Личность

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИЧНОСТЬ
устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида как члена общества, общности, группы.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Личность
человек в совокупности его социально-психологических качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений.

Источник: Краткий словарь по социологии

Личность
целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений.

Источник: Словарь ключевых социологических терминов

Личность
целостность социальных свойств человека, формирующаяся в процессе включения в систему общественных отношений и проявляющаяся через его индивидуальность (субъективность).

Источник: Глоссарий по социологии

Личность
устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Личность
социальное бытие человека в рамках проблематизации и совершенствования норм «изнутри». Самоопределение касается и соотносится не фиксированных норм, а процесса и формы процесса их смены в линии «совершенствования».

Источник: Методологический словарь для управленцев

Личность
относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Личность
системное психологическое понятие, в наиболее обобщенном виде представляющее собой человека как носителя сознания. Основные свойства личности: характер, темперамент, ведущие мотивы, ценности, интересы, интеллектуальные способности.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Личность
совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

Личность
1) феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием; 2) система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в Л. не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

личность
personality / person. - В терминах психологии категория, включающая такие компоненты, как мотивация, воля, эмоциональные процессы, динамика действия и динамика мысли. Совокупность данных элементов составляет динамическую смысловую систему. личность социально детерминирована. Данное положение объясняет межкультурные различия коммуникантов. См. социотипическое поведение личности.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ЛИЧНОСТЬ
интегральное понятие, определяющее человека как объекта и субъекта биосоциальной программы, и характеризующее его (человека) через общечеловеческие, социально-специфические и индивидуально-неповторимые свойства и качества. Человек становится личностью в ходе социализации: воспитания, образования, общения с себе подобными. Социальное поведение личности опосредуется биологическими характеристиками человека, в то время как его биологическая программа детерминирована социальной.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Личность
1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности; 
3) совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями. Ее черты обусловлены полом, биологическими и психологическими особенностями, характером, темпераментом, уровнем образования, направленностью интересов, способностями.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ЛИЧНОСТЬ
а) устойчивая система социально значимых черт. характеризующих индивида как члена общества, общности, группы; б) индивидуальный носитель этих черт как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности. Социологический анализ личности предполагает выделение в ней социально - типических; необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации и социальных установок, преобладающих мотивов деятельности. Личность - это социализированный человек.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

ЛИЧНОСТЬ (моральная)
субъект нравственной деятельности. Человек становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной личности – одна из важнейших категорий этики, тесно взаимосвязанная с другими понятиями и проблемами (долг, ответственность, самосознание, совесть, самооценка, достоинство, убеждение).

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Личность
конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Главное в личности – «не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С.242]. Проявляются социальные качества индивида в процессе социальной деятельности [21.– С.459]. –интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, благодаря которым он включается в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения [9.– С.581].

Источник: Социология. Словарь.

