ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
evolutionism) — см. Эволюционная теория.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Эволюционизм
Еволюціонізм. Evolutionism. Социальнофилософская доктрина, отвергающая социальное значение революций. В социологии эта доктрина называется социал-эволюционизм. См. также Социал-эволюционизм и Эволюция социальная.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Эволюционизм
система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающая всеобщее постепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие. Основной принцип - развитие сложных организмов из предшествующих более простых с течением времени - предполагает описание динамики происходящих во времени изменений и определение ведущих к этому причин.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
от лат. evolu-tio - развертывание) - англ. evolutionism; нем. Evolutionismus. 1. Учение Ч. Дарвина о законах ис-тор. развития органического мира и путях управления развитием организмов. Согласно Э., основными факторами эволюции являются: измен- чивость, наследственность, естественный отбор. 2. Современный Э. - это синтез классического эволюционизма и эволюционной генетики.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
второй по времени считается концепция естественного происхождения. Ее разрабатывали философы и ученые. Ими выдвинуты два источника происхождения человека - из живой и неживой природы. Она ведет свое начало с античного мира (Тита Лукреций Кара -95-51 до н.э.; Аристотель -384 -322 до н.э.). Знания о человеке и животном мире со временем умножались. Свой вклад внесли в теорию эволюционизма Ж-Л де Бюффон, Ж.-Б. Ламарк (1744-1829), К. Линней (1707-78). В 1871г. вышла в свет книга Ч.Дарвина (1809-1882) «Происхождениечеловека и половой подбор». Так, в конце XIX в. Появилась новая научная теория, дарвиновская, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы за существование, выживание сильных особей и видов, наследования лучших черт своих родителей, успешной адаптации к изменяющимся условиям, зарождение трудовых, мыслительных и речевых навыков. Логическим продолжением учения Дарвина явилась трудовая теория антропогенеза Ф.Энгельса. Она изложена в 1873-76гг. и наиболее полно представлена в его статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Основу концепции Ф.Энгельса составляет понятие о труде как первом основном условии всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что труд в известном смысле создал самого человека. Дальнейшее развитие эволюционизм получил в синтетической теории (СТЭ). Она утверждает, что прогрессивное развитие жизни на Земле объясняется генетическим наследованием фенотипических признаков, их случайной изменчивостью и естественным отбором. Конкретное воплощение идеи антропосоциогенеза нашла в созданной советскими антропологами и отчасти археологами «теории двух скачков», согласно которой в эволюции человека существуют два переменных момента: 1) переход от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются питекантропы и неандертальцы; 2) Происшедшая на грани раннего и позднего палеолита, примерно 35-40 тыс.лет назад, смена неандертальцев людьми современного физического типа. Первый перелом означал появление социальных закономерностей, второй - установление их полного и безраздельного господства.

Источник: Глоссарий по биосоциологии

Эволюционизм
влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения на основе идеи эволюции. Социальный Э. развивался такими известными мыслителями, как Аристотель, Дж. Вико, А. Тюрго, Г. Гегель. В классической форме он сложился в XIX в. в работах О. Конта, Г. Спенсера, Ж. Моргана, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса и др. Наиболее широкое распространение получил под влиянием дарвинизма (см. Дарвинизм социальный). Теоретики Э. исходили из универсальности законов развития, действующих в неорганическом, биологическом и социальном мирах. Согласно Спенсеру, социальная эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов — дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции (возникновения новых целостностей). Предметом споров в Э. стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества. Главные возражения вызывал механизм стихийного естественного отбора, который придавал общественному развитию случайный характер, лишал его всякого внутреннего смысла и цели. Поэтому «недарвинистские» теоретики Э. придерживались не дарвиновской идеи естественного отбора, а скорее спенсеровского представления об органическом росте, используя понятие прогресса, телеологической (целенаправленной) эволюции. Эволюция представала как единый, имеющий общую логику процесс раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена. В современных условиях, когда кризис становится лейтмотивом как обыденного сознания, так и социологических теорий, идея эволюции, отождествляемой с прогрессом, утрачивает свои ключевые позиции в социальном мышлении. В существенно измененном виде она продолжает существовать в неоэволюционизме, одной из современных теорий социальных изменений. В ней опять предпринимаются попытки описать механизмы социокультурных изменений по аналогии с дарвиновской моделью случайного изменения и отбора. Ее принципиальная новизна в сравнении с классическим социальным Э. заключается в отрицании детерминизма, целенаправленности, линейности и постепенности социокультурных изменений. Вместо этого в ней большое значение придается случайности, вероятности, открытости эволюционного процесса. Экзогамия и эндогамия — социальные правила заключения брака. Определенные правила, предписывающие браки между партнерами, существуют в любом обществе. Согласно правилам эндогамии, брак возможен только между партнерами, принадлежащими к одной социальной группе (родственной, этнической, классовой, религиозной и т. п.). Правила экзогамии предписывают брак между партнерами, принадлежащими к различным социальным группам (например, запрет кровосмешения — инцеста).

