинных) и конфессиональных объединений. В начальной стадии буржуазной эпохи, при развитии национальных движений значение Э. снова вышло на передний план, но затем стало уступать роли классовых и гос. объединений. В последние десятилетия в нек-рых развитых странах наблюдается своего рода этнич. Ренессанс, что говорит о стойкости этнич. чувств. Есть основание предполагать сохранение существенной роли Э. и в ближайшем будущем. Полная разработка научн. теории Э., в частности типологизации всех разнообразных существовавших прежде и существующих сейчас этнич. образований, еще не завершена. Принято выделять исторически стадиальные типы Э. - племя, народность и нацию, но вокруг понятийного определения этих терминов продолжаются споры, высказываются также предложения о дополнении этих типов другими, напр., демосом как типом Э., характерным для рабовладельческой эпохи. Предложено типологически различать территориально компактные Э. и территориально разобщенные части Э. Одни авторы приравнивают термин Э. к термину "этнич. общность", др. употребляют последний в расширительном смысле для обозначения, напр., этнолингвистич. групп народов (напр., русские, украинцы, поляки - "славянская этнич. общность"). Своеобразную концепцию Э. дал Л. Н. Гумилев; по его мнению, Э. является не соц., а биолого-географич. категорией или общностью, возникающей в рез-те действия особых людей "пассионариев", происхождение к-рых, согласно его концепции, обусловлено действием космич. лучей. Лит: Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей//Вопр. филос. 1964, № 11; Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969; Бромлей В.Ю. Очерки теории этноса. М., 1983; Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей//Сов. этнография. 1986, № 3; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989; Козлов В.И. Пути околоэтнической пассионарности: о концепции этноса и этногенеза, предложенной ЛЛ. Гумилевым// Сов. этнография. 1990, № 4. В.И. Козлов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЭТНОС

(от греч. - "народ"; англ. - ethnos; нем. - Ethnos) - естественно-исторически сложившаяся устойчивая общность людей, основными стадиальными типами которой считаются племена, нации (см.); а в советской науке до недавнего времени - также народности (см.). Условиями возникновения Э. являются общность территории и общность языка, обычно выступающих затем в качестве признаков Э.; нередко Э. складывается из разноязычных групп (например, многие нации Америки) и тогда общность. языка является результатом этногенеза (см.). В ходе развития хозяйственных и других связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами и др. причин внутри Э. складываются характерные черты материальной и духовной культуры, групповых психологических характеристик, вырабатывается этническое самосознание, видную роль в котором играет представление об общности происхождения или исторических судеб, входящих в Э. людей; реальным проявлением этого самосознания является употребление общего самоназвания или этнонима (см.). Эти элементы Э. могут также выступать в роли его признаков. Иногда формированию Э. способствует общность религии входящих в него групп людей, а также их близость в расовом отношении или возникновение значительных переходных метисных групп (например, у бразильцев, кубинцев и др.).

Сформировавшийся Э. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, традиционной культуры и быта, этнической ориентации, этнических и эстетических норм и т.д. Для более устойчивого существования Э. стремится к созданию социально-территориальной потестарной ориентации (в классовом обществе - к национальной автономии или к национальному государству). С течением времени Э. может претерпеть изменения, отдельные части его могут разобщиться территориально, группы переселенцев и другие природные, политические и социально-экономические условия, могут изменить многие стороны прежней культуры и быта, перейти на язык другого Э., однако, пока у них сохраняется этническое самосознание как основной этнический определитель, они считаются принадлежащими к прежнему Э.

Изменения языка и культуры, а также основных социально-экономических и других параметров Э. называются этническими процессами (см.) в широком смысле этого слова; в узком смысле этническими процессами называются лишь те изменения ,., которые ведут к перемене этнического самосознания, к переходу из одного Э. в другой, определяя собой и ход этногенеза.

Этническая терминология, прежде всего, названия науки - "этнография", "этнология" (см.), давно вошли в научный обиход, однако разработка теории Э. до 1920-х гг. по существу заменялась главным образом разработкой теории нации . Посвященная теории Э. книга С.М.Широкогарова долгое время оставалась малоизвестной, и фактически деятельность советских ученых в этом направлении развернулась с середины 1960-х гг., после статьи С.А.Токарева, в статьях и книгах В.И.Козлова, Ю.В.Бромлея и др. авторов. В западной науке разработка этой тематики шла менее интенсивно.

Э. - сложное и многообразное социальное явление, поэтому разработка теории Э., в частности типологизации и классификации Э. - (см.) еще не завершена. В советской науке уточняются историко-стадиальные типы Э. - племя, народность, нация (см.). Так, для первобытной эпохи особым Э. некоторые считают не только племя, но и группу родственных племен ("соплеменность"); для названия типа Э. рабовладельческой формации предложен термин "демос", для Э. феодальной формации - вместо термина "народность" - "мезос" и т.п.

Ю.В.Бромлеем было предложено выделять с одной стороны собственно Э. или этникосы (см.), включая в них все группы людей данной этнической принадлежности, с другой - этно-социальные организмы (см.), включая в них лишь территориально-компактные и социально-потестарно организованные части Э. Вместе с тем была предложена иерархия Э., в которой кроме Э. выделяются их части (субэтносы) и их совокупности (метаэтносы), основанные на лингвистической близости, религиозном или государственном единстве (например, славянский метаэтнос, мусульманский метаэтнос, индийский метаэтнос и пр.). Однако эти предложения не стали общепринятыми.

Своеобразную концепцию Э. предложил Л.Н.Гумилев; по его мнению Э. является не социальным, а биолого- географическим явлением, возникающим в определенных местах земли в результате деятельности особо активных людей - "пассионариев", происхождение которых вызвано мутагенным действием космических лучей (см. "Этногенез"). Взаимодействие различных Э., по Гумилеву, приводит либо к их взаимоуничтожению (как у физических полей различного ритма), либо к появлению нежизнеспособных "химерских" форм. Среди советских этнологов эта концепция не нашла сколько-нибудь широкой поддержки.

Многие советские ученые (в особенности Л.Н.Гумилев и Ю,В.Бромлей) отстаивали идею панэтничности, т.е. представление о том, что Э. был и остается наиболее универсальной формой социальной жизни людей и что каждый человек принадлежит к тому или иному Э. Такая идея входит в основу парадигмы этнической (см.). Вместе с тем, бытует мнение, что многие люди не чувствуют себя принадлежащими к тому или иному Э., как таковому, что их социальная ориентация определяется принадлежностью к государственной или религиозной общности (например, в Индии к определенным кастам и т.п.).

ЛИТ.: Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии)// Вопросы философии. 1964, N 11.

Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. М., 1969.

Брук С.И., Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности// Расы и народы, 1976, вып. 6.

Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса). В кн.: Исследования по общей этнографии. М., 1979.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей// Сов.этнография, 1986, N 3.

В.И.Козлов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено схем по теме ЭТНОС — 0

Найдено научныех статей по теме ЭТНОС — 0

Найдено книг по теме ЭТНОС — 0

Найдено презентаций по теме ЭТНОС — 0

Найдено рефератов по теме ЭТНОС — 0