ЭТИКА
наука о нравственности и моральных нормах общества.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Этика
принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Этика
(греч. ёthika ёthos – обычай, правильный характер) – область знания, исследующего мораль и моделирующего проекты «правильной жизни».
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
ЭТИКА
выясняет место морали в системе различных общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие моральных учений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
ЭТИКА
от греч. ethos - нрав, привычка) - англ. ethics; нем. Ethik. 1. Учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее ис-тор. развитии и роли в обществ, жизни. 2. Система норм нравственного поведения индивида, предписываемых его обществ, или профессиональным статусом, а также к.-л. класса, соц. или профессиональной группы в целом.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
этика
1) моральные (религиозные) убеждения; 2) принятые нормы поведения, корректность; 3) учение о морали; 4) по И. Пригожину – новые отношения между человеком и природой и человеком и человеком, основой которых является не должное, не подавление с помощью запретов и табу, а самоорганизация человеческой субъективности. - Литература: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ЭТИКА
(гр. ethika, от thos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, представляющая собой одну из форм общественной дисциплины. В отличие от права, которое закрепляется в официальном законодательстве и поддерживается силой государственного принуждения, мораль воспроизводится в жизни общества силой массовой привычки, а также властью общепризнанной дисциплины и общественного мнения. С момента своего возникновения во времена античности Э. была призвана теоретически решать те же самые проблемы, которые возникали перед человеком в практике его повседневной жизни (как должно поступать, что такое добро и что такое зло и т. д.). Поэтому её всегда считали не теоретическим знанием о мире, а практической философией.
Источник: Словарь по волонтерству.
ЭТИКА
ethics) — 1. Моральный кодекс человека или общества. 2. Раздел философии, определяющий, как необходимо действовать, чтобы быть нравственным. Можно выделить две преобладающие школы мысли: вопросы правильности и ошибочности должны решаться только путем анализа последствий действия (например, утилитаризм) и некоторые обязанности независимы от последствий (например, неразглашение лжи). В целом в социальных науках первая имела большее значение. Другие темы в этике подобны встречающимся в социологии, например, проблемы различия между истиной и значением, а также ценностной свободы и ценностной нейтральности. 3. Моральный кодекс профессиональной группы, вроде врачей или адвокатов. Для социологов и социальных исследователей в Великобритании существуют два этических кодекса. Один из них разработан Британской социологической ассоциацией, а другой — Обществом рыночных исследований.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Этика
ethics), раздел философии, изучающий мораль как одну из форм обществ, сознания, ее сущность, законы историч. развития и роль в обществ, жизни. Этич. теория в строгом смысле не является системой норм нравственного поведения (как, напр., христ. мораль) и не занимается анализом доводов в пользу конкретного морального решения (напр., о допустимости или недопустимости абортов). Осн. вопросом Э. принято считать обоснование морали, т.е. доказательство разумности морального действия. В Э. весьма условно можно выделить три направления. Первое, восходящее к Этике Аристотеля, отводит почетное место таким добродетелям, как справедливость, милосердие и великодушие, т.к. они не только способствуют реализации личных достоинств человека, но и приносят пользу об-ву. Аристотелевская Э. часто квалифицировалась как натуралистическая (натурализм), поскольку Аристотель стремился выявить гармонию между моралью и человеческой природой. Др. направление связано с именем Канта, полагавшего Э. наукой лишь о должном. Он считал, что единств, вещью, к-рая сама по себе есть благо в противоположность благу как только ср-ву, является добрая воля в безусловном согласии с долгом. Нравственный закон в Э. Канта (категорический императив) предписывает каждому действовать согласно правилу, к-рое он хотел бы видеть в кач-ве всеобщего закона. Воззрения Канта на мораль тесно связаны с его концепцией свободной воли. Третье направление Э. — утилитаризм, объявляющий целью обеспечение наибольшего счастья наибольшему числу людей. Развивший эту теорию Юм считал критерием нравственности полезность. На протяжении 20 в. Э. занималась преимущ. анализом значений языка морали. Так, в эмотивизме Айера значение моральных суждений состоит в выражении ими эмоционального отношения.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Этика
от греч.- касающийся нравов, нравственный, моральный) -наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности, определяющая любое поведение человека. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. В этике различают моральную аксиологию и деонтологию. Предметом аксиологии является природа ценностей, ценностное отношение человека к миру. Подразумеваются предметные ценности (предметы человеческой деятельности, отношения, среда) и субъектные ценности (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений). Предметом деонтологии является проблема долга, моральных требований и нормативов, долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости.
Этика - нормы поведения, нравственность какой-либо общественной или профессиональной группы.
Этническая картина мира сформировавшиеся на основании этнических констант, с одной стороны, и ценностных доминант, с другой, представления человека о мире, отчасти осознаваемые, отчасти, бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции культуры в ее психологическом аспекте.