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса, сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин), философии (Д. Дидро, А. Тюрго) и социологии (Конт - , Спенсер - ).
В основе Э. лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте это означало постулирование биологического и психического единства человечества. Из этого положения вытекала концепция однолинейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принадлежностью к различным стадиям исторического прогресса. Целью антропологии объявлялась систематизация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-исторический метод. Он основывался на представлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному. Э. сформировался преимущественно в Великобритании и США, позднее приобрел популярность в большинстве европейских стран.
Общепризнанным лидером британского Э. стал Тайлор, сформулировавший базовые теоретические положения направления и его методологию, в частности, концепцию "пережитков" и периодизацию стадий развития религии. Последней проблемой занимался и Д. Леббок, предложивший более детализированную, чем у Тайлора, схему: от первобытного атеизма через фетишизм, тотемизм и шаманизм к идолопоклонству и антропоморфизму. Еще одним представителем британского Э. - Д. Мак-Ленаном была разработана гипотеза о происхождении брачных отношений, в том числе дано объяснение таких феноменов, как экзогамия, полиандрия, женский счет родства, табу инцеста и т.д. Эта гипотеза была подвергнута критике со стороны крупнейшего представителя американского Э. - Л.Г. Моргана, предложившего собственную периодизацию развития брачно-семейных отношений, а также - наиболее подробную схему развития человеческой культуры, основанную на выделении скачков в развитии технологии. В последней трети 19 в. идеи Э. приобрели большую популярность во Франции (Ш. Летурно), Германии (О. Пешель, Ю. Липперт), России (Ковалевский, Н. Миклуха-Маклай, Н. Харузин). На Беларуси интерпретацией этнографических материалов с позиций методологии Э. занимались М. Довнар-Запольский и А. Богданович.
На рубеже 19-20 вв. Э. постепенно утрачивает позиции ведущего теоретического направления в антропологии. Причиной этого стали предельная схематизация и упрощение концепции культурно-исторического процесса, которая не была подтверждена конкретными этнографическими материалами. В начале 20 в. теории Э. придерживались лишь отдельные исследователи, в том числе Фрезер. Под влиянием разработанной Боасом и его учениками в начале 20 в. концепции культурного релятивизма на несколько десятилетий в антропологии утвердилось крайне негативное отношение к теории раннего Э., преодоленное только в 1960-1970-х в связи с развитием неоэволюционизма в США.
П.В. Терешкович

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм в развитии

Классен Хенри Дж. М.
Читать PDF
0.00 байт

Психологический эволюционизм в ранней американской социологии

Окатов Александр Владимирович
Рассматривается психологический эволюционизм в ранней американской социологии, представленный, главным образом, концепциями Л. Уорда и Ф. Гиддингса.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм в литературе: г. Спенсер и Д. С. Мережковский

Малашонок М. Г.
В статье рассматривается влияние идей основателя эволюционизма Г.Спенсера на складывание мировоззрения Д.С. Мережковского.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм как способ объяснения развития культур

Дулецкая Д.А., Виноградова А.И.
Рассматриваются концептуальные положения эволюционизма и его методологические основания.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм и постэволюционизм как стратегии миропонимания и способы структурирования реальности

Витяев Сергей Михайлович
Эволюционизм и постэволюционизм представлены как две взаимосвязанные стратегии культурогенеза, структурирования повседневного опыта и культурных практик.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм и креационизм: методологические и онтологические основания диалога

Пеньков В. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм и креационизм о происхождении жизни: точки соприкосновения и возможности диалога

Мишенин В. Ю., Пеньков В. Е.
В работе анализируются различные подходы к возникновению жизни, показаны их неполнота и методологические проблемы. Предлагается оригинальная концепция, позволяющая частично разрешить эти проблемы на основе информационного подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Классический эволюционизм как основание постнеклассического знания

Плебанек Ольга Васильевна
Конституирование социального знания в русле принципов классической науки определило пределы его методологических возможностей.
Читать PDF
0.00 байт

Универсальный эволюционизм в поэме Лукреция «о природе вещей»

Даниленко Валерий Петрович
Поэма Лукреция великая книга. В ней подытожено мировоззрение великих универсальных эволюционистов античности Демокрита, Эпикура, Лукреция.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм: от конкуренции к партнерству, от диалектики к аналектике

Ильин В. , Аверьянова Г. , Золотовский Ю. , Ильина Т. , Ромашкин К.
Читать PDF
0.00 байт

Совместимы ли натурализованная эпистемология и эволюционизм?

