ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ)
англ. society, consumer; нем. Konsumgesellschaft. Современное общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентации и установок. См. ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Общество потребления
характеристика развития общества, особенностями которого являются высокий уровень доходов населения, изменившаяся структура потребления, в которой все большее место занимают расходы на приобретение предметов длительного пользования, отдых, образование, культуру, увеличение свободного времени, индивидуализация моделей потребления, сокращение занятых в сфере материального производства и рост численности занятых интеллектуальной деятельностью, в области управления и т.п. Стиль потребления в большей степени становится признаком

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

общество потребления
концепция У. Ростоу, А. Тоффлера, Ж. Бодрийяр и др., возникшая в американской социологии в середине ХХ века в связи с распространившимися в то время представлениями о возможности за счет экономического роста и технических нововведений обеспечить каждому члену общества высокий уровень потребления и на этой основе утвердить справедливое общественное устройство; вместе с тем, критики концепции, Э. Фромм и др., называют отчуждение сущностной чертой такого общества. - Литература: Ritzer, G. Exploration in the Sociology of Consumption. – L.: Sage, 2001; Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. – М.: Библион-Русская книга, 2003.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Общество потребления
одна из характеристик общества модерна (современного общества), которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления. Это связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления (все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т. п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации, ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которая формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют «экономикой потребителя» (а не производителя), где не предложение формирует спрос, а, напротив, спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
понятие, не имеющее строгого теоретического или прикладного, эмпирического определения. Оформилось в амер. социальной мысли в 40—50-х гг. в связи с массовым распространением представлений о возможности на совр. уровне развития производства обеспечить высокий жизненный уровень каждому члену об-ва. Предпосылкой возникновения О. п. явилось распространение неокейсианства с его упором на проблему спроса, представлений о социальной — а не личной — ответственности за тяжелое материальное положение малоимущих слоев. Индивидуальное потребление тем самым выступило в обществ, сознании важным показателем гуманности и справедливости социального устройства, а недопотребление — как устойчивый признак маргинального. Понимание совр. бурж. об-ва как О. п. отразило усиление процесса монополизации и гос. регулирования экономики, когда все более важной становится роль сбыта потребительских товаров в кач-ве канала извлечения прибыли через рынок, когда интересы экономического господства буржуазии заставляют ее использовать все более широкие социальные слои (в т. ч. рабочий класс, стоимость рабочей силы к-рого возрастает) в кач-ве специфического «инструмента потребления». Обострение проблемы сбыта в условиях все большего раскручивания «потребительской карусели», способствуя распространению представлений о «естественности» высокого уровня массового потребления, стремительно подняло манипуляторскую роль рекламы, края в кач-ве средства убеждения выносит на первый план «престижную» (символическую) ценность приобретаемого товара как показателя устойчивости положения индивида во внутрикорпоративной конкуренции «массового общества». Ориентация индивида на О. п. в превращенной форме воплотила характерную для капитализма «предпринимательскую» установку массового сознания, выступив своего рода компенсацией за утрату «прежней деловой самостоятельности». Представление об О. п. как олицетворении целой экономической эпохи стимулировало реформистские надежды (Дж. Катона, Ростоу, Тоффлер). Его укоренение в социол. обиходе отразило не только эволюционистские взгляды на капитализм, но и образование мощного механизма повседневного разогревания массовых потребительских ожиданий, включающего наряду с рекламой моду и маркетинг. Универсализация О. п. рассматривается как путь уменьшения военно-политической конфронтации в совр. мире (Рисмен). Вместе с тем понятие «О. п.» играет заметную роль и в социол. теориях, критически относящихся к совр. бурж. об-ву. В зап. социологии существует, напр., понимание О. п. как об-ва массового отчуждения — Ж. Бодрияр, П. Гудмен, Фромм; как опоры «властвующей элиты» — Миллс; как формы усиления «рационального характера иррациональности» и способа «одномерной» интеграции трудящихся в «совр. индустриальную цивилизацию» — Маркузе; как формы обеспечения воспроизводства экономических отношений совр. капитализма — Дюверже; как средства самозащиты окостеневших социальных институтов — Горц. О. п. подвергается критике с позиций неоконсерватизма в связи с проблемами кач-ва жизни (Э. Кюнг), объявляется ответственным за бесконтрольное развитие производства, ведущее к разрушению окружающей среды (Г. Брукман, Г. Свобода).

