нарратив
нарратив
1) понятие, обозначающее самодостаточный текст, смысл которого связан с плюралистической интерпретацией, субъективным восприятием, отказом от референтов, основан на функционировании символов, симулякров, творящими виртуальную реальность; 2) дискурс, который может быть рассказан иначе, чему сопутствует «смерть Автора», а также «рождение Читателя» (Р. Барт), который по-иному означивает текст, обладающий принципиальной открытостью для толкований; 3) по Ф.-Ж. Лиотару – средство легитимации знания, которое в традиционном обществе основано на авторитете Автора референтов; однако в условиях постмодерна сам процесс легитимации становится плюралистичным, что, по существу, ведет к отмиранию долгоживущих Н. (метанарративов) и распространению короткоживущих локальных Н.; 4) в культуральной социологии – смысл в форме дискурса, который, будучи многократно воспроизведен масс-медиа, превращается в стереотип, что способствует формированию относительно устойчивых коллективных представлений определенного мировоззренческого и ценностного толка. Благодаря эффекту стереотипизациим, но главным образом эмоционально нарративы притягивают к себе внимание широкого круга людей; 5) современный дискурс, способствующий посредством мифов и зачастую перформативных суждений формированию идентификаций людей с конкретными политиками, предстающими как своего рода «иконные» объекты (лидер-преобразователь, незапятнанный политик, спаситель отечества, герой, совершающий нечто необычно великое, разрешающий непреодолимые вызовы и т.д.). - Литература: Lyotard, Jean-Francois. The Postmodern Explained. Minneapolis: University of Minisota Press, 1993; Alexander, Jeffrey A. The Meaning of Social Life. A Cultural Sociology. Oxford University Press, 2003; Александер Дж. С. Демократическая борьба за власть: президентская кампания в США 2008 года // Вестник МГИМО-Университета, 2008. № 3; 2009. № 1.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.