anti-semitism) — враждебность к еврейскому народу в формах от более или менее институционализированного предубеждения, исторически широко встречавшегося в европейских обществах, до предельно откровенной идеологии гитлеровского национального социализма.
АНТИСЕМИТИЗМ
АНТИСЕМИТИЗМ
Источник: Большой толковый социологический словарь
АНТИСЕМИТИЗМ
англ. anti-Semitism; нем. Antisemitismus. Одно из проявлений национальной и этнической нетерпимости, выражающееся во враждебном отношении к евреям: от пренебрежительного отношения в быту и правовой дискриминации до геноцида, еврейских погромов и т. д.; часто выступает как составная часть праворадикальных и националистических идеологии и движений. См. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ, "КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ", РАСИЗМ, ФАШИЗМ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
антисемитизм
antisemitism / anti-Semitism греч. anti ‘против’ + Sem ‘еврей’ — термин введен немецким журналистом В. Марром (Wilhelm Marr, 1879). - Враждебное отношение к лицам еврейской национальности как одна из форм шовинизма и национализма. Самым значительным проявлением антисемитизма в истории стал Холокост — проводившееся на государственном уровне преследование и истребление евреев германскими нацистами и их союзниками в период с 1933 по 1945 г. Противопоставлен сионизму — националистической идеологии евреев.
АНТИСЕМИТИЗМ
одна из крайних форм шовинизма, выражающаяся во враждебном отношении к лицам еврейской национальности. Отличие А. от иных форм национализма, прославляющих «свой» народ и презирающих все «чужие», состоит только в том, что акцент он делает на ненависти и на гонении одного «чужого», семитского народа — евреев. А. уходит своими корнями в далекое прошлое, к эпохе взаимной вражды племен и государств на Ближнем Востоке в библейские времена, к диаспоре израильтян, порабощенных Римской империей, к скитаниям евреев по странам Европы, где они были чужеплеменниками, с чуждым языком, обычаями, нехристианской религией. В условиях феодальной и полуфеодальной Германии, Австро-Венгрии, Российской империи евреи были неполноправны, жили в гетто (в России — в границах «черты оседлости»), подвергались религиозным и национальным гонениям. А. проявлялся в различных формах — от обособления и дискриминации евреев до погромов, обычно совпадающих с усилением политической реакции в периоды социальной напряженности. Новая вспышка А. произошла в XX столетии. В 30- 40-х гг. в фашистской Германии геноцид и преследования еврейского населения стали официальной политикой государства. Гитлеровский фашизм уничтожил 6 млн. евреев, в т. ч. 3 млн. наших сограждан. Не следует забывать, что к этому приложили свои руки гитлеровские полицаи из местного населения, бандеровцы и власовцы, эти носители А. в новейшей истории нашей страны.
А. не исчез вместе с разгромом гитлеровского фашизма. Во многих странах Запада (где проживает значительная часть еврейского народа), в том числе в США, Канаде, ФРГ, Франции, Англии, постоянно наблюдаются открытые проявления антисемитизма (бандитские нападения, взрывы бомб, поджоги, глумление над могилами и т. п.). А. проявляется и в некоторых арабских странах, хотя здесь надо четко отличать А. от борьбы против сионизма, в частности, не отождествлять справедливую борьбу арабских народов против агрессивной политики правящих кругов Израиля с проявлениями А. В бывшем СССР не существовало «еврейского вопроса», не было государственной политики А. Отдельные проявления А. происходили на бытовом уровне, обычно в форме устных оскорбительных выпадов и унизительных прозвищ и ярлыков. В Российской Федерации на официальном уровне нет политики и практики А. Наоборот, политическое и социально-экономическое положение еврейского населения намного лучше, чем у других народов России. В органах власти и управления доля евреев в десятки раз превосходит их долю в населении страны. Практически прекратилась эмиграция евреев из России , наоборот сюда переезжают евреи из ближнего зарубежья.
Вместе с тем на митингах и демонстрациях встречаются антисемитские плакаты, выходят издания антисемитского содержания, имеются организации антисемитского толка. Но все это не находит поддержки у населения. В связи с этим возникает вопрос: а кем созданы эти издания и организации и кем они финансируются? См.: Национализм, Сионизм, Фашизм.