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО
CONSUMER SOCIETY) Этот термин воплощает идею, согласно которой современные общества отличаются тем, что они во все большей степени оказываются организованными вокруг потребления. Характерные черты обществ потребления являются предметом быстро развивающейся и отчасти непоследовательной полемики, в ходе которой обсуждается следующее. (1) Растущее изобилие. У населения западных стран появилось в целом больше денег на потребительские товары, отдых и досуг. (2) Продолжительность рабочего времени уменьшалась с начала ХХ в., оставляя все больше времени для досуга. (3) Идентичность индивидов основывается на их деятельности в качестве потребителей и досуге в той же степени (если не в большей), что и на трудовой деятельности. В обществах возникла потребительская культура (consumer culture). (4) Вследствие эстетизации повседневной жизни, больший интерес вызывают презентация индивидом своего имиджа и конструирование жизненного стиля; при этом как то, так и другое предполагает приобретение различного рода товаров. Потребление этих товаров организуется не вокруг потребности, а вокруг «мечты». (5) Акты потребления, развитие жизненного стиля, приобретение определенных товаров во все большей степени используются в качестве маркеров социальной позиции. Люди используют так называемые «позиционные товары» для демонстрации своего членства в определенных социальных группах, а также для проведения различий между собой и другими людьми. (6) Если ранее, в XIX и ХХ в., основными источниками социальной дифференциации были социальный класс, раса или гендер, то в конце ХХ в. на смену им пришли образцы потребления или потребления различия. (7) В обществах потребления потребители приобретают власть и авторитет за счет производителей, будь то производители товаров или профессионалы, предлагающие определенные услуги, такие, как врачи, учителя или юристы. В некотором отношении экономическая позиция потребителя подменяет его политические права и обязанности — гражданин заменяется потребителем. (8) Все большее число товаров и услуг, а также все большая часть человеческого опыта и аспектов повседневной жизни коммодифицируется (становится товаром) или выставляется на продажу. Рынок распространяется на все сферы жизни, а совершение покупок становится видом досуга. Многие участники полемики об обществе потребления указывают, что социологический анализ чрезмерно сосредоточивался на производстве — опыте и последствиях оплачиваемой работы — и недостаточно на потреблении. Хотя современные общества действительно обладают некоторыми из этих черт, отнюдь не очевидно, что они обладают всеми этими чертами. Также не ясно, каково может быть их значение, и следует ли их приветствовать. Например, утверждалось, что класс, раса и гендер продолжают оставаться одними из наиболее важных источников социальной дифференциации, и что эстетизация повседневной жизни характерна отнюдь не для большинства. Многие авторы сомневаются в том, что общество потребления наделяет потребителей властью, утверждая, что оно представляет собой результат распространения капиталистических ценностей и еще более отдаляет богатых от бедных. См. также: Адорно; Бурдье; Капитализм; Коммодификация; Маркузе; Постмодерн; Постмодернизм; Реклама; Общество изобилия; Франкфуртская школа. Лит.: Lury (1996)

Источник: Социологический словарь

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
общество, которое характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. О. п. возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно меняющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.
Одним из создателей социологической концепции потребления выявляется американский экономист-социолог Т. Веблен. Потребляемые индивидом вещи Т. Веблен рассматривал как символы или показатели статуса потребителя. При массовом производстве товаров, не принадлежащих к числу необходимых, потребление индивида связано не с жизненной потребностью, а с соображениями поддержания или повышения статуса, принадлежности к тому или иному социальному слою. Т. Веблен объявил открытый им «закон демонстративного потребления» фундаментальным законом денежной цивилизации.
В соответствии с этим законом представители каждого социального слоя принимают в качестве своего идеала образ жизни, вошедший в моду в вышестоящем слое, и устремляют свои усилия на то, чтобы не отстать от этого идеала. В русле данного закона развивается и «подставное потребление», характерное для лиц, выполняющих функции обслуживания собственников денежного богатства прямо или косвенно – через религию, систему образования, спорт и др. Такое понимание Т. Вебленом потребления и его роли в социальных отношениях легло в основу создания концепции общества потребления. Основные черты О. п.: 1) рост изобилия, когда население западных стран в состоянии тратить больше денег на потребительские товары, проведение досуга и отпусков; 2) уменьшение продолжительности рабочего времени и увеличение продолжительности досуга; 3) идентификация индивида с практикой потребления в той же мере, что и с трудовой деятельностью; 4) эстетизация повседневной жизни с выработкой человеком собственного жизненного стиля; 5) рассмотрение актов потребления как признака определенной социальной позиции; 6) развитие образцов потребления; 7) приобретение потребителями большей власти и авторитета в обществе, нежели производителями; 8) активная коммодификация (принятие формы товара) человеческого опыта и аспектов повседневной жизни. Среди социологов и общественных деятелей имеются аргументы как в защиту, так и против О. п.
Основные тезисы в защиту состоят в том, что в О. п. производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом; высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учебы, повышения квалификации; потребление способствует снижению социальной напряженности; члены О. п. требуют более высоких экологических стандартов и экологически чистых продуктов, вынуждая производителей создавать их; потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию. В доводах «против О. п.» внимание акцентируется на том, что О. п. существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка; в обществе потребления снижается ответственность отдельного человека (например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя); моральные ценности О. п. отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека, что ведет к деградации людей как личностей, упадку духовной культуры. Хотя некоторые из аргументов «против» вполне реальны, это отнюдь не означает, что все они свойственны О. п. Кроме того, увеличение численности людей, разделяющих ценности О. п., свидетельствует о закономерности развития О. п. в русле научно-технического и социального прогресса.
Лит.: Веблен Т. Теория празного класса. –М., 1984; Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. –2000. –№ 4; Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность. –СПб, 2008; Шавель С. А. и др. Потребление и стабильность общества. –Минск, 2010. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
140.69 кб

