ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Индивидуальность
совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
Индивидуальность
сочетание социально-психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.
Индивидуальность
уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
неповторимая совокупность качеств, присущая отдельному человеку; неповторима она потому, что повторять никому больше не хочется.
Источник: Альтернативный социологический словарь
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
неповторимое своеобразие качеств и свойств отдельного человека, специфически выражающее его сущность. Их конкретное сочетание создает целостную структуру переживающего и действующего индивида, отличающую его от всех других, ему подобных.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
англ. individuality; нем. Individualitat. 1. Совокупность черт характера и псих, склада, определяющих своеобразие человека в его отличии от других. 2. Отдельная личность как обладатель (носитель) уникальной совокупности свойств и характеристик.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Индивидуальность
(от лат. individuum – неделимое, особь). Індивідуальність. Individuality. 1. Совокупность черт характера и психических признаков, отличающих одного человека от другого. 2. Отдельная личность с присущей только ей совокупностью черт и характеристик.
Индивидуальность
человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, в специфике интересов, качестве перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
1) совокупность черт характера и психического склада, определяющих своеобразие человека и его отличия от др., 2) отдельная личность, как обладатель (носитель) уникальной совокупности свойств и характеристик; 3) своеобразие совокупных качеств и отдельных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность). И. в отличие от личности — специфическое, неповторимое в индивиде. И. как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. В широком смысле она равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. Осуществление этой этической ценности, т.е. самоосуществление личности, есть добродетель. Но эта добродетель, как таковая, недостижима, достигнуть ее можно только благ-аря индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства, совершенства, чистоты ). О тветственность индивида за свое самоосуществление как личности совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере его свободы и власти. В частности, индивидуальный «этос» (Ethos — нравственная ценность личности) состоит в основном направлении, избираемом в процессе самоосуществления основополагающих ценностей, т.е. он характеризуется формой, в которой совершается действие при наличии однопорядковых ценностей.
Лит.: 1) Индивидуальность // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998; 2) Индивидуальность //Краткий словарь по социологии. М., 1988; 3) Фролов С.С. Социология. М., 1999; 4) Социология/Под. ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д, 1998; 5) Смелзер Н. Социология. М., 1994. М .Б Маринов
Лит.: 1) Индивидуальность // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998; 2) Индивидуальность //Краткий словарь по социологии. М., 1988; 3) Фролов С.С. Социология. М., 1999; 4) Социология/Под. ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д, 1998; 5) Смелзер Н. Социология. М., 1994. М .Б Маринов
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Индивидуальность
от лат. individuum – неделимое, особь) – вершина развития человека и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности. Человек как индивидуальность достигает действительных вершин своего развития, реализуя свой физический, психический и духовный потенциал, в результате чего он приближается к актуальному для себя уникальному, целостному, подлинному состоянию. Среди них: нравственная значимость и безусловная ценность для сообщества людей, способность к творческому решению проблем, сформированность внутренней картины здоровья, самодостаточность. Индивидуальность может быть определена также как самоактуализирующийся человек, одухотворенный индивид, конкретная личность. В российской психологии индивидуальности первыми стоят имена Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, Б. Ф. Ломова, Л. И. Анцыферовой, М. К. Тутушкиной и др.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.
Неповторимость его психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся только в деятельном общении с живыми, неповторимыми носителями этой культуры. Необходимыми посредниками (средствами) этого общения служат предметные формы, способы и средства культуры; орудия и продукты всех видов общественно-исторической деятельности (труда), язык, знания, навыки, умения и т. п. В общении определяется и человеческое содержание цели развития всей совокупности способностей и потребностей индивида.
Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания, затем – в процессе сознательного самовоспитания.
Все это следует иметь в виду, так как в эмпирическом естествознании (а вслед за ним в психологии и педагогике) термин «индивидуальность» часто используется как синоним термина «индивид», который, в свою очередь, есть лишь обозначение неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду (к той же популяции). Тем же способом эмпирическое естествознание определяло и сущность вида (человека в том числе), сводя ее к совокупности общих всем индивидам свойств, т. е. ксовокупности абстрактных определений. Поэтому каждый обособившийся индивид Homo sapiens есть индивидуальность постольку, поскольку сама его человеческая сущность формировалась как целенаправленное осуществление его собственных отношений, т. е. как его собственная, им творимая, неповторимая биография, как история его жизни.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.
Неповторимость его психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся только в деятельном общении с живыми, неповторимыми носителями этой культуры. Необходимыми посредниками (средствами) этого общения служат предметные формы, способы и средства культуры; орудия и продукты всех видов общественно-исторической деятельности (труда), язык, знания, навыки, умения и т. п. В общении определяется и человеческое содержание цели развития всей совокупности способностей и потребностей индивида.
Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания, затем – в процессе сознательного самовоспитания.
Все это следует иметь в виду, так как в эмпирическом естествознании (а вслед за ним в психологии и педагогике) термин «индивидуальность» часто используется как синоним термина «индивид», который, в свою очередь, есть лишь обозначение неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду (к той же популяции). Тем же способом эмпирическое естествознание определяло и сущность вида (человека в том числе), сводя ее к совокупности общих всем индивидам свойств, т. е. ксовокупности абстрактных определений. Поэтому каждый обособившийся индивид Homo sapiens есть индивидуальность постольку, поскольку сама его человеческая сущность формировалась как целенаправленное осуществление его собственных отношений, т. е. как его собственная, им творимая, неповторимая биография, как история его жизни.
Источник: Словарь справочник по социальной работе