ПОЗНАНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Познание
приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Познание (cognition)
Процесс мышления человека, включающий представления, объяснение и запоминание.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

ПОЗНАНИЕ
англ. cognition; нем. Erkenntnis. Процесс постижения действительности и приобретения знаний.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Познание
Процесс мышления, направленный на осмысление действительности, прошлого или предвидение будущего.

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Познание
это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Познание
Пізнання. Cognition. 1. Духовная когнитивная способность индивидов, основанная на языке и памяти, заключающаяся в умении ставить и решать задачи. 2. Процесс получения нового знания путем наблюдения и рассуждения.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ПОЗНАНИЕ
cognition) - процесс мышления. Духовная жизнь, как полагают, заключает в себе и мыслительные, и чувственные элементы: когнитивный и эмоциональные аспекты опыта. Познание связано с восприятием, памятью, языком и решением задач. См. также Когнитивная социология и Когнитивная антропология.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПОЗНАНИЕ
творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Исходную структуру П. представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории П.). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. - это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма.
Начиная с "коперниканского поворота" И. Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма открывающийся в П. мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Г. Гегель). Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что подчеркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание.
В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопо-ставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное П. (его формы: понятие, суждение и умоза-ключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Структурировать П. можно также в зависимости от объекта П. и соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих объектов П. можно выделить природу, общество и человека и соотнесенные с ними естественное, социальное и гуманитарное знания. Особым видом П. выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы П. на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин.
Е.В. Хомич

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
143.99 кб

Социальное познание и обыденное сознание

Дьяков Андрей Анатольевич
Читать PDF
0.00 байт

2005. 01. 004. Брубакер Р. , Ловеман М. , Стаматов П. Этничность как познание. Brubaker R. , Loveman

Фомичев П. Н.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 01. 009. Мартин Б. Познание, идентичность и средний класс: от коллективной к индивидуализирова

Цурина И. В.
Читать PDF
349.03 кб

Социальное познание и социальные проблемы

Андреева Галина Михайловна
В статье всесторонне рассматривается вопрос о соотношении социального познания и социальных В проблем. Дан краткий экскурс в историю исследования социальных проблем в социальной психологии у нас в стране и за рубежом.
Читать PDF
0.00 байт

Кризис европейской культуры начала ХХ века и историческое познание

Бахтин М. В.
В статье исследуются причины утраты историческим знанием ведущего положения в системе гуманитарного знания в эпоху кризиса европейской культуры в начале ХХ века.
Читать PDF
82.77 кб

Туризм как познание мира

Артановский Сергей Николаевич
Статья посвящена познавательной функции туризма.
Читать PDF
222.28 кб

Народная культура и познание Мира

Каршинова Л.В.
Читать PDF
182.73 кб

Постмодернистская культура и социальное познание

Зыкова Галина Николаевна
Читать PDF
149.98 кб

Познание библио-, инфо-, ноосферы продолжается

Колесникова Марина Николаевна
Читать PDF
206.03 кб

Познание в культурологии

Ромах О. В.
В статье рассматриваются специфические формы познания, интегрального порядка, которые свойственные культурологи как целостной интегральной дисциплине.
Читать PDF
0.00 байт

Синестезийное восприятие и познание объективной реальности в пространстве эстетических коннотаций

Зайцева Марина Леонидовна
Обосновывается необходимость признания синестезии философским понятием, которое реализует свою методологическую функцию в исследовании процесса познания объективной реальности.
Читать PDF
0.00 байт

Туризм как познание мира

Артановский С. Н.
статья посвящена познавательной функции туризма. Туризм как познание мира. Возникновение туризма в начале XIX века. Элитарный и массовый туризм. Разнообразие функций туризма. Туризм как многодневные познавательные экскурсии.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Чувственное познание

    низшая ступень - осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений.
  • Рациональное познание

    высшая ступень - осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий.
  • ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ

    взаимосвязанные функции соц. познания, осуществляемые на различ. его уровнях (эмпирич. и теоретич.). Описание представляет собой фиксацию рез-тов эмпирич. исследования в соответствующих терминах.
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

    sociology of knowledge) — раздел социологии, изучающий социальные процессы познания (в том числе понимания, отношения между общей формой(ами) знания и социальной структурой, включая воздействие знания и люб
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

    theory of knowledge) - см. Эпистемоло - См. также Социология познания; Наука; Социология науки.
  • ПОЗНАНИЯ ГРАНИЦЫ

    один из критериев научного познания, позволяющий судить, где кончается компетенция науки. В одном отношении ПГ задаются теми онтологическими, логическими и методологическими принципами, которые
  • Теоретическая модель управления как объекта научного познания

    представление субъекта исследования об управлении как системе, выделение им проблемной ситуации как единства практической и познавательной проблем, предметной области исследования и проверяем