ЭГОИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ЭГОИЗМ
EGOISM) См.: Самоубийство.

Источник: Социологический словарь

Эгоизм
(фр.egoisme лат. ego – я) – себялюбие, поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

ЭГОИЗМ
англ. egoism; нем. Egoismus. Ценностная ориентация; морально-этический принцип, характеризующий поведение человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов, пренебрегающего чужими интересами, относящегося к др. человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Одна из форм проявления индивидуализма; противопоставляется альтруизму.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Эгоизм
egoism), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам др. людей. Обычно эгоист (к-рого, как правило, отличают от человека аморального) стремится продемонстрировать рациональность своей позиции. Первое детальное обоснование сути Э. дано в Государстве Платона, где утверждается, что у человека, уверенного в безнаказанности, не будет оснований стремиться к справедливости. Нем. философ 19 в. Макс Штирнер в кн. Единственный и его достояние (1845) проводил идею последовательного эгоцентризма: единств, реальность — Я, индивид. Противоположность Э. — альтруизм.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ЭГОИЗМ
от лат. ego - "Я") - себялюбие, жизненный принцип, продиктованный заботой человека лишь о себе самом, ставящего свои интересы выше интересов др. людей и об-ва. Понятие, противоположное альтруизму (см.). В социологич. и антропологич. концепциях Э. рассматривается как одна из основных побудительных сил, управляющих поведением человека. Обычно Э. связывается с инстинктом самосохранения и стремлением к счастью. Зап. социологи чаще всего выводят Э. из природы человека как таковой. В большинстве учений Э. осуждается в нравственном плане ист. зр. цели достижения обществ. благополучия. Существуют и попытки теоретич. оправдания Э. (М. Штирнер, Ф. Ницше). Э. рассматривается при этом как способ обретения человеком своей сущности, самоутверждения и вообще как рычаг развития человечества. В нек-рых социологич. теориях Э. трактовался как неотъемлемое свойство человеческой натуры (Л. Фейербах). При этом считалось, что природный Э. должен быть ограничен самим человеком и согласован с обществ. интересами ("разумный Э."). Момент личной заинтересованности, однако, присущ каждому поступку человека т. к. выбор всегда совершается им самим при любых обстоятельствах и любом принуждении изане. В этом смысле абсолютно неэгоистич. поступок психологически невозможен. Заботы человека о себе самом, о развитии заложенных способностей и реализации себя как личности оправданы, поскольку не идут в ущерб другим.
Лит.: Петров Э.Ф. Эгоизм: Философско-этический очерк. М., 1969. В.Н.Шердаков

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЭГОИЗМ
(от др.-греч. Εγώ — я) — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм, такие как: рациональный эгоизм, гедонизм (наслаждение, удовольствие).
Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы либо интересы других субъектов. Потребность в дополнительном термине обусловлена, негативным смысловым оттенком с термином “эгоизм”. Разумный эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.
Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Термин “эгоизм” появился в XVIII в. Французские мыслители XVIII в. сформулировали теорию “разумного эгоизма”, полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы (“разумное себялюбие”, Гельвеций). Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н.Г. Чернышевский разработал в статье “Антропологический принцип в философии” (Современник. 1860. № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Ее иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского “Что делать?” (1863):
Некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передается на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью. Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности. Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно
Т.А. Митина
Лит.: Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ЭГОИЗМ
лат. ego - Я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?", - писал в свое время Н. Федоров.
Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию (гедонизм); либо из потребности получить общественное признание (утилитаризм и прагматизм); либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Б. Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. И. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. А. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По К.А. Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и моралью, "гуманностью". В этике Н. Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид. Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", - писал об этих желаниях А. Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма, корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека моральное качество Э. должно и может быть компенсировано участливым отношением к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием.
Н.Г. Севостьянова

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
353.22 кб

Ф. Штайнер. Альтруизм, эгоизм и индивидуализм в дюркгеймовской школе

Ушкова Е.Л.
Читать PDF
378.22 кб

Эгоизм и социальные группы в "Богатстве наций" А. Смита

Абгалдаев Владимир Юрьевич, Дамбуева Марина Михайловна, Микульчинова Елена Арсентьевна, Сахаровская Екатерина Цыреновна
В данной статье отражены результаты исследования понятия «эгоизм», свойственная социальной группе, раскрыта роль личного интереса индивида в системе саморегуляции с точки зрения принадлежности той или иной социальной группе.
Читать PDF
129.13 кб

Путями Каина. «Священный национальный эгоизм»

Казем-Бек Александр
Читать PDF
129.84 кб

Эгоизм как движущая сила пользовательской активности в социальных медиа и социальных сетях

Будовская Юлия Валерьевна
В данной статье выдвигается гипотеза, которая рассматривает практический эгоизм как основную движущую силу пользовательской активности в социальных сетях и социальных медиа.
Читать PDF
415.48 кб

