ЦЕННОСТЬ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЦЕННОСТЬ
полезная часть окружающего нас мира, отсутствие которой вызывает страх, что не получишь, а наличие - страх, что потеряешь.

Источник: Альтернативный социологический словарь

ЦЕННОСТЬ
отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего–либо, кого–либо.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

ЦЕННОСТЬ
свойство предмета или явления, присущее ему не от природы (внутренней структуры объекта), а в силу его вовлеченности в сферу общественного бытия: в силу его статуса «носителя определенных социальных отношений».

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

ЦЕННОСТЬ
англ. value; нем. Wert. Особое общественное отношение, благодаря к-рому потребности и интересы индивида или соц. группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные соц. свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЦЕННОСТЬ
особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений. Система ценностей общества, группы опосредуется духовной деятельностью, развивающейся на основе относительной самостоятельности от материального производства. Она фиксируется в рамках каждого данного сообщества людей с помощью общепринятых представлений о добре, истине, справедливости, благородстве, и иных категорий нравственно-эстетического характера.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Ценность
Цінність. Value. Почитаемые многими людьми материальные предметы, институты и т. д., а также одобряемые и разделяемые ими отношения, мнения, убеждения, идеи относительно социальной значимости, желательности и правомерности существования вещей или социальных явлений. В социально структурированном обществе формируются альтернативные системы ценностей, например, в основе которых находится индивидуализм либо коллективизм. Альтернативные системы ценностей порождают и альтернативную социальную символику, которая своим содержанием затрудняет возможность перехода сторонников каждой из данных систем на противоположные позиции, что потребовало бы переоценки собственных ценностей и отказа от принципов самоидентификации, определяемыми данными ценностями. Все это порождает проблемы социального ценностнонормативного согласия, индивидуального выбора ценностей или ценностных ориентаций. См. также Альтернативная символика, Символ, Согласие в ценностях и Ценностные ориентации.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Ценность
особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений. Система Ц. общества, группы опосредуется духовной деятельностью, развивающейся на основе относительной самостоятельности от материального производства. Она фиксируется в рамках каждого данного сообщества людей с помощью общепринятых представлений о добре, истине, справедливости, благородстве и иных категорий нравственно-эстетического характера. В силу этого Ц. представляет собою более сложный в сравнении с потребностями и интересами источник мотивации деятельности человека в различных сферах общественной жизни. Ценностное восприятие мира, обусловленное развитием духовного производства, возвышает потребности и интересы человека, оно является необходимой предпосылкой свободного волеизъявления. На основе этого восприятия формируются убеждения личности, нормы и принципы поведения, идеалы и иные компоненты ценностных ориентации личности, сквозь призму которых каждый человек воспринимает окружающий мир. Система Ц.действенная сторона общественного сознания, взятого в совокупности его форм. В ней выражается отношение человека, общества к миру, который либо удовлетворяет, либо не удовлетворяет человека, и тогда он «своим действием решает изменить его» (Ленин В. И. // Поли. собр. соч. Т. 29. С. 195).

