АНТИСЕМИТИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АНТИСЕМИТИЗМ
anti-semitism) — враждебность к еврейскому народу в формах от более или менее институционализированного предубеждения, исторически широко встречавшегося в европейских обществах, до предельно откровенной идеологии гитлеровского национального социализма.

Источник: Большой толковый социологический словарь

АНТИСЕМИТИЗМ
англ. anti-Semitism; нем. Antisemitismus. Одно из проявлений национальной и этнической нетерпимости, выражающееся во враждебном отношении к евреям: от пренебрежительного отношения в быту и правовой дискриминации до геноцида, еврейских погромов и т. д.; часто выступает как составная часть праворадикальных и националистических идеологии и движений. См. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ, "КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ", РАСИЗМ, ФАШИЗМ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

антисемитизм
antisemitism / anti-Semitism греч. anti ‘против’ + Sem ‘еврей’ — термин введен немецким журналистом В. Марром (Wilhelm Marr, 1879). - Враждебное отношение к лицам еврейской национальности как одна из форм шовинизма и национализма. Самым значительным проявлением антисемитизма в истории стал Холокост — проводившееся на государственном уровне преследование и истребление евреев германскими нацистами и их союзниками в период с 1933 по 1945 г. Противопоставлен сионизму — националистической идеологии евреев.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

АНТИСЕМИТИЗМ
одна из крайних форм шовинизма, выражающаяся во враждебном отношении к лицам еврейской национальности. Отличие А. от иных форм национализма, прославляющих «свой» народ и презирающих все «чужие», состоит только в том, что акцент он делает на ненависти и на гонении одного «чужого», семитского народа — евреев. А. уходит своими корнями в далекое прошлое, к эпохе взаимной вражды племен и государств на Ближнем Востоке в библейские времена, к диаспоре израильтян, порабощенных Римской империей, к скитаниям евреев по странам Европы, где они были чужеплеменниками, с чуждым языком, обычаями, нехристианской религией. В условиях феодальной и полуфеодальной Германии, Австро-Венгрии, Российской империи евреи были неполноправны, жили в гетто (в России — в границах «черты оседлости»), подвергались религиозным и национальным гонениям. А. проявлялся в различных формах — от обособления и дискриминации евреев до погромов, обычно совпадающих с усилением политической реакции в периоды социальной напряженности. Новая вспышка А. произошла в XX столетии. В 30- 40-х гг. в фашистской Германии геноцид и преследования еврейского населения стали официальной политикой государства. Гитлеровский фашизм уничтожил 6 млн. евреев, в т. ч. 3 млн. наших сограждан. Не следует забывать, что к этому приложили свои руки гитлеровские полицаи из местного населения, бандеровцы и власовцы, эти носители А. в новейшей истории нашей страны.
А. не исчез вместе с разгромом гитлеровского фашизма. Во многих странах Запада (где проживает значительная часть еврейского народа), в том числе в США, Канаде, ФРГ, Франции, Англии, постоянно наблюдаются открытые проявления антисемитизма (бандитские нападения, взрывы бомб, поджоги, глумление над могилами и т. п.). А. проявляется и в некоторых арабских странах, хотя здесь надо четко отличать А. от борьбы против сионизма, в частности, не отождествлять справедливую борьбу арабских народов против агрессивной политики правящих кругов Израиля с проявлениями А. В бывшем СССР не существовало «еврейского вопроса», не было государственной политики А. Отдельные проявления А. происходили на бытовом уровне, обычно в форме устных оскорбительных выпадов и унизительных прозвищ и ярлыков. В Российской Федерации на официальном уровне нет политики и практики А. Наоборот, политическое и социально-экономическое положение еврейского населения намного лучше, чем у других народов России. В органах власти и управления доля евреев в десятки раз превосходит их долю в населении страны. Практически прекратилась эмиграция евреев из России , наоборот сюда переезжают евреи из ближнего зарубежья.
Вместе с тем на митингах и демонстрациях встречаются антисемитские плакаты, выходят издания антисемитского содержания, имеются организации антисемитского толка. Но все это не находит поддержки у населения. В связи с этим возникает вопрос: а кем созданы эти издания и организации и кем они финансируются? См.: Национализм, Сионизм, Фашизм.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

