МЕДИАТЕКСТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕДИАТЕКСТ
сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.).

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Медиатекст
(mediatext, медыятэкст) — основная категория лингвистики СМИ, позволяющая охарактеризовать особенности комбинированных аудиовизуальных сообщений, создаваемых на основе креолизованных текстов. Последние всегда применялись в кинематографе, традиционных печатных и электронных СМИ; отличительной особенностью «изовербов» в НМ является совмещение самых разных графических элементов в изобразительной части сообщения, выполняющей роль иконического знака. Так, в интернет-коммуникации зачастую используются гибридные знаки (например, эмотикон), визуальные изображения — графемы естественного языка (буквы и знаки препинания), средства формализованных языков (топографические знаки, математические символы, ноты и пр.), фотографии, рисунки и т. п. М строится в соответствии с базовыми принципами создания текстов традиционных СМИ (целостность авторского замысла и связность на уровне структурно-смысловой организации), а в НМ дополняется дополнительными возможностями за счет мультимедийности, гипертекстуальности и интерактивности, что позволяет пользователю активно влиять на процесс коммуникации и даже включаться в производство контента, выступая в роли соавтора. При этом аудитория (реципиент сообщения) использует признаки связности как код или сигнал, позволяющий объединить отдельные высказывания в смысловое целое М. Основными характеристиками М выступают полисемантическое и интерстилевое тонирование, произвольная вариативность в выборе лексических средств, нестрогое соответствие нормам литературного языка, цитатное письмо и пр.
Литература Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2002. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180–196. Современный русский язык в интернете. М.: Языки славянской культуры, 2014. А. Сарна

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016

Медиатекст
(лат. textus – ткань, сплетение, сочетание) Одна из разновидностей современного текста, принадлежащего пространству массовой информации и коммуникации (медиакоммуникационному пространству), характеризующаяся особым типом автора (создателя), наделенного осознаваемо высокой степенью ответственности за публикуемые факты (информацию), ставшая результатом творческой деятельности человека, обладающая специфической модальностью, рассчитанная на рассредоточенную, анонимную, разнородную аудиторию как основного потенциального потребителя. Данная разновидность текста демонстрирует открытость содержания в смысловом, структурном и знаковом аспектах. К характерным признакам медиатекста традиционно относят его медийность, связанную с использованием конкретных средств передачи смыслов; массовость как ориентированность сообщения на особый тип адресата; интегративность, выраженную в сочетании различных семиотических кодов, открытость. В новой технологической среде актуализирует использование концепта «гипертекст», обозначающего: 1) метод, предложенный как часть программного обеспечения Всемирной паутины (Сети), способ встраивания разнонаправленных ссылок в конкретный цифровой фрагмент в виде закодированного html‑документа, отраженного в веб‑браузере), связанного с другими аналогичными html‑текстами без дополнительной навигации; 2) визионерский подход Теда Нельсона, описавшего интерфейс типа «человек – компьютер», в котором компьютер представляет конкретный текст с нескольких точек зрения, превращая его в гибкий и изменчивый объект, с которым можно взаимодействовать, чтобы обеспечить полноценное понимание; 3) литературные работы, которые связаны (происходят от) или намекают на ранее созданные работы; 4) любой текст, который структурирован нелинейно, непоследовательно, не имеет отчетливого начала, середины, конца, в котором читатель имеет контроль над последовательностью получения информации и смыслов. В тех случаях, когда подобные тексты связаны с другими фрагментами содержания посредством гиперссылок, границы текста могут быть размытыми или текст может быть воспринят как безграничный. В одной из ключевых парадигм описания современного медиатекста речь также идет о нарративе как: 1) о фундаментальном способе придания смысла полученному человеком опыту; 2) о самостоятельном повествовании, истории, опубликованной любым медиаресурсом и репрезентирующей последовательную цепь различных событий объективной или вымышленной реальности; 3) об истории, транслированной рассказчиком (реальным или вымышленным) и содержащей его точку зрения на описанные события, явления и проблемы.
Литература Добросклонская Т. В Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. – М.: ФЛИНТА, 2008. Казак М. Специфика современного медиатекста // Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. моногр. – М.: Флинта: Наука, 2012. Манович Л. Язык новых медиа / пер. Д. Кульчицкой. – М.: Ад Маргинем, 2018. Солганик В Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестн. Моск. ун‑та. Сер. 10: Журналистика. ‑2005. – № 2. – С. 7–15.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Религиозный медиатекст: психолингвистический аспект