Источник: Социологический справочник

ЦЕННОСТЬ
свойство обществ. предмета удовлетворять определенным потребностям соц. субъекта (человека, группы людей, об-ва); понятие, с помощью к-рого характеризуют соц.-историч. значение для об-ва и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Истоки ценностных отношений - в соц. характере деятельности людей. В качестве объектов такого отношения выступает все многообразие предметно-практич. деятельности и обществ. отношений. Критерии оценки тех или иных явлений в качестве Ц. носят конкретно историч. характер. Ц. служат важным фактором соц. регуляции поведения людей и их отношений. Однако этим не исчерпывается содержание понятия Ц. Если бы всякая потребность субъекта удовлетворялась автоматически, сама по себе, то ценностного отношения возникнуть не могло бы: добро ценится потому, что существует зло; истина выступает как Ц. потому, что существует ложь; прекрасное является Ц. благодаря тому, что существует безобразное; жизнь и здоровье человека ценятся из-за того, что есть смерть и болезни. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает предмет (или способ) ее удовлетворения. Структура Ц.: требования (пожелание, чтобы нечто было осуществлено); оценка соц. явлений (или поступков людей) с т. зр. присущих Ц. критериев (моральных, экономич., политич., эс-тетич. и др.); цели, к-рые сообщают о том, что должно быть, к чему следует стремиться; средства, с помощью к-рых возможно достичь желаемого. Различать и классифицировать Ц. можно по многим критериям: по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые); по субъекту (ценности об-ва, народа, нации, класса, партии, коллектива, индивида); по типу потребностей субъекта (Ц. моральные, экономич., политич., религиозные, медицинские и др.). Ц. выстраиваются в определенную иерархич. систему, к-рая имеет конкретно-историч. смысл и содержание. Поэтому шкала ценностных оценок содержит направленность не только от минимума до максимума, но и от положительного до отрицательного значения Ц. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные Ц. 1. Смысложизненные Ц. (представления о добре и зле, благе, счастье). 2. Универсальные Ц.: а) Ц. витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, право на собственность, правопорядок, охрана прав материнства и детства, качество продуктов и т. д.); б) Ц. демократич. (свобода слова, совести, партий, нац. суверенитет, гарантии соц. равенства и справедливости и т. д.); в) Ц. обществ. признания (трудолюбие, квалификация, соц. положение и др.); г) Ц. межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, терпимость, верность, любовь и др.); д) Ц. личного развития (чувство собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к общечеловеческой культуре, свобода творчества и самореализации, ценности нац. языка и культуры и т. д.). 3. Партикулярные: а) Ц. традиционные (любовь и привязанность к "малой Родине", своему коллективу, семье, равенство имущественного положения, традиционное уважение к лидерам, дисциплина как исполнительность и др.); б) Ц. религиозные (вера в Бога, стремление к абсолютам, дисциплина как добропорядочность и служение Богу и др); в) Ц. урбанистические (личный успех, предприимчивость, соц. мобильность, соревнование в труде и таланте, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни, поиск сферы приложения своих сил и способностей, новых видов жизненных благ и др.). 4. Коллективистские Ц. (взаимопомощь, солидарность, интернационализм, равенство стартовых возможностей, дисциплина как организованность и др.). Филос. проблемы природы Ц. (экономич., политич., нравственных, эстетич. и др.) изучает аксиология (см.). М.Л. Макаревич.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЦЕННОСТЬ
термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Ц. задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Например, Франкл трактовал сами Ц. как смыслы и через них (или "напрямую") как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ц. позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов).
Понятие Ц. играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). В этом отношении Ц., обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего ("данность" с ее ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностно-обоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно Ц. вносят "метафизическое измерение" в мир человеческого бытия - они всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие "пределы" изменчивости, как "последние аргументы", не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. "Метафизичность" Ц. усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и (или) трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений. В силу того, что Ц. непосредственно "не даны" и "не представимы" они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов. Прежде всего - через нормы.
В специальной литературе существуют как традиция противопоставления норм и стоящих за ними Ц., так и традиция сближения Ц. и норм, вплоть до их отождествления (прежде всего с "мягкими" дозволяющими нормами с практически снятым императивом; в этом случае их чаще называют нормами-ориентациями и противопоставляют нормам-регламентациям, иначе - "жестким", т.е. приписывающим или запрещающим нормам с акцентированным императивом). Последняя традиция заметна у Знанецкого , в социологическом функционализме. Фактически с собственно понятием Ц. в социологии (во всяком случае, в "классической") на прикладном уровне, как правило, не работают. С ним без достаточных на то оснований соотносят понятие ценностной ориентации, которое, в свою очередь, конструируют (в конечном счете) из оценок, даваемых индивидами кому-либо или чему-либо. Основная методологичееская нагрузка понятия Ц. в теории социологии (опять же традиционно понимаемой): а) абсорбировать содержания, неформализуемые в основном аппарате теории (например, функционализме) и обнаруживаемые как иманентные в социальных системах; б) служить объяснительным принципом наблюдаемых фактов, противоречащих схеме концепции (например, для объяснения несовпадения реального ролевого поведения с предписываемым). Конструктивность же понятия Ц. в классической социологии связана прежде всего с разработкой типологий Ц. на уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий. В этих случаях Ц. определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (Н.З. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. способностью удовлетворять его потребности (А.А. Ручка) и т.д.
Типологически Ц. разделяются на Ц.-цели, Ц.-средства (инструментальные Ц.), ситуативные Ц. Ц. могут быть: признанными (институциализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают Ц. направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т.д. В "неклассической" социологии, начиная с понимающей социологии, проблема Ц. - одна из центральных. На современном этапе ее развития ценностная проблематика связывается прежде всего с анализом разных типов рациональности и их представленности в коммуникативных и дискурсных практиках социальных субъектов.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
563.58 кб