А. не исчез вместе с разгромом гитлеровского фашизма. Во многих странах Запада (где проживает значительная часть еврейского народа), в том числе в США, Канаде, ФРГ, Франции, Англии, постоянно наблюдаются открытые проявления антисемитизма (бандитские нападения, взрывы бомб, поджоги, глумление над могилами и т. п.). А. проявляется и в некоторых арабских странах, хотя здесь надо четко отличать А. от борьбы против сионизма, в частности, не отождествлять справедливую борьбу арабских народов против агрессивной политики правящих кругов Израиля с проявлениями А. В бывшем СССР не существовало «еврейского вопроса», не было государственной политики А. Отдельные проявления А. происходили на бытовом уровне, обычно в форме устных оскорбительных выпадов и унизительных прозвищ и ярлыков. В Российской Федерации на официальном уровне нет политики и практики А. Наоборот, политическое и социально-экономическое положение еврейского населения намного лучше, чем у других народов России. В органах власти и управления доля евреев в десятки раз превосходит их долю в населении страны. Практически прекратилась эмиграция евреев из России , наоборот сюда переезжают евреи из ближнего зарубежья.
Вместе с тем на митингах и демонстрациях встречаются антисемитские плакаты, выходят издания антисемитского содержания, имеются организации антисемитского толка. Но все это не находит поддержки у населения. В связи с этим возникает вопрос: а кем созданы эти издания и организации и кем они финансируются? См.: Национализм, Сионизм, Фашизм.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
АНТИСЕМИТИЗМ
(англ. - antisemitism, нем.- Antisemitismus)- одна из форм национализма (см.) и расизма (см.), выражающаяся во вражде к евреям как особой этнорелигиозной общности, иногда выделяемой и на основании расовых признаков; так как к “семитам” относятся и арабы, то более точным является термин “юдофобия”. А. проявился еще в древности при рассеянии (диаспоре) евреев в различных странах и был отчасти обусловлен особенностями иудаизма, как ярко выраженной национальной религии, провозгласившей евреев “народом избранным богом”, а своими культовыми и бытовыми установками, закрепленными в Талмуде, резко обособивший их от окружающего населения. В христианских странах враждебность к евреям вызывалась спецификой их деятельности (особенно - ростовщичеством) и торговой конкуренцией; она подогревалась обвинениями их в умервщлении Иисуса Христа, и в совершаемых якобы ритуальных убийствах христианских младенцев с целью использовать их кровь и т.п. А. проявлялся в выселении евреев из стран обитания (из Англии в 1290 г., Франции - 1394 г., Испании - 1492 г. и т.д.), а также в различных видах их дискриминации и сегрегации: евреям было запрещено заниматься некоторыми видами хозяйственной деятельности (в ряде стран - покупкой земли и земледелием), в ограничении их места жительства (в царской России - “черта оседлости” (см.) и концентрации их в особых городских кварталах (см. “Гетто”), в ущемлении права на среднее и высшее образование и т.п. Однако чаще всего это был не А., а анти-иудаизм; так, в России еврей, принявший христианство, уравнивался в правах с русскими. Вражда к евреям-иудаистам использовалась правящими группами для отвлечения трудящихся от решения коренных социальных проблем, от политической борьбы; с этой целью инспирировались громкие судебные процессы (дело Дрейфуса во Франции - в 1894 г., дело Бейлиса в России в 1913 г.) и провоцировались кровавые погромы (особенно в юго-западных губерниях России в конце XIX-нач. XX вв.); все это способствовало распространению концепции сионизма (см.). Большевики призывали к борьбе против А. - “этим гнусным раздуванием расовой особенности национального вопроса, проводимой эксплуататорскими классами” (В.И.Ленин), ПСС, т.6, с.426); в первые годы Советской власти был принят специальный закон против А., это позволило значительной части евреев утвердиться в элитных группах. В большинстве стран мира в это время А. существенно ослаб, однако с начала 1930-х годов он принял особо жестокие формы в нацистской Германии, где сразу стал стержнем национальной и “расовой” политики. Основным методом решения “еврейского вопроса” для нацистов стало физическое уничтожение евреев в Германии и в оккупированных ею странах (всего было уничтожено около 6 млн.человек). После второй мировой войны были отмечены вспышки А. в Польше и оживление его в Советском Союзе, вначале в скрытой форме борьбы против “космополитизма”, а затем и более открыто (в связи с делом кремлевских “врачей-отравителей”). Это имело кратковременный характер, но наряду с ограничениями евреев в высшем образовании усилило теннденцию части евреев к эмиграции, главным образом в США и Израиль. Активизация в СССР с середины 1980-х годов местного республиканского национализма, а затем и развал страны, вновь привели к оживлению А.; особенно выделилось в этом отношении правое крыло общества “Память”. Однако масштабы А. в СССР и Российской Федерации нередко сильно преувеличиваются, так как за него часто принимается критика сионизма или осуждение негативной деятельности некоторых сталинистов, евреев по происхождению (Л.М.Кагановича, Г.Г.Ягоды и др.)