АНТИСЕМИТИЗМ
(англ. - antisemitism, нем.- Antisemitismus)- одна из форм национализма (см.) и расизма (см.), выражающаяся во вражде к евреям как особой этнорелигиозной общности, иногда выделяемой и на основании расовых признаков; так как к “семитам” относятся и арабы, то более точным является термин “юдофобия”. А. проявился еще в древности при рассеянии (диаспоре) евреев в различных странах и был отчасти обусловлен особенностями иудаизма, как ярко выраженной национальной религии, провозгласившей евреев “народом избранным богом”, а своими культовыми и бытовыми установками, закрепленными в Талмуде, резко обособивший их от окружающего населения. В христианских странах враждебность к евреям вызывалась спецификой их деятельности (особенно - ростовщичеством) и торговой конкуренцией; она подогревалась обвинениями их в умервщлении Иисуса Христа, и в совершаемых якобы ритуальных убийствах христианских младенцев с целью использовать их кровь и т.п. А. проявлялся в выселении евреев из стран обитания (из Англии в 1290 г., Франции - 1394 г., Испании - 1492 г. и т.д.), а также в различных видах их дискриминации и сегрегации: евреям было запрещено заниматься некоторыми видами хозяйственной деятельности (в ряде стран - покупкой земли и земледелием), в ограничении их места жительства (в царской России - “черта оседлости” (см.) и концентрации их в особых городских кварталах (см. “Гетто”), в ущемлении права на среднее и высшее образование и т.п. Однако чаще всего это был не А., а анти-иудаизм; так, в России еврей, принявший христианство, уравнивался в правах с русскими. Вражда к евреям-иудаистам использовалась правящими группами для отвлечения трудящихся от решения коренных социальных проблем, от политической борьбы; с этой целью инспирировались громкие судебные процессы (дело Дрейфуса во Франции - в 1894 г., дело Бейлиса в России в 1913 г.) и провоцировались кровавые погромы (особенно в юго-западных губерниях России в конце XIX-нач. XX вв.); все это способствовало распространению концепции сионизма (см.). Большевики призывали к борьбе против А. - “этим гнусным раздуванием расовой особенности национального вопроса, проводимой эксплуататорскими классами” (В.И.Ленин), ПСС, т.6, с.426); в первые годы Советской власти был принят специальный закон против А., это позволило значительной части евреев утвердиться в элитных группах. В большинстве стран мира в это время А. существенно ослаб, однако с начала 1930-х годов он принял особо жестокие формы в нацистской Германии, где сразу стал стержнем национальной и “расовой” политики. Основным методом решения “еврейского вопроса” для нацистов стало физическое уничтожение евреев в Германии и в оккупированных ею странах (всего было уничтожено около 6 млн.человек). После второй мировой войны были отмечены вспышки А. в Польше и оживление его в Советском Союзе, вначале в скрытой форме борьбы против “космополитизма”, а затем и более открыто (в связи с делом кремлевских “врачей-отравителей”). Это имело кратковременный характер, но наряду с ограничениями евреев в высшем образовании усилило теннденцию части евреев к эмиграции, главным образом в США и Израиль. Активизация в СССР с середины 1980-х годов местного республиканского национализма, а затем и развал страны, вновь привели к оживлению А.; особенно выделилось в этом отношении правое крыло общества “Память”. Однако масштабы А. в СССР и Российской Федерации нередко сильно преувеличиваются, так как за него часто принимается критика сионизма или осуждение негативной деятельности некоторых сталинистов, евреев по происхождению (Л.М.Кагановича, Г.Г.Ягоды и др.)
ЛИТ.: Ларин Ю. Евреи и антисемитизм в СССР, М.-Л., 1929. Davies A.T. Anti-semitism and the Christian mind, N.Y., 1969.
Forster A., Epstein B.R. The new anti-semitism. N.Y., 1974.
Langmuir G.I. Toward a difinition of antisemitism, Los Angeles, 1990.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