Социальная ценность семьи как формы бытия человека

Бутаева Марзижат Ахмедовна
В статье рассматриваются вопросы философского осмысления социальной ценности семьи как особой формы бытия человека.
Читать PDF
236.64 кб

Социальная ценность высших чувств студентов будущих учителей

Банникова Д. Я.
Статья посвящена малоизученной проблеме исследования высших чувств студентов. Несмотря на свою актуальность, данная проблематика очень мало представлена в современных научных работах.
Читать PDF
113.44 кб

Социальная ответственность как базовая ценность

Рубин Сергей Николаевич
Предпринятый в статье анализ показывает, что ответственность новой власти за социальную политику оборачивается практикой двойных стандартов.
Читать PDF
90.52 кб

Толерантность как ценность гражданского общества

Жигунова Галина Владимировна
В статье рассматривается толерантность как ценность и норма гражданского общества.
Читать PDF
106.16 кб

Ценность труда и трудовые ценности как фактор профессионального самоопределения личности (на примере

Читать PDF
87.02 кб

Ценность: дискурс богословского и гуманитарного познания

Гневашева Вера Анатольевна
В статье анализируется содержание понятия «ценность» в социологии и системе гуманитарных наук, значимость религиозного фактора в ценностном миропонимании и самоопределении человека.
Читать PDF
160.74 кб

Здоровье ребенка как социальная ценность

Приступа Елена Николаевна
Читать PDF
102.46 кб

Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов

Суетина Наталья Михайловна
Рассматривается сущность ценностей и ценностных ориентаций личности.
Читать PDF
283.80 кб

Семья как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи

Русанова А. А.
Цель: обосновать семью как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи.
Читать PDF
432.95 кб

Социологическая интерпретация понятия «Ценность»

Максименко Александр Александрович
В настоящей статье автор рассматривает становление понятия «ценность» в теориях социологии, а также значение этого понятия в социологии управления.
Читать PDF
133.91 кб

Творчество как ценность личности в условиях становления коммуникативной среды общества

Кравчук Павлина Федосьевна, Боев Евгений Иванович, Килимова Людмила Викторовна
В статье выявляется влияние творчества на изменение ценностей личности в условиях трансформации коммуникативной среды, а также взаимообусловленность коммуникативных и глобализационных процессов.
Читать PDF
253.36 кб

Человек и его ценность в системе социального образования

Дормидонтова Любовь Михайловна
В статье представлен анализ ценности человека в системе социального образования. Определена смыслосодержащая ценность социального образования с позиции объекта и субъекта образования человека.
Читать PDF
0.00 байт

Теоретико-методологические подходы к изучению понятий ценность, ценностные ориентации

Елишев Сергей Олегович
Ценности и ценностные ориентации являются предметом исследования различных социально-гуманитарных дисциплин: философии, социологии, психологии, культурологи и др.
Читать PDF
392.95 кб

