ЦЕННОСТЬ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ценности
коммуникативные формы понимания, организующие жизнь социальной группы.

Источник: Социология морали: метод. указания по спецкурсу.

ЦЕННОСТЬ
полезная часть окружающего нас мира, отсутствие которой вызывает страх, что не получишь, а наличие - страх, что потеряешь.

Источник: Альтернативный социологический словарь

Ценности
социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

ЦЕННОСТЬ
отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего–либо, кого–либо.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Ценности
разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности).

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Ценности
являются абстрактными представлениями о потребности человека, группы, общества, возникающими в ходе выработки отношения к звену содержания абстрактного представления о «мире» (универсуме).

Источник: Методологический словарь для управленцев

ЦЕННОСТЬ
свойство предмета или явления, присущее ему не от природы (внутренней структуры объекта), а в силу его вовлеченности в сферу общественного бытия: в силу его статуса «носителя определенных социальных отношений».

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Ценности (values)
Представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. Различия в ценностях являются ключом к пониманию культур. На индивидуальные ценности сильное влияние оказывает специфика данной культуры.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

ЦЕННОСТЬ
англ. value; нем. Wert. Особое общественное отношение, благодаря к-рому потребности и интересы индивида или соц. группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные соц. свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Ценности
набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни.
Ценности - это представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях жизни, труда, а также о средствах достижения целей. Это набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни.

Источник: Экономика и социология труда

ЦЕННОСТИ (моральные)
одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

ЦЕННОСТЬ
особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений. Система ценностей общества, группы опосредуется духовной деятельностью, развивающейся на основе относительной самостоятельности от материального производства. Она фиксируется в рамках каждого данного сообщества людей с помощью общепринятых представлений о добре, истине, справедливости, благородстве, и иных категорий нравственно-эстетического характера.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Ценность
Цінність. Value. Почитаемые многими людьми материальные предметы, институты и т. д., а также одобряемые и разделяемые ими отношения, мнения, убеждения, идеи относительно социальной значимости, желательности и правомерности существования вещей или социальных явлений. В социально структурированном обществе формируются альтернативные системы ценностей, например, в основе которых находится индивидуализм либо коллективизм. Альтернативные системы ценностей порождают и альтернативную социальную символику, которая своим содержанием затрудняет возможность перехода сторонников каждой из данных систем на противоположные позиции, что потребовало бы переоценки собственных ценностей и отказа от принципов самоидентификации, определяемыми данными ценностями. Все это порождает проблемы социального ценностнонормативного согласия, индивидуального выбора ценностей или ценностных ориентаций. См. также Альтернативная символика, Символ, Согласие в ценностях и Ценностные ориентации.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Ценности
разделяемые в обществе (сообществе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться (терминальные ценности), и основных средств их достижения (инструментальные ценности) [Смелзер Н. Социология: Пер. с англ.– М.: Феникс, 1994.– С.660]. –разделяемые в обществе убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть [10.– С.375]. –представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. Различия в ценностях являются ключом к пониманию культур. На индивидуальные ценности сильное влияние оказывает специфика данной культуры [6.– С.674]. –значимость явлений, предметов и процессов как образцов, принятых в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности [9.– С.591]. –определенный культурный стандарт, благодаря которому люди различают «добро» и «зло» в повседневном взаимодействии [26.– С.27]. –явления и процессы жизни общества, рассмотренные с точки зрения того социального значения, которое им придается обществом в целом или социальной группой. Система социальных ценностей выступает как общепринятая в данной организации система образцов, при помощи которых люди соотносят и опосредуют свои взаимодействия друг с другом и при помощи которых систематизируется их социальный опыт. Она создает у индивида и группы предрасположение к определенному поведению и основание для его оценки [21.– С.466].

Источник: Социология. Словарь.

ЦЕННОСТИ
VALUES) Принято различать ценности, считающиеся чем-то постоянным и важным для общества, и установки, которые являются скоротечными и неустойчивыми. Состояние общества зависит не от установок, которые могут часто изменяться, а от более или менее устойчивых ценностей. Согласно Т. Парсонсу, социальный порядок зависит от существования общих, разделяемых ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта, посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности достигается посредством интернализации ценностей в процессе социализации. Ценности не могут быть сведены к интересам, биологическим потребностям, социальному классу или объясняться ими. Наиболее существенными критическими замечаниями в отношении такого понимания ценностей являются следующие три: (1) общества существуют вопреки значительным разногласиям относительно ценностей; (2) ценности могут приниматься прагматически, а не нормативно; (3) при таком понимании не принимается в расчет ограничивающее воздействие социальных структур. Понятие ценности имеет совершенно иной смысл в рамках марксистской трудовой теории стоимости, где оно выступает как стоимость, при этом меновая стоимость товара определяется временем труда, затраченного на его производство. См. также: Консенсус; Норма; Прагматическое принятие; Принуждение; Социальный порядок; Установка.