АНТИСЕМИТИЗМ
форма национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям в различных сферах социальной жизни и на различых уровнях социальной организации (бытовой, культурный, религиозный, политический А.) вплоть до геноцида (холокост).
Эмансипация еврейского населения, начавшаяся в европейских странах в конце 18 в., вызвала в качестве ответной реакции формирование идейных и идеологических установок антиеврейской направленности. Последние оказались самым тесным образом связаны с ортодоксальными христианскими учениями, обремененными негативными оценками евреев и еврейства, прежде всего в том, что касалось их религиозности и морали. А. долгие столетия существовал преимущественно в латентной форме, но в любой момент мог быть актуализирован, что и произошло при оживлении антисемитских движений.
В идеологической подготовке и сопровождении движений А. приняли активное участие ряд ортодоксальных христианских мыслителей, в частности де Бональд Мюссе во Франции, Юлиус Шталь в Пруссии и Себастьян Бруннер в Австрии. Одна из базовых версий мировоззренческого обоснования А. предполагала трактовку христианства как единственно возможного гаранта общественной и индивидуальной морали современной цивилизации, краеугольного камня европейской культуры. Этот вид "нерелигиозного" христианства базировался на точке зрения о собственном принципиальном культурном превосходстве над иудаизмом, что очень легко трансформировалось в открытый А. Адепты подобного - "культурологического" - А. далеко не всегда были христианами в конфессиональном или догматическом смысле, но их творчество определялось глубоким укоренением в христианскую традицию, в которой они и находили свои аргументы. Выдвигались тезисы о моральной неполноценности евреев, об их неистребимом стремлении к мировому господству и т.д.
Идею о том, что исторически христианство может рассматриваться как более совершенная религия, нежели иудаизм, отстаивали даже такие предельно секуляризованные мыслители-антисемиты, как Вольтер и Е. Дюринг . В целом сама социальная ситуация после начала процесса успешной эмансипации евреев в Европе, создавшая условия для возрождения прежде отвергаемого национального меньшинства, инициировала враждебность к нему социального большинства. Антисемиты стремились подчинить еврейство или вернуть его в ситуацию "до эмансипации".
Одним из важнейших аргументов, к которым прибегали и прибегают идеологи А., является указание на то обстоятельство, что антиеврейские проявления и даже систематическое насилие против евреев существовали еще в эллинистической Александрии и в Римском мире, т. е. задолго до утверждения христианства. Отождествляя эти античные феномены с А., можно было закрыть вопрос о поиске более поздних его корней. Поскольку единственным постоянным элементом, существовашим на трех фазах (до христианства, при доминирующем христианстве и в новейшее время) являются сами евреи, то, согласно подобной схеме, и во всех бедах своей долгой истории евреи обязаны своей ментальной и актуальной враждебности к окружающим.
Необходимо отметить, что и в античные времена неевреи нередко демонстрировали настороженность в отношении живших среди них евреев, выходившую за рамки обычного напряжения, обычно существовавшего между любыми этническими группами, конкурировавшими между собой в экономическом и политическом отношении. Евреи преследовались эллинами и римлянами под предлогом борьбы с чуждыми им нравами, обычаями, бытом и религией. Верность своим религиозным предписаниям, среди которых самым важным был запрет на межэтнические браки, усиливала изоляцию еврейской общины. Разумеется, евреи проникали в нееврейский мир поначалу благодаря контактам со своими народами-соседями, потом сталкиваясь с завоевателями в своей собственной стране и лишь затем в общинах собственной диаспоры, которые были обязаны следовать религиозным традициям, отсутствовавшим в античном мире. Поскольку евреи не разделяли религиозных верований своих соседей, последние осуждали их и даже высмеивали как духовных слепцов. Это обстоятельство усиливало внутреннюю взаимосвязь евреев, помогало обеспечить их выживание как внутренне сплоченной социальной группы в условиях враждебного окружения. В качестве реакции на такое состояние развился комплекс фантастических представлений о еврейской ментальности и ее особенностях.
Отдельные характеристики древнего и современного А. схожи, но при более подробном анализе становятся видны и различия, которые следует отнести на счет христианского А., существовашего в течение очень длительного времени, отделившего современный А. от античного. Христианский А. (стигматизация евреев на основе христианских учения и мировоззрения) не есть простое продолжение античных идей. Христианская враждебность дополнила прежние аргументы обвинениями, коренящимися в религиозном конфликте между христианством и иудаизмом, имеющим свои корни в непризнании евреями христианского мессии. Отсюда проистекает обвинение в Богоубийстве и т.п.: неприязнь к евреям принимает почти метафизическую сущность, которой она не имела в античные времена. "Христианский" А. имел и больший масштаб: поскольку ненависть к евреям была связана с самим ядром христианства, под его всеохватным влиянием она распространилась на все общество. Античный А. мог иметь религиозный привкус, определяемый иудаистским презрением к гедонистическим богам язычества, но по своей моральной интенсивности и общественным масштабам он не достигал энергичности своего христианского наследника. В то же время христианскому А. были присущи и толерантные элементы. В его рамках отторжение не было безусловным: для евреев, принявших христианство, делались исключения. На фоне нетерпимости христианской церкви к еретикам и представителям иных конфессий, толерантность к крещеным евреям считалась средством обращения всех евреев в истинную веру.
Современный А. объединяет наиболее пагубные черты античного и христианского предшественников. Как следствие христианского А. он унаследовал его духовную и социальную тотальность. Предубеждения против евреев (от смутного чувства неудовольствия до открытой враждебности) сохранились даже там, где духовная структура христианского мировоззрения была поставлена под сомнение. В итоге враждебность к евреям была замещена ожиданием того, что они в недалеком будущем будут адаптированы и ассимилированы. Христианская вера в очищение обращенных евреев от их вины и греховности не подвергалась сомнению. Ожидание ассимиляции евреев требовало ее эмпирической верификации. Отслеживание еврейского поведения в течение десятилетий после эмансипации на предмет его изменения в нужную сторону, представляло собой внешнюю сторону этой верификации. В то же время она была по существу манифестом скрытого А. Ведь если предполагалось, что процесс интеграции все еще можно установить по наблюдаемым фактам, то это означало только одно: евреи (каждый в отдельности и как группа в целом) все еще сохраняют свои характерные черты. И поскольку неизбывная порочность еврейского характера представлялась очевидной, постольку дальнейшее существование евреев в нееврейском мире становилось невозможным. Этот вывод нашел свое обоснование в расовой теории, которая в 1860-е получила свое псевдонаучное обоснование. Согласно этой теории, расы существенно отличаются между собой и это различие и определяет историю как таковую: в этом контексте конфликт семитской и арийской рас представлялся неизбежным. Первоначально эта гипотеза исследовалась только в историческом и лингвистическом отношении. Но в силу обстоятельств конфронтация между семитами и арийцами была увязана с различиями между евреями и христианами: все, что до сих пор говорилось о евреях, теперь было перенесено на семитов, а арийцы рассматривались как единственный субъект христианства. Таким образом, обличения евреев и еврейства вышли за пределы исторического религиозного противостояния и вошли в научный контекст. А после этого стали предметом общественной дискуссии.
В 19 ст. расовая теория в ее социальном и политическом применении была обращена исключительно против евреев. Эта теория актуализировала идею исключения евреев из христианского социума, которую никогда не забывали радикальные антисемиты. Расовая теория способствовала превращению этой идеи в совершенно конкретную политическую доктрину, смысл которой нацисты видели в "окочательном решении еврейского вопроса".
К.И. Скуратович