Храмов А. В.
В статье рассматривается натуралисти ческий подход к решению основной проблемы эпистемологии – поиску обоснованияизнания.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюционизм и когнитивные науки: на пути к эпистемологическому синтезу

Карпенко А. С.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Глобальный эволюционизм

    направление философской мысли, рассматривающее развитие живой и неживой природы в едином эволюционном процессе; человек в таких построениях выступает обычно в качестве венца эволюции.
  • ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

    в социологии одно из направлений в объяснении соц. процессов конца XIX - нач. XX вв., представители к-рого вслед за Г. Спенсером рассматривали развитие об-ва как этап космич. эволюции, в к-рой каждая пос
  • Социальный эволюционизм

    англ. evolutionism, social; нем. Sozialevolutionismus. В различных школах и направлениях - понимание общественного истор. процесса развития как части общего процесса эволюции Космоса, Земли и животного мира. См. ОРГАН
  • ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ

    англ. evolutionism, vulgar; нем. Vulgarevolutionismus. Теория, понимающая развитие только как постепенное, количественное изменение, отрицающая скачкообразные переходы количественных изменений в качественные, роль
  • ЭВОЛЮЦИОНИЗМ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (ЭУ)

    научно-мировоззренческая основа современной картины мира, объединяющая представления о взамодействии трех основных сфер бытия: неживой природы, органического мира и социальной жизни на основе с
  • ЭВОЛЮЦИОНИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

    (от лат. evolutio - развертывание) - совокупность позитивистских концепций прогрессивного развития общества, сложившаяся в XIX - первой половине XX в. (Г. Спенсер. Э. Дюркгейм, М. Ковалевский, А. Радклифф-Бра
  • Социал-эволюционизм

    (от лат. evolutio – развертывание). Соціал-еволюціонізм. Social-evolutionism. Способ объяснения направленности социальных изменений, которые представляются либо в качестве линейных, упорядоченных и прогресси
  • Социальный дарвинизм (эволюционизм)

    Концепция социального развития, опирающаяся на основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Современный С.д. связан с поиском сходства в биологических и социальных процессах, организации и
  • Эволюционист

    человек (исследователь) придерживающийся эволюционных взглядов, отвергающий неизменность мира.
  • Эволюционный креационизм

    неаправление креационизма, не отвергающее возможность эволюции (т.е. изменяемость форм во времени), но утверждающее что начальным толчком к каждому такому изменению и(или) пусковым моментом свего
  • Эволюционное последствие

    явление, которое можно характеризовать как важный и очевидный результат эволюционного процесса.
  • ПРОГРЕСС ЭВОЛЮЦИОННЫЙ

    англ. progress, evolutionary; нем. evolutions Fortschritt. Постоянно возрастающая способность человечества как биол. вида осваивать окружающую среду.
  • Эволюционный ряд

    последовательный ряд форм организмов (ископаемых и(или) современных), направление изменения которых выстраивается в логичную прямую последовательность. При помощи эволюционных рядов устанавлив
  • УНИВЕРСАЛИИ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ

    англ. universals, evolutionary; нем. Universalien, evolutionare. По Т. Парсонсу - десять свойств или процессов, последовательно возникающих в ходе развития и усложнения любых соц. систем независимо от их культ, специфики и
  • ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВСЕОБЩНОСТИ

    evolutionary universals) -определенные Парсонсом (1964) шаги в направлении социального изменения, которые "увеличивают адаптивную способность" человеческих обществ и без которых "дальнейшие важнейшие шаги по
  • ЭВОЛЮЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    evolutionary sociology), социология, подчеркивающая преемственность биол. и социокультурной эволюции. Получила развитие в трудах брит, социолога Уолтера Рансимена, к-рый писал: Нельзя не признать, что любая
  • ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

    см. Теория эволюции, Эволюция.
  • ЗАКОН ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

    англ. law of evolutionary potential; нем. Gesetz vom evolutionaren Potential. В теории эволюции - закон, согласно к-рому, чем более высокоспециализирована некая форма и чем более она приспособлена на данной стадии развития к окр
  • Уровни эволюционного развития

    относительные и в большой тсепени условные понятия используемые для разделения или стуктурирования непрерывного процесса эволюции. Достигнутое на поздем уровне состояние (например, величина пр
  • Эволюционный процесс

    см. Эволюция.