ЛИТ.: Ларин Ю. Евреи и антисемитизм в СССР, М.-Л., 1929. Davies A.T. Anti-semitism and the Christian mind, N.Y., 1969.
Forster A., Epstein B.R. The new anti-semitism. N.Y., 1974.
Langmuir G.I. Toward a difinition of antisemitism, Los Angeles, 1990.
В.И.Козлов
ЛИТ.: Ларин Ю. Евреи и антисемитизм в СССР, М.-Л., 1929. Davies A.T. Anti-semitism and the Christian mind, N.Y., 1969.
Forster A., Epstein B.R. The new anti-semitism. N.Y., 1974.
Langmuir G.I. Toward a difinition of antisemitism, Los Angeles, 1990.
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
АНТИСЕМИТИЗМ
форма национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям в различных сферах социальной жизни и на различых уровнях социальной организации (бытовой, культурный, религиозный, политический А.) вплоть до геноцида (холокост).
Эмансипация еврейского населения, начавшаяся в европейских странах в конце 18 в., вызвала в качестве ответной реакции формирование идейных и идеологических установок антиеврейской направленности. Последние оказались самым тесным образом связаны с ортодоксальными христианскими учениями, обремененными негативными оценками евреев и еврейства, прежде всего в том, что касалось их религиозности и морали. А. долгие столетия существовал преимущественно в латентной форме, но в любой момент мог быть актуализирован, что и произошло при оживлении антисемитских движений.
В идеологической подготовке и сопровождении движений А. приняли активное участие ряд ортодоксальных христианских мыслителей, в частности де Бональд Мюссе во Франции, Юлиус Шталь в Пруссии и Себастьян Бруннер в Австрии. Одна из базовых версий мировоззренческого обоснования А. предполагала трактовку христианства как единственно возможного гаранта общественной и индивидуальной морали современной цивилизации, краеугольного камня европейской культуры. Этот вид "нерелигиозного" христианства базировался на точке зрения о собственном принципиальном культурном превосходстве над иудаизмом, что очень легко трансформировалось в открытый А. Адепты подобного - "культурологического" - А. далеко не всегда были христианами в конфессиональном или догматическом смысле, но их творчество определялось глубоким укоренением в христианскую традицию, в которой они и находили свои аргументы. Выдвигались тезисы о моральной неполноценности евреев, об их неистребимом стремлении к мировому господству и т.д.
Идею о том, что исторически христианство может рассматриваться как более совершенная религия, нежели иудаизм, отстаивали даже такие предельно секуляризованные мыслители-антисемиты, как Вольтер и Е. Дюринг . В целом сама социальная ситуация после начала процесса успешной эмансипации евреев в Европе, создавшая условия для возрождения прежде отвергаемого национального меньшинства, инициировала враждебность к нему социального большинства. Антисемиты стремились подчинить еврейство или вернуть его в ситуацию "до эмансипации".
Одним из важнейших аргументов, к которым прибегали и прибегают идеологи А., является указание на то обстоятельство, что антиеврейские проявления и даже систематическое насилие против евреев существовали еще в эллинистической Александрии и в Римском мире, т. е. задолго до утверждения христианства. Отождествляя эти античные феномены с А., можно было закрыть вопрос о поиске более поздних его корней. Поскольку единственным постоянным элементом, существовашим на трех фазах (до христианства, при доминирующем христианстве и в новейшее время) являются сами евреи, то, согласно подобной схеме, и во всех бедах своей долгой истории евреи обязаны своей ментальной и актуальной враждебности к окружающим.