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF

Антисемитизм: опыт концептуализации

Анисимова Ия Ивановна
The article looks at problems related to the theoretical description of the anti-Semitic complex.
Читать PDF

Антисемитизм в структуре массовой ксенофобии в России: негативная идентичность и потенциал мобилизац

Лев Дмитриевич Гудков, Наталия Андреевна Зоркая, Екатерина Владимировна Кочергина, Евгения Владимировна Лёзина
Читать PDF

Русский антисемитизм

Брим Роберт
The article analyses the level and development trends of antiSemitism in Russia.
Читать PDF

ЭСХАТОЛОГИЯ И АНТИСЕМИТИЗМ В ПРАВОСЛАВИИ

Красиков Анатолий Андреевич
Статья посвящена характеристике монографии В.А. Шнирельмана “Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России”.
Читать PDF

Факторы национальной идентичности, толерантности, ксенофобии и антисемитизма в современной Украине

Панина Наталия
The author of this article has distinguished on the basis of Bogardus social distance scale the following levels of national distance: identity, tolerance, estrangement, isolationism, and xenophobia.
Читать PDF

Параметры антисемитизма. Отношение к евреям в России, 1990-1997 гг

Гудков Лев
The article examines the findings of the survey, Attitude of Russia's Population toward Jews, conducted in October 1997.
Читать PDF

Проблема антисемитизма во внутренней и внешней политике Франции в годы президентства Франсуа Олланда

Полина Борисовна Градусова , Ивановский Государственный Университет Иваново, Россия
Рассматривается политика президента Франции Франсуа Олланда (20122017) по борьбе с проблемой антисемитизма.
Читать PDF

БЫЛ ЛИ ХАЙДЕГГЕР АНТИСЕМИТОМ? О "ЧЕРНЫХ ТЕТРАДЯХ" И НЫНЕШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ КРИТИКИ ХАЙДЕГГЕРА

Томэ Дитер
Автор предпринимает своего рода«субъективное» исследование, размышляя об усталости от чтения«Черных тетрадей», возмущении антисемитскими пассажами и о корреляции между двумя этими эмоциями.
Читать PDF

Политическая «Терапия» посредством геноцида: антисемитские концептуальные образы в книге Гитлера «Ма

Мусолфф Андреас
The study applies methods of cognitive metaphor analysis to Hitler's anti-Semitic imagery in Mein Kampf, especially to the conceptualization of the German nation as a (human) body that had to be cured from a deadly disease, which

Похожие термины:

  • Сионизм и антисемитизм

    международное идейное и социально политическое движение рассеянного по всему миру еврейского населения, имеющее своей целью объединение всех евреев на их исторической родине — в Палестине, ныне