Источник: Социологический словарь

Ценность
особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений. Система Ц. общества, группы опосредуется духовной деятельностью, развивающейся на основе относительной самостоятельности от материального производства. Она фиксируется в рамках каждого данного сообщества людей с помощью общепринятых представлений о добре, истине, справедливости, благородстве и иных категорий нравственно-эстетического характера. В силу этого Ц. представляет собою более сложный в сравнении с потребностями и интересами источник мотивации деятельности человека в различных сферах общественной жизни. Ценностное восприятие мира, обусловленное развитием духовного производства, возвышает потребности и интересы человека, оно является необходимой предпосылкой свободного волеизъявления. На основе этого восприятия формируются убеждения личности, нормы и принципы поведения, идеалы и иные компоненты ценностных ориентации личности, сквозь призму которых каждый человек воспринимает окружающий мир. Система Ц.действенная сторона общественного сознания, взятого в совокупности его форм. В ней выражается отношение человека, общества к миру, который либо удовлетворяет, либо не удовлетворяет человека, и тогда он «своим действием решает изменить его» (Ленин В. И. // Поли. собр. соч. Т. 29. С. 195).

Источник: Социологический справочник

ценности
values лат. valere ‘быть ценным’ — термин немецкого философа И. Канта (Immanuel Kant). - 1. Совокупность одобряемых и разделяемых большинством людей представлений о желаемом для индивида или группы индивидов, что определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия (Clyde Klukhon & Fred L. Strodtbeck, 1961). Ценности являют собой интеллектуальное воплощение глубинных потребностей, не только индивидуальных, но также общественных и институциональных. 2. Социологические конструкты культуры, набор иерархически организованных прескрипций, предписывающих выбор действия или способ существо вания, которые принимают отчетливые формы в разных культурах, имеют тенденцию сохраняться на протяжении длительного времени. 3. В определении отечественного философа и культуролога М.С. Кагана (1997) когнитивная структура, результат познавательной деятельности с последующей оценкой отношения субъекта к объекту, т.е. ценность — это аксиологический концепт особого рода, репрезентированный вербально и невербально (вычленяются из наблюдений за поведением людей). В настоящее время признается ключевая роль всех категорий ценностей, в то время как ранее их экзистенциальный характер и многоаспектная качественная категоризация игнорировались. Они считаются наиболее важной базовой категорией культуры, поскольку предопределяют поведение, жизненные установки, жизненную философию и т.п. на основе базовых ценностей (core values) строятся типологии культуры. См. аксиология, прескриптивизм, ценностная ориентация культуры.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ЦЕННОСТИ
values) — 1. Этические идеалы и убеждения. Термин часто используется для отличия научного знания от "ценностей", особенно там, где "этические" идеалы, "долг" и т.д. не принимаются как "научные" или способные когда-либо стать таковыми. См. также Различие между истиной и значением; Позитивизм; Ценностная свобода и ценностная нейтральность. 2. Основные убеждения и цели индивидуума либо общества. В структурном функционализме Толкотта Парсонса интериоризированные "общие ценности" играют решающую роль в социальной интеграции любого общества (см. также Консенсус). Критика этого представления состоит в том, что оно преувеличивает степень зависимости социальной интеграции от общих ценностей и преуменьшает значение политической или экономической власти (см. также Сверхсоциализированная концепция человека; Теория конфликта). Большинство социологов признает возможность существования общества, даже расколотого ценностными разногласиями, причем строгая приверженность преобладающим убеждениям и ценностям часто является скорее целесообразной или прагматической, чем глубоко разделяемой (например, см. Послушание). Таким же образом, однако, многие подтверждают, что чисто экономическая или политическая сила редко составляет единственную основу социальной интеграции (например, служит ненадежной основой политической власти) и что ценности, как правило, играют важную роль (см. Политическая легитимность). Подобно критике функционализма, марксистские теории, постулирующие доминирующую роль идеологии в поддержании социальной власти, также критикуется за чрезмерное выделение роли интериоризированных убеждений и ценностей (см. Тезис о господстве идеологии).

