ПОЗНАНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Познание
приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Познание (cognition)
Процесс мышления человека, включающий представления, объяснение и запоминание.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

ПОЗНАНИЕ
англ. cognition; нем. Erkenntnis. Процесс постижения действительности и приобретения знаний.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Познание
Процесс мышления, направленный на осмысление действительности, прошлого или предвидение будущего.

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Познание
это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Познание
Пізнання. Cognition. 1. Духовная когнитивная способность индивидов, основанная на языке и памяти, заключающаяся в умении ставить и решать задачи. 2. Процесс получения нового знания путем наблюдения и рассуждения.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ПОЗНАНИЕ
cognition) - процесс мышления. Духовная жизнь, как полагают, заключает в себе и мыслительные, и чувственные элементы: когнитивный и эмоциональные аспекты опыта. Познание связано с восприятием, памятью, языком и решением задач. См. также Когнитивная социология и Когнитивная антропология.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПОЗНАНИЕ
творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Исходную структуру П. представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории П.). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. - это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма.
Начиная с "коперниканского поворота" И. Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма открывающийся в П. мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Г. Гегель). Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что подчеркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание.
В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопо-ставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное П. (его формы: понятие, суждение и умоза-ключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Структурировать П. можно также в зависимости от объекта П. и соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих объектов П. можно выделить природу, общество и человека и соотнесенные с ними естественное, социальное и гуманитарное знания. Особым видом П. выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы П. на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин.
Е.В. Хомич

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
123.62 кб

2005. 01. 004. Брубакер Р. , Ловеман М. , Стаматов П. Этничность как познание. Brubaker R. , Loveman

Фомичев П. Н.
Читать PDF
96.89 кб

2000. 01. 009. Мартин Б. Познание, идентичность и средний класс: от коллективной к индивидуализирова

Цурина И. В.
Читать PDF
349.03 кб

Социальное познание и социальные проблемы

Андреева Галина Михайловна
В статье всесторонне рассматривается вопрос о соотношении социального познания и социальных В проблем. Дан краткий экскурс в историю исследования социальных проблем в социальной психологии у нас в стране и за рубежом.
Читать PDF
110.40 кб

Кризис европейской культуры начала ХХ века и историческое познание

Бахтин М. В.
В статье исследуются причины утраты историческим знанием ведущего положения в системе гуманитарного знания в эпоху кризиса европейской культуры в начале ХХ века.
Читать PDF
82.77 кб

Туризм как познание мира

Артановский Сергей Николаевич
Статья посвящена познавательной функции туризма.
Читать PDF
222.28 кб

Народная культура и познание Мира

Каршинова Л.В.
Читать PDF
182.73 кб

Постмодернистская культура и социальное познание

Зыкова Галина Николаевна
Читать PDF
149.98 кб

Познание библио-, инфо-, ноосферы продолжается

Колесникова Марина Николаевна
Читать PDF
206.03 кб

Познание в культурологии

Ромах О. В.
В статье рассматриваются специфические формы познания, интегрального порядка, которые свойственные культурологи как целостной интегральной дисциплине.
Читать PDF
158.59 кб

Туризм как познание мира

Артановский С. Н.
статья посвящена познавательной функции туризма. Туризм как познание мира. Возникновение туризма в начале XIX века. Элитарный и массовый туризм. Разнообразие функций туризма. Туризм как многодневные познавательные экскурсии.
Читать PDF
73.50 кб

Синестетическое восприятие художественного творчества и познание мира через призму социокультурных р

Зайцева Марина Леонидовна
В статье анализируются новые модели эстетического восприятия и познания, создание которых обусловлено стремительным вхождением высоких технологий в процесс художественного творчества.
Читать PDF
425.22 кб

Познание организованной активности детей в социуме

Кирпичник Анатолий Григорьевич, Басов Николай Федорович
Читать PDF
184.03 кб

Педагогическое проектирование как познание и преобразование окружающего мира

Оберемко Т.В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Чувственное познание

    низшая ступень - осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений.
  • Рациональное познание

    высшая ступень - осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий.
  • ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ

    взаимосвязанные функции соц. познания, осуществляемые на различ. его уровнях (эмпирич. и теоретич.). Описание представляет собой фиксацию рез-тов эмпирич. исследования в соответствующих терминах.
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

    sociology of knowledge) — раздел социологии, изучающий социальные процессы познания (в том числе понимания, отношения между общей формой(ами) знания и социальной структурой, включая воздействие знания и люб
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

    theory of knowledge) - см. Эпистемоло - См. также Социология познания; Наука; Социология науки.
  • ПОЗНАНИЯ ГРАНИЦЫ

    один из критериев научного познания, позволяющий судить, где кончается компетенция науки. В одном отношении ПГ задаются теми онтологическими, логическими и методологическими принципами, которые
  • Теоретическая модель управления как объекта научного познания

    представление субъекта исследования об управлении как системе, выделение им проблемной ситуации как единства практической и познавательной проблем, предметной области исследования и проверяем