ЛИЧНОСТЬ
англ. personality; нем. Personlichkeit. 1. Отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе к-рой он создает, воспроизводит и изменяет соц. реальность. 2. Относительно устойчивая система соц. значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и соц. взаимодействия. 3. Индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории. 4. Индивид, находящийся в центре обществ, внимания вследствие занимаемой соц. позиции и исполнения соц. или профессиональной роли.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЛИЧНОСТЬ
personality) — характерные черты поведения отдельного человека. "Личность", следовательно, выводится из повеял, то есть чья-то "личность" считается причиной его(ее) поведения. Изучением данной области в основном занимается психология. Различные подходы включают теорию типов (в частности, интроверт/экстраверт), теорию черт (например, 16 личностных факторов а), психодинамические теории (например, Фрейда), и социальное усвоение теорий (подчеркивающее важность опыта). Первые две стремятся только классифицировать личности, а последние — стремятся объяснить, почему они развиваются тем или иным образом. См. также Культура и школа индивидуальности; Психоанализ.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Личность
от лат. percona - персона) - человек как индивидуальность, субъект сознательной, социально значимой деятельности. Исследования этого понятия велись с древности, однако можно считать, что теоретические концепции в достаточно законченном виде оформились лишь к началу X X в. Это теория зеркального «я» (4.X. Кули, Дж. Мид), ролевая теория (Р. Линтон, Я.Л. Морено, Т. Парсонс), теория референтной группы, разделы необихевиоризма и некоторые другие. Различные типологии личности предложены представителями разных наук. Так, в психологии определяют психологические особенности формирования личности в сходных жизненных ситуа- циях; в антропологии подчеркиваются культурное и этическое сходство людей, свойства национального характера; социологи выявляют сходство в ролевом поведении людей, их отношении к цели и средствам деятельности в аналогичных социальных ситуациях, устанавливают взаимосвязи социального и индивидуального. Человек как целостная личность не только выражает собственную жизнь, но и представляет всю человеческую историю, каждый конкретный индивид становится личностью лишь в определенной мере. Понимание личности в социальном менеджменте идет путем системной интеграции различных подходов и концепций этой сложной категории [3, 61, 107].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Личность
personality), относительно устойчивая совокупность обществ., эмоциональных и мотивационных х-к человека, отличная от др. людей. В психологии наиб, распространены теории Л., стремящиеся доказать, что число устойчивых х-к, свойственных в той или иной степени каждому человеку, ограничено. Большинство моделей развития Л. носит откровенно детерминистский характер, отличаясь лишь по степени значения, к-рое они придают опыту и наследственности. Наиб, тщательно разработанной моделью Л. является описанное Фрейдом психосексуальное развитие человека с акцентом на полученный им в раннем возрасте опыт. В противоположность этому исследования в области генетики поведения показали, что животным легко можно привить (путем научения) устойчивые черты, к-рые схожи с личностными чертами человека, такими, как агрессия и эмоциональность. Исследования показали также, как эти св-ва изменяются под влиянием опыта и обстоятельств. Изучение близнецов дает основание считать, что опред. черты, как, напр., экстравертность и невротизм, могут быть врожденными. Сторонники теории научения выступают против идеи наследуемости и устойчивости опред. св-в. Их т.зр. носит традиционно детерминистский характер (взять, напр., типичный аргумент Уотсона о том, что Л. взрослого человека определяется обусловливанием). В последнее время такие теоретики, как Альберт Бандура, предложили идею социального научения как один из вариантов подхода к изучению Л. Др. важной моделью социального научения является локус контроля. Согласно этому подходу, различия в мышлении людей влияют на их поведение, эмоции и мотивацию, являясь гл. фактором, определяющим различия между людьми. Наиб, тщательно эта модель разработана амер. психологом Джорджем Келли в кн. Психология личностных конструктов (1955).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Личность 
устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида; продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения (в физиологии); индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении (в психологии).
Любопытны, на наш взгляд, некоторые психологические трактовки личности. Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». 
В «гормической психологии» (У. Макдугалл), в психоанализе (А. Адлер,
З. Фрейд) личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимает проблему личности, ибо последней не остаётся места в механистической схеме «С-Р» («стимул-реакция»). 
В индетерминизме в «гуманистической психологии» (в частности, в концепциях Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса) и экзистенциализме (например, у
Л. Бинсвангера, М. Босса, Е. Минковского, В. Франкла и Дж. Бугенталя) формулировки личности как категории весьма односторонни и ограниченны, поскольку в них проявляются физикализм, перенос законов механики и анализ личностных проявлений.
Важным критерием личности можно считать осознание индивидом своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества.
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство последних определяет богатство личности.

Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.