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЦЕННОСТИ
образец, стандарт поведения, оказывающий влияние на выбор между поведенческими альтернативами, который выражается в образах и символах. Аксиология (греч. — ценность) — учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах, видах; раздел философского знания, ориентированного на решение проблемы обоснования общезначимости и теоретического знания, практического нравственного действия.
Ц. соотносятся с культурной, материальной основой общества, представляют собой разделяемые людьми убеждения, нормы поведения, цели, к которым следует стремиться; носят исторический характер; выступают как предметная форма существования социально-политических отношений (относятся к различным политическим объединениям, демографическим, классовым, профессиональным, религиозным группам).
Ц. иерархически организованы, упорядочены, формируются в сложную иерархию, предписывая то, что должно почитаться, уважаться, сохраняться в культуре, но не закрепляться нормативно.
Существуют различные виды Ц.: абсолютные — это Ц., существование которых не подвергается сомнению (жизнь, вера, свобода, справедливость, счастье, красота, здоровье, мир, закон и др.); национальные — Ц., характерные для какой-либо нации; социально-политические — принципы, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты политического процесса (демократия, свобода, тоталитаризм и др.); жизненные — Ц., имеющие отношение к жизни человека (здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование).
Существуют также материальные, культурные, эстетические, этические Ц. В обществе Ц. выполняют определенные функции: регулятивная функция проявляется в направлении поведения и деятельности людей на то, что значимо необходимо; оценочная функция выражается в том, что Ц. выступают эталоном оценивания; функция согласия способствует реализации общей направленности людей на установление одобряемых всеми отношений; функция упорядочивания индивидуальных фактических Ц. проявляется в подчинении Ц. меньшей степени общезначимости Ц. большей степени общезначимости; проективная функция фиксирует образ будущих отношений человека, представляющихся ему необходимыми и значимыми; функция разрешения противоречий обеспечивает избегание или разрешение определенных противоречий; функция смыслополагания придает смысл жизни человеку.
С.А. Анисимова
Лит.: Миронов В.В., Иванов А.В. Философия: Гносеология и аксиология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015; Скворцов А.А. Этика: Учебник. М.: Юрайт, 2015; Этика: Учебник / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Юрайт, 2015.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Ценности
культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Это также убеждение в том, что нечто является хорошим и желаемым. Ценности – это то, что важно, к чему стоит стремиться.
Вся социальная работа строится на системе ценностей. Это не просто техническая деятельность в моральном вакууме; ее цели и задачи подвержены влиянию взглядов людей на общественное устройство и регуляцию социальных взаимоотношений. Ценности бывают личные и политические.
Работники в сфере социального обеспечения имеют широкий спектр взглядов и установок. В одной бригаде могут работать, например, противники капиталистического общественного устройства и те, кто считает корнем всех бед неадекватную социализацию детей в семье. При анализе ситуации видятся разные проблемы и способы их разрешения (скажем, равный доступ к общественным ресурсам или же неизбежность и даже желательность социального неравенства), разные пути преодоления последствий (например, способы наказания преступников). Тем не менее социальные работники создают систему ценностей, приемлемую для большинства специалистов. В качестве принципов системы можно назвать преодоление всех форм негативной ДИСКРИМИНАЦИИ; осознание принципиального сходства между классовой, расовой, тендерной дискриминацией; противодействие стигматизации и дискриминации на основании бедности, возраста, инвалидности, религиозных убеждений; признание фактов индивидуального и институционного расизма, борьба с ними; понимание тендерных вопросов и антисексизм в практике социальной работы; осознание потребности и поощрение антидискриминационной политики.
Как правило, все специалисты готовы согласиться с перечисленными выше руководящими принципами социальной работы, однако вопросы антисексистской практики вызывают разногласия. Например, в чем состоит цель антисексизма: в достижении полного равенства между мужчинами и женщинами или в чем-то более реалистичном? Сходным образом в отношении стратегий борьбы с бедностью: какого рода структурное неравенство мы готовы терпеть в обществе? Даже если прийти к соглашению по вышеперечисленным вопросам, связанным с системой ценностей, трудно себе представить практические следствия для выбора целей и поведения социальных работников.
На текущем уровне организации социальной работы и социального обеспечения должны соблюдать моральные принципы относительно взаимоотношений работника с КЛИЕНТОМ, в том числе ПРИНЯТИЕ, неосуждающие установки, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ клиента и соблюдение КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ. Все эти руководящие принципы на практике трудно осуществимы. Так, самоопределение клиента ограничено правами других людей; конфиденциальность не всегда можно гарантировать, особенно если речь идет об опасности для другого человека.
Таким образом, ключевыми задачами в сфере социального обеспечения являются: 1) определение своих действительных ценностей и их «подоплеки», анализ их истинной сущности; 2) принятие решения о необходимости их модифицировать или отвергнуть, проанализировать их согласованность и последствия применения; 3) обдумать проблемы, возникающие в результате взаимодействия с людьми – носителями других, в том числе противоположных, ценностей. (См. также ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА.)

