ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Источник: Социология.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Источник: 1000 профессий традиционных новых редких краткий энциклопедический словарь. 2011
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Согласно эмпирическому изучению, предприниматели не составляют однородную категорию, включая в себя самостоятельных работников, мелких предпринимателей, собственников-управляющих и собственников-директоров (Скейз и Гафф, 1982). Социологический анализ первой категории - мелких собственников, ремесленников и торговцев - важен с точки зрения изменяющейся классовой структуры капиталистических обществ, помещая таких предпринимателей между крупным капиталом и рабочим классом (см. Мелкая буржуазия). Интерес к самостоятельным работникам недавно возродился в связи с быстрым ростом мелкого бизнеса и исследованием неформальной экономики. Классовое положение собственников-управляющих и собственников-директоров получило освещение в анализе разделения собственности и управления, а также правящего класса в развитых капиталистических обществах. См. также Революция менеджеров; Посткапиталистическое общество.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Преследуя в процессе своей хозяйственной деятельности собственные экономические интересы, предприниматели в результате заставляют эволюционировать всю макроэкономическую систему. В настоящее время общепризнано, что успешное осуществление предпринимательской деятельности наряду с объективными условиями, определяемыми структурами государственного и общественного управления, связано с наличием у предпринимателя таких субъективных характеристик, как: инновационный образ мышления, уверенность в себе и своих силах, целеустремленность, работоспособность, оптимизм, способность к быстрому обучению и переобучению и др. Невысокая вероятность индивидуального обладания достаточно полным набором описанных черт обусловливает тот факт, что способностью к предпринимательской деятельности наделены лишь 5–8 % трудоспособного населения. Фактическая ограниченность социального слоя предпринимателей на фоне высокой значимости выполняемой или общественной роли обусловливает необходимость выработки на уровне государства экономико-правовых условий, способствующих легальному раскрытию производственного, организационно-управленческого и инновационного потенциала этой группы хозяйствующих субъектов во имя наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Реализация этой задачи связана с органичным согласованием частных интересов П. с интересами общества в целом в контексте непротиворечивого функционирования выработанных субъектами управления социальных механизмов регулирования экономических процессов и объективных законов общественного развития.
Лит.: Алехин Д. И. Развитие малых форм предпринимательской деятельности в регионах Республики Беларусь. – Могилев, 1999; Бусыгин А. В. Предпринимательство. – М, 1997; Лученок А. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. – Минск, 1999; Верхан П. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. – Минск, 1992. О. В. Кобяк
Источник: Экономико-социологический словарь.
Согласно законодательству РФ, чтобы стать предпринимателем в первом значении термина, необходимо пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридич. лица, встать на учет в налоговом органе и далее в зависимости от специфики хозяйственной деятельности получить необходимую лицензию и/или пройти сертификацию. П. может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупоч-ную и иную деятельность, причем без применения наемного труда или же используя труд наемных работников.
В широком смысле феномен П. рассматривается в соц. науках еще с XVIII в. С тех пор сформировалось несколько различных подходов к П. и его функциям. П. рассматривается как собственник капитала (Ф. Кенэ, Смит). При этом, по Ж. Тюрго, а позднее у немецких историков (У. Рошер, Б. Гильдебранд), П. не только управляет своим капиталом, но и совмещает собственнические функции с личным производительным трудом.
П. является организатором произ-ва, где он не обязательно обременен правами собственности (Ж. Б. Сэй, Дж. С. Милль). Функциональное разграничение между собственником и П. проводит К. Маркс. Определение П. как менеджера прочно утверждается в работах неоклассиков (А. Маршалл, J1. Вальрас, К. Мен-гер, Ф. Визер).
Функции П. связываются с рисками и неопределенностью результатов его действий (Р. Кантильон, Дж. Тюнен, Д. де Трэси, Мангольт). Элемент риска становится центральным в концепции предпринимательства Ф. Найта. С его точки зрения люди, берущие на себя бремя просчитываемого риска и непросчитывае-мой неопределенности, а также гарантирующие большинству наемных работников их заработную плату, получают право управлять их деятельностью и присваивать определенную часть дохода.
Среди психологич. объяснений предпринимательства наибольшую популярность приобрела концепция Д. Мак-Клелланда, связывающего его с повышенной потребностью в достижении. В числе прочих психологич. качеств, располагающих к предпринимательству, чаще всего фиксируется внутренний локус контроля, по Роттеру (принятие ответственности на себя), и повышенная склонность к риску. В различных социологич. концепциях выделяются и такие черты, присущие П., как интеллект и нацеленность на новое знание (И. Кирцнер), воображение и изобретательность (Дж. Шэкль), личная энергия и воля к действию (И. Шумпетер, Ф. Визер), сочетание ума и фантазии (В. Зомбарт).
В социологии труда П. рассматривается и как активная инновационная личность, и как потенциальный работодатель, и как экономически активный самостоятельный субъект деятельности, связанной с высоким риском (прежде всего имущественным) и ответственностью перед законом, а также партнерами и наемными работниками.
В настоящее время в России, по данным Т. И. Заславской, среди экономически активного населения к собственникам, лично руководящим принадлежащим им бизнесом, профессионально занятым «деланием денег», относится около 3 проц. населения. По данным опросов в Нижнем Новгороде (С. С. Балабанов), называют себя предпринимателями 5—7 проц. занятого населения. Три четверти предпринимателей — мужчины.
См. также: Бизнесмен, Труд предпринимателя.
Лит.: Балабанов С. С. Предприниматели в зеркале социологии // Нижегородский предприниматель. 1998. № 4/5; Безгодов А. В. Очерки социологии предпринимательства. — СПб.: «Петрополис», 1999; Возмителъ А. А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. — М., 1997; Качанов Ю. Л. Социология и политика: casus «социальная группа предпринимателей» // Социологические исследования. 1999. № 9; Рада-ев В. В. Экономическая социология: Курс лекций. — М.: «Аспект-Пресс», 1998.
В. Ю. Бочаров
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.