ЛИЧНОСТЬ
отдельный человек как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет социальную реальность, интегративное социальное качество человека. Л. - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития и включения в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. В ряде случаев под личностью понимается: а) индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории или находящийся в центре обществ, внимания вследствие занимаемой соц. позиции и исполнения соц. или профессиональной роли; б) субъект, означающий активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности. Индивид становится Л. в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью и вместе с тем к обособлению, проявляемому в творческой индивидуальности, и делает Л. и продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития. Становление и развитие Л. осуществляется в процессе социализации индивидов, освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Помимо общесоциальных Л. приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой - придает Л. неповторимую индивидуальность. Социологический анализ выделяет в Л. социально-типическое как целостность необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентаций и социальных установок, доминирующих мотивов деятельности.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ЛИЧНОСТЬ
1) отдельный челов. как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет социальную реальность (5); 2) индивид, обладающий выдающимися кач-ми, оказывающий влияние на массы и ход истории или находящийся в   центре обществ, внимания вследствие занимаемой соц. позиции и исполнения соц. или профессиональной роли (1); 3) системное кач-во индивида, обновленное его включенностью в обществ. отношения и проявл. в совместной деятельности и общении (4); 4) субъект, означающий активное соц. начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности (2). Л. — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт обществ, развития и включения индивидов в  систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится Л. в процессе освоения соц. функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена об-ва. Стремление к слиянию с соц. общностью и вместе с тем к обособлению проявл. в творческой индивидуальности и делает Л. и продуктом и субъектом соц. отношений, соц. развития. Формирование Л. осуществляется в процессе социализации индивидов, освоения ими соц. норм и функций (соц. ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Помимо общесоциальных Л. приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых соц. общностей, членами которых явл. индивиды. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также соц. ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявл. поведения и сознания, а с др. — придает Л. неповторимую индивидуальность. Социолог, анализ выделяет в Л. социально-типическое как целостность необходимых для выполнения обществ, функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентаций и соц. установок, доминирующих мотивов деятельности.
Лит.: 1) Личность // Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гзишиани и Н.И.Лапина. М., 1988; 2) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. M.f1998; 3) Фролов С.С. Социология. М.,1999; 4) Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., По-лов А.В. Социология. М.,2000; 5) Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.,1974.

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Личность
отчетливые постоянные образцы действия, мышления и чувствования индивида.
Ведутся споры о степени постоянства и способах описания человеческой личности. С одной стороны, некоторые теоретики указывают на заметные различия в индивидуальных ситуативных проявлениях, например с друзьями, семьей, на работе, иначе говоря, постоянных проявлений не существует. С другой стороны, существует несколько хорошо зарекомендовавших себя способов описания личности, где используются общие описательные характеристики людей, на основе которых можно выделить определенный тип личности. Например, АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ, или в соответствии с набором характерологических черт, в частности невротичная и экстравертированная. Также следует упомянуть идеографический подход, вообще отрицающий необходимость классификации людей и ратующий за отношение к ним как к отдельным личностям. Ведутся дискуссии о наличии в структуре личности бессознательных элементов.
В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Существуют различные методы исследования личности, от клинических интервью до тестов типа карандаш – бумага, выбор метода зависит от теоретических воззрений исследователя. Психометристы, в частности Р. Кеттелл и Г. Айзенк, применяют опросники, содержащие вопросы о поведении человека. Выбор вопросов отчасти определяется тем, какие структуры, по мнению автора опросника, составляют личность, и отчасти путем факторного анализа, статистической процедуры, позволяющей выявить наиболее информативные вопросы для оценки соответствующих структур. Альтернативный подход с применением проективных тестов состоит в том, что людям предлагают для интерпретации неоднозначные изображения. В основе данного подхода лежит представление о том, что человек будет проецировать аспекты себя, в том числе бессознательные, в даваемых интерпретациях. Примерами являются тест Роршаха и ТАТ – тест тематической апперцепции. Прежде чем предлагать клиенту тестирование, следует ответить на вопросы о валидности и надежности теста. Валидный тест измеряет то, для чего предназначен, это проверяется клиническим опытом психиатра. Надежным является тест, который дает воспроизводимые результаты. Валидность и надежность теста личности, как правило, описаны в руководстве по его использованию.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ЛИЧНОСТЬ
целостность соц. свойств человека, продукт обществ. развития и включения индивида в систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится Л. в процессе освоения соц. функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума. Стремление слиться с соц. общностью (идентифицироваться с нею) и вместе с тем обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает Л. и продуктом и субъектом соц. отношений, соц. развития. Формирование Л. осуществляется в процессах социализации (см.) индивида и направленного воспитания: освоения им соц. норм и функций (соц. ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Помимо общесоциальных, Л. приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых соц. общностей, членами к-рых являются индивиды, т. е. классовых, соц.-профессиональных, нац.-этнич., соц.-территориальных и половозрастных. Освоение черт, исущих этим многообразным общностям, а также соц. ролей, выполняемых индивидами в Тпупповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в соц.-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой - придает Л. неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизич. свойств субъекта. Л., т. обр., интегрируется с индивидуальностью. В качестве устойчивой целостности психич. свойств, процессов и отношений Л. является предметом изучения в психологии. Социологич. же анализ выделяет в Л. именно соц.-типическое как целостность необходимых для выполнения обществ. функций характерологич. и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации и соц. установок, доминирующих мотивов деятельности. В качестве субъекта соц. отношений Л. характеризует активная деятельность, к-рая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению культурой, унаследованной от предшествующих поколений. См. также: Теория личности ролевая, Теория личности социологическая. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975; Человек как объект социологического исследования. Л., 1977; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Головаха Е.И., Крокик А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984; Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1-3. М., 1983-1985. В.А. Ядов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Личность
целостность социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в Л. не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Индивид становится Л. лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т. е. в процессе социализации. Л. является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем «продуцируют» определенные типы Л. и тем или иным способом исключают те, которые им «не подходят». Э. Фромм, анализируя становление индустриального общества и характерный для него трудоцентризм, отмечал, что человек вынужден был превратиться в Л., которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд с неведомой для большинства культур интенсивностью. Сформированные в процессе социализации социально типичные личностные качества («социальный характер», по Фромму) заставляли индивида «с любовью и со рвением» делать то, что он должен был делать ради целей экономической системы. Социальная необходимость в труде должна была превратиться во внутреннее побуждение. Помимо общесоциальных черт, Л. характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т. п. Общая историческая направленность изменения положения Л. в социальной системе заключается в переходе от неиндивидуализированного существования человека в традиционном обществе и его личной зависимости в семье, касте, сословии и т. д., с преимущественно аскриптивным характером социального статуса и ограниченными возможностями социальной мобильности, к личному индивидуализированному существованию человека, освобожденного от всех форм личной зависимости в обществе модерном, с преимущественно достижительским социальным статусом и широкими возможностями социальной мобильности. Перспективы социальной трансформации постсойременного общества связывают с «триумфом индивидуальности». Это общество, которое определяется как постэкономическое, человекоцентристское, общество «массовой индивидуальности», где ценности безопасного и гармоничного существования индивида становятся доминирующими.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