Знание в обществе потребления

Новак М.В., Андреева А.М.
В статье содержатся некоторые особенности обыденного знания, производящегося в условиях распространения культуры потребления. Автор относит использование информации, получение знаний к феномену символического потребления.
Читать PDF
100.46 кб

Парадоксы общества потребления

Ильин Алексей Николаевич
В статье раскрываются два характерных для общества потребления парадокса.
Читать PDF
376.26 кб

Реклама в обществе потребления

Оришев Александр Борисович
Важнейшим процессом, превратившим рекламу в социальный институт, стало формирование на Западе так называемого «общества потребления». Если в XIX в.
Читать PDF
120.61 кб

Ретретизм в обществе потребления1

Яковлева Анна Александровна
Предметом статьи является ретретизм как форма сознательного изменения образа и уклада жизни, мотивированная стремлением «уйти» от норм и ценностей общества массового потребления.
Читать PDF
261.94 кб

Феноменология общества потребления

Овруцкий Александр Владимирович
Автором систематизированы предпосылки возникновения общества потребления: массовое производство предметов потребления и торговая революция; изменение структуры ресурсов потребления; урбанизация; секуляризация потребления; появлени
Читать PDF
714.14 кб

Девиантность в обществе потребления

Гилинский Яков Ильич
В статье рассматриваются значимые для криминологии и девиантологии особенности «общества потребления», анализируются криминогенные и девиантогенные факторы консюмеризма и некоторые проявления девиантности (преступность, организова
Читать PDF
381.59 кб

Статус труда в обществе потребления

Ильин Алексей Николаевич
Потребительское общество достаточно многогранное явление, полное осмысление которого требует обращения ко многим областям общественной жизни, в которые проникают потребительские тенденции: образование, экология, политика, аксиосфе
Читать PDF
244.05 кб

Характерные черты общества потребления

Купырина Татьяна Олеговна
Статья посвящена тому, какими чертами наделено современное общество.
Читать PDF
118.71 кб

Политический язык общества потребления

Томбу Дина Вольдемаровна
В статье рассматриваются современные политические практики и особенности политической коммуникации, направленные исключительно на достижение медиаэффекта, а не конструктивного диалога и взаимодействия.
Читать PDF
109.83 кб

Богема в контексте общества потребления

Василюк Ксения Викторовна, Дмитриева Лариса Михайловна
Существенным моментом развития символического потребления является изменение социальной среды, порождаемое символическим потреблением.
Читать PDF
226.47 кб

Массовая культура в обществе потребления

Хагуров Темыр Айтечевич
Глобализация во многом определяет текущие условия социального развития в России и в мире.
Читать PDF
464.52 кб

Метаморфозы науки в обществе потребления

Щелкунов Михаил Дмитриевич
Наука в условиях консюмеризма жертвует дискурсом самоценности истины ради дискурса полезности. Главным заказчиком научных изысканий становится массовый потребитель.
Читать PDF
270.68 кб

Праздные субкультуры общества потребления

Новак М.В.
В статье рассматриваются особенности образа жизни людей в постиндустриальном обществе (обществе потребления).
Читать PDF
290.73 кб

Политические дискурсы общества потребления

Томбу Д.В.
Статья посвящена анализу специфики современных проявлений таких ключевых категорий политики и постполитики, как власть, иерархия, равенство, идентификация, а также осмыслению консюмеристских тенденций развития политической жизни и
Читать PDF
280.43 кб

Свобода и система в «Обществе потребления»

Кармазина Елена Викторовна
В статье анализируются основные теоретические позиции, касающиеся понимания свободы в так называемом «обществе потребления».

Похожие термины:

  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФOНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФOНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ, часть фонда личного потребления социалистич. общества, посредством к-рой гос-во воздействует на формирование структуры доходов и потребления нас. в целях постепен
  • ОБЩЕСТВО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

    понятие, характеризующее особенности производственной и потребительской культуры в совр. об-ве на зрелом этапе его индустриального развития (стадии т.наз. организованного капитализма). В концепц