Человек и вещь в горизонте стратификации: ценность, образ, метафора

Казакова Валерия Игоревна, Маркова Татьяна Владиславовна
Статья посвящена анализу оппозиции человека и вещи в контексте социальной стратификации. Вещь рассматривается как образ границы, конституирующей социальное пространство.
Читать PDF
298.04 кб

Ценность традиций в социальном становлении личности

Николаева Е. М.
Проблема социального становления личности становится весьма актуальной в эпоху общественно-исторических трансформаций, кардинально меняющих направленность и содержание социализации индивида.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Адаптивная ценность

    (от лат. adaptare приспособлять) - ценность признака для выживания особи в конкретных условиях окружающей среды. Если адаптивная ценность положительна и высока, организм имеет много шансов выжить и ос
  • ЦЕННОСТЬ ДЕТЕЙ

    степень положительного отношения общества, семьи и индивида к детям, к определенному их числу в семье.
  • ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

    Состояние здоровья подростков определяет качество ближайшего репродуктивного, интеллектуального, экономического, социального, политического и культурного потенциала общества. Низкий уровень з
  • ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

    социально значимый элемент социальной системы, указывающий на общечеловеческую, культурную, личностную важность того или иного объекта либо явления. В качестве объекта ценностного отношения мож
  • ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ

    права и свободы человека и гражданина как выражение осознанной необходимости для него следовать нравственным путем своего развития. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда
  • ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ

    особая объективная положительная значимость чего–либо (кого–либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выраж
  • прагматическая ценность перевода

    pragmatic value of translation. - Степень соответствия текста перевода тем задачам, для решения которых был осуществлен процесс перевода.
  • ТРУД КАК ЦЕННОСТЬ

    характеристика значимости труда, его места в системе главных потребностей человека, целей и средств их достижения. Индивидуальные, групповые, обществ, ценностные представления человека включают
  • Престижная ценность

    Престижна цінність. Prestige value. Значение тех или иных предметов культуры (материальных или духовных), которые присваиваются в качестве символов и которые выступают признаками престижа или социально
  • Акмеологические ценности

    ценности, содержание которых связано с устремленностью на формирование механизмов, обеспечивающих достижение высших результатов.
  • Ценности духовные

    ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с положительной их оценкой.
  • ЦЕННОСТИ ГРУППОВЫЕ

    соц и культурные значения определенных явлений групповой жизнедеятельности, выраженные в форме нормативных представлений. Они выступают ориентирами группового поведения. Система Ц.г. формирует
  • Идеологические ценности

    ideological values. - Все то, что связано с идеями, моралью, информацией (например, свобода, демократия, развитие и т.д.) (К. Харский, 2002). Ср. ценности материальные.
  • Иерархия ценностей персонала

    ступени подчинения мотивов, побуждающих работников к эффективной деятельности. В разных странах, организациях и в различные периоды времени иерархия ценностей меняется. По последним данным США,
  • ОТНЕСЕНИЕ К ЦЕННОСТИ

    англ. relation to values; нем. Wertbezug. 1. По Г. Риккерту - принцип связи объектов познания с ценностями, играющий существенную роль в ис-тор. познании, в различении идеографического и номотетического методов. 2.
  • Комплекс ценностей

    Совокупность социальных ценностей речевого или языкового коллектива, реализуемых при выборе социолингвистических переменных.
  • Корпоративные ценности

    компоненты корпоративной культуры, наделяемые особым значением в сознании работников компании и вследствие этого регулирующие их общественное поведение [25, 31].
  • Культурные ценности

    это правила, предметом которых являются цели действия. Они определяют, какие цели являются добропорядочными, достойными, правильными, истинным. Сформулировав это несколько иначе можно сказать, чт
  • ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ

    понятие этики, с помощью к-рого характеризуется значение для об-ва и человека соц.-историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также пробл
  • ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

    Загальнолюдські цінності. Common human values. Система ценностей, которые имеют значение, разделяются и поддерживаются: а) во все времена и всеми народами; б) в определенное историческое время; в) в определе