Личность
Особистість. Person. Образ индивида в его собственных глазах и глазах других людей. Подобный образ складывается из системы самооценок и оценок другими индивидуальных качеств того или иного члена группы. Именно способность к самооценке превращает индивида в личность, определяет характер его поступков и отношение к другим людям, а оценки его качеств другими создают возможность корректировать поведение, приводя его в соответствие с признанными в обществе или группе нормами. В различных психологических и социологических теориях Л. особое внимание обращается на то, что собственно личностью отдельный человек (индивид) становится тогда, когда превращается в субъекта социального действия. Не отбрасывая данное, в принципе правильное, положение, следует обратить внимание еще на некоторые весьма существенные моменты. Сам термин “личность” изначально содержит в себе положительную оценку действий того, кого считают личностью. Скорее всего именно это обстоятельство привело социологов-позитивистов к признанию того, что для сохранения гомеостазиса, социальной целостности и стабильности всякого рода деятельность функциональна при условии соблюдения нормы (в данном случае нормы на патологию, чтобы последняя не привела к социальной дезинтеграции). Т. е., утверждая, что определенная мера патологии есть норма (Э. Дюркгейм (Е. Durkheim) и его последователи), мы, с одной стороны, практически устанавливаем предел развития культуры и негласно признаем право на нарушение ее норм, а с другой, снимаем ответственность с общества за то, что в нем самом, в его структуре, первоначально заложена возможность существования не только разных точек зрения на нормы культуры, но и разных, противоречащих друг другу культурных норм. В этих условиях возникают альтернативные критерии для оценок и самооценок, Л. ставится в положение выбора, а право выбора соответственно снимает личную ответственность за него. В результате значительно снижается эффективность действия регулятивной функции культуры. В реальной социальной жизни, вопреки функционалистской идеи соотношения нормы и патологии, поведение людей и их конкретные действия не всегда характеризуются в положительных оценках. Это говорит о том, что культура отвергает всякую патологию и противостоит ей в качестве нормы, требующей санкции за ее нарушение. Поэтому вопреки абстрактно-гуманистическому принципу, согласно которому всякая жизнь бесценна, в реальном социальном измерении разные люди обретают разную социальную ценность. Например, злостный преступник или рецидивист, способный воздействовать на других людей с целью изменить их действия в свою пользу, совершает социальное действие, т. е. является субъектом социального действия, но считать его Л. при этом весьма трудно. Социология культуры и призвана выяснить те факторы, которые приводят к утрате индивидом своего социального лица, т. е. тех качеств, которые дают основание для обесценивания человека, превращения его в простую вещь. См. также Индивид и Овеществление.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ЛИЧНОСТЬ
1. индивидуальность; конкретное выражение сущности человека, воплощение в нем социально значимых черт и качеств конкретного общества; 2. выдающийся деятель; 3. правовое лицо; 4. совокупность значимых индивидуальных черт, ценностных ориентации, сформированных в процессе социализации. Личность - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем “продуцируют” определенные типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им “не подходят”. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо различать понятии «человек», «индивид», «личность». Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Индивид - биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида, единичный представитель человеческого рода (индивидом мы рождаемся. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием “индивидуальность”. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность доказывается, подтверждается. Можно выделить основные характеристики индивидуальности: способности, темперамент, характер, мировоззрение, мотивация, направленность (главные тенденции поведения). Можно сказать, что личность - это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Личность - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Понятие личности вводится для определения социальной сущности человека. Личность - не только объект общественных отношений, она не только испытывает социальные воздействия, но и преобразует их, поскольку постепенно начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.
Таким образом, личность - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Быть личностью - значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - значит обладать свободой выбора и нести ответственность за свои решения и поступки. Личность - активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек. В. Ядов: “Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения” (Ядов В.). Таким образом, личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт. Каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некий продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. При личности анализе должны учится как ее биологические особенности личности, и социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Для анализа возникновения и развития личностных черт выделяют факторы, оказывающие влияние на формирование личности: 1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальный опыт.
Таким образом, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Социология имеет множество теорий личности на которых базируется развитие социальной работы. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Ч.Кули, Р. Дарендорфа, Р.Мертона и др.).
Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе. Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе. Поведенческая теория личности (Скиннер, Дж.Хоманс, Опп).Образ личности рассматривается личность как система реакций на различные стимулы. Поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой (язык, обычаи, СМИ) Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты);
2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций;
3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам. Марксистская теория личности рассматривала личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни. Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.Таким образом, можно сказать, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Личность и военизированная организация

