МЕДИАТЕКСТ
МЕДИАТЕКСТ
сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.).
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Медиатекст
(mediatext, медыятэкст) — основная категория лингвистики СМИ, позволяющая охарактеризовать особенности комбинированных аудиовизуальных сообщений, создаваемых на основе креолизованных текстов. Последние всегда применялись в кинематографе, традиционных печатных и электронных СМИ; отличительной особенностью «изовербов» в НМ является совмещение самых разных графических элементов в изобразительной части сообщения, выполняющей роль иконического знака. Так, в интернет-коммуникации зачастую используются гибридные знаки (например, эмотикон), визуальные изображения — графемы естественного языка (буквы и знаки препинания), средства формализованных языков (топографические знаки, математические символы, ноты и пр.), фотографии, рисунки и т. п. М строится в соответствии с базовыми принципами создания текстов традиционных СМИ (целостность авторского замысла и связность на уровне структурно-смысловой организации), а в НМ дополняется дополнительными возможностями за счет мультимедийности, гипертекстуальности и интерактивности, что позволяет пользователю активно влиять на процесс коммуникации и даже включаться в производство контента, выступая в роли соавтора. При этом аудитория (реципиент сообщения) использует признаки связности как код или сигнал, позволяющий объединить отдельные высказывания в смысловое целое М. Основными характеристиками М выступают полисемантическое и интерстилевое тонирование, произвольная вариативность в выборе лексических средств, нестрогое соответствие нормам литературного языка, цитатное письмо и пр.
Литература Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2002. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180–196. Современный русский язык в интернете. М.: Языки славянской культуры, 2014. А. Сарна
Литература Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2002. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180–196. Современный русский язык в интернете. М.: Языки славянской культуры, 2014. А. Сарна
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016
Медиатекст
(лат. textus – ткань, сплетение, сочетание) Одна из разновидностей современного текста, принадлежащего пространству массовой информации и коммуникации (медиакоммуникационному пространству), характеризующаяся особым типом автора (создателя), наделенного осознаваемо высокой степенью ответственности за публикуемые факты (информацию), ставшая результатом творческой деятельности человека, обладающая специфической модальностью, рассчитанная на рассредоточенную, анонимную, разнородную аудиторию как основного потенциального потребителя. Данная разновидность текста демонстрирует открытость содержания в смысловом, структурном и знаковом аспектах. К характерным признакам медиатекста традиционно относят его медийность, связанную с использованием конкретных средств передачи смыслов; массовость как ориентированность сообщения на особый тип адресата; интегративность, выраженную в сочетании различных семиотических кодов, открытость. В новой технологической среде актуализирует использование концепта «гипертекст», обозначающего: 1) метод, предложенный как часть программного обеспечения Всемирной паутины (Сети), способ встраивания разнонаправленных ссылок в конкретный цифровой фрагмент в виде закодированного html‑документа, отраженного в веб‑браузере), связанного с другими аналогичными html‑текстами без дополнительной навигации; 2) визионерский подход Теда Нельсона, описавшего интерфейс типа «человек – компьютер», в котором компьютер представляет конкретный текст с нескольких точек зрения, превращая его в гибкий и изменчивый объект, с которым можно взаимодействовать, чтобы обеспечить полноценное понимание; 3) литературные работы, которые связаны (происходят от) или намекают на ранее созданные работы; 4) любой текст, который структурирован нелинейно, непоследовательно, не имеет отчетливого начала, середины, конца, в котором читатель имеет контроль над последовательностью получения информации и смыслов. В тех случаях, когда подобные тексты связаны с другими фрагментами содержания посредством гиперссылок, границы текста могут быть размытыми или текст может быть воспринят как безграничный. В одной из ключевых парадигм описания современного медиатекста речь также идет о нарративе как: 1) о фундаментальном способе придания смысла полученному человеком опыту; 2) о самостоятельном повествовании, истории, опубликованной любым медиаресурсом и репрезентирующей последовательную цепь различных событий объективной или вымышленной реальности; 3) об истории, транслированной рассказчиком (реальным или вымышленным) и содержащей его точку зрения на описанные события, явления и проблемы.
Литература Добросклонская Т. В Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. – М.: ФЛИНТА, 2008. Казак М. Специфика современного медиатекста // Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. моногр. – М.: Флинта: Наука, 2012. Манович Л. Язык новых медиа / пер. Д. Кульчицкой. – М.: Ад Маргинем, 2018. Солганик В Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестн. Моск. ун‑та. Сер. 10: Журналистика. ‑2005. – № 2. – С. 7–15.
Литература Добросклонская Т. В Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. – М.: ФЛИНТА, 2008. Казак М. Специфика современного медиатекста // Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. моногр. – М.: Флинта: Наука, 2012. Манович Л. Язык новых медиа / пер. Д. Кульчицкой. – М.: Ад Маргинем, 2018. Солганик В Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестн. Моск. ун‑та. Сер. 10: Журналистика. ‑2005. – № 2. – С. 7–15.