Необходимо отметить, что и в античные времена неевреи нередко демонстрировали настороженность в отношении живших среди них евреев, выходившую за рамки обычного напряжения, обычно существовавшего между любыми этническими группами, конкурировавшими между собой в экономическом и политическом отношении. Евреи преследовались эллинами и римлянами под предлогом борьбы с чуждыми им нравами, обычаями, бытом и религией. Верность своим религиозным предписаниям, среди которых самым важным был запрет на межэтнические браки, усиливала изоляцию еврейской общины. Разумеется, евреи проникали в нееврейский мир поначалу благодаря контактам со своими народами-соседями, потом сталкиваясь с завоевателями в своей собственной стране и лишь затем в общинах собственной диаспоры, которые были обязаны следовать религиозным традициям, отсутствовавшим в античном мире. Поскольку евреи не разделяли религиозных верований своих соседей, последние осуждали их и даже высмеивали как духовных слепцов. Это обстоятельство усиливало внутреннюю взаимосвязь евреев, помогало обеспечить их выживание как внутренне сплоченной социальной группы в условиях враждебного окружения. В качестве реакции на такое состояние развился комплекс фантастических представлений о еврейской ментальности и ее особенностях.
Отдельные характеристики древнего и современного А. схожи, но при более подробном анализе становятся видны и различия, которые следует отнести на счет христианского А., существовашего в течение очень длительного времени, отделившего современный А. от античного. Христианский А. (стигматизация евреев на основе христианских учения и мировоззрения) не есть простое продолжение античных идей. Христианская враждебность дополнила прежние аргументы обвинениями, коренящимися в религиозном конфликте между христианством и иудаизмом, имеющим свои корни в непризнании евреями христианского мессии. Отсюда проистекает обвинение в Богоубийстве и т.п.: неприязнь к евреям принимает почти метафизическую сущность, которой она не имела в античные времена. "Христианский" А. имел и больший масштаб: поскольку ненависть к евреям была связана с самим ядром христианства, под его всеохватным влиянием она распространилась на все общество. Античный А. мог иметь религиозный привкус, определяемый иудаистским презрением к гедонистическим богам язычества, но по своей моральной интенсивности и общественным масштабам он не достигал энергичности своего христианского наследника. В то же время христианскому А. были присущи и толерантные элементы. В его рамках отторжение не было безусловным: для евреев, принявших христианство, делались исключения. На фоне нетерпимости христианской церкви к еретикам и представителям иных конфессий, толерантность к крещеным евреям считалась средством обращения всех евреев в истинную веру.
Современный А. объединяет наиболее пагубные черты античного и христианского предшественников. Как следствие христианского А. он унаследовал его духовную и социальную тотальность. Предубеждения против евреев (от смутного чувства неудовольствия до открытой враждебности) сохранились даже там, где духовная структура христианского мировоззрения была поставлена под сомнение. В итоге враждебность к евреям была замещена ожиданием того, что они в недалеком будущем будут адаптированы и ассимилированы. Христианская вера в очищение обращенных евреев от их вины и греховности не подвергалась сомнению. Ожидание ассимиляции евреев требовало ее эмпирической верификации. Отслеживание еврейского поведения в течение десятилетий после эмансипации на предмет его изменения в нужную сторону, представляло собой внешнюю сторону этой верификации. В то же время она была по существу манифестом скрытого А. Ведь если предполагалось, что процесс интеграции все еще можно установить по наблюдаемым фактам, то это означало только одно: евреи (каждый в отдельности и как группа в целом) все еще сохраняют свои характерные черты. И поскольку неизбывная порочность еврейского характера представлялась очевидной, постольку дальнейшее существование евреев в нееврейском мире становилось невозможным. Этот вывод нашел свое обоснование в расовой теории, которая в 1860-е получила свое псевдонаучное обоснование. Согласно этой теории, расы существенно отличаются между собой и это различие и определяет историю как таковую: в этом контексте конфликт семитской и арийской рас представлялся неизбежным. Первоначально эта гипотеза исследовалась только в историческом и лингвистическом отношении. Но в силу обстоятельств конфронтация между семитами и арийцами была увязана с различиями между евреями и христианами: все, что до сих пор говорилось о евреях, теперь было перенесено на семитов, а арийцы рассматривались как единственный субъект христианства. Таким образом, обличения евреев и еврейства вышли за пределы исторического религиозного противостояния и вошли в научный контекст. А после этого стали предметом общественной дискуссии.