Этнические константы это бессознательные комплексы, складывающиеся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющие в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Они представляют собой систему, в рамках которой строго определено их соотношение между собой. Все бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире.
Источник: Термины и определения (социология и не только)
Этика
(ethique). Прежде всего нужно рассмотреть то, что называют «моралью». Образованный от латинского mos (нравы, обычаи), в классической традиции этот термин обозначает как представления, руководящие человеком в его восприятии добра и зла, справедливого и несправедливого, так и философскую дисциплину, занимающуюся этими вопросами. По мнению Эмиля Дюркгейма и Люсьена Леви-Брюля, моральные требования и императивы могут восприниматься как научные объекты, которые надлежит изучать «с тех же позиций и теми же методами, как и прочие социальные факты», тем более что эти правила «обладают некоторыми отличительными чертами» и что, таким образом, становится возможным «наблюдение за ними, их описание, классификация и поиск законов, которые бы их объясняли». С точки зрения Эммануэля Левина, эта совокупность целей, ценностей и предписаний не представляет «системы, внутренне присущей единому проявлению разума», а лишь «исторический результат деятельности людей, живущих в обществе», причем регуляция и детерминированность неотделимы от порыва и отклонения. С другой стороны, слово «этика», образованное от греческого ethos\ предполагает анализ, стремление к возвращению к истокам, в целом — размышления о первоосновах, идущие дальше простого учета или изложения перечня обязанностей. Эти два слова, которые в обыденном языке часто путают, тем не менее сохраняют свою обособленность, хотя и принадлежат к одной аксиологической перспективе. Каким бы словом мы ни воспользовались, понятно, что существующие проблемы не сводятся лишь к пожеланиям изменений закона о финансировании политических партий или реакции общественного мнения на «темные делишки» и другие скандалы и компромат, часто появляющиеся в прессе. Они приводят нас к внимательному анализу «отношений с другими», или, как говорит Ханс Йонас, «принципа ответственности». «Зов братства», «угроза невзгод» напоминают о проблемах приказаний и нарушений, или обо всем, что касается, в веберовском представлении, убеждений и ответственности. И в глубине картины — «рамки, которые человек ставит себе, чтобы существовать по-человечески». Например, какую позицию занять по отношению к имплантации эмбрионов, к оплодотворению in vitro к замораживанию яйцеклеток, к оплодотворению post mortem? Если обращение к внешним, трансцендентным моделям не является достаточным, мы обязаны «уважать наше собственное право вмешаться», что сопровождается, как напоминает нам Поль Рикер, разоблачением «закрытого разума», который «отбрасывает целые куски реальности как неприемлемые». Ведь из вышеприведенных проблем вытекает бесчисленное множество других: торговля органами, продажа зародышей, генетические манипуляции... Не будем забывать (для тех, кто интересуется правом родственных связей) возможные конфликты по вопросу родительских прав.
С этой точки зрения представляется очень ценным обращение не только к биологии, но и к психоанализу, истории и 1 2 особенно к антропологии. Обратим внимание на обсуждение тезиса Лежека Колаковски о проблеме защиты европоцентризма, плодотворность разграничения сепаратизм/самобытность и выделение «антиномий равенства культур».
Если «я — это другой», если «существо никогда не является смыслом собственного существования», если «мир — это мир нашей жизни во всех», то, по выражению Эдгара Морена, — «это не существующий порядок формирует нас, но мы его формируем», т. е. продвижение универсальных ценностей должно быть так же научением уважению различий. Но некоторые мыслители «постмодерна» вслед за ЖанФрансуа Лиотаром пытаются утверждать, что «с этого момента прежде всего нас интересуют скорее непримиримый спор, чем диалог, скорее разногласия, чем соглашения, скорее неразрешимое, чем решение, неповторимость и несоизмеримость, а не существование или поиск общих точек». Отказ от «коммуникативной общности» (важное понятие для франкфуртской школы) представляется многим наблюдателям очень большой потерей, потому что защитники этой позиции принимают ее рациональность только в свете инструментальных нарушений и не соглашаются с возможностью двух субъектов достичь понимания, а значит, и не верят в возможность консенсуса. Подписавшись под таким заявлением, мы теряем из виду основной вывод риторики Перельмана, состоящий в том, что «само существование аргументации, которая не будет ни ограничивающей, ни произвольной, придает смысл человеческой свободе, является залогом разумного выбора». И мы забываем тогда, что в момент диалога «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Поел, к Галатам, III: 28). Принцип универсальности в том виде, как он был задуман и формализован Франсисом Жаком (филосо фия беседы) или Джоном Роулсом (контрактный подход), как нам кажется, не заслуживает дискредитации. Наоборот, его нужно поддерживать, даже если по какому-либо вопросу существует некоторая неоднозначность.
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.