1. Специальный тренировочный режим, тренировка. 2. Процесс получения навыков и умений в к.-л. области.
ТРЕНИНГ
ТРЕНИНГ
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ТРЕНИНГ
от англ. train - обучать, воспитывать) - англ. training; нем. Training. 1. Специальный тренировочный режим, тренировка. 2. Процесс получения навыков и умений в к.-л. области.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Тренинг
планомерно осуществляемая программа упражнений по формированию и совершенствованию умений и навыков для повышения эффективности разнообразных видов деятельности [10.– С.374].
Источник: Социология. Словарь.
Тренинг
социально-психологический. Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. Социально-психологическая компетентность). Базовыми методами Т. С.-п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ТРЕНИНГ
Термин “тренинг” (англ. training) в русском языке имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Т. рассматривается как совокупность приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Т. — это метод обучения взрослых.
Т. — запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности (рабочее определение, предложенное Комиссией по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) в 1991 г.). Традиционно возникновение тренинга как метода обучения принято связывать с деятельностью К. Левина. После Второй мировой войны им и его учениками в США был созданя Центр по изучению групповой динамики. В результате исследований К. Левин пришел к убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что, для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, людям необходимо видеть себя со стороны, глазами окружающих. Разработанные К. Левином и К. Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового обучения (тренинга).
Специалиста, который организует групповую работу в формате тренинга, называют “ведущий тренинговых программ” или просто “тренер”.
Предметом работы тренера всегда являются определенные психологические феномены, заданные проблематикой и поставленными целями аттестации, в зависимости от которых работа направлена: на поведенческие модели, конкретные действия; личностную или групповую динамику; определенное состояние участников группы; когнитивные аспекты поведения; выработку необходимых навыков для прохождения аттестации.
Тренинг в аттестации — это активная форма обучения, где участники в искусственно созданной среде видят свои положительные и отрицательные стороны. Внимание группы помогает быстрее осознать, какие компетенции необходимы и какие профессиональные и деловые навыки следует развивать. К правилам эффективной обратной связи в тренинге относят:
— по возможности не допускать отсроченной обратной связи;
— отвечать на запросы или регулярно обеспечивать исполнителю обратную связь;
— описывать и оценивать поведение, а не личностные качества исполнителя;
— обсуждать конкретное мероприятие аттестации и отрабатывать необходимые навыки для эффективного прохождения аттестации;
— акцентировать обратную связь на поведении, которое возможно изменить;
— принимать во внимание уровень подготовки, квалификации и мотивации исполнителя.
Основная цель тренинга — развитие профессиональной компетентности аттестуемых в соответствии с их личностными, психологическими особенностями.
Задачи тренинга:
— повышение уровня личной эффективности и осознанности в сфере самопрезентационного поведения руководителей и специалистов организаций социального обслуживания;
— осознание, переживание, интериоризация и объективизация мыслей и чувств, связанных с организационным развитием и являющихся следствием внедрения инноваций в организации социального обслуживания;
— профессионально-личностное развитие аттестуемых;
— повышение коммуникативной и психологической компетентности аттестуемых;
— отработка навыков вступления в контакт, связанного с непосредственной и опосредованной самопрезентацией;
— отработка техник регулирования эмоционального напряжения и техник аргументации;
— развитие индивидуальной концепцией самопродвижения.
Важной задачей тренинга является формирование позитивного (конгруэнтного) отношения участников к себе и принятия себя, своей профессиональной деятельности, что предполагает определенное наличие знаний, в том числе и о себе. Программа тренинга включает в себя традиционные процедуры тренинга: ролевые и деловые игры, методику “мозгового штурма”, применяемую в рамках методов группового решения проблем, психогимнастики.
Тренер не просто обучает участников тренинга, наглядно показывая те или иные нюансы, а заставляет думать, развивает их и настраивает на эффективную самопрезентацию. Формат тренинговой работы предполагает создание специальных условий, мотивирующих участников к инициативному и творческому освоению темы аттестации. Такие условия создаются с помощью методов активного обучения. Тренер активизирует познавательную деятельность участников, которая проявляется в трех видах активности: мыслительной, деятельностной, эмоционально-личностной. Эти виды активности в деятельности тренера и участников взаимосвязаны, но для раскрытия сущности данных дефиниций они разделяются условно.
Активность участников тренинга заключается в стремлении к самопознанию, в работе над выявлением представлений о себе, а соответственно, и поиска изменения своего поведения, тех личностных особенностей, которые мешают эффективному деловому общению в аттестационных мероприятиях.
Самоанализ помогает найти те личностные ресурсы, развивая которые участник тренинга проложит свой путь к достижению успеха в профессиональной деятельности и межличностной коммуникации.