В 19 ст. расовая теория в ее социальном и политическом применении была обращена исключительно против евреев. Эта теория актуализировала идею исключения евреев из христианского социума, которую никогда не забывали радикальные антисемиты. Расовая теория способствовала превращению этой идеи в совершенно конкретную политическую доктрину, смысл которой нацисты видели в "окочательном решении еврейского вопроса".
К.И. Скуратович
Эмансипация еврейского населения, начавшаяся в европейских странах в конце 18 в., вызвала в качестве ответной реакции формирование идейных и идеологических установок антиеврейской направленности. Последние оказались самым тесным образом связаны с ортодоксальными христианскими учениями, обремененными негативными оценками евреев и еврейства, прежде всего в том, что касалось их религиозности и морали. А. долгие столетия существовал преимущественно в латентной форме, но в любой момент мог быть актуализирован, что и произошло при оживлении антисемитских движений.
В идеологической подготовке и сопровождении движений А. приняли активное участие ряд ортодоксальных христианских мыслителей, в частности де Бональд Мюссе во Франции, Юлиус Шталь в Пруссии и Себастьян Бруннер в Австрии. Одна из базовых версий мировоззренческого обоснования А. предполагала трактовку христианства как единственно возможного гаранта общественной и индивидуальной морали современной цивилизации, краеугольного камня европейской культуры. Этот вид "нерелигиозного" христианства базировался на точке зрения о собственном принципиальном культурном превосходстве над иудаизмом, что очень легко трансформировалось в открытый А. Адепты подобного - "культурологического" - А. далеко не всегда были христианами в конфессиональном или догматическом смысле, но их творчество определялось глубоким укоренением в христианскую традицию, в которой они и находили свои аргументы. Выдвигались тезисы о моральной неполноценности евреев, об их неистребимом стремлении к мировому господству и т.д.
Идею о том, что исторически христианство может рассматриваться как более совершенная религия, нежели иудаизм, отстаивали даже такие предельно секуляризованные мыслители-антисемиты, как Вольтер и Е. Дюринг . В целом сама социальная ситуация после начала процесса успешной эмансипации евреев в Европе, создавшая условия для возрождения прежде отвергаемого национального меньшинства, инициировала враждебность к нему социального большинства. Антисемиты стремились подчинить еврейство или вернуть его в ситуацию "до эмансипации".
Одним из важнейших аргументов, к которым прибегали и прибегают идеологи А., является указание на то обстоятельство, что антиеврейские проявления и даже систематическое насилие против евреев существовали еще в эллинистической Александрии и в Римском мире, т. е. задолго до утверждения христианства. Отождествляя эти античные феномены с А., можно было закрыть вопрос о поиске более поздних его корней. Поскольку единственным постоянным элементом, существовашим на трех фазах (до христианства, при доминирующем христианстве и в новейшее время) являются сами евреи, то, согласно подобной схеме, и во всех бедах своей долгой истории евреи обязаны своей ментальной и актуальной враждебности к окружающим.
Необходимо отметить, что и в античные времена неевреи нередко демонстрировали настороженность в отношении живших среди них евреев, выходившую за рамки обычного напряжения, обычно существовавшего между любыми этническими группами, конкурировавшими между собой в экономическом и политическом отношении. Евреи преследовались эллинами и римлянами под предлогом борьбы с чуждыми им нравами, обычаями, бытом и религией. Верность своим религиозным предписаниям, среди которых самым важным был запрет на межэтнические браки, усиливала изоляцию еврейской общины. Разумеется, евреи проникали в нееврейский мир поначалу благодаря контактам со своими народами-соседями, потом сталкиваясь с завоевателями в своей собственной стране и лишь затем в общинах собственной диаспоры, которые были обязаны следовать религиозным традициям, отсутствовавшим в античном мире. Поскольку евреи не разделяли религиозных верований своих соседей, последние осуждали их и даже высмеивали как духовных слепцов. Это обстоятельство усиливало внутреннюю взаимосвязь евреев, помогало обеспечить их выживание как внутренне сплоченной социальной группы в условиях враждебного окружения. В качестве реакции на такое состояние развился комплекс фантастических представлений о еврейской ментальности и ее особенностях.
