Символы
все, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Символ
понятие, действие или предмет, заменяющее другое понятие, действие или предмет и выражающее его смысл.
Источник: Социология.
Символ
знак, в котором связь между ним и значением является в большей степени условной, чем естественной [26.– С.237].
Источник: Социология. Словарь.
Символ
обобщенное, закодированное обозначение понятий, действия или предмета, синтетически выражающего его смысл.
Источник: Краткий словарь по социологии
СИМВОЛ
особый знак, предполагающий общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченные значения, связанные с этим объектом.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Символ
symbol). Использование определенных знаков (предметов) для обозначения других, как, например, использование флага, символизирующего нацию, государство.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
СИМВОЛ
понятие, действие или предмет, заменяющее другое понятие, действие или предмет и выражающее его смысл. Духовное и материальное содержание жизни, которое для представителей одной культуры наполнено особым смыслом.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Символ
тип посредника в коммуникации, структура которого "напоминает" структуру того, что выражается с помощью символа. С, обладает свойствами знака, но его условность ограничена содержательным подобием. Удобства, связанные с "наглядностью" содержательности С., используются в организации мыслительных процессов.
Источник: Методологический словарь для управленцев
СИМВОЛ
symbol) - 1. Знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной. 2. Косвенное изображение основного значения, совокупности симптомов и т.д., как, например, в религиозной символике и ритуале или психоанализе (см. также Метонимия; Леви-Стросс).
Помимо крайне важной роли языка в социальной жизни, символическая коммуникация имеет множество проявлений (см. Семиология; Язык тела).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Символ
1. Знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной. 2. Косвенное изображение основного значения, совокупности симптомов и т.д., как, например, в религиозной символике и ритуале или психоанализе. Помимо важной роли языка в социальной жизни, символическая коммуникация имеет множество проявлений [9]. Символы широко применяются в рекламе, на телевидении (например, значки — логотипы телеканалов) и радио (сигналы точного времени, музыкальная заставка к определенной передаче и т.п.).
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
СИМВОЛ
SYMBOL) Символы — это любые жесты, артефакты, знаки или понятия, означающие или выражающие что-либо. Изучение символов имеет важное значение, поскольку они имеют публичный характер, передают общие эмоции, информацию или ощущения и потому могут выполнять определенные функции в отношении социальной сплоченности. Однако символы могут быть и дисфункциональными (см.: Дисфункция), отражая существование социальных конфликтов. Подобно понятию «ритуал» понятие «символ» часто определяется настолько широко, что охватывает всю человеческую культуру. См. также: Дюркгейм; Семиотика; Символический интеракционизм.
Источник: Социологический словарь
СИМВОЛ
от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - англ. symbol; нем. Symbol. 1. Предмет, действие и т. д., служащие условными обозначениями к.-л. образа, значения. 2. То же, что знак. 3. Определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события (флаг, обручальное кольцо, крест и др.). 4. Любой знак, вызывающий одинаковую соц. реакцию, важное средство соц. взаимодействия; функции С. выполняют не только вещи, события, но и вербальные выражения и формы поведения. См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ. 5. В психоанализе и в глубинной психологии - действия, слова, представления и мечты, в к-рых проявляется бессознательное. 6. Опознавательный знак у членов определенных общественных групп, тайного общества. 7. Образ, обладающий многозначностью содержания, замещающий ряд представлений.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
символ
1) предмет или действие, обозначающие какие–либо понятия или идеи; 2) знак, условное обозначение, принятое в науке; 3) в символическом интеракционизме – знак, вызывающий однотипную социальную реакцию, что является основой социального взаимодействия людей; 4) эмблема, опознавательный знак; 5) по Ж. Пиаже – внутреннее личное представление; 6) в психоанализе – образ вытесненного желания; 7) оговорка, «фрейдистская ошибка», представляющая бессознательное желание; 8) эмоциональный симптом (нервозность), выражающий глубоко вытесненный конфликт; 9) знак; подарок на память, сувенир; признак, примета; талон, жетон. - Литература: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995; Гирц К. Насыщенное описание: В поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т. I. Интерпретации культуры. СПб., 1997; Шарков Ф.И. Брендинг и культура организации. М., 2003; Символ // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Символ
(от греч. symbolon – знак, символ). Символ. Symbol. Средство выражения смысла социальных отношений. А поскольку отношения бывают разные (политические, экономические, классовые и т. д.), то и система социальной символики соответственно значительно усложняется. Это дает основание многим социологам, да и не только им, трактовать понятие “символ” весьма широко, отождествляя с ним всю культуру в целом. Следует различать форму и содержание С. По форме им может служить все что угодно (знак, жест, понятие и т. д.), но его содержанием всегда выступает некоторое отношение. С. всегда указывает на что-то такое, что вызывает у определенной группы людей конкретные эмоции. Совокупность таких людей составляет достаточно интегрированную группу, которая придерживается той или иной системы норм и ценностей, идеологии и прочее, выражаемых в определенных С., в чем и заключается их социально-функциональная значимость. С. выполняют и информативную функцию. При помощи системы С. транслируется информация не только в социальном пространстве, но и в социальном времени, создавая основу для самоидентификации тех, кто придерживается данной символической системы. Кроме социально-функционального С. могут иметь и дисфункциональное значение, вызывая негативное отношение тех, кто придерживается иной символики. См. также Альтернативная символика, Символическая концепция культуры и Ценность.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
символ
symbol. - Чувственно воспринимаемый предмет, кодирующий основополагающие для функционирования общества и культуры идеи, идеалы и духовные ценности, сохраняя и транслируя их во внутри- и межкультурных коммуникативных процессах (Ю.П. тен, 2008). В качестве символа могут выступать слова, невербальные средства (жесты, позы, мимика), графические изображения, различные предметы, явления, процессы природной и социальной действительности, а также мифологические существа. Культурная символика выражает архетипы коллективного бессознательного (Carl Gustav Jung, 1935, 1970). Символическая система культуры включает в себя социальные, этнические, мифологические, религиозные, художественные, политические, государственные типы символов. наряду с аккумуляцией социокультурного опыта символы выполняют коммуникативно-информационную функцию. Участники межкультурной коммуникации, как правило, ориентируясь на свою культуру, вкладывают разные значения в символы. например, у древних греков роза — символ красоты, счастья, плодородия; в Древнем Риме роза — знак роскоши и изнеженности, символ триумфа; в раннем христианстве шипы розы обозначали боль, кровь и мученичество. Принципиальное отличие символа от знака заключается в том, что смысл символа не подразумевает прямого указания на денотат. Знак становится символом тогда, когда его употребление предполагает общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченное значение. Символы могут иметь разное значение на уровне объективной или субъективной культуры. например, национальный флаг — символ страны, узнаваемый по цвету и дизайну (объективная культура), в субъективной культуре может быть как предметом гордости, так и предательства. См. коллективное бессознательное, смена символических систем.
Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.