Н.В. Лебедева
Лит.: Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности: Пер. с англ. 7-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012; Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование / Под общ. ред. Ю.М. Забродина. М.: Эксмо, 2010; Лебедева Н.В. Обучение взрослых в системе переподготовки и повышения квалификации: Монография. М.: Перо, 2013; Папонова Н.Е. Обучение персонала компании: Практическое пособие. М.: Феникс, 2011; Социальная педагогика: Учебник / Под ред. докт. пед. наук И.А. Липского, докт. пед. наук Л.Е. Сикорской. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2013; 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под научн. ред. В.А. Чикер. СПб.: Речь, 2011.
Т. — запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности (рабочее определение, предложенное Комиссией по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) в 1991 г.). Традиционно возникновение тренинга как метода обучения принято связывать с деятельностью К. Левина. После Второй мировой войны им и его учениками в США был созданя Центр по изучению групповой динамики. В результате исследований К. Левин пришел к убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что, для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, людям необходимо видеть себя со стороны, глазами окружающих. Разработанные К. Левином и К. Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового обучения (тренинга).
Специалиста, который организует групповую работу в формате тренинга, называют “ведущий тренинговых программ” или просто “тренер”.
Предметом работы тренера всегда являются определенные психологические феномены, заданные проблематикой и поставленными целями аттестации, в зависимости от которых работа направлена: на поведенческие модели, конкретные действия; личностную или групповую динамику; определенное состояние участников группы; когнитивные аспекты поведения; выработку необходимых навыков для прохождения аттестации.
Тренинг в аттестации — это активная форма обучения, где участники в искусственно созданной среде видят свои положительные и отрицательные стороны. Внимание группы помогает быстрее осознать, какие компетенции необходимы и какие профессиональные и деловые навыки следует развивать. К правилам эффективной обратной связи в тренинге относят:
— по возможности не допускать отсроченной обратной связи;
— отвечать на запросы или регулярно обеспечивать исполнителю обратную связь;
— описывать и оценивать поведение, а не личностные качества исполнителя;
— обсуждать конкретное мероприятие аттестации и отрабатывать необходимые навыки для эффективного прохождения аттестации;
— акцентировать обратную связь на поведении, которое возможно изменить;
— принимать во внимание уровень подготовки, квалификации и мотивации исполнителя.
Основная цель тренинга — развитие профессиональной компетентности аттестуемых в соответствии с их личностными, психологическими особенностями.
Задачи тренинга:
— повышение уровня личной эффективности и осознанности в сфере самопрезентационного поведения руководителей и специалистов организаций социального обслуживания;
— осознание, переживание, интериоризация и объективизация мыслей и чувств, связанных с организационным развитием и являющихся следствием внедрения инноваций в организации социального обслуживания;
— профессионально-личностное развитие аттестуемых;
— повышение коммуникативной и психологической компетентности аттестуемых;
— отработка навыков вступления в контакт, связанного с непосредственной и опосредованной самопрезентацией;
— отработка техник регулирования эмоционального напряжения и техник аргументации;
— развитие индивидуальной концепцией самопродвижения.
Важной задачей тренинга является формирование позитивного (конгруэнтного) отношения участников к себе и принятия себя, своей профессиональной деятельности, что предполагает определенное наличие знаний, в том числе и о себе. Программа тренинга включает в себя традиционные процедуры тренинга: ролевые и деловые игры, методику “мозгового штурма”, применяемую в рамках методов группового решения проблем, психогимнастики.
Тренер не просто обучает участников тренинга, наглядно показывая те или иные нюансы, а заставляет думать, развивает их и настраивает на эффективную самопрезентацию. Формат тренинговой работы предполагает создание специальных условий, мотивирующих участников к инициативному и творческому освоению темы аттестации. Такие условия создаются с помощью методов активного обучения. Тренер активизирует познавательную деятельность участников, которая проявляется в трех видах активности: мыслительной, деятельностной, эмоционально-личностной. Эти виды активности в деятельности тренера и участников взаимосвязаны, но для раскрытия сущности данных дефиниций они разделяются условно.
Активность участников тренинга заключается в стремлении к самопознанию, в работе над выявлением представлений о себе, а соответственно, и поиска изменения своего поведения, тех личностных особенностей, которые мешают эффективному деловому общению в аттестационных мероприятиях.
Самоанализ помогает найти те личностные ресурсы, развивая которые участник тренинга проложит свой путь к достижению успеха в профессиональной деятельности и межличностной коммуникации.
Н.В. Лебедева
Лит.: Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности: Пер. с англ. 7-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012; Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование / Под общ. ред. Ю.М. Забродина. М.: Эксмо, 2010; Лебедева Н.В. Обучение взрослых в системе переподготовки и повышения квалификации: Монография. М.: Перо, 2013; Папонова Н.Е. Обучение персонала компании: Практическое пособие. М.: Феникс, 2011; Социальная педагогика: Учебник / Под ред. докт. пед. наук И.А. Липского, докт. пед. наук Л.Е. Сикорской. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2013; 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под научн. ред. В.А. Чикер. СПб.: Речь, 2011.