Отдельные характеристики древнего и современного А. схожи, но при более подробном анализе становятся видны и различия, которые следует отнести на счет христианского А., существовашего в течение очень длительного времени, отделившего современный А. от античного. Христианский А. (стигматизация евреев на основе христианских учения и мировоззрения) не есть простое продолжение античных идей. Христианская враждебность дополнила прежние аргументы обвинениями, коренящимися в религиозном конфликте между христианством и иудаизмом, имеющим свои корни в непризнании евреями христианского мессии. Отсюда проистекает обвинение в Богоубийстве и т.п.: неприязнь к евреям принимает почти метафизическую сущность, которой она не имела в античные времена. "Христианский" А. имел и больший масштаб: поскольку ненависть к евреям была связана с самим ядром христианства, под его всеохватным влиянием она распространилась на все общество. Античный А. мог иметь религиозный привкус, определяемый иудаистским презрением к гедонистическим богам язычества, но по своей моральной интенсивности и общественным масштабам он не достигал энергичности своего христианского наследника. В то же время христианскому А. были присущи и толерантные элементы. В его рамках отторжение не было безусловным: для евреев, принявших христианство, делались исключения. На фоне нетерпимости христианской церкви к еретикам и представителям иных конфессий, толерантность к крещеным евреям считалась средством обращения всех евреев в истинную веру.
Современный А. объединяет наиболее пагубные черты античного и христианского предшественников. Как следствие христианского А. он унаследовал его духовную и социальную тотальность. Предубеждения против евреев (от смутного чувства неудовольствия до открытой враждебности) сохранились даже там, где духовная структура христианского мировоззрения была поставлена под сомнение. В итоге враждебность к евреям была замещена ожиданием того, что они в недалеком будущем будут адаптированы и ассимилированы. Христианская вера в очищение обращенных евреев от их вины и греховности не подвергалась сомнению. Ожидание ассимиляции евреев требовало ее эмпирической верификации. Отслеживание еврейского поведения в течение десятилетий после эмансипации на предмет его изменения в нужную сторону, представляло собой внешнюю сторону этой верификации. В то же время она была по существу манифестом скрытого А. Ведь если предполагалось, что процесс интеграции все еще можно установить по наблюдаемым фактам, то это означало только одно: евреи (каждый в отдельности и как группа в целом) все еще сохраняют свои характерные черты. И поскольку неизбывная порочность еврейского характера представлялась очевидной, постольку дальнейшее существование евреев в нееврейском мире становилось невозможным. Этот вывод нашел свое обоснование в расовой теории, которая в 1860-е получила свое псевдонаучное обоснование. Согласно этой теории, расы существенно отличаются между собой и это различие и определяет историю как таковую: в этом контексте конфликт семитской и арийской рас представлялся неизбежным. Первоначально эта гипотеза исследовалась только в историческом и лингвистическом отношении. Но в силу обстоятельств конфронтация между семитами и арийцами была увязана с различиями между евреями и христианами: все, что до сих пор говорилось о евреях, теперь было перенесено на семитов, а арийцы рассматривались как единственный субъект христианства. Таким образом, обличения евреев и еврейства вышли за пределы исторического религиозного противостояния и вошли в научный контекст. А после этого стали предметом общественной дискуссии.
В 19 ст. расовая теория в ее социальном и политическом применении была обращена исключительно против евреев. Эта теория актуализировала идею исключения евреев из христианского социума, которую никогда не забывали радикальные антисемиты. Расовая теория способствовала превращению этой идеи в совершенно конкретную политическую доктрину, смысл которой нацисты видели в "окочательном решении еврейского вопроса".
К.И. Скуратович
Источник: Социология: энциклопедия