Маркина Ю. А., Островских И. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Тема освоения космоса в советской и североамериканской культурах как глобальный медиатекст

Грицай Людмила Александровна
В статье на примере темы освоения космоса в 1950-90-х гг. рассматриваются особенности менталитета граждан США и советских людей как представителей различных национальных традиций.
Читать PDF
0.00 байт

Медиатекст как объект лингвистических исследований

Мельник Галина Сергеевна
Читать PDF
0.00 байт

Рекламный медиатекст в условиях конвергенции СМИ

Лободенко Лидия Камиловна
Исследуется медиатекст как многоуровневое явление в условиях конвергенции СМИ. Рекламный текст выделяется как разновидность медиатекста.
Читать PDF
0.00 байт

Медиатекст как целевой элемент системы журналистского образования

Шестеркина Людмила Петровна
Рассматривается алгоритм обучения студентов-журналистов практике создания современного медиатекста в жанрах информационной, аналитической и художественно-публицистической журналистики для различных видов СМИ.
Читать PDF
0.00 байт

Медиатекст в условиях конвергенции

Волкова Анастасия Александровна
Новая тенденция в информационной сфере слияние (конвергенция) ранее независимых секторов СМИ.
Читать PDF
0.00 байт

Имиджевый политический медиатекст: институционализация понятия и жанровая типология

Киуру Константин Валерьевич
В статье дается обоснование введения в научный оборот понятия «имиджевый политический медиатекст». Понятие «имиджевый политический медиатекст» объединяет в себе как PR-тексты, так и рекламные тексты.
Читать PDF
0.00 байт

Вторая международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра : медиатекст в стилистическом,

Чернышова Татьяна Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Медиатекст и проблема социального забвения

Шестакова Элеонора Георгиевна
Поднимается и обосновывается проблема социального забвения в ее актуализации медиатекстом.
Читать PDF
0.00 байт

Медиатекст как мир-текст в конвергентных масс-медиа

Егорова Л.Г., Туманов Д.В.
В статье формулируется проблема понимания медиатекста в смысле мир-текста как ризоморфной конструкции, выявляются его ключевые характеристики и на основе постмодернистского подхода раскрываются принципы структурирования информацио
Читать PDF
0.00 байт

Медиатекст: синтез журналистского, рекламного и PR-текста в условиях конвергентных СМИ

Милославская Зоя Александровна
В статье рассматриваются трансформации в сфере журналистских навыков, происходящие вследствие выделения медиатекста в самостоятельное понятие в контексте базового для гуманитаристики понятия «текст».
Читать PDF
0.00 байт

Текст и медиатекст: проблема дифференциации понятий

Красноярова Ольга Валентиновна
В статье рассматривается феномен появления нового широко употребляемого в разных научных дисциплинах термина «медиатекст». Ставится вопрос о самостоятельной ценности понятия «медиатекст» по отношению к базовому понятию «текст».

Похожие термины:

  • МЕДИАТЕКА

    учреждение или структурное подразделение учреждения, включающее совокупность фонда медиатекстов на любых носителях и разнообразных информационных, технических средств, мультимедиа; располагае
  • Лингвистика медиатекста

    (linguistics of mediatexts, лiнгвiстыка медыятэкста) — раздел прикладной лингвистики, направленный на исследование сообщений СМИ и НМ. ЛМ сложилась на основе общей лингвистики текста и может быть представлен
  • Психоанализ медиатекста

    (psychoanalysis of mediatexts, псiхааналiз медыятэкста) — специфическое понимание контента в НМ, ориентированное на субъективизм, личностную окрашенность текста при его создании и восприятии, маркированную ка
  • Психолингвистика медиатекста

    (psycholinguistics of mediatexts, псiхалiнгвiстыка медыятэкста) стратегия исследований сообщений СМИ и НМ, разрабатываемая и реализуемая в рамках психолингвистики для выявления и изучения речевых механизмов в п
  • Социолингвистика медиатекста

    (sociolinguistics of mediatexts, сацыялiнгвiстыка медыятэкста) — комплекс социолингвистических концепций и подходов, посвященных выявлению специфики и анализу текста сообщений, генерируемых и транслируемых в
  • Феноменология медиатекста

    (phenomenology of mediatexts, фенаменалогiя медыятэкста) — направление исследований в анализе сообщений, которое может быть отнесено к субъективистским версиям изучения НМ. Оно ориентировано на реконструкци