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ЦЕННОСТЬ
свойство обществ. предмета удовлетворять определенным потребностям соц. субъекта (человека, группы людей, об-ва); понятие, с помощью к-рого характеризуют соц.-историч. значение для об-ва и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Истоки ценностных отношений - в соц. характере деятельности людей. В качестве объектов такого отношения выступает все многообразие предметно-практич. деятельности и обществ. отношений. Критерии оценки тех или иных явлений в качестве Ц. носят конкретно историч. характер. Ц. служат важным фактором соц. регуляции поведения людей и их отношений. Однако этим не исчерпывается содержание понятия Ц. Если бы всякая потребность субъекта удовлетворялась автоматически, сама по себе, то ценностного отношения возникнуть не могло бы: добро ценится потому, что существует зло; истина выступает как Ц. потому, что существует ложь; прекрасное является Ц. благодаря тому, что существует безобразное; жизнь и здоровье человека ценятся из-за того, что есть смерть и болезни. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает предмет (или способ) ее удовлетворения. Структура Ц.: требования (пожелание, чтобы нечто было осуществлено); оценка соц. явлений (или поступков людей) с т. зр. присущих Ц. критериев (моральных, экономич., политич., эс-тетич. и др.); цели, к-рые сообщают о том, что должно быть, к чему следует стремиться; средства, с помощью к-рых возможно достичь желаемого. Различать и классифицировать Ц. можно по многим критериям: по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые); по субъекту (ценности об-ва, народа, нации, класса, партии, коллектива, индивида); по типу потребностей субъекта (Ц. моральные, экономич., политич., религиозные, медицинские и др.). Ц. выстраиваются в определенную иерархич. систему, к-рая имеет конкретно-историч. смысл и содержание. Поэтому шкала ценностных оценок содержит направленность не только от минимума до максимума, но и от положительного до отрицательного значения Ц. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные Ц. 1. Смысложизненные Ц. (представления о добре и зле, благе, счастье). 2. Универсальные Ц.: а) Ц. витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, право на собственность, правопорядок, охрана прав материнства и детства, качество продуктов и т. д.); б) Ц. демократич. (свобода слова, совести, партий, нац. суверенитет, гарантии соц. равенства и справедливости и т. д.); в) Ц. обществ. признания (трудолюбие, квалификация, соц. положение и др.); г) Ц. межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, терпимость, верность, любовь и др.); д) Ц. личного развития (чувство собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к общечеловеческой культуре, свобода творчества и самореализации, ценности нац. языка и культуры и т. д.). 3. Партикулярные: а) Ц. традиционные (любовь и привязанность к "малой Родине", своему коллективу, семье, равенство имущественного положения, традиционное уважение к лидерам, дисциплина как исполнительность и др.); б) Ц. религиозные (вера в Бога, стремление к абсолютам, дисциплина как добропорядочность и служение Богу и др); в) Ц. урбанистические (личный успех, предприимчивость, соц. мобильность, соревнование в труде и таланте, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни, поиск сферы приложения своих сил и способностей, новых видов жизненных благ и др.). 4. Коллективистские Ц. (взаимопомощь, солидарность, интернационализм, равенство стартовых возможностей, дисциплина как организованность и др.). Филос. проблемы природы Ц. (экономич., политич., нравственных, эстетич. и др.) изучает аксиология (см.). М.Л. Макаревич.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЦЕННОСТЬ
термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Ц. задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Например, Франкл трактовал сами Ц. как смыслы и через них (или "напрямую") как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ц. позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов).
Понятие Ц. играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). В этом отношении Ц., обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего ("данность" с ее ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностно-обоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно Ц. вносят "метафизическое измерение" в мир человеческого бытия - они всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие "пределы" изменчивости, как "последние аргументы", не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. "Метафизичность" Ц. усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и (или) трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений. В силу того, что Ц. непосредственно "не даны" и "не представимы" они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов. Прежде всего - через нормы.
В специальной литературе существуют как традиция противопоставления норм и стоящих за ними Ц., так и традиция сближения Ц. и норм, вплоть до их отождествления (прежде всего с "мягкими" дозволяющими нормами с практически снятым императивом; в этом случае их чаще называют нормами-ориентациями и противопоставляют нормам-регламентациям, иначе - "жестким", т.е. приписывающим или запрещающим нормам с акцентированным императивом). Последняя традиция заметна у Знанецкого , в социологическом функционализме. Фактически с собственно понятием Ц. в социологии (во всяком случае, в "классической") на прикладном уровне, как правило, не работают. С ним без достаточных на то оснований соотносят понятие ценностной ориентации, которое, в свою очередь, конструируют (в конечном счете) из оценок, даваемых индивидами кому-либо или чему-либо. Основная методологичееская нагрузка понятия Ц. в теории социологии (опять же традиционно понимаемой): а) абсорбировать содержания, неформализуемые в основном аппарате теории (например, функционализме) и обнаруживаемые как иманентные в социальных системах; б) служить объяснительным принципом наблюдаемых фактов, противоречащих схеме концепции (например, для объяснения несовпадения реального ролевого поведения с предписываемым). Конструктивность же понятия Ц. в классической социологии связана прежде всего с разработкой типологий Ц. на уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий. В этих случаях Ц. определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (Н.З. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. способностью удовлетворять его потребности (А.А. Ручка) и т.д.
Типологически Ц. разделяются на Ц.-цели, Ц.-средства (инструментальные Ц.), ситуативные Ц. Ц. могут быть: признанными (институциализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают Ц. направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т.д. В "неклассической" социологии, начиная с понимающей социологии, проблема Ц. - одна из центральных. На современном этапе ее развития ценностная проблематика связывается прежде всего с анализом разных типов рациональности и их представленности в коммуникативных и дискурсных практиках социальных субъектов.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
563.58 кб