Специфика социально-психологической адаптации от выраженности установки на альтруизм/эгоизм

Гайворонская Александра Александровна
Рассматривается результативная сторона социально-психологической адаптации студентов в зависимости от степени выраженности установки на альтруизм/эгоизм.
Читать PDF
144.04 кб

Эгоизм личности и его влияние на возраст вступления в брак и удовлетворенность браком

Бондарева Олеся Вячеславовна
Pассматривается проблема эгоизма личности. Прослеживается взаимосвязь эгоизма с возрастом вступления в брак, а также взаимосвязь эгоистической направленности супругов с удовлетворенностью браком.
Читать PDF
472.30 кб

Эгоизм, Личностная Уникальность, нарциссизм: сходство и различия

Левит Леонид Зигфридович
Разработанная нами «Личностно ориентированная концепция счастья», описывающая взаимодействие систем «Эгоизм» и «Личностная Уникальность» в процессе самореализации индивида, потребовала провести сравнительный и дискриминативный ана
Читать PDF
423.90 кб

Эгоизм и альтруизм: «Антагонисты» или «Братья»?

Левит Леонид Зигфридович, Шевалдышева Елена Зигфридовна
Проводится теоретический анализ и практическое изучение соотношения понятий «эгоизм» и «альтруизм ». Демонстрируется недостаточность односторонних, морально окрашенных трактовок одного и другого термина.
Читать PDF
333.69 кб

Эмоциональное выгорание и эгоизм: особенности взаимодействия

Левит Леонид Зигфридович, Радчикова Наталья Павловна, Сапего Екатерина Ивановна
Проводится теоретический анализ и экспериментальное исследование по выяснению взаимосвязей между понятиями «эмоциональное выгорание» и «эгоизм».
Читать PDF
171.65 кб

Эгоизм: врожденное или приобретенное?

Ершова Р.В., Омельчанко Е.В.
В статье обсуждаются взгляды зарубежных и отечественных исследователей на природу эгоизма.
Читать PDF
207.33 кб

2015.01.012. ГАНТ Э., БЁРТОН ДЖ. ЭГОИЗМ, АЛЬТРУИЗМ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ[125]. GANTT E.E.,

М.А. Козлова I.136I.
Читать PDF
700.68 кб

Альтруизм и эгоизм с естественнонаучной точки зрения

Лаверычева И.Г.
Статья представляет собой обзор современной литературы в области философской антропологии, социобиологии и психогенетики, раскрывающей общий социально-биологический смысл альтруизма и эгоизма, биологическое происхождение этих свой
Читать PDF
294.33 кб

Проявление социальных установок: «Альтруизм-эгоизм», «Процесс-результат», «Свобода-власть», «Труд-де

Прыгин Геннадий Самуилович, Каюмов Айдар Талгатович
В статье рассматриваются аттитюды и социальные установки как регуляторы социального поведения личности. Анализируется структура и регуляторная функция социальной установки.
Читать PDF
350.24 кб

ГАНТ Э., БЁРТОН ДЖ. ЭГОИЗМ, АЛЬТРУИЗМ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Козлова Мария Андреевна
Читать PDF
0.00 байт

ЭГОИЗМ КАК ФАКТОР В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ — РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЗГЛЯ

Сергей Николаевич Семянников, Ирина Владимировна Макарова
Статья адресована широкому кругу специалистов, занимающихся воспитанием и социализацией подростков и студенческой молодежи. Целью исследования является анализ специфики отношения этой группы социума к эгоизму и его проявлениям.

Похожие термины:

  • ЭГОИЗМ ГРУППОВОЙ

    англ.едо-ism, group; нем. Gruppenegoismus. Своекорыстная мотивация деятельности к.-л. коллектива, объединения, совокупности лиц, к-рая наносит ущерб общественным интересам. Как соц. явление Э. г. связан с разделе
  • КЛАССОВЫЙ ЭГОИЗМ

    англ. egoism, class; нем. Klassenegoismus. Сознание и поведение соц. класса, ориентирующегося исключительно на свои собственные интересы, к-рые часто не совпадают с интересами общества.
  • Национальный эгоизм

    Разновидность национализма, оправдание приоритетного удовлетворения интересов своего народа в ущерб другим народам.
  • Эгоизм социальный

    (от лат. ego – я и франц. egoisme). Егоїзм соціальний. Social egoism. Черта культуры индивида или группы, проявляющаяся в их практическом отношении к другим индивидам, группам или обществу в целом, использующих
  • РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ

    англ. reasonable egoism, theory of; нем. vernunftigen Egoismus, Theorie vom. Концепция, сущность к-рой сводится к объяснению природы нравственного поступка индивида сознательным подчинением личной выгоды общему делу, от успех