Агранат Дмитрий Львович
Читать PDF

Личность молодого человека

Ковалева Антонина Ивановна
Читать PDF

ЛИЧНОСТЬ И «ПРИГРАНИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ АМАЗОНИИ И СИБИРИ. Резюме

Брайтман Марк , Гротти Ванесса Элиза, Ултургашева Ольга
Читать PDF

Личность в контексте современного информационного общества

Алиева Маргарита Федоровна
Личность в контексте информационного взаимодействия с новыми телекоммуникационными технологиями характеризуется высоким уровнем интеллектуального потенциала, информационной культуры, нравственной ответственности, активностью прояв
Читать PDF

Личность в группах риска: компаративный анализ (материалы круглого стола)

Листвина Евгения Викторовна, Афанасьева Вера Владимировна
Читать PDF

Личность как социально-психологическая и философская категория

Наумов Н. Д.
В статье рассматриваются различные подходы к проблеме определения понятия личности в философии и психологии.
Читать PDF

Личность и политика. Проблемы современной молодежной субкультуры

Васильев И. В.
Статья посвящена проблемам вступления молодых людей в общественную жизнь России в начале XXI века. Политическая социализация рассматривается как элемент молодёжной субкультуры в период перехода от модерна к постмодерну.
Читать PDF

Современная личность: социальный характер (на основе теории Э. Фромма и Р. Фанка)

Слабиков А. Е.
Читать PDF

Русская базовая личность и государственность: традиционная модель взаимодействия и современные тенде

Швец А. В.
Читать PDF

Личность в постиндустриальном обществе: транзиция через аномию

Анисимова С. Г.
Рассматриваются теории постиндустриального, информационного, постмодерного общества, концептуальные положения которых позволяют сделать вывод об особенностях транзиции в российском обществе.
Читать PDF

Технизированная среда и личность: проблема духовной деструкции

Гаранина Ольга Денисовна
Определены факторы деструкции духовности человека в современном обществе, обоснована опасность бесконтрольной информатизации общественной жизни
Читать PDF

Инновационная личность современного общества: теоретический анализ

Струк Елена Николаевна, Струк Наталия Максимовна
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования инновационной личности. На основе анализа большого теоретического материала показана неоднозначность восприятия личности инноватора в научном дискурсе.