Социальная ценность семьи как формы бытия человека

Бутаева Марзижат Ахмедовна
В статье рассматриваются вопросы философского осмысления социальной ценности семьи как особой формы бытия человека.
Читать PDF
236.64 кб

Социальная ценность высших чувств студентов будущих учителей

Банникова Д. Я.
Статья посвящена малоизученной проблеме исследования высших чувств студентов. Несмотря на свою актуальность, данная проблематика очень мало представлена в современных научных работах.
Читать PDF
113.44 кб

Социальная ответственность как базовая ценность

Рубин Сергей Николаевич
Предпринятый в статье анализ показывает, что ответственность новой власти за социальную политику оборачивается практикой двойных стандартов.
Читать PDF
90.52 кб

Толерантность как ценность гражданского общества

Жигунова Галина Владимировна
В статье рассматривается толерантность как ценность и норма гражданского общества.
Читать PDF
106.16 кб

Ценность труда и трудовые ценности как фактор профессионального самоопределения личности (на примере

Читать PDF
87.02 кб

Ценность: дискурс богословского и гуманитарного познания

Гневашева Вера Анатольевна
В статье анализируется содержание понятия «ценность» в социологии и системе гуманитарных наук, значимость религиозного фактора в ценностном миропонимании и самоопределении человека.
Читать PDF
160.74 кб

Здоровье ребенка как социальная ценность

Приступа Елена Николаевна
Читать PDF
102.46 кб

Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов

Суетина Наталья Михайловна
Рассматривается сущность ценностей и ценностных ориентаций личности.
Читать PDF
283.80 кб

Семья как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи

Русанова А. А.
Цель: обосновать семью как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи.
Читать PDF
432.95 кб

Социологическая интерпретация понятия «Ценность»

Максименко Александр Александрович
В настоящей статье автор рассматривает становление понятия «ценность» в теориях социологии, а также значение этого понятия в социологии управления.
Читать PDF
133.91 кб

Творчество как ценность личности в условиях становления коммуникативной среды общества

Кравчук Павлина Федосьевна, Боев Евгений Иванович, Килимова Людмила Викторовна
В статье выявляется влияние творчества на изменение ценностей личности в условиях трансформации коммуникативной среды, а также взаимообусловленность коммуникативных и глобализационных процессов.
Читать PDF
253.36 кб

