КАУТСКИЙ КАРЛ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КАУТСКИЙ КАРЛ

(1854-1938) - австр. соц. мыслитель и политич. деятель. Отождествлял материалистич. понимание истории в качестве философского принципа с конкретной соц. теорией об-ва - материализмом историческим (см.), который он считал единственно научной соц. теорией. Вольно или невольно заложил основы концепции, сводившей всю систему социологич. знания к знанию философскому. Соч.: Экономическое учение К. Маркса. Одесса, 1905; Материалистическое понимание истории. Т. 1-2. М. 1929.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КАУТСКИЙ КАРЛ

(1854- 1938), один из лидеров и теоретиков герм, социал-демократич. движения и 2-го Интернационала. Рассматривая процессы обществ. развития, уделял внимание проблемам народонас. В ранних работах разделял мальтузианские воззрения. Под влиянием критики Ф. Энгельса (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с, 123-25) изменил свои взгляды, что нашло отражение в кн. ´Размножение и развитие в природе и обществе´ (1910). В ней К. сделал попытку раскрыть абстрактный закон нас. для растений и животных, высказал соображения о тенденциях размножения нас. при социализме, о взаимозависимости нас. и природы. Вместе с тем в этом труде К. необоснованно претендовал на создание теории народонас., к-рую якобы К. Маркс и Ф. Энгельс не разработали. Статья К. ´Мальтузианство и социализм´ получила положит. оценку В. И. Ленина (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 32).

Г. M. Коростелев.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл
1854-1938) - немецкий историк, экономист, социолог и публицист, один из лидеров и теоретиков социал-демократии и II Интернационала. С 1874 по 1879 учился в Венском университете. В 1874 К. примкнул к социалистическому движению, был близок с лассальянством. В 1875 вступает в социал-демократическую партию. С начала 1880-x К. активно печатается в социал-демократической прессе. В 1883 основал журнал "Новое время" ("Die Neue Zeit"), теоретический орган германской социал-демократии, редактором которого он был со дня открытия до 1917. С 1890 постоянно живет в Германии, активно участвуя в деятельности Германской социал-демократическое партии, а затем II Интернационала. В 1934, после прихода к власти фашистов, переезжает в Вену, а после захвата Австрии фашистской Германией (в 1938) уезжает в Прагу, а затем в Амстердам, здесь же в этом году умирает.
Философско-социологические взгляды К. претерпели сложную эволюцию. Во второй половине 1870-х и начале 1880-х он находился под влиянием теории Ч. Дарвина и философии позитивизма (Спенсер - , Дж.С. Милль). В работах этого периода - "Влияние роста народонаселения на прогресс общества" (1880), "Социальные инстинкты в мире животных" (1883) - пытался объяснить историю человеческого общества дарвиновской теорией борьбы за существование. Утверждая, что законы роста народонаселения являются исходными при рассмотрении проблем социальной философии, К. усматривал движущие силы общественного развития в инстинктах человека. В дальнейшем К. написал ряд работ, пропагандировавших марксистскую теорию - "Экономическое учение Карла Маркса" (1887), "Томас Мор и его утопия" (1888), "Предшественники новейшего социализма" (1895), "Предшественники социализма" (1909-1921), "Этика и материалистическое понимание истории" (1-2 тт., 1927-1929) и др. Большое внимание в его трудах было уделено проблемам природы и движущих сил социальных революций, теории государства, взаимодействию личности и народных масс в истории, роли религии в историческом процессе и т.д. К. выдвинул т.наз. "теорию ультраимпериализма", провозглашавшую наступление новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий, что в перспективе ставило под вопрос неизбежность и целесообразность пролетарских революций.
Идейная эволюция, которую прошел К. в своих социально-политических воззрениях, выразилась в том, что в 1910-1912 он становится идеологом центризма, а в 1917 в знак протеста против политики руководства социал-демократии Германии выходит из партии, оставляет пост редактора "Нового времени" и организует независимую социал-демократическую партию Германии (ее существование было, впрочем, недолгим). Октябрьский (1917) переворот в России К. встретил негативно, выступал против установления диктатуры пролетариата - в защиту демократии. Об этом он написал ряд статей и брошюр: "Демократия и диктатура" (рус. перевод 1918); "Демократия или диктатура" (рус. перевод 1921); "От демократии к государственному рабству" (1921). К. - одна из наиболее крупных фигур международного рабочего движения. Стремление К. подвергнуть ревизии политические доктрины марксистского толка явилось выражением переосмысления значительной частью европейских интеллектуалов социал-демократических ориентаций, путей и методов борьбы за социальную справедливость и социализм, их неприятие псевдопролетарских государств, а также переворотов, инициируемых профессиональными революционерами.
В контексте общественных изменений, произошедших на Западе в 20 ст., особую значимость приобрели социологические выводы К. о формировании в социальной структуре индустриального общества нового класса - "среднего класса" работников нефизического труда. Будучи вовлечены в процессы материального производства, они тем не менее, по мысли К., располагаются несравненно ближе к социальным позициям буржуазии , нежели к положению представителей пролетариата . Согласно К., эти "новые средние слои" способны сформировать критическую массу стабильности буржуазного общества. В оценке социальных перспектив западного общества прогнозы К. оказались неизмеримо точнее пророчеств Маркса .
И.Н. Андреева

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
382.22 кб

Обоснования эволюционистской натуралистической этики в работах Карла Каутского

Малов Сергей Вячеславович
Рассматриваются этические взгляды социал-демократического теоретика Карла Каутского.