Похожие термины:

  • ЛИЧНОСТЬ АНОРМАЛЬНАЯ

    личность, тип поведения которой противоречит принятым в обществе нравственным нормам. Примерами анормальной личности являются личности, склонные к пьянству, стяжательству и т. д.
  • АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

    Набор особых личностных характеристик, включая ригидность, нетерпимость в мировоззрении и невозможность принятия различных точек зрения.
  • БАЗОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

    (от греч. basis – основание). Базова особистість. Basic personality. Совокупность типических черт людей, выросших в одной культуре и служащих основой для сравнительного анализа.
  • Психопатическая личность

    См. ПСИХОПАТИЯ.
  • личность этноцентрическая

    ethnocentric personality. - личность, ставящая собственную культуру выше других и судящая о других культурах с позиций своей культуры. Ср. личность авторитарная.
  • личность языковая

    language personality. - 1. личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая определенной совокупностью знаний и представлений. 2. В определении Ю.н. Караулова (1987), совокупность и результат реализ
  • ЛИЧНОСТЬ НОРМАТИВНАЯ

    тип личности, черты которого лучше всего выражают культуру данного общества и являются идеалом личности данной культуры. Понятие нормативной личности было введено в научный оборот известным соц
  • ЛИЧНОСТЬ ОРАТОРА

    совокупность и взаимодействие всех аспектов социального, интеллектуального, духовного облика, характера и воли, темперамента и культуры лектора.
  • личность речевая

    homo loquens. - личность, реализующая себя в коммуникации, выбирающая и осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения, использующая тот или иной репертуар лингвистических и экстралингвистичес
  • Личность маргинальная

    индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью - ни в одну из них.
  • личность статусная

    status personality — термин американского антрополога Р. линтона (Ralph Linton, 1945). - Совокупность стандартизированных ролей, культурно закрепленных в обществе заданным статусом.
  • ЛИЧНОСТЬ МОДАЛЬНАЯ

    человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов общества.
  • ОНТОЛОГИЧЕСКИ НЕУВЕРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

    описанный Р. Лейнгом тип личности, испытывающей дефицит "первичной онтологической уверенности". Такая личность ощущает себя скорее нереальной, чем реальной, и скорее мертвой, чем живой; ей не хвата
  • Референтная личность

    Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец.
  • ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННАЯ

    англ. personality, modern; нем. Personlichkeit, moderne. По А. Инкелесу -совокупность определенных личностных характеристик (инициативность, стремление к автономии, к планированию жизни на основе научных знаний, идент
  • ИННОВАЦИОННАЯ ЛИЧНОСТЬ

    Как сама деятельность разделяется на инновационную и рутинную, так различаются и соответствующие типы личностей: в первом случае это инновационная личность, во втором — авторитарная. Эверетт Хаг
  • ИННОВАЦИОННАЯ ЛИЧНОСТЬ (ИЛ)

    это личность, ориентирующаяся в своей профессиональной работе на разработку и практическую реализацию новых идей, способов и технологий управленческих действий. Основные черты ИЛ: а) творческая
  • личность базисная/базовая

    basic personality (structure) — термин американского психиатра а. Кардинера (Abram Kardiner, 1939). - Совокупность типических личностных черт, характерных для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же проц
  • личность коммуникативная

    communicative person .— Конкретный участник коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации. См. личность модальная, личность референтная, личность речевая, личность языковая, человек г
  • Личность инонаправленная

    (направленная на других). Особистість іноспрямована (спрямована на інших). Otherdirected personality. Согласно Рисмену (Riesman) – личность со слабо интернализованными отношениями, ценностями и стандартами повед