Человек и его ценность в системе социального образования

Дормидонтова Любовь Михайловна
В статье представлен анализ ценности человека в системе социального образования. Определена смыслосодержащая ценность социального образования с позиции объекта и субъекта образования человека.
Читать PDF
0.00 байт

Теоретико-методологические подходы к изучению понятий ценность, ценностные ориентации

Елишев Сергей Олегович
Ценности и ценностные ориентации являются предметом исследования различных социально-гуманитарных дисциплин: философии, социологии, психологии, культурологи и др.
Читать PDF
392.95 кб

Человек и вещь в горизонте стратификации: ценность, образ, метафора

Казакова Валерия Игоревна, Маркова Татьяна Владиславовна
Статья посвящена анализу оппозиции человека и вещи в контексте социальной стратификации. Вещь рассматривается как образ границы, конституирующей социальное пространство.
Читать PDF
298.04 кб

Ценность традиций в социальном становлении личности

Николаева Е. М.
Проблема социального становления личности становится весьма актуальной в эпоху общественно-исторических трансформаций, кардинально меняющих направленность и содержание социализации индивида.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Адаптивная ценность

    (от лат. adaptare приспособлять) - ценность признака для выживания особи в конкретных условиях окружающей среды. Если адаптивная ценность положительна и высока, организм имеет много шансов выжить и ос
  • ЦЕННОСТЬ ДЕТЕЙ

    степень положительного отношения общества, семьи и индивида к детям, к определенному их числу в семье.
  • ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

    Состояние здоровья подростков определяет качество ближайшего репродуктивного, интеллектуального, экономического, социального, политического и культурного потенциала общества. Низкий уровень з
  • ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

    социально значимый элемент социальной системы, указывающий на общечеловеческую, культурную, личностную важность того или иного объекта либо явления. В качестве объекта ценностного отношения мож
  • ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ

    права и свободы человека и гражданина как выражение осознанной необходимости для него следовать нравственным путем своего развития. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда
  • ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ

    особая объективная положительная значимость чего–либо (кого–либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выраж
  • прагматическая ценность перевода

    pragmatic value of translation. - Степень соответствия текста перевода тем задачам, для решения которых был осуществлен процесс перевода.
  • ТРУД КАК ЦЕННОСТЬ

    характеристика значимости труда, его места в системе главных потребностей человека, целей и средств их достижения. Индивидуальные, групповые, обществ, ценностные представления человека включают
  • Престижная ценность

    Престижна цінність. Prestige value. Значение тех или иных предметов культуры (материальных или духовных), которые присваиваются в качестве символов и которые выступают признаками престижа или социально
  • Акмеологические ценности

    ценности, содержание которых связано с устремленностью на формирование механизмов, обеспечивающих достижение высших результатов.
  • Ценности духовные

    ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с положительной их оценкой.
  • ЦЕННОСТИ ГРУППОВЫЕ

    соц и культурные значения определенных явлений групповой жизнедеятельности, выраженные в форме нормативных представлений. Они выступают ориентирами группового поведения. Система Ц.г. формирует
  • Идеологические ценности

    ideological values. - Все то, что связано с идеями, моралью, информацией (например, свобода, демократия, развитие и т.д.) (К. Харский, 2002). Ср. ценности материальные.
  • Иерархия ценностей персонала

    ступени подчинения мотивов, побуждающих работников к эффективной деятельности. В разных странах, организациях и в различные периоды времени иерархия ценностей меняется. По последним данным США,
  • ОТНЕСЕНИЕ К ЦЕННОСТИ

    англ. relation to values; нем. Wertbezug. 1. По Г. Риккерту - принцип связи объектов познания с ценностями, играющий существенную роль в ис-тор. познании, в различении идеографического и номотетического методов. 2.
  • Комплекс ценностей

    Совокупность социальных ценностей речевого или языкового коллектива, реализуемых при выборе социолингвистических переменных.
  • Корпоративные ценности

    компоненты корпоративной культуры, наделяемые особым значением в сознании работников компании и вследствие этого регулирующие их общественное поведение [25, 31].
  • Культурные ценности

    это правила, предметом которых являются цели действия. Они определяют, какие цели являются добропорядочными, достойными, правильными, истинным. Сформулировав это несколько иначе можно сказать, чт
  • ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ

    понятие этики, с помощью к-рого характеризуется значение для об-ва и человека соц.-историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также пробл
  • ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

    Загальнолюдські цінності. Common human values. Система ценностей, которые имеют значение, разделяются и поддерживаются: а) во все времена и всеми народами; б) в определенное историческое время; в) в определе