форма национально-государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы — члены федерации (земли, штаты и т.д.) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.
ФЕДЕРАЦИЯ
Федерация
Источник: Краткий словарь по социологии
ФЕДЕРАЦИЯ
от лат. foederatio - объединение, союз) -англ. federation; нем. Foderation. 1. Форма госуд. устройства, при к-рой несколько госуд. образований, юридически обладающих определенной полит, самостоятельностью, образуют единое союзное государство. 2. Союз отдельных обществ, организаций.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Федерация
разновидность государственного устройства, союз относительно самостоятельных государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией в определенных сферах и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. В настоящее время в мире существует свыше 20 ф. — Россия, США, Канада, Германия, Мексика, Индия, Австралия, Австрия, Бельгия, Объединенные Арабские Эмираты и др. В состав ф. входят ее субъекты — штаты, земли, кантоны, провинции, эмираты и др. В России 88 субъектов ф. — республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа. Субъекты ф. имеют собственные конституции, но при этом обеспечивается верховенство федеральных конституций и за конов. В РФ статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, городов федерального значения, автономных областей и округов определяется Конституцией РФ и уставом субъекта ф. Наряду с законодательными, исполнительными и судебными органами ф. существуют соответствующие органы ее субъектов. Разграничивается компетенция в сфере законодательства и управления между федеральными и региональными органами власти. Так, в соответствии с Конституцией РФ в введении федеральных органов власти находятся следующие вопросы: принятие и изменение Конституции РФ, федеративное устройство и территория РФ, установление системы федеральных органов власти, федеральная государственная собственность и управление ею, федеральный бюджет, федеральные энергетические системы, внешняя политика и международные отношения, оборона, безопасность федеративного сообщества и др. В совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользование, установление общих принципов налогообложения. Субъекты ф. не имеют права на денежную эмиссию, лишены внешнеполитических полномочий, т. е. не являются государствами в полном смысле этого слова. Одним из признаков ф. является обеспечение представительства ее субъектов в федеральном парламенте. Как правило, верхняя палата федерального парламента строится по принципу представительства. В России в верхнюю палату Федерального Собрания входят два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Федеративная организация государства позволяет достаточно гибко сочетать интересы отдельных наций, народностей, национальностей с другими субъектами федеративных от ношений. В этой связи федеративное устройство в современном мире является одной из основных и наиболее приемлемых форм национально этнической и территориально-политической структуры государства. Оно является достаточно прочным для нормального существования как национального, так и многонационального общества и при наличии благо приятных социальных условий нередко приводит к формированию унитарного государства, которое характеризуется более высоким уровнем централизованного управления. При неблагоприятных социально-политических условиях ф. могут распадаться (Чехословакия, Югославия, СССР и др.), что нередко сопровождается обострением противоречий и конфликтами. Др социол. наук С. И. Росенко.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.