ЭГОИЗМ
Эгоизм
(фр.egoisme лат. ego – я) – себялюбие, поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
ЭГОИЗМ
англ. egoism; нем. Egoismus. Ценностная ориентация; морально-этический принцип, характеризующий поведение человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов, пренебрегающего чужими интересами, относящегося к др. человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Одна из форм проявления индивидуализма; противопоставляется альтруизму.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Эгоизм
egoism), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам др. людей. Обычно эгоист (к-рого, как правило, отличают от человека аморального) стремится продемонстрировать рациональность своей позиции. Первое детальное обоснование сути Э. дано в Государстве Платона, где утверждается, что у человека, уверенного в безнаказанности, не будет оснований стремиться к справедливости. Нем. философ 19 в. Макс Штирнер в кн. Единственный и его достояние (1845) проводил идею последовательного эгоцентризма: единств, реальность — Я, индивид. Противоположность Э. — альтруизм.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ЭГОИЗМ
от лат. ego - "Я") - себялюбие, жизненный принцип, продиктованный заботой человека лишь о себе самом, ставящего свои интересы выше интересов др. людей и об-ва. Понятие, противоположное альтруизму (см.). В социологич. и антропологич. концепциях Э. рассматривается как одна из основных побудительных сил, управляющих поведением человека. Обычно Э. связывается с инстинктом самосохранения и стремлением к счастью. Зап. социологи чаще всего выводят Э. из природы человека как таковой. В большинстве учений Э. осуждается в нравственном плане ист. зр. цели достижения обществ. благополучия. Существуют и попытки теоретич. оправдания Э. (М. Штирнер, Ф. Ницше). Э. рассматривается при этом как способ обретения человеком своей сущности, самоутверждения и вообще как рычаг развития человечества. В нек-рых социологич. теориях Э. трактовался как неотъемлемое свойство человеческой натуры (Л. Фейербах). При этом считалось, что природный Э. должен быть ограничен самим человеком и согласован с обществ. интересами ("разумный Э."). Момент личной заинтересованности, однако, присущ каждому поступку человека т. к. выбор всегда совершается им самим при любых обстоятельствах и любом принуждении изане. В этом смысле абсолютно неэгоистич. поступок психологически невозможен. Заботы человека о себе самом, о развитии заложенных способностей и реализации себя как личности оправданы, поскольку не идут в ущерб другим.
Лит.: Петров Э.Ф. Эгоизм: Философско-этический очерк. М., 1969. В.Н.Шердаков
Лит.: Петров Э.Ф. Эгоизм: Философско-этический очерк. М., 1969. В.Н.Шердаков
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ЭГОИЗМ
(от др.-греч. Εγώ — я) — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм, такие как: рациональный эгоизм, гедонизм (наслаждение, удовольствие).
Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы либо интересы других субъектов. Потребность в дополнительном термине обусловлена, негативным смысловым оттенком с термином “эгоизм”. Разумный эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.
Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Термин “эгоизм” появился в XVIII в. Французские мыслители XVIII в. сформулировали теорию “разумного эгоизма”, полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы (“разумное себялюбие”, Гельвеций). Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н.Г. Чернышевский разработал в статье “Антропологический принцип в философии” (Современник. 1860. № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Ее иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского “Что делать?” (1863):
Некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передается на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью. Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности. Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно
Т.А. Митина
Лит.: Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.
Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы либо интересы других субъектов. Потребность в дополнительном термине обусловлена, негативным смысловым оттенком с термином “эгоизм”. Разумный эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.
Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Термин “эгоизм” появился в XVIII в. Французские мыслители XVIII в. сформулировали теорию “разумного эгоизма”, полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы (“разумное себялюбие”, Гельвеций). Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н.Г. Чернышевский разработал в статье “Антропологический принцип в философии” (Современник. 1860. № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Ее иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского “Что делать?” (1863):
Некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передается на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью. Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности. Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно
Т.А. Митина
Лит.: Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.
ЭГОИЗМ
лат. ego - Я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?", - писал в свое время Н. Федоров.
Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию (гедонизм); либо из потребности получить общественное признание (утилитаризм и прагматизм); либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Б. Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. И. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. А. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По К.А. Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и моралью, "гуманностью". В этике Н. Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид. Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", - писал об этих желаниях А. Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма, корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека моральное качество Э. должно и может быть компенсировано участливым отношением к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием.
Н.Г. Севостьянова
Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию (гедонизм); либо из потребности получить общественное признание (утилитаризм и прагматизм); либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Б. Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. И. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. А. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По К.А. Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и моралью, "гуманностью". В этике Н. Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид. Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", - писал об этих желаниях А. Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма, корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека моральное качество Э. должно и может быть компенсировано участливым отношением к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием.
Н.Г. Севостьянова
